Научная статья на тему 'Опыт работы Герценовского университета по реализации совместных международных образовательных проектов'

Опыт работы Герценовского университета по реализации совместных международных образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Герценовского университета по реализации совместных международных образовательных проектов»

Г. А. Бордовский, ректор С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

ОПЫТ РАБОТЫ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ*

Международная деятельность является неотъемлемым компонентом современной университетской жизни. Чтобы развиваться продуктивно и гармонично, образовательная система должна быть открыта инновациям и достижениям, учитывать систему ценностей и приоритетов, формируемых мировым образовательным сообществом. Присоединение к Болонскому процессу является закономерным этапом развития российской образовательной системы, реализацией ее потребностей. При этом принципиально важным компонентом интернационализации образования является не только усвоение западных ценностей и стандартов, но и внедрение в международный образовательный процесс принципов и достижений российского образования. Открытость инновациям при сохранении лучших традиций — вот что должно стать девизом формирования международной образовательной политики.

Анализируя различные причины интернационализации высшего образования, в качестве наиболее существенных выделим следующие: политические — демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах; экономические — глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда; культурные и идеологические — возрастающая роль международной коммуникации, развивающийся

диалог национальных культур; академические — интернациональный характер научных знаний, универсальная основа образования и научно-исследовательской деятельности, формирование международных стандартов качества; информационные — развитие новых информационных технологий и формирование глобальных коммуникационных сетей.

Интернационализация как основная тенденция развития образования в современном мире становится все более значимым фактором государственной политики и образовательной стратегии. Она включает несколько аспектов: применение сопоставимых стандартов обучения, участие в международной конкуренции, контроль качества образовательных продуктов в соответствии с мировыми критериями.

Участие в процессе интернационализации образования реализуется через международную деятельность университета и является важным ресурсом модернизации образования и внедрения инновационных методов.

Наиболее эффективным механизмом решения задачи интеграции в мировое образовательное пространство является участие в международных образовательных проектах, что предполагает изучение, внедрение, адаптацию современных методических и программных разработок и продвижение собственных инновационных образовательных программ.

* Материалы выступления на международной конференции «Болонский процесс: опыт работы по разработке международных подходов в создании единых образовательных стандартов» (22-26 октября 2007 г., Берлин).

Современный этап развития Герценов-ского университета предусматривает расширение международных связей университета в рамках совместных международных образовательных проектов, способствующих: а) позиционированию университета как международного научно-образовательного центра и повышению значимости реализуемых им задач; б) распространению научно-практических, учебно-методических и инновационных достижений университета, повышению его международного рейтинга и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг; в) разработке принципиально новых учебных планов и открытие новых образовательных программ в соответствии с ведущими мировыми тенденциями современного образования; г) повышению эффективности исследований в области современного образования и внедрению результатов совместных международных проектов в научно-образовательную деятельность университета; д) повышению активности в поиске партнеров и расширению спектра предлагаемых программ в сотрудничестве с международными организациями и научно-образовательными центрами мира; е) разнообразию форм и увеличению масштабов академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава университета; ж) совершенствованию информационной среды, развитию проектно-консалтинговой деятельности, повышению квалификации специалистов в соответствии с требованиями современного международного образовательного сообщества.

Современное развитие международных связей Герценовского университета в рамках межвузовских образовательных проектов вышло на новый качественный уровень. Если для предыдущих этапов реализации международных проектов был характерен единичный, пилотный, пробный характер контактов, случайный выбор тематики и зарубежных партнеров, то сегодня международная деятельность решает масштабные задачи и проблемы

университета, способствует развитию всех сфер его деятельности, позиционирует его как важнейший международный научно-образовательный центр.

Вышеуказанная тенденция отчётливо прослеживается на развитии образовательных контактов, складывающихся в рамках договоров о сотрудничестве с рядом постоянных зарубежных партнеров университета.

В настоящее время РГПУ им. А. И. Герцена имеет 160 договоров о сотрудничестве с научными и образовательными учреждениями из более чем 30 стран Европы, Азии и Америки, стран ближнего зарубежья. Более трети этих договоров не просто фиксируют намерения, а являются основой для активного сотрудничества. Реализация различных проектов в рамках межвузовского сотрудничества — перспективная форма развития и расширения международных связей университета.

За последние годы значительно расширился круг институтов, факультетов и других структурных подразделений университета, вовлеченных в совместную учебно-методическую, образовательную и научную деятельность с различными зарубежными университетами-партнерами.

