Научная статья на тему 'Отчет ректора Г. А. Бордовского'

Отчет ректора Г. А. Бордовского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет ректора Г. А. Бордовского»

ОТЧЕТ И ВЫБОРЫ РЕКТОРА

Материалы конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена 26 января 2006 года

ОТЧЕТ РЕКТОРА Г. А. БОРДОВСКОГО

Уважаемые коллеги, делегаты конференции!

Всего месяц назад, 29 декабря 2005 го-да, проходила предыдущая конференция, где мы рассматривали итоги выполнения Программы развития университета в 2001-2005 гг., на которой я имел возможность сделать соответствующий доклад. Было отмечено, что концепция развития РГПУ им. А. И. Герцена как современного центра образования, науки и культуры оказалась весьма плодотворной. Созданная на основе этой концепции Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2001-2005 гг. успешно выполнена. В основном достигнуты все ожидаемые результаты.

За последние 5 лет существенно обновилось качество образования обучающихся, которое проявилось в том, что университет демонстрирует высокие рейтинговые показатели; имеет достаточно стабильный процент выпускников, получающих диплом с отличием, а также студентов и аспирантов, которые ежегодно становятся персональными стипендиатами Президента РФ, Правительства РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Ученого совета университета, Благотворительного фонда В. Потанина и др.; сохраняет высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет; выпускает специалистов, которые востребованы на рынке труда.

Возросла продуктивность фундаментальных и прикладных исследований по основным показателям научной деятельности: общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности университета увеличился более чем в 3 раза;

в структуре основных научных направлений проводились исследования по 158 научным темам в рамках 21 отрасли науки (при этом фундаментальный характер носят 133 темы); ученые университета вели разработку инновационных образовательных технологий и форм обучения, мультимедийных учебников и электронных учебно-методических пособий, информационных телекоммуникационных средств; программ подготовки специалистов и

др.

Университет устойчиво сохраняет ведущую роль в образовательно-просве-тительской деятельности в России: создан Университетский образовательный округ, в состав которого вошли образовательные учреждения города и области; УМО по направлениям педагогического образования на базе университета способствовало расширению научно-методических контактов университета как с педагогическими, так и с другими вузами России; открыт и активно действует институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивающий подготовку инновационных педагогических кадров для образовательных учреждений разных видов и типов.

Удалось повысить экономическую эффективность деятельности университета, в результате чего в значительной мере обновлена образовательная и научная среда университета, улучшена его инфраструктура.

Эти и многие другие результаты деятельности университета, о которых шла речь в отчетном докладе, были достигнуты, как отметила конференция, благодаря последовательно реали-

зуемои стратегии, ориентирующем университет на развитие инновационной деятельности, на постоянное повышение квалификации кадрового состава, на обновление учебно-методического обеспечения, материально-техни-ческой базы и информационных технологий, на расширение научных исследований, на организацию воспитательной деятельности в университете, на развитие международного сотрудничества, на модернизацию деятельности фундаментальной библиотеки как информационного и культурно-образовательного центра, на сохранение лидерских позиций в подготовке специалистов.

Подробный анализ основных приоритетов и содержания деятельности вуза был сделан в докладе на конференции 29 декабря 2005 г. Материалы конференции опубликованы и имеются у вас на руках. Это обстоятельство позволяет мне в дополнение к предыдущему отчету сегодня сделать основной акцент на представлении некоторых конкретных результатов развития Гер-ценовского университета за прошедшие пять лет. Для удобства восприятия основные количественные показатели будут представлены на слайдах.

За отчетный период существенно увеличился прием в университет на бюджетную форму обучения (слайд 2).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Количество абитуриентов, поступивших в университет (на бюджетной основе)

□ 2001 □ 2005

Увеличение приема произошло за счет открытия новых, востребованных на рынке труда специальностей. Как эти изменения проходили по разным образовательным программам, показано на слайде 3.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Основные образовательные программы высшего профессионального образования, реализуемые 1} университете

□ по специальностям подготовки

По

Конкретный перечень новых направлений и специальностей представлен на слайде 4. В университете за эти годы открыто 7 новых направлений бакалавриата, 5 — магистратуры и 13 специальностей.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Направления и специальности высшего профессионального

