И. С. Аврамкова,
декан факультета музыки
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА
Процессы глобализации и интернационализации в области образования отмечены активным развитием и качественным изменением международной деятельности в нашем университете.
Факультет музыки обладает полноценным учебно-методическим, творческим и кадровым потенциалом, позволяющим претворить в жизнь различные международные проекты, быть в значительной мере включенным в реализацию программы развития университета в части международной образовательной деятельности.
Творческий потенциал международного сотрудничества распространяется практически на все виды функционирования нашего факультета и отражает его общие, а также специфические черты. Среди них: международные конкурсы, охватывающие различные регионы мира, мастер-классы и гастрольные туры прославленных профессоров, работа преподавателей в жюри фестивалей, чтение лекций в зарубежных университетах и консерваториях, участие в конференциях и других научнопрактических мероприятиях. Весьма об-
ширна география стран-партнеров по тем или иным международным инициативам факультета. В их ряду: Япония, Австрия, Германия, Бельгия, Норвегия, Латвия, Украина, Белоруссия, Китай, Южная Корея, США. В контексте данного выступления отсутствует необходимость в более детальной конкректизации международной деятельности факультета, лишь необходимо констатировать, что она ведется в широкоформатном, многоаспектном режиме.
Особое значение приобретает опыт долгосрочного сотрудничества с отдельными зарубежными вузами. Их список открывает университет Северной Айовы, где в рамках академической мобильности обучаются наши студенты (первые из них отправились в UNI 18 лет назад). Педагоги факультета индивидуально работают с американскими студентами, обучающимися в летней школе по программе «Введение в культуру России».
Обмен преподавателями в формате научно-образовательных стажировок открывает возможность всесторонне изучить зарубежный опыт, укрепить существую-
щие и инициировать новые контакты и, что особенно ценно, — позиционировать факультет как структурное подразделение Герценовского университета, способное предложить образовательные услуги, которые обладают высоким уровнем качества, инновационностью и разнообразием.
В качестве стратегически важного направления международной деятельности факультета необходимо отметить подготовку иностранных специалистов. В бакалавриате и магистратуре обучаются более 60 иностранных, в основном китайских студентов (это число не константно, в прошлом учебном году их было более 100), в аспирантуре факультета проходят обучение по двум специальностям 15 человек, 8 стажируются, 6 иностранных соискателей результативно завершили диссертационные исследования и еще четверо прошли предзащиту.
Не скрою, в работе с иностранными студентами профессорско-преподавательский состав факультета испытывает организационные и профессиональные осложнения. Языковой барьер. К сожалению, недостаточное владение русским языком, особенно на начальном этапе обучения, существенно затрудняет образовательный процесс и адаптационный период. Еще одна проблема связана с отсутствием базовых знаний в рамках теоретико-практических профессиональных дисциплин, которые попросту не преподают в Китае. Соответственно, по профессиональной подготовке студенты из Китая во многом уступают российским. Тем не менее, избирая Герценовский университет, в частности факультет музыки, в качестве объекта своих образовательных интересов, иностранные студенты проявляют готовность формировать и кристаллизовать свои личностные способности и компетенции, проектировать дальнейшую профессиональную карьеру.
Адекватным ответом факультетского сообщества является стратегия опережающих инициатив по созданию условий, благоприятствующих эффективному осу-
ществлению образовательных программ и как следствие — укреплению доверия к университету. Факультетом накоплен значительный опыт в области освоения различных методик и технологий работы с иностранными студентами. В этом году обучающимся по магистерской программе «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании» предложен для изучения модуль «Технологии управления образовательными системами», разработанный и реализуемый в рамках инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий. Учащиеся вовлечены во все программы и проекты, осуществляемые в сфере учебно-воспитательной деятельности факультета, успешно участвуют в конкурсах вокального и инструментального исполнительского мастерства, проводимых кафедрами факультета. Массовым явлением, несомненно, радующим нас, стали победы иностранных студентов на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях (только в последнее время — 25 лауреатских дипломов). Участие иностранных студентов в занятиях вокальных мастер-классов народной артистки СССР Е. В. Образцовой продемонстрировало высочайший уровень их профессиональной подготовки. Особое место в учебном процессе занимают научно-исследовательская деятельность (отдельно издан сборник статей аспирантов и магистров КНР), а также концертная практика (в ряду других — выступление на международном фестивале «Дельфийские игры»).
В 2007 г. (он был объявлен годом Китая в России) и к 10-летию обучения китайских студентов в стенах факультета музыки нами был разработан и реализован полипроект организации юбилейной научно-творческой конференции «Искусство — взаимопонимание — диалог», представляющий собой инновационную форму презентации коллективных и личных достижений иностранных студентов.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В соответствии с логикой учебного процесса был создан, можно сказать, уникальный в России творческий коллектив «Хор китайских студентов», объединивший всех учащихся бакалавриата и магистратуры. Необычайно возросла эффективность взаимодействия с китайским контингентом, существенно улучшился контроль посещаемости, своевременной сдачи зачетов и экзаменов. Куратором хора была проведена работа по составлению адресной базы иностранных студентов, что обеспечило их психологическую защищенность, а также обратную связь с педагогическим коллективом. К дирижерской работе с хором были привлечены лучшие российские студенты, что, несомненно, способствовало созданию некой лаборатории по обмену опытом, воспитанию толерантности, становлению интернационального мышления, установлению дружеских и профессиональных контактов, развитию диалога культур. Хоть и шутливым, но все же отражением реализуемых университетом гуманитарных технологий могут служить законные браки, заключенные между студентами — представителями факультетского российско-китайского сообщества.
Последние годы отмечены активным развитием и качественным наполнением международного сотрудничества.
Но, вместе с тем, наш коллектив смотрит вперед и намечает пути дальнейшего наращивания международной практики.
Прежде всего нам следует активнее позиционировать себя в международном образовательном пространстве посредством участия в научно-образовательных изданиях, конференциях, международных конкурсах и проектах. Актуальной задачей является поиск новых зарубежных партнеров и заключение с ними договоров, на основе которых сотрудничество представляется более эффективным и плодотворным. Необходимо использовать научно-творческий потенциал для создания и, главное, качественного осуществления уникальных, не имеющих аналогов, образовательных программ. Коллектив факультета выражает надежду на пополнение иностранного контингента обучающихся за счет представителей из европейских стран и США. Сегодня мы испытываем потребность в организации неформального центра в целях продвижения бренда РГПУ им. А. И. Герцена, а также консолидации образовательных, творческих, просветительских учреждений, интересующихся судьбами художественного образования и музыкального искусства.