Научная статья на тему 'Международное сотрудничество как фактор развития факультета'

Международное сотрудничество как фактор развития факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБОЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество как фактор развития факультета»

И. С. Аврамкова,

декан факультета музыки

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТА

Процессы глобализации и интернационализации в области образования отмечены активным развитием и качественным изменением международной деятельности в нашем университете.

Факультет музыки обладает полноценным учебно-методическим, творческим и кадровым потенциалом, позволяющим претворить в жизнь различные международные проекты, быть в значительной мере включенным в реализацию программы развития университета в части международной образовательной деятельности.

Творческий потенциал международного сотрудничества распространяется практически на все виды функционирования нашего факультета и отражает его общие, а также специфические черты. Среди них: международные конкурсы, охватывающие различные регионы мира, мастер-классы и гастрольные туры прославленных профессоров, работа преподавателей в жюри фестивалей, чтение лекций в зарубежных университетах и консерваториях, участие в конференциях и других научнопрактических мероприятиях. Весьма об-

ширна география стран-партнеров по тем или иным международным инициативам факультета. В их ряду: Япония, Австрия, Германия, Бельгия, Норвегия, Латвия, Украина, Белоруссия, Китай, Южная Корея, США. В контексте данного выступления отсутствует необходимость в более детальной конкректизации международной деятельности факультета, лишь необходимо констатировать, что она ведется в широкоформатном, многоаспектном режиме.

Особое значение приобретает опыт долгосрочного сотрудничества с отдельными зарубежными вузами. Их список открывает университет Северной Айовы, где в рамках академической мобильности обучаются наши студенты (первые из них отправились в UNI 18 лет назад). Педагоги факультета индивидуально работают с американскими студентами, обучающимися в летней школе по программе «Введение в культуру России».

Обмен преподавателями в формате научно-образовательных стажировок открывает возможность всесторонне изучить зарубежный опыт, укрепить существую-

щие и инициировать новые контакты и, что особенно ценно, — позиционировать факультет как структурное подразделение Герценовского университета, способное предложить образовательные услуги, которые обладают высоким уровнем качества, инновационностью и разнообразием.

В качестве стратегически важного направления международной деятельности факультета необходимо отметить подготовку иностранных специалистов. В бакалавриате и магистратуре обучаются более 60 иностранных, в основном китайских студентов (это число не константно, в прошлом учебном году их было более 100), в аспирантуре факультета проходят обучение по двум специальностям 15 человек, 8 стажируются, 6 иностранных соискателей результативно завершили диссертационные исследования и еще четверо прошли предзащиту.

Не скрою, в работе с иностранными студентами профессорско-преподавательский состав факультета испытывает организационные и профессиональные осложнения. Языковой барьер. К сожалению, недостаточное владение русским языком, особенно на начальном этапе обучения, существенно затрудняет образовательный процесс и адаптационный период. Еще одна проблема связана с отсутствием базовых знаний в рамках теоретико-практических профессиональных дисциплин, которые попросту не преподают в Китае. Соответственно, по профессиональной подготовке студенты из Китая во многом уступают российским. Тем не менее, избирая Герценовский университет, в частности факультет музыки, в качестве объекта своих образовательных интересов, иностранные студенты проявляют готовность формировать и кристаллизовать свои личностные способности и компетенции, проектировать дальнейшую профессиональную карьеру.

Адекватным ответом факультетского сообщества является стратегия опережающих инициатив по созданию условий, благоприятствующих эффективному осу-

ществлению образовательных программ и как следствие — укреплению доверия к университету. Факультетом накоплен значительный опыт в области освоения различных методик и технологий работы с иностранными студентами. В этом году обучающимся по магистерской программе «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании» предложен для изучения модуль «Технологии управления образовательными системами», разработанный и реализуемый в рамках инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий. Учащиеся вовлечены во все программы и проекты, осуществляемые в сфере учебно-воспитательной деятельности факультета, успешно участвуют в конкурсах вокального и инструментального исполнительского мастерства, проводимых кафедрами факультета. Массовым явлением, несомненно, радующим нас, стали победы иностранных студентов на международных и всероссийских конкурсах и фестивалях (только в последнее время — 25 лауреатских дипломов). Участие иностранных студентов в занятиях вокальных мастер-классов народной артистки СССР Е. В. Образцовой продемонстрировало высочайший уровень их профессиональной подготовки. Особое место в учебном процессе занимают научно-исследовательская деятельность (отдельно издан сборник статей аспирантов и магистров КНР), а также концертная практика (в ряду других — выступление на международном фестивале «Дельфийские игры»).

В 2007 г. (он был объявлен годом Китая в России) и к 10-летию обучения китайских студентов в стенах факультета музыки нами был разработан и реализован полипроект организации юбилейной научно-творческой конференции «Искусство — взаимопонимание — диалог», представляющий собой инновационную форму презентации коллективных и личных достижений иностранных студентов.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В соответствии с логикой учебного процесса был создан, можно сказать, уникальный в России творческий коллектив «Хор китайских студентов», объединивший всех учащихся бакалавриата и магистратуры. Необычайно возросла эффективность взаимодействия с китайским контингентом, существенно улучшился контроль посещаемости, своевременной сдачи зачетов и экзаменов. Куратором хора была проведена работа по составлению адресной базы иностранных студентов, что обеспечило их психологическую защищенность, а также обратную связь с педагогическим коллективом. К дирижерской работе с хором были привлечены лучшие российские студенты, что, несомненно, способствовало созданию некой лаборатории по обмену опытом, воспитанию толерантности, становлению интернационального мышления, установлению дружеских и профессиональных контактов, развитию диалога культур. Хоть и шутливым, но все же отражением реализуемых университетом гуманитарных технологий могут служить законные браки, заключенные между студентами — представителями факультетского российско-китайского сообщества.

Последние годы отмечены активным развитием и качественным наполнением международного сотрудничества.

Но, вместе с тем, наш коллектив смотрит вперед и намечает пути дальнейшего наращивания международной практики.

Прежде всего нам следует активнее позиционировать себя в международном образовательном пространстве посредством участия в научно-образовательных изданиях, конференциях, международных конкурсах и проектах. Актуальной задачей является поиск новых зарубежных партнеров и заключение с ними договоров, на основе которых сотрудничество представляется более эффективным и плодотворным. Необходимо использовать научно-творческий потенциал для создания и, главное, качественного осуществления уникальных, не имеющих аналогов, образовательных программ. Коллектив факультета выражает надежду на пополнение иностранного контингента обучающихся за счет представителей из европейских стран и США. Сегодня мы испытываем потребность в организации неформального центра в целях продвижения бренда РГПУ им. А. И. Герцена, а также консолидации образовательных, творческих, просветительских учреждений, интересующихся судьбами художественного образования и музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.