образования, открытые в университете за период 2001-2005 гг

Направления подготовки:

бакалавриат - Информационные системы, Менеджмент, Политология, Социология, Юрисприденция, Прикладная математика и информатика, Религоведение, магистратура - Менеджмент, Психология, Социальная работа, Химия,

Юрисприденция Специальности подготовки:

Государственное и муниципальное управление, Информационные технологии в образовании, Социология, Педагогика и методика дошкольного образования, Перевод и переводоведение, Политология, Маркетинг, Реклама, Теория и методика преподавания иностранных языков и культур, Управление персоналом, Адаптивная физическая культура, Философия, Экология

} а а аи|,

Еще более обогатили образовательные возможности вуза новые профили подготовки бакалавра (слайд 5) — их 28.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Профессионально-образовательные профили подготовки бакалавров по направлениям педагогического образования (2001-2005 гг.)

Естественнонаучное образование: Геология, Естествознание, Безопасность жизнедеятельности. Филологическое образование: Русский язык как неродной и литература, Русский язык и компьютерная лингводидактика, Русская и зарубежная литература, Литература и литературное краеведение,. Литература и литературное редактирование, Родной язык и а, Иностранный язык и п

Социально-экономическое образование: Историческое краеведение.

Педагогика: Физическая культура детей дошкольного возраста, Образование лиц с нарушением

слуха, Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития, Методика дошкольного обучения иностранному языку, Психология и педагогика домашнего образования, Педагогические здоровье сберегающие технологии, Методика обучения иностранному языку в начальной школе, Художественное воспитание и развитие ребенка, Информатикав начальном образовании, Социально-педагогическое сопровождение

младшего ш

Художественное образование: Школьная театральная педагогика, Эстетика и э* ■ 3 £ | воспитание, Дизайникомпьютернаяграфика, Изобразительное искусство, Музыкально-компьютерные технологии, Хореографическое искусство, Декоративно-прикладное иск^с<

Введены новые магистерские программы (слайд 6) — их 42.

11) а

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Магистерские программы, открытые за 2001-2005 гг.

Направления подготовки Количество магистерских программ

Ест ественнонаучное образование 3

Филологическое образование 7

Социально- экономическое образование 5

Педагогика 18

Художественное образование 9

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Рост количества преподавателей университета, имеющих ученые степени

Это привело к качественному изменению спектра предоставляемых вузом профессионально-образовательных программ. В настоящее время в университете ведется обучение по 19 направлениям и 50 профилям, по 47 специальностям высшего профессионального образования, по 57 магистерским программам и 60 программам дополнительного образования.

Вследствие этого существенно вырос контингент студентов университета: с 19993 человек в 2001 году до 24319 человек в 2005 году (обратите внимание на слайд 7).

Очевидно, что эти изменения потребовали расширения профессорско-препо-

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Контингент обучающихся в университете

Важно, что этот рост произошел глав-ным образом за счет увеличения числа молодых докторов и кандидатов наук. Вследствие этого средний возраст преподавателей, как уже отмечалось на прошлой конференции, уменьшился за 5 лет с 58 до 46,5 лет.

Не менее важно и то, что эти изменения сопровождались ростом качества учебной работы, что выразилось, в частности, в достаточно устойчивом росте успеваемости наших студентов (слайд 9), свидетельствующем о повышении заинтересованности студентов в получении качественного образования.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Абсолютная успеваемость студентов с 2001 по 2005 гг. (в %)

К> ■ б Е1 1 .

Ь.... _ » I

щ[ы I |Щ

|М 6 ф I

давательского корпуса и обслуживающего персонала. Так, число преподавательских ставок за этот период выросло с 1414 до 1720. Процент преподавателей с учеными степенями и званиями за последние пять лет увеличился с 63% до 68% (слайд 8).

