Научная статья на тему 'Обновление образовательных программ высшего профессионального образования для обеспечения непрерывного процесса подготовки кадров'

Обновление образовательных программ высшего профессионального образования для обеспечения непрерывного процесса подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Ольга Владимировна

Выступление на конференции, посвященной программе развития РГПУ им. А.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обновление образовательных программ высшего профессионального образования для обеспечения непрерывного процесса подготовки кадров»

О. В. Харитонова,

начальник отдела образовательных стандартов и программ учебно-методического управления

ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Сегодня мы подводим итоги действующей программы развития университета и принимаем новую программу, реализация которой должна обеспечить Герценовскому университету прочную позицию в сфере образования и науки не только в России, но и за рубежом.

Президент РФ Д. А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», определяя основные направления развития общего образования, выделил те условия, которые должны обеспечить качество школьного образования в соответствии с требованиями времени. Среди них особое место занимает кадровый состав школы, а именно, учительский корпус, который собственно и создает основу деятельности школы будущего.

Одним из стратегических направлений новой программы развития Герценовского университета как ведущего вуза страны, осуществляющего подготовку педагогических кадров, является модернизация образовательной деятельности университета. Исходя из этого, перед нами стоит ряд конкретных задач, требующих своего решения. В частности, отсутствует преемственность основных и дополнительных образовательных программ разных ступеней. Одним из путей разрешения этой проблемы, зафиксированного в новой программе развития, является постоянное обновление основных и дополнительных программ в соответствии с требованиями рынка труда. Остановимся на реализации данного направления образовательной деятельности университета более подробно, поскольку именно оно обеспечивает непрерывный процесс подготовки педагогических кадров.

В этом направлении по результатам программы развития на 2006—2010 гг. нам

удалось сделать немало. Это и полный переход всех факультетов и учебных институтов на уровневое образование, и расширение перечня укрупненных групп направлений подготовки, по которым университет ведет образовательную деятельность, и разработка электронных образовательных ресурсов, и увеличение доли преподавателей, прошедших повышение квалификации по проблемам модернизации отечественного образования и реализации идей Болонского процесса, и многое другое. В настоящее время особое внимание уделяется разработке основных образовательных программ нового поколения, а именно: кредитно-модульных образовательных программ с компетентностной методологией, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Эти программы призваны на практике обеспечить нелинейную организацию процесса обучения, академическую мобильность студентов и преподавателей, развитие системы электронного обучения (в том числе дистанционного), усиление роли самостоятельной работы обучающихся за счет создания условий для самостоятельного доступа к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Однако целью образовательной деятельности нашего университета является не только соответствие современным нормативным требованиям подготовки будущего специалиста, но и обеспечение качества университетского образования, позволяющего выпускнику нашего университета быть конкурентоспособным на современном рынке труда. В связи с этим можно предложить несколько мероприятий по обновлению основных и дополнительных

образовательных программ высшего профессионального образования.

1. Анализ состояния и поиск путей привлечения работодателей к разработке и реализации образовательных программ высшего профессионального образования.

Факультетам и учебным институтам необходимо активно привлекать к разработке новых образовательных программ профессиональные сообщества, ассоциации работодателей, причем не только на этапе экспертизы готовой программы, но и на этапе ее проектирования. В соответствии с требованиями стандартов третьего поколения представители работодателей включаются и в разработку стратегии программы, и в оценку качества подготовки студентов. Об этом необходимо помнить и учитывать всем разработчикам программ. Кроме того, в требованиях к условиям реализации основных образовательных программ в части профессионального цикла закреплено, что «к образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций». Поэтому в первую очередь нам необходимо обратить внимание на работодателей, с которыми мы имеем дело, организуя учебные и производственные практики наших студентов, приглашая их председательствовать в государственных аттестационных комиссиях, а также на социальных партнеров нашего университета, факультетов и кафедр. Тем более что у нас накоплен опыт привлечения работодателей и к написанию дипломных проектов студентов в рамках городского конкурса по заданию органов исполнительных государственной власти Санкт-Петербурга, и в проведении совместных научных и практических конференций и семинаров, в том числе и международных.

2. Разработка и реализация международных основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Сегодня Герценовский университет поддерживает договорные отношения с более

чем 150 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями из стран Европы, Азии и Америки. Однако далеко не всегда эти отношения предполагают совместную реализацию образовательных проектов, в том числе открытие совместных образовательных программ. Между тем в целях активизации академической мобильности студентов-герценовцев перспективным направлением обновления основных образовательных программ является открытие программ, позволяющих выдавать двойной диплом, т. е. диплом, признаваемый в России и стране-партнере. В настоящее время открытие таких программ осложняется рядом причин, среди которых необходимость владения иностранным языком как для преподавателей, так и для студентов, дополнительные расходы на мобильность (периоды обучения в университете-партнере), нормативно-правовые вопросы признания двойных дипломов. Тем не менее факультетам и институтам стоит активизировать эту работу, изучить и использовать имеющийся опыт совместных международных образовательных программ (например, опыт факультета управления Лейстерского университета), а также опыт преподавателей нашего университета, работающих в зарубежных университетах. Именно вокруг них как ведущих ученых можно выстраивать узкопрофессиональные магистерские программы или модули этих программ, интересные не только российским, но и иностранным студентам. Развитие программ двойного диплома целесообразно осуществлять как раз на уровне магистратуры, поскольку студенты уже имеют базовую профессиональную подготовку. Кроме того, на уровне магистратуры, при проектировании новых образовательных программ, стоит предусмотреть возможность проведения занятий на одном из иностранных языков, так как в большинстве стандартов третьего поколения в требованиях к основным образовательным программам магистратуры

выделена компетенция, связанная с готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию (или деловое общение) на государственном (русском) и иностранном языках. Тесное международное сотрудничество на базе программ двойного диплома будет способствовать обеспечению экспорта и импорта образовательных услуг, увеличению активности участия студентов и преподавателей Герценовского в международных научно-образовательных проектах, что также является приоритетными задачами новой программы развития.