Анализ международных образовательных проектов Герценовского университета показывает, что они носят как индивидуальный, факультетский, так и общеуниверситетский характер. Средства финансирования формируются из индивидуальных грантов участников, международных организаций и образовательных программ, поддержки партнерских университетов и государственных департаментов как России, так и других стран. Определенное место занимают также средства Герценовского университета.

В настоящее время межвузовские образовательные проекты развиваются в различных формах. Это международные конференции, семинары, летние школы, видеоконференции, практики, двойное руководство диссертационными, дипломными и курсовыми работами, совместные

учебные пособия и образовательные программы, обмен электронными образовательными материалами, преподавательские и студенческие обмены и др.

В соответствии с принципами Болон-ской декларации и в контексте задач, поставленных Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг., повышение эффективности образования будет зависеть, в частности, от создания и реализации инновационных совместных международных образовательных программ, которые уже сейчас начали осуществляться в рамках различных международных проектов.

В 2006 г. Герценовский университет совместно с университетом г. Лейстера (Великобритания) начал реализацию программы повышения квалификации менеджеров образования «Управление образовательными программами», представляющую собой модифицированный модуль (30 кредитов) магистерской программы MSc in Educational Leadership, реализуемой Лейстерским университетом. Программа финансируется за счет гранта Британского совета «Bridge-2», «Bridge-З» и собственных средств РГПУ им. А. И Герцена. В настоящее время в РГПУ обучение по программе прошла пилотная группа из 10 слушателей — руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Условиями реализации программы являлось включение в содержание программы 40% реализуемого университетом Лейстера содержания модуля магистерской программы и 60% материала, учитывающего традиции и особенности российского образования. Все обучение проводится на английском языке. Программа направлена на создание участникам условий: а) для освоения знаний, которые ведут к пониманию того, как управление образовательной программой способствует совершенствованию деятельности образовательного учреждения; б) формирования собственного мнения по отношению к современным концепциям развития школы и управления образовательным

учреждением; в) для освоения аналитического инструментария, применимого в конкретной профессиональной среде;

г) для развития управленческих умений;

д) для определения собственного вклада в руководство образовательным учреждением посредством эффективного управления образовательными программами.

По окончании обучения предусмотрено получение слушателями свидетельства о повышении квалификации РФ и сертификата CPD университета г. Лейстера.

В рамках международного проекта «Развитие рынка труда на благо экономического роста Российской Федерации», направленного на опережающую переподготовку трудовых ресурсов, РГПУ им. А. И. Герцена определен Федеральным агентством по образованию РФ и Шведским агентством международного развития головным вузом по Северо-Западному региону. В 2006 г. университетом заключены договора с Фолькуниверситетом (г. Упсала, Швеция) о создании и реализации совместных программ в сфере дополнительного образования.

Одним из направлений сотрудничества в рамках этого проекта является адаптация и распространение в российской системе образования программы AVE (Advanced Vocational Education), новой модели образования, отвечающей потребностям современного рынка труда и предполагающей тесный контакт образовательного учреждения с бизнес-средой. Основная особенность программы AVE — изначальная ориентация на практику, которую слушатели программ проходят в реально действующей компании (IKEA, Volvo, Skanska, Gustavsberg и др.).

В 2007 г. на базе РГПУ им А. И. Герцена создан Европейский колледж — современный учебный центр, реализующий программы AVE и обеспечивающий интенсивную подготовку преподавателей и координаторов из университетов СевероЗападного и Центрального регионов РФ.

В настоящее время подготовка ведется по следующим направлениям: междуна-

родный маркетинг и управление продажами; проектный менеджмент; событийный менеджмент.

В конце обучения слушатели получают два документа: государственное свидетельство о повышении квалификации и шведский диплом о дополнительном профессиональном образовании, действующий на территории стран ЕС.

Европейский колледж реализует также программу подготовки муниципальных служащих «Управление социально-экономическим развитием территориальных образований» при поддержке Законодательного собрания Ленинградской области, ряд краткосрочных тренингов и семинаров совместно с Торгово-промышленной палатой Санкт-Петербурга и Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли.

В рамках договора о сотрудничестве между РГПУ им А. И. Герцена и университетом немецкой армии г. Мюнхена, являющегося Федеральным оператором Германии по программам повышения квалификации работников образования, с 2006 г. реализуется совместная международная образовательная программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов «Уни-Профи» (университетский профессионал). Основная цель программы — освоение образовательных технологий и подготовка преподавателей к проектированию инновационных образовательных программ. Проект особенно актуален в условиях трансформации роли преподавателя в учебном процессе, смене модели преподавания в высшей школе. В проведении занятий участвуют ведущие специалисты Германии.

Программа является составной частью университетской программы повышения квалификации преподавателей вузов «Дидактика высшей школы: современные образовательные технологии». В конце обучения слушатели получают два документа: государственное свидетельство о повышении квалификации и немецкий сертификат о дополнительном профес-

сиональном образовании, действующий на территории стран ЕС.

Совместно со специалистами университета Сорбонны «Париж 3» (Париж, Франция) и университета Вестминстера (Лондон, Великобритания) в рамках гранта Европейской комиссии ТЕМПУС разрабатывается магистерская программа подготовки специалистов в области устного и письменного перевода, отвечающая современным общеевропейским требованиям. Проект осуществляется в контексте сотрудничества России и ЕС («дорожная карта 4»), и нацелен на пополнение международного сектора российской экономики высокопрофессиональными специалистами в области устного и письменного перевода. Магистерская программа по подготовке специалистов для обеспечения высококачественного устного и письменного перевода отвечает запросам образовательной ситуации, которая сложилась в настоящее время в России. По мере того, как Россия расширяет поле международного сотрудничества с другими странами мира и, в частности, со странами Европейского Союза, возникает все большая потребность в международном общении через международные документы различного уровня, через проведение международных встреч, конференций, конгрессов, выставок и т. д. Вместе с тем возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечить перевод подобных мероприятий, а также профессиональный перевод письменных документов. Растущая потребность в высококвалифицированных устных и письменных переводчиках неоднократно отмечалась заинтересованными службами в России: как государственными организациями, так и представителями частного предпринимательского сектора российской экономики. Программа разрабатывается на основе требований ГОС, европейских критериев оценки качества специалистов, с учетом передового отечественного и европейского опыта в области подготовки переводчиков, и предусматривает создание соответствующей

образовательной среды для обеспечения высокого уровня подготовки: повышение квалификации и переподготовку профессорско-преподавательского состава, подготовка учебно-методических материалов, использование новых технологий и т. п. Содержание и идеология данной магистерской программы находится в соответствии с основными положениями Болон-ского процесса.

В соответствии с договором о сотрудничестве между РГПУ им. А. И. Герцена и университетом «Париж 8» (Франция) в течение последних двух лет ведется активная работа по созданию совместной магистерской программы по психологии «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии». Целевая аудитория этой программы — магистры, обучающиеся по программе «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии» в Герценовском университете, и магистры, обучающиеся по программе «Психология» в Институте дистанционного обучения университета «Париж 8». Результат на выходе: сертификат по итогам обучения по модулю, включенному в магистерскую программу.

Важным аспектом международной деятельности университета является включение в систему международной оценки качества и сертификации совместных международных образовательных программ. В университете работает центр аудита качества образования. На факультете управления была внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 и сертификация в международной сертификационной сети IQNet фирмой Cro Cert (Хорватия). Перспективным направлением деятельности этого Центра станут совместные исследования востребованности рынком труда выпускников различных совместных международных образовательных программ, а также мониторинг оценки качества этих программ самими слушателями.

Особенностью международной деятельности Герценовского университета, отличающей его от других отечественных вузов, является ее органическая включенность в реализацию инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Сегодня в университете имеются необходимые условия для реализации всех мероприятий инновационной образовательной программы в части, касающейся международной деятельности: 1) имеется большой опыт осмысления международной коммуникации и опыт долгосрочного многоаспектного сотрудничества с отдельными странами; 2) продуктивно работают различные центры международного сотрудничества, которые могут служить прообразом и экспериментальной площадкой апробации инновационной международной деятельности; 3) имеются каналы сотрудничества с зарубежными и международными организациями, представляющими широкий спектр интересов; 4) в рамках инновационной образовательной программы предусмотрены интеллектуальные и финансовые ресурсы для разработки модулей, реализующихся посредством международной деятельности; 5) разработана комплексная система зарубежных стажировок, позволяющая реализовать собственные научно-образовательные проекты, всесторонне изучить зарубежный опыт, укрепить существующие и инициировать новые контакты, а также предложить зарубежному образовательному сообществу наш опыт образовательной практики и научных исследований.

Комплекс перечисленных факторов создает все условия для решения проблемы обеспечения инновационного характера международной деятельности университета, которая, в свою очередь, будет способствовать интеграции инновационной системы в международное научно-образовательное пространство в контексте задач Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.