Развитие университета не могло бы произойти без увеличения учебно-материальной базы и приведения ее в состояние, соответствующее современным требованиям. За 5 лет университет расширил свои площади почти на 20 000 кв. м

и осуществил качественный ремонт 32 тыс. кв. м площадей, нуждающихся в таком ремонте. Перечислить эти объекты невозможно, но важно, что они связаны с обеспечением всех сфер деятельности университета. Это касалось библиотеки, клуба, санатория-профилактория, спортивных центров, филиалов, загородных баз, общежитий, инженерных сетей, производ-

ственных помещений и, конечно, большого числа аудиторий и научных лабораторий. В результате улучшена инфраструктура университета (проведена реконструкция фундаментальной библиотеки, значительно увеличен библиотечный фонд, введен в строй учебно-жилой корпус на Литовском пр., д. 275, корпус на Казанской ул., д. 5, отремонтированы учебные корпуса, столовая, актовые залы и др.; за счет собственных внебюджетных средств университетом приобретены в федеральную собственность с правом оперативного управления здание на Ново-Измайловском пр., д. 5 общей площадью 1450 кв. м. для студенческого общежития и прилегающий земельный участок площадью 0,5 га для отдыха и спортивных занятий студентов).

Все положительные изменения в университете не могли проходить и без постоянной и очень сложной борьбы за увеличение нашего финансирования. Конкретные данные представлены на слайде 10.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Аналитическая справка экономических показателей университета за 2001-2005 гг.

Наименование 2001, тыс. руб. 2002, тыс. руб 2003, тыс. руб 2004, тыс. руб 2005, тыс. руб Отношение 2005 к 2001

Финансирование всего 294 386 481 534 656 207 827 787 1 005 287 3,4

внебюджет 133 580 227 779 299 691 396 464 473 358 3,5

в т.ч. платное обучение 104 896 160 774 213 988 299 195 350 631 3,3

Ремонтные работы 33 902 54 098 44 748 76 719 117 502 3,5

Оборудование 22 318 19 933 35 038 42 231 52 088 2,3

Средняя зарплата 3,515 5,080 5,992 6,793 6,925 2,0

Мат. помощь 57 87 171 285 905 15,7

Расходы на оздоровление студентов 2 825 4 564 3 982 4 402 5 794 2,1

Консолидированный бюджет университета в 2005 году впервые превысил 1 млрд руб. Финансирование различных статей увеличилось за 5 лет от 2 до 15 раз. В результате удалось, в частности, осуществить планомерную финансовую поддержку обучающихся и работающих (внедрена система назначения ежемесячных персональных надбавок профессорско-преподавательскому составу, именные стипендии студентам и др.).

Улучшение финансового положения университета позволило расширить географию учебных практик наших студентов, реализовать новые виды практик, увеличить разнообразие базовых учреждений практик и в целом усилить практическую подготовку молодых специалистов. Регионы, где студенты-герценовцы теперь проходят практику, схематично представлены на слайде 11.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

1. Владивосток 2. Красноярск 3. Петрозаводск 4. Нижний Тагил 5. Москва 6. Великий Новгород 7. Тверская область 8. Карелия -Белое море 9. Кисловодск 10. У^аина (Крым) 11. Финляндия 12. Швеция 13. Норвегия

Здесь не отмечены маршруты поездок студентов по международным обменным программам, которые не были связаны непосредственно с прохождением практики.

Очевидно, что расширение деятельности университета, его рост по различным показателям требовали совершенствования системы управления. Позвольте не останавливаться на структурных изменениях, проведенных за отчетный период, поскольку появление новых факультетов, институтов, центров, кафедр, новых управленческих структур, закрытие изживших себя структурных подразделений находятся на виду всего университета, да и частично об этом говорилось на предыдущей конференции. Коснусь только развития новых методов управления на основе современных информационных технологий.

Так, в 2001-2005 гг. разработаны новые информационные системы на единой базе данных: «учебные планы» — «учебные поручения кафедр» — «нагрузка преподавателей» — «расписание занятий». Схематически эта система представлена на слайде 12.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Информационная схема управления учебным процессом

Факультеты и

Единая база данных

Учебные планы " основных образовательны:

программ_,

Рабочие учебные планы

Объемы учебных поручений -кафедр-

Индивидуальные планы преподавателей

Учебно-методи ческое управление

Диспетчеры

В результате применения информационных систем, представленных на слайде 13, сущест-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

12

венно уменьшился документооборот, оказалось возможным создание и оперативное согласование учебных и рабочих планов, формирование аналитических материалов, автоматическое формирование индивидуальных планов преподавателей, расписания в соответствии с рабочими планами, повышение эффективности использования аудиторного фонда и т. д.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Результаты применения информационных систем:

■ Уменьшение документооборота;

■ Создание и оперативное согласование учебных и рабочих планов;

■ Формирование аналитических справок;

■ Автоматическое формирование индивидуальных планов;

■ Автоматическое формирование расписания в соответствии с рабочими планами;

■ Повышение эффективности использования аудиторного фонда.

Однако работа по применению информационных систем не завершена, и стоит задача на ближайшее время — включение в единую информационно-управленческую сеть университета всех его подразделений. Важно, чтобы этот подход был распространен на другие направления деятельности университета. Динамика автоматизации управления деятельностью университета по годам представлена на слайде 14, который показывает, что темпы этого процесса возрастают.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Автоматизация университета, %

30 25 20 ' 15 10 5 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005

ы

1Ш"

Данные о темпах компьютеризации университета за пять лет представлены на слайде 15, где показан рост количества университетских сайтов.

С 2000 по 2005 год количество сайтов университета увеличилось с четырех до двадцати.

Число компьютеров возросло

с семисот до двух тысяч пятидесяти (слайд 16).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Количество сайтов университета

25 20 15 10 5 0

-

„ п

2000 2001 2002 ™ы 2003 2004 2005

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Количество компьютеров в университете

□ Общее количество

□ в т.ч. В сети Интернет

В среднем по университету на 100 студентов приведенного контингента приходится 10,5 единицы вычислительной техники. По этому аккредитационному показателю мы являемся несомненными лидерами среди педагогических университетов страны. Слайд 17 отражает количество специализированных компьютерных классов, их число достигло 53. Видно, что кривая роста стала проявлять тенденцию к насыщению, что может говорить о том, что основной «голод» в специализированных классах начинает удовлетворяться.

Число мультимедийных проекторов сегодня составляет 40 единиц (количественный рост с 2000 по 2005 гг. представлен на слайде 18). Однако потребность в них по-прежнему еще велика.

15

13

16

Авто матиза ция

14

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Количество компьютерных классов

ШВ

2000 2001 2002 2003 2004 2005

К м м щ1

обучение, на локальной вычислительной сети университета построена сеть передачи данных Сбербанка и многое другое. Но, повторяю, эта работа еще очень далека до завершения.

В текучке рабочих будней редко удается говорить о персональных достижениях наших коллег, особенно с творческих факультетов, поэтому хочется отметить хотя бы несколько фактов. Для примера на слайде 20 представлена впечатляющая география выставочной деятельности преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства за рубежом (персональные выставки преподавателей и студентов проходили на трех континентах: и в Европе, и в Азии, и в Америке).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

География выставочной деятельности преподавателей и студентов

| Финляндия |

! г.Турку, г.Котка, ■ ! г.Лаппинранта и др

': США !

! Университет | ! Северной Айовы ;

Бельгия

г.Сает-Никлас

!1' -

Германия

^.Гамбург, г.Берлин| !г.Штрассбург и др.;

Персональные

выставки преподавателей и студентов

Чехия

г.Прага

КНР

г .Пекин, г.Ченду, г.Чиндау и др.

60

50

, 40

30

20

10

1 7

20

Количество серверов локальной вычислительной сети университета составляет сегодня 20 единиц (слайд 19).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Количество серверов локально-вычислительной сети

25 20 15 10 5 0

в

|>.и 1Й1

2000 2001 2002 2003 2004 2005

На слайде 21 приведены некоторые персональные выставки студентов и преподавателей университета в Российской Федерации. Очень важно, что эти выставки проходили в рамках крупных общегосударственных мероприятий (300-летие Санкт-Петербурга, 60-летие Победы, 300-летие Андреевского флага), а также имели ярко выраженную профессиональную направленность («Дети в творчестве петербургских художников», «Европа в школе» и др.).

Показателем профессионального роста педагогов факультета музыки стало расширение их участия в концертно-фи-лармонической деятельности, победы в творческих конкурсах (слайд 22).

19

Важно, что компьютеризация университета проводится в комплексе с другими направлениями нашего развития. Например, начато построение на локальной вычислительной сети университета цифровой телефонной сети, внедрена технология студийных видеоконференций, ведется работа по активному использованию электронного обучения в образовательной деятельности университета, включая дистантное

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Персональные выставки преподавателей и студентов университета в Российской Федерации (2001-2005 гг.)

Посвященные 300-летию Санкт-Петербурга:

«300 лет Санк-Петербургу», «Молодые художники к 300-летию Санкт-Петербурга», «300 лет Андреевскому флагу» и др.

Посвященные 60-летию Победы - «От авангарда до наших дней», «Ленинград - Петербург, ленинградцы - петербуржцы» и др.

Тематические выставки - «Дети в творчестве Петербургских

художников», «Новые миры итальянской классики», «Из века в век», «Акватория и акварели», «Ковчег», «Европа в школе», «Весенняя палитра России»,«Секреты кукольного мастера»,

а * а 1.

Ш

, «Родные просторы» и др.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

В 2005 году удостоены званий:

лауреата международного конкурса им. Листа (Польша)

- ассистент С.Г.СОЛОВЬЕВ

лауреата международного конкурса Нагойя (Япония)

- ассистент А.Э.ШЕЛУДЬКО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дипломанта III международного конкурса-фестиваля исполнителе1 славянской фортепианной музыки (Украина)

- старший преподаватель Ю.В.БОЛОТОВ

дипломанта Международного конкурса «Искусство и образование XXI века»

- ассистент Т.А.ХАИНОВСКАЯ и др.

I а й п Г. 1 , ,

Помимо творческих выставок и конкурсов, сотрудники университета за этот период участвовали в 8 международных, 6 всероссийских и 2 городских научных выставках и получили целый ряд дипломов и других наград (слайд 23).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Награды сотрудников университета на выставках

ДИПЛОМЫ:

Министерства образования и науки Российской Федерации: «За активное участие в работе Российского образовательного Форума - 2004» и за научную разработку;

Федерального агентства по образованию и оргкомитета выставок

«Образование и карьера - XXI век»: за работу с молодежью и большой вклад в пропаганду образования;

Федерального агентства по образованию и Всероссийского выставочного центра за активное участие в выставках (6); за научные и научно-технические разработки (15);

Комитета по науке и высшей школе Администрации Санк-Петербурга за

вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры; Российского фонда и Московского фонда защиты прав потребителей за активное участие во Всероссийском Форуме «Образовательная среда - 2003»; Лауреата 5 Международной выставки «Школа - 2001» за научную разработку.

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА:

федерального агентства по образованию и Всероссийского выставочного ■ центра за научные разработки.

Вуз укрепил свои позиции как ведущий центр подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Так, в 2001 году у нас работало 26 докторских диссертационных советов по 75 научным специальностям и 2 кандидат-

ских совета по 4 специальностям. В 2005 году после сокращения в стране сети советов в университете функционирует уже 27 докторских советов по 77 специальностям и 3 кандидатских по 7 специальностям. Возросло и число защит: докторских диссертаций с 36 в 2001 году до 47 — в 2005 году и кандидатских соответственно со 166 до 228. Еще раз напомню, что годовой объем финансируемых научных исследований за этот период вырос более чем в 3 раза и достиг в 2005 году почти 60 млн руб.

Рост творческой активности профессоров и преподавателей университета, как и следовало ожидать, сопровождался ростом студенческой активности в различных направлениях деятельности. Студенты участвовали в разработке и реализации таких проектов, как «Студенческий сад», «Диплом — развитию университета», «Студенческий пресс-центр» и др. Они подготовили 2 выпуска путеводителя по Герценовскому университету «Включайся» и 2 номера полностью студенческой газеты «Герценовский колокол». Студенческая команда университета — неоднократный чемпион России и призер международных конкурсов «Студент в свободном предпринимательстве» (слайд 24).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Высокая международная оценка достижений студентов

Студенческая команда 31ГЕ— четырежды чемпион России и победитель международных соревнований на Кубок мира в Канзас-Сити (США), в Лондоне (Великобритания), в Барселоне (Испания), в Торонто (Канада)

Герценовский университет всегда славился своей художественной самодеятельностью, своими театральными студиями. И сегодня достойным продолжением этой традиции является студенческий театр «Ювента» под руководством Виктора Ивановича Николаева. По инициативе театра на базе университета в ноябре 2005 г. прошел Всероссийский фестиваль студенческих театров «Новый взгляд», который имел большой резонанс в театральном мире. Театр «Ювента» стал лауреатом этого фестиваля, который мы хотели бы сделать традиционным.

Растет спортивная активность студентов-герценовцев. Среди наших студентов есть по-

21

22

24

бедители и призеры соревнований самого высокого уровня. Их некоторые достижения представлены на слайде 25.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Спортивная активность студентов

II

л'

В университете более 450 студентов-спортсменов, из них: мастера спорта международного класса - 9 человек; мастера спорта - 53; кандидаты в мастера спорта - 72; спортсмены 1 разряда-93; спортсмены 2 разряда - 167.

Победители спортивных состязаний 2001-2005 гг.

А.Яковлева (художественная гимнастика) - трех^атная золотая медалистка

Всемирных студенческих игр «Универсиада-2003», С.Большакова (легкая атле

- бронзовый призер чемпионата Европы в тройном прыжке, О.Забелинская

(велоспорт) - бронзовый призер чемпионата Европы среди женщин.

Чемпионат РФ по лыжному спорту среди юниоров - Н.Степанов.

Чемпионат России в спринте - В.Двоскин.

Кубок РФ по лыжным гонкам - А.Двоскин, Т.Родионова.

Чемпионаты России и Санкт-Петербурга по лыжным гонкам - О.Лосева,

Ю.Синичкина, М.Гарас, Е.Козлов, А.Сухоруков.

Чемпионат вузов России по каратэ - А.Бошнин.

Чемпионат России и Санкт-Петербурга (дзюдо, аэробика), студенческая лиг Северо-Запада (баскетбол) - женские команды. I ' В

Развивается концертная деятельность студентов. На слайде 26 показаны некоторые данные о признании их мастерства. Только в 2005 г. наши студенты удостоены званий лауреатов и дипломантов многих крупных международных фестивалей, конкурсов и олимпиад.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Концертная деятельность студентов университета

В 2005 году студенты удостоены званий дипломантов и лауреатов многих крупных международных фестивалей, конкурсов и олимпиад

Званиями лауреатов в 2005 году бьши удостоены:

Ю. Семенова, С. Сбитнева, Е. Смолянская, Ф. Гулидов (виолончель), Д. Калинников (альт), А. Васильева (скрипка), Ю. Долинская, К. Шадт, Л. Ким, С. Матвеева (гусли звончатые), А. Цыганов, А. Давыдов, Н. Алексеев

Званиями дипломантов:

Н. Честнова (фортепианный дуэт вместе с педагогом), Т. Земницкая, М. Гордеева, А. Котляренко, С. Курносова (фортепиано), Г. Дивеева, Т. Васильева

Очень важно, что для поддержки творческой и академической активности студентов в университете создана целая система специальных именных и повышенных стипендий, с которой можно ознакомиться на слайде 27. Сложившаяся система позволяет оказать необходимую поддержку талантливым студентам в широком спектре их интересов и достижений.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Количество повышенных стипендий

10 специальных

^ Президента РФ

1

85 повышенных стипендий Ученого совета (200%) 30 специальных стипендий Правительства РФ

/ /

1 стипендия им. Б.Т. Штоколова 1 стипендия им. Е.С. Ляпина

40 специальных стипендий Санк-Петербурга

85 повышенных стипендий Ученого совета (170%) >

24 стипендии им. имп. Марии Федоровны

4 специальных стипендий Республиканского фонда социальной поддержки _населения_

60 стипендий Благотворительного фонда В. Потанина

К11' Ш

ШИа

Можно с уверенностью сказать, что Герце-новский университет не мог бы достичь многих высоких позиций, если бы не выбрал для себя еще в начале 90-х годов инновационный путь развития (слайд 28).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

В 2005 году приказами Минобрнауки РФ Герценовский университет включен в перечень головных вузов РФ, участвующих:

- в реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 гг. по направлению «Проблема качества образования разработки сопоставимых методологий и критериев качества образования»;

- в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц;

- в повышении квалификации и переподготовки кадров в системе высшего профессионального образования.

1*3

Только в 2005 году вуз признан активным участником инновационных процессов, поддерживаемых нашим Министерством. К этому следует также добавить, что Герценовский университет подключен к участию в реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в Северо-Западном федеральном округе. В качестве примера инновационной деятельности университета на слайде 29 представлены данные о развитии в университете новой системы индивидуально-ориентированного обучения. Сегодня новую образовательную технологию (индивидуально-ориентированное обучение в системе зачетных единиц) осваивают уже на 10 факультетах.

27

25

26

Российский государствен

й педагогический университет им. А. И. Герцена

Инновационная деятельность университета

В 2004/2005 учебном году начался эксперимент по индивидуально-ориентированному обучению в системе зачетных единиц.

Всего в эксперименте приняло участие 617 студентов и около 150 преподавателей.

Сегодня в эксперименте принимают участие 10 факультетов: иностранных языков, музыки, психолого-педагогический, русского языка как иностранного, технологии и предпринимательства, управления, физической культуры, филологический, экономики, юридический.

Приверженность университета постоянному совершенствованию своей работы, поиску эффективных путей улучшения качества выпускников вывели его в лидеры целевой подготовки специалистов для различных регионов России (слайд 30).

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

География целевой подготовки специалистов

Северо-Западный Федеральный округ ■--11_/

Респуплика Коми Ненецкий АО, Ленинградская I область

Республика Якутия Чукотский и Корякский АО

Дальневосточный Федеральный округ

РГПУ им. А.И. Герцена

Дальневосточный Федеральный округ

Республика Тыва,

аЕД*'.

Таймырский ..и Эвенкийский А

Дальневосточный Федеральный округ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2005 году целевой прием абитуриентов составил 500 человек, или почти четверть всех первокурсников. 282 договора было заключено с Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и 218 договоров с органами государственной власти и органами местного самоуправления других регионов РФ. Очевидными лидерами являются регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Если к этому прибавить договора о целевой подготовке аспирантов, то можно сказать, что целевые заказы на наших специалистов идут из всех федеральных округов России.

Результаты нашей общей работы позволяют сегодня университету позиционировать себя не только одним из ведущих вузов нашей страны, но и достойно представлять систему российского высшего профессионального образования за рубежом.

Сегодня университет поддерживает договорные отношения более чем со 150 зарубежными партнерами, которых полностью сейчас невозможно перечислить. Назову только крупнейшие структуры, которые финансово и материально поддерживают нашу международную деятельность: ЮНЕСКО, Американские Советы международного образования, Консорциум американских университетов, Американский культурно-информацион-ный центр, Институт «Открытое общество» (фонд Сороса), Британский Совет, Совет министров Северных стран, Институт Гете, Немецкая государственная служба академических обменов, Французский институт, Центр по международным обменам (Финляндия), Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, фонды ФУЛБРАЙТа, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, Европейская комиссия и др.

С финансовым участием международных партнеров в настоящее время в университете активно и плодотворно работают такие структуры, как: Международный институт образовательных инноваций, Учебно-консультационный центр заочного обучения университета г. Хагена (Германия), Ресурсный центр американистики, Центр по изучению португальского языка и культуры, Китайский культурный центр, Центр международного образования «Российские исследования», Культурно-образовательный центр «Фенноскан-дия», Консультационный центр Германской службы академических обменов.

Уважаемые коллеги!

Вероятно, можно сказать, что успех работы любого университета в определенной степени зависит от личной активности ректора, его участия не только в решении внутренних проблем вуза, но и включенности в деятельность общественных и государственных структур, от которых зависит развитие образования в стране, а значит и жизнь вуза.

Для того чтобы не утомлять вас деталями, перечислю только основные виды своей работы вне прямых должностных обязанностей ректора университета.

Помимо хорошо известной в вузе моей работы в качестве председателя Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования и председателя Северо-Западного отделения РАО, в последние 5 лет я исполнял целый ряд других важных и ответственных обязанностей:

29

30

• дважды работал в городском избирательном штабе В. В. Путина по выборам Президента РФ;

• работал также в избирательном штабе В. И. Матвиенко по выборам Губернатора Санкт-Петербурга;

• являюсь заместителем председателя Санкт-Петербургского Совета сторонников партии «Единая Россия»;

• состою членом Российского общественного совета по развитию образования, которое является совещательным органом при Государственной Думе РФ;

• являюсь членом Общественного совета при Губернаторе Санкт-Петербурга;

• являюсь заместителