Научная статья на тему 'Международное сотрудничество как фактор развития факультета'

Международное сотрудничество как фактор развития факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество как фактор развития факультета»

Одним из механизмов, обеспечивающих развитие международного сотрудничества, являются технологии дистанционного обучения. Традиционным стал курс по страноведению США, который в течение трех лет ведет профессор университета Северной Айовы (США) Труди Иден, объединяя в единую аудиторию студентов УСА, студентов факультета иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена и Московского института стали и сплавов (МИСИС). Постоянное взаимодействие нашей американской коллеги с преподавателями факультета иностранных языков РГПУ и МИСИС позволяет ежегодно модифицировать структуру курса и наполнять его новой проблематикой.

В этом учебном году одной из новых форм взаимодействия между нашими университетами стала совместная разработка курса по межкультурной коммуникации «Культурологические аспекты языка» и его апробация в мае этого года в режиме телеконференций. Такое взаимодействие оказалось взаимовыгодным и продуктивным в плане межкультурного общения, поскольку в единую аудиторию были объединены студенты различной расовой принадлежности, этноса и культуры. Главный предварительный итог проведения такого совместного курса состоит в том, что обе стороны получают опыт интеграции стандартов американского и российского образования и внедрения их в практику, а общение между студентами с различным культурным опытом обеспечивает контекст для преодоления стереотипов по отношению к другой культуре, расе или этносу.

Если этот проект говорит об углублении сотрудничества с УСА, то сотрудничество с Евро-комиссией на уровне Директоратов по устному и письменному переводу, инициированное руководством нашего университета, свидетельствует о расширении наших международных связей. В частности, эта инициатива позволила кафедре перевода наладить сотрудничество в области подготовки устных и письменных переводчиков, как с самими Директоратами, так и с Университетом Вестминстер (Лондон) и Высшей школой переводчиков Е.Б.Т.Т. в Сорбонне (Париж-3). В

результате тесного общения с нашими зарубежными коллегами из этих университетов мы определили ряд областей для сотрудничества: обмен опытом по созданию магистерских программ, обмен студентами, участие преподавателей во вступительных и выпускных экзаменах. Последний пункт уже нашел реальное воплощение. В прошлом учебном году университет Вестминстер обратился к кафедре перевода с просьбой организовать первую часть экзамена на базе кафедры в соответствии с европейскими требованиями для кандидата из России. В этом году к нашему руководству обратился Президент Высшей школы переводчиков Е.Б.1.Т. (Сорбонна, Париж-3) с предложением направить представителей факультета иностранных языков для участия в выпускной экзаменационной комиссии и обсуждения перспектив нашего сотрудничества в контексте Болонского процесса. С этой целью в Сорбонну были делегированы декан факультета иностранных языков и зав. кафедрой перевода. В результате общения с нашими зарубежными коллегами не только был получен неоценимый опыт в области подготовки переводчиков, но и представилась возможность общения с работодателями, которые традиционно присутствуют на выпускных экзаменах Высшей школы переводчиков: в этом году в экзаменационной комиссии принимали участие представители Госдепартамента США и Европарла-мента, старшие переводчики ООН и ЮНЕСКО, известные переводчики-синхронисты, в том числе те переводчики, которые будут обеспечивать переговоры на высшем уровне во время предстоящего саммита в Санкт-Петербурге.

Таким образом, международные проекты оказывают влияние на развитие международной деятельности, а также на образовательный процесс в целом. Однако потенциал этих международных проектов не используется в полной мере. В свете интеграционных процессов, происходящих сегодня в сфере образования, представляется перспективным распространение опыта локальных проектов факультета иностранных языков на другие факультеты для создания совместных взаимовыгодных международных проектов.

В. В. Васильев,

декан факультета химии

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА

Международные контакты являются важным фактором развития факультета, повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов. А проведение совместных исследований

позволяет сотрудникам факультета реально участвовать в международном разделении научного труда и быть на самых передовых позициях в тех разделах химии, которые являются основны-

Международное сотрудничество как фактор развития факультета

ми научными направлениями деятельности кафедр факультета.

Международное сотрудничество на факультете развивается по двум основным направлениям.

1. Инициативные проекты преподавателей и аспирантов (незатратные формы академической мобильности). Продолжительность стажировкок в зарубежных университетах составляет 3-9 месяцев, в течение которых сотрудники факультета выполняют научные исследования (в первую очередь — на аппаратуре, недоступной в России). Финансирование осуществляется принимающей стороной или различными фондами (например, Германской службой академических обменов, советами по научным исследованиям и правительствами Франции и Италии). За последние пять лет в таких проектах приняли участие 7 сотрудников факультета.

Хотелось бы подчеркнуть, что в данной форме международного научного сотрудничества наиболее активное участие принимали сотрудники кафедры неорганической химии.

2. Сотрудничество в рамках межвузовских программ между РГПУ им. А. И. Герцена и Университетом Северной Айовы (США) и Университетом г. Ольденбург (Германия). Сотрудничество с химическим факультетом Университета г. Ольденбург только начинается: успешно завершились семестровые стажировки двух студентов. Сотрудничество же с Университетом Северной Айовы (UNI) успешно развивается в течение 10 лет по нескольким направлениям.

Во-первых, ежегодное обучение трех наших студентов III—IV курсов на химическом факультете UNI в течение весеннего семестра и выполнение экспериментального исследования в ходе летнего семестра. Факультет учитывает полученные студентами кредиты и оценки по таким дисциплинам, как «Биохимия», «Органическая химия», «Физическая химия», «Физико-химические методы исследования». В данном случае реализуется принцип академической мобильности для студентов: наши студенты часть дисциплин изучают в UNI (обычно проявляют себя очень хорошо), а факультет убеждается, что качество их химической подготовки находится на высоком уровне.

Во-вторых, обучение наших выпускников и аспирантов в магистратуре UNI в течение двух лет. Учеба в магистратуре сопровождается выполнением экспериментальной магистерской диссертации, которая составляет часть кандидатской диссертации, защищаемой затем в России. За последние пять лет трое наших аспирантов получили степень магистра химии в UNI. В 2005 году после визита в РГПУ им. А. И. Герце-

на профессора В. Стиглиани такой вид сотрудничества был начат с Образовательным центром энергоресурсов и окружающей среды Университета Северной Айовы.

В-третьих, взаимные обмены преподавателями. Это как ежегодные двухнедельные ознакомительные поездки, так и длительные семестровые стажировки, включающие чтение лекций и проведение совместных исследований. За последние 5 лет UNI посетили 14 преподавателей факультета и 7 преподавателей UNI посетили факультет химии РГПУ им. А. И. Герцена. В таких обменах принимали участие сотрудники всех кафедр факультета и исследования проводились по следующим проектам: кафедра органической химии — «Изучение пространственного строения функционализированных нитроал-кенов методами ЯМР, РСА и с использованием квантово-химических расчетов», кафедра физической и аналитической химии — «Изучение абсорбционных и окислительно-восстановительных процессов на поверхности оксидов», кафедра неорганической химии — «Электрохимический синтез наноструктурированных электропроводящих полимеров». Результатами проведенных исследований стали публикации в ведущих журналах, а также выступления с докладами на международных конференциях.

Важно отметить, что все студенты и аспиранты, принимавшие участие в программах обменов, обучались по специальности «Химия» с дополнительной квалификацией «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Их отличные знания по химии и по иностранному языку позволили им без особых проблем включаться в учебный процесс в зарубежном вузе, а дополнительная квалификация «Переводчик...» по-настоящему помогает нашим лучшим студентам реализовать возможности академической мобильности.

Какие основные проблемы можно отметить? В первую очередь — это односторонний поток студентов на учебу из России в США, хотя совместные исследования показывают, что коллегам из UNI есть чему поучиться у наших преподавателей. Причиной является языковой барьер (американцы не готовы изучать русский для получения образования по химии в России) и уровень лабораторного оборудования и приборов, используемых в учебном процессе. Без достойной лабораторной базы нельзя рассчитывать на приезд к нам на учебу студентов из развитых стран. Факультет с помощью ректората пытается развивать свою материальную базу (открыт новый компьютерный класс, в этом году планируется ввод в строй лаборатории экологической

химии, составлен перспективный план модернизации лабораторий на ближайшие пять лет) и надеется, что с появлением нового, современного оборудования международное сотрудничество будет развиваться еще более эффективно.

Новой формой сотрудничества явилось использование информационных технологий. В октябре 2005 года факультет химии организовал проведение Интернет-конференции (в ре-

жиме on line) с химическим факультетом UNI, в ходе которой профессор А. Тэйтон (США) прочел лекцию по проблемам нанохимии, а студенты и преподаватели факультета химии РГПУ им. А. И. Герцена приняли участие в дискуссии. В дальнейшем планируется организация чтения не отдельных лекций, а совместного курса лекций по проблемам нанохимии и нанотехнологии.

П. В. Румянцева,

доцент кафедры психологии человека

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На психолого-педагогическом факультете ведется обширная международная деятельность, в которой участвуют как отдельные кафедры, так и факультет в целом.

Осуществляется сотрудничество с факультетом социальной работы Политехнической школы г. Тампере (Финляндия) в области социальной работы, в частности работы с семейными проблемами.

В рамках многолетнего научно-практического сотрудничества факультета с Институтом педагогики университета г. Потсдама (Германия) представители кафедры педагогики участвовали в международной конференции в г. Потсдаме в сентябре 2005 года. Темой конференции было обсуждение последствий реформ систем образования восточноевропейских стран, опыт и перспективы. Кафедра социальной педагогики продолжает сотрудничество с Таллиннским университетом (Эстония) и университетом Ювяскюла (Финляндия) в рамках совместного проекта «Ценности образования», а также с организацией поддержки подростков, имеющих социальные проблемы, «Волнолом» (г. Дортмунд, Германия) в рамках совместного проекта «Индивидуальное сопровождение подростка в условиях приемной семьи».

Особое место в международной деятельности факультета занимает взаимодействие с университетом Париж-8, осуществляемое в рамках заключенного между нашими вузами договора, предполагающего осуществление разнообразной учебной, научной и исследовательской деятельности. В ходе реализации данного договора был разработан проект Тешрш-Та818 по созданию совместной международной магистратуры по проблемам психологической безопасности в социальном взаимодействии. В 2006 году планируется представление данного проекта в комиссию Евросоюза. В рамках данного направления проходила и двухмесячная стажировка аспирантов и магистрантов психолого-

педагогического факультета в университете Па-риж-8. В июне 2006 года на базе факультета с успехом прошел первый международный форум «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма». В работе форума, наряду с российскими специалистами, приняли участие более 30 ученых из 14 зарубежных стран (Франция, Бельгия, Германия, Канада, США, Алжир).

В мае 2006 года ряд преподавателей факультета и магистрантов I курса (обучающихся по программе «Психологическая безопасность в социальном взаимодействии») приняли участие в работе международного семинара «Психология культуры и безопасности общества») в г. Лахти (Финляндия), где получили возможность обменяться опытом работы с коллегами из Финляндии, Германии, Эстонии.

В качестве еще одного направления международного сотрудничества необходимо отметить подготовку иностранных специалистов. В аспирантуре факультета проходят обучение более 10 иностранных специалистов. На дневной форме обучения бакалавриата и магистратуры учатся 60 иностранных студентов, основное число которых составляют студенты из Китая. Работа с иностранными студентами на факультете осуществляется в парадигме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и включает в себя ряд мероприятий, направленных на облегчение процесса адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. В частности, в мае 2006 года был проведен психологический тренинг межкультурной коммуникации для студентов-иностранцев I курса.

Как показывает опыт психолого-педагогического факультета, международная деятельность оказывается наиболее эффективной, когда она осуществляется в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенном между РГПУ им. А. И. Герцена, с одной стороны, и зарубеж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.