3. Совершенствование механизмов преемственности основных и дополнительных программ высшего профессионального образования.

Обеспечить вариативность и альтернативность основных образовательных программ, гибкость и динамичность образовательного процесса в университете, его адаптивность к социальным условиям и запросам населения и работодателей, призваны дополнительные образовательные программы. Представляется, что разработчиками некоторых дополнительных программ могли бы выступить и разработчики основных образовательных программ, как специалисты, наиболее глубоко понимающие возможные направления углубления или расширения образовательной подготовки студентов. Так, выпускник-бакалавр зачастую не готов сразу же после получения диплома о высшем образовании работать на некоторых не так давно появившихся должностях. Однако если, имея базовое университетское образование, он освоит дополнительную образовательную программу профессиональной переподготовки, например, «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий», которая сейчас уже готова к открытию, то его не надо будет обучать выполнению профессиональных обязанностей на уровне полученной им дополнительной квалификации. Он сможет выполнять эту работу грамотно и профессионально.

Конечно, к особым видам профессиональной деятельности студент-бакалавр может быть подготовлен в магистратуре за счет углубления исследовательского компонента, направленного на решение научно-исследовательских и прикладных задач в сфере профессиональной деятельности. Однако не каждый бакалавр оказывается подготовленным к реализации научно-исследовательской деятельности, и потому программы дополнительного образования, направленные на формирование социальных и профессиональных компетентно-стей, позволят ему укрепить свои позиции на рынке труда.

Объединив усилия разработчиков основных и дополнительных программ, мы можем разработать постоянно обновляемый набор дополнительных программ, структурированных на основе модульных и дистанционных технологий и способствующих эффективному освоению специалистами профессиональных квалификаций для поэтапной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы могут быть оптимизированы по срокам обучения с основными образовательными программами университета и открыты для всех желающих.

Вообще вопросы сопряжения основных и дополнительных программ требуют особого внимания. Тем более что по проекту приказа Минобрнауки России по направлению «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратура не допускается обучение в форме экстерната. Для нас это означает пересмотр тех программ, которые в соответствии с приказом мы не сможем реализовывать, но которые пользуются большой популярностью у обучающихся. Соответственно, встает вопрос об использовании этого опыта и имеющегося материала либо в модулях основных образовательных программ, либо в дополнительных программах.

4. Разработка перспективных дополнительных образовательных программ подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы общего образования.

Изменения, происходящие в области труда и занятости в нашей стране, обусловливают особое внимание к уровню образования взрослого населения. Согласно одной из задач, сформулированных Президентом РФ Д. А. Медведевым в Послании Федеральному собранию, «... учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны». Убеждена, что мы можем внести вполне определенный вклад в решение этой задачи. Поскольку остро стоит вопрос о разработке на основе инновационных образовательных программ моделей повышения образовательного статуса специалистов, уже обладающих опытом практической деятельности, но не имеющих по тем или иным причинам современного «образовательного фундамента». Эта проблема становится все более масштабной, а ее решение предполагает более широкое толкование модели непрерывного образования, которая включала бы не только профессиональную, но и общеобразовательную составляющую. Так, педагоги школы, уже имеющие опыт работы, оказываются зачастую беспомощны в использовании современной техники и программных продуктов в своей профес-

сиональной деятельности. Тем не менее к учителям предъявляют требования, соответствующие вызовам времени, а именно, умение использовать в обучении современные информационные программы и высокотехнологичные продукты. Герценовский университет уже сейчас готов предложить учителям школ курсы повышения квалификации, программы переподготовки, которые позволят решить эту проблему.

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Обновление основных и дополнительных образовательных программ предусматривает создание широкого спектра образовательных программ и модулей с широким развитием инновационных технологий обучения (дистанционной, проектной и др.), позволяющих получать образование на протяжении всей жизни.

Таким образом, в ходе реализации программы развития на 2011—2015 гг. мы должны решить задачу создания привлекательной и конкурентоспособной системы высшего образования Герценовского университета, ориентированной на решение проблем опережающего развития важнейших направлений образования, науки и экономики.

Н. Ф. Радионова,

директор НИИ непрерывного педагогического образования

ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ УНИВЕРСИТЕТА

Хорошо известно, что становление учителя, особенно в современном мире, процесс сложный. Так, по разным основаниям в этом процессе исследователи выделяют различные этапы (допрофессиональный, профессиональной подготовки, этап профессиональной деятельности). Однако во всех случаях подчеркивается необходимость обеспечения взаимосвязи этапов, их преемственности. Другими словами, это значит, что, опираясь на достижения (образовательные и личностные) будущего учителя в прошлом, важно эффективно по-

могать ему в настоящем, понимая, что оно имеет продолжение в будущем.

Процесс становления учителя всегда дифференцирован, а особенно сейчас, что проявляется и в разнообразии мотивов выбора профессии, и в степени включенности в профессию, и в результатах самой профессиональной деятельности. А это значит, что не может быть одинаковых путей помощи становящемуся учителю. Необходимы разнообразные маршруты его подготовки.

Процесс становления учителя всегда противоречивый. В этом процессе «сталки-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.