Научная статья на тему 'Развитие международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов'

Развитие международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Материалы заседания Ученого совета 29 июня 2006 года «Развитие международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов»

Т. В. Артемьева,

директор института международных связей

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ УНИВЕРСИТЕТА В РАМКАХ МЕЖВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Международная деятельность является неотъемлемым компонентом современной университетской жизни. Чтобы развиваться продуктивно и гармонично, образовательная система должна быть открыта инновациям и достижениям, учитывать систему ценностей и приоритетов, формируемых мировым образовательным сообществом. Присоединение к Болонскому процессу является закономерным этапом развития российской образовательной системы, реализацией ее потребности. При этом принципиально важным компонентом интернационализации образования является не только усвоение западных ценностей и стандартов, но и внедрение в международный образовательный процесс принципов и достижений российского образования. Открытость инновациям при сохранении лучших традиций — вот что должно стать девизом формирования международной образовательной политики.

В XXI веке образовательная сфера претерпела ряд принципиальных изменений. Это связано с социально-экономической и культурной интеграцией, введением образования в сферу экономики и идеологии, тотальной информатизацией общества и стиранием привычных границ национальных культур. Рост количества вузов, увеличение числа студентов, обучающихся за границей, система трансграничного образования, появление новых форм обучения (таких как виртуальные университеты, обучение по Интернету) делают необходимым пересмотр существующих образовательных институтов и стандартов, создание новых программ регуляции качества образования и схем финансирования. Электронные и виртуальные формы

обучения, интернационализация высшего образования, новые виды дипломов и степеней, коммерциализация преподавания и интерпретация его как формы услуги или даже определенного товара, превращающая образование в самостоятельный сектор экономики, делают необходимым тщательный анализ и пересмотр существующих образовательных систем, введение новых трансгосударственных органов, регулирующих образовательные уровни и стандарты.

Нельзя не отметить определенные блага интернационализации образования:

• расширение образовательных возможностей и привлечение в образовательный процесс новых сил;

• миграция квалифицированной рабочей силы, как следствие академической мобильности студентов и получения ими дипломов международного образца, что делает процесс интернационализации производства цивилизованным и управляемым;

• интернационализация образования, что может позитивно сказаться на системах национального образования, открыть перед ними новые горизонты развития и совершенствования;

• возможность развития новых секторов экономики, связанных с продажей образовательных услуг, что позитивно скажется на состоянии обществ, развивающих этот сектор международного рынка.

Участие в процессе интернационализации образования реализуется через международную деятельность университета и является важным ресурсом модернизации образования и внедрения инновационных методов.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СО TP УД 11 И* Í Г. CT ВО R ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

В процессе подготовки к Ученому совету был проведен мониторинг реализации международных образовательных проектов структурных подразделений университета, что позволило выявить достижения и недостатки в этой работе и получить определенную картину.

В результате анализа отчетов факультетов было выявлено, что современное развитие международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов вышло на новый качественный уровень. Если для предыдущих этапов реализации международных проектов бьы характерен единичный, пилотный, пробный характер контактов, случайный выбор тематики и зарубежных партнеров, то сегодня международная деятельность должна решать масштабные задачи и проблемы университета, способствовать развитию всех сфер его деятельности. позиционировать его как важнейший международный научно-образовательный центр.

В настоящее время межвузовские образовательные проекты развиваются в различных формах. '.Это международные конференции, семинары. летние школы, видеоконференции, практики, двойное руководство диссертационными, дипломными и курсовыми работами, совместные учебные пособия, обмен электронными образовательными материалами, преподавательские и сту денческие обмены и др.

Имя Герценовского университета становится все более узнаваемым брендом в международ-пом научно образовательного сообществе, а сам он - привлекательным местом для презентации новых проектов и идей. Одним из ярких примеров является международный проект «Западные слависты в Герценовском университете» кафедры ЮНЕСКО. В рамках проекта - организация и проведение в РГПУ им. А. И. Герцена лекционных курсов, семинаров, мастер-классов представителей западноевропейских университетов, специалистов по русской литературе и культуре. В работе проекта приняли участие более 20 ученых-филологов ведущих университетов Германии. Венгрии, Польши, Италии, Израиля, Финляндии. Швеции. В 2004 году Герценовским университетом было издано учебное пособие для студентов высших учебных заведений Г. Фарико «Введение в литературоведение». К 15-летию проекта в 2007 году готовится издание научных работ участников проекта.

Ученые Герценовского университета являются авторами международных изданий, членами международных научных обществ и научно-образовательных организаций, ассоциаций вы пускников международных научно-образовательных программ

Важным аспектом международной деятель ности университета является включение в систему международной оценки качества и сертификации образовательных программ. В университете работает центр аудита качества образова ния. На факультете управления была внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 и сертификация в международной сертификационной сети IQNet фирмой С го Cert (Хорватия). Институтом международных связей был проведен анализ международной практики оценки качества работы университетов Европы и США и сформулированы рекомендации для участия нашего университета в международных рейтингах. Магистратура по подготовке специалистов в области контроля качества образовательных программ, открывающаяся на психолого-педагогическом факультете, - пример обновления педагогического образования за счет понимания требования времени и задач, стоящих перед международным Образовательным сообществом.

РГПУ им. Л. И. Герцена в настоящее время имеет 160 договоров с университетами более чем из 30 стран мира Более трети этих договоров не просто фиксируют намерения, а являются основой для активного сотрудничества. Реализация различных проектов в рамках межвузовского сотрудничества — перспективная форма развития и расширения международных связей университета.

Все чаще именно Герценовский университет становится инициатором крупных международных образовательных проектов. Это международные образовательные программы «Bridge-2» и «Bridge-З», международный сетевой проект ЮНЕСКО «Педагогическая сеть: мультикуль-турный диалог», проект Интернет-университета «Республика ученых» и совместных магистерских программ «10 профессий будущего», ряд международных конференций и образовательных семинаров.

Важным критерием международной значимости вуза выступает признание учебных программ в ходе различных конкурсов и образовательных проектов, один из которых Ресурсный Центр учебных программ и курсов, проводимый Центрально-Европейским университетом в Будапеште, с которым активно сотрудничают преподаватели Герценовского университета.

Анализ международных образовательных проектов Герценовского университета показывает, что они носят как индивидуальный, так кафедральный и факультетский характер. Средства финансирования формируются из индиви-

Раз в нт ие м еждуна родпы х связс й уни не рснтста...

дуальных грантов участников, международных организаций и образовательных программ, поддержки партнерских университетов и государственных департаментов как России, гак и других стран. Определенное место занимают также средства студентов и сотрудников Герценовско-го университета.

Очень многое делается международными службами университета по реализации обменных программ. Однако, как было отмечено и докладе ректора на конференции университета по подведению итогов «Программы развития РГПУ им. Л. И. Герцена на 2001-2005 гг.» и выработке новой пятилетней программы 29 декабря 2006 года, международное сотрудничество стало менять свои формы: «Студенческий и преподавательский обмен, научные стажировки стали осуществляться за счет грантов, европейских фондов.. . используются различные формы незатратной академической мобильности».

В университете осваиваются такие формы нсзатратной академической мобильности, как участие в программах институтов перспективных исследований, научных библиотек, международных научно-образовательных программ, получение гравел-грантов для участия в конференциях и образовательных семинарах и др. Зарубежные стажировки дают возможность не голько реализовать научные проекты, но и познакомиться с системой образования разных стран, найти партнеров для выполнения совместных проектов.

Научно-образовательный уровень 1 "ерценов-ского университета сегодня таков, что целью научно-образовательных стажировок и участия в международных мероприятиях должно быть не голько усвоение западного опыта, хотя это всегда полезно, но демонстрация достижений университета. Раз сегодняшний мир предпочитает говорить об образовании в категориях товарно-денежных отношений, следует показать, что и те образовательные услуги, которые может предоставить наш университет, обладают высоким уровнем качества, инновационностью и разно образием.

С целью интернационализации образования и науки в Герценовском университете, формирования инфраструктуры, обеспечивающей учебно-методическую, организационную, информационную поддержку международного сотрудничества, поиска и привлечения иностранных партнеров в 2004 году был создан институт международных связей. Это было своевременным и правильным решением руководства университета.

Серьезная информационно-аналитическая работа, которую проводит институт, позволяет следить за международными программами и проектами, которые предлагаются различными университетами, фондами, международными центрами. Проводятся регулярные встречи с представителями международных организаций и проектов, действующих в России и выделяющих гранты на поддержание образовательных обменов и стажировок. В институте прошли встречи с директорами Датского института культуры. Голландского института, Французского института, представителями Центрально-европейского университета, фондом «Форда», профаммы академических стипендий Института «Открытое общество» и др. Сформированы базы данных по зарубежным организациям международного сотрудничества и мобильности в области высшего образования и науки, фондам, поддерживающим международные про1раммы, институтам перспективных исследований, международным программам сравнительных исследований в области образования.

Институт распространяет информацию о международных образовательных и научных проектах, в том числе осуществляет информационные рассылки и выпуск информационного бюллетеня, проводит консультации студентов по вопросам участия в международных образова-тел ы I ых программах.

Несмотря на значительные достижения в области реализации программ международного образовательного сотрудничества, можно отметить значительные возможности совершенствования этого процесса. Так. география международного сотрудничества явно недостаточна. Ее следовало бы расширить за счет стран Балтии, СНГ, а также стран, активно работающих в международном образовательном пространстве. Следовало бы более внимательно от нестись к образовательным программам Франции, Данин, Финляндии, Болгарии, с представительствами которых налажены хорошие отношения. Значительные перспективы имеет сотрудничество с Голландией. Директор Голландского института Людмила Шевалье выступала с презентацией научно-образовательных программ Голландии в нашем университете. Результатом этой встречи стала организация серии семинаров со студентами и аспирантами Голландии, которая пройдет в сентябре-октябре 2006 года на базе института международных связей и факультета философии чеиовека. Важно отметить, что аспиранты из школы интеллектуальной истории имени Хей-зингн Амстердамского университета приедут

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАН И И И НАУКЕ

знакомиться с разработками герценовских ученых в области теории интеллектуальной коммуникации, что, безусловно, позволит нашему университету продвигать свои разработки в международное научно-образовательное пространство. Мы могли бы пойти дальше и предложить голландским студентам ряд инновационных образовательных программ и образовательных мо-чулсй. однако ряд обстоятельств, к числу которых относится невозможность организации систематического чтения лекций на английском языке, откладывает реализацию этой задачи.

Герценовский университет обладает огромным научным и учебно-методическим потенциалом, однако не всегда представляется возможным осуществить его в практике реализации международных образовательных проектов. При этом существуют все условия для того, чтобы это спало возможным в самое ближайшее время. Так, можно сказать, что уже решена проблема информационного дефицита и стала доступна практически любая информация о научно-образовательных центрах мира, международных проектах и программах, в которых могли бы принять участие герценовцы. Сегодня необходимо решить следующую задачу, которая связана с освоением существующих и традиционных для международного академического сообщества норм проектной работы. Одной из принципиальных, но решаемых проблем международного сотрудничества является отсутствие опыта рабо-I ы в международной сфере. Здесь должны работать профессионалы, обеспечивая потребность всех подразделений университета в повышении квалификации и качественных консультациях. Проблема международного академического фанд-райзинга и написания проектов должна быть реализована на общеуниверситетском уровне, как >то сделано в центрах, известных своими успехами в этой области, например, в Европейском университете Санкт-Петербурга, ряде московских вузов. Для этого следует создать ресурсный центр гуманитарных инноваций в научно-образовательной сфере с профессиональными фандрайзерами и грантрайтсрами, способными сопровождать международные проекты, осуществлять регулярные консультации и тренинги. Необходимо организовать подготовку специалистов такого профиля в Герценовском университете, чтобы обеспечить не только потребность нашего вуза, по и предложить потенциальным студентам новую перспе кти внуюспеииальностъ.

Выполнение этой задачи в значительной степени будет обеспечено открытием кафедры теории и практики международного сотрудничества в составе института международных связей. Ин-

ститут разработал и предлагает к включению в учебные планы факультетов университета обучающую модульную программу «Теория и практика международного сотрудничества». Данный модуль призван реализовать основную идею современного образовательного процесса российской высшей школы, а именно: обеспечить иод-готовку квалифицированных специалистов-педагогов и управленцев системой образования, максимально адаптированных к профессиональной деятельности в условиях активно взаимодействующего и стремительно меняющегося современного мира.

Следует отметить, что участие сотрудников в международной деятельности, ведение проектной, в том числе финансовой документации, может тормозиться недостаточным знанием иностранных языков. Институтом дополнительного образования, факультетом иностранных языком и лингвистическим центром университета ведется большая работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в этой области. В этом году открыт набор на курсы не только английского, но немецкого и французского языков. Руководителям подразделений необходимо проконтролировать, чтобы эта возможность не была упущена.

Проектная деятельность на международном уровне должна стать частью работы не только преподавателей, но студентов и аспирантов. Уже с первого курса студент Герценовского университета должен понимать, что он получает образование в одном из признанных научно-образовательных центров и ориентироваться на международные образовательные критерии.

Университетом исчерпаны далеко не все источники международного финансирования. Существует ряд перспективных фондов и образовательных программ, в которых университет мог бы принять участие как на институциональном, так и на индивидуальном уровне. Гак, следует обратить особое внимание на международные конкурсы, объявленные РГНФ и РФФИ, конкурсы ИНО-центра «Межрегиональные исследования в общественных науках», конкурсные проекты Британской академии, гранты Американского совета научных сообществ, образовательные фангы Ротари-клуба, гранты Международной организации по исследованию образования (США), конкурсы конференцион-ного центра фонда Меллона и многие другие. Герценовцам следует чаще выступать активной инициирующей стороной в проектной деятельности, самим искать партнеров и определять тематику проектов.

Новые международные проекты университета

Герценовскому университету следует активнее позиционировать себя в международном научно-образовательном пространстве и учитывать требования международных рейтингов. Для этого следует активнее участвовать в международных научно-образовательных изданиях, организовать выпуск трудов ученых Герценовского университета на английском языке и распространять их в ведущие библиотеки и научно-образовательные центры мира, завершить работу по созданию сайта университета на английском языке. Нужно поддерживать членство профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в международных профессиональных организациях, номинировать своих представителей для участия в международных конкурсах.

Следует подумать о вхождение университета в ряд международных организаций, определяющих стратегию и тактику развития международного образовательного пространства, например, в Ассоциацию европейских университетов, Евразийско-Тихоокеанскую ассоциацию университетов и др.

Таким образом, современное состояние развития международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов в нашем университете отличается значительным

количественным ростом приобретенного опыта, принципиальными качественными изменениями в этой области.

Наиболее эффективным механизмом решения задачи интеграции в мировое образовательное пространство является участие в международных образовательных проектах, что предполагает изучение, внедрение, адаптацию современных методических и программных разработок и продвижение собственных инновационных образовательных программ.

Сегодня в университете созданы необходимые условия для того, чтобы обеспечить успешную реализацию международных связей на базе межвузовских образовательных проектов. К ним относится:

• наличие широкого спектра международных образовательных проектов, их доступность участникам образовательного процесса и поддержка инициатив в этой области;

• наличие информационно-аналитической поддержки и консалтинговой работы;

• активизация исследовательских работ и учебно-методических разработок, посвященных теории и практике международного сотрудничества.

Л. А. Громова,

декан факультета управления

НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТА

В соответствии с принципами Болонского соглашения и в контексте задач, поставленных Программой развития Герценовского университета на 2006-2010 годы, повышение эффективности образования будет зависеть, в частности, от создания и реализации инновационных гармонизированных международных программ. Пока в Санкт-Петербурге не более трех вузов предлагают обучение по программам, прошедшим международную валидацию и дающим право на получение «двойного» диплома: российского и зарубежного.

В этом году к разработке такой программы и подготовке к процедуре валидации приступил наш университет в рамках совместного проекта с университетом Лейстера (Великобритания) по выигранным грантам «В1М§е-2», «В1М§е-3». Проект продлится до 2009 года.

В июне в университете работала английская делегация ведущих специалистов в области управления образованием и управления образовательными программами. В российскую рабочую группу вошли представители двух факультетов: психолого-педагогического и управления.

Совместная работа показала преимущества сотрудничества для повышения эффективности и качества образования через развитие следующих направлений:

• разработка рейтинго-модульного принципа в организации учебного процесса;

• реализация системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе образовательных программ;

• создание междисциплинарных модулей, завершающихся формированием конкретных профессиональных компетенций и возможностью подтвердить их соответствующими сертификатами;

• управление расписанием;

• тестовые процедуры оценки знаний;

• методики обучения лидерству;

• мониторинг образовательных программ и качества образования;

• управление маркетинговыми стратегиями в образовании;

• организация исследований студентов и распространение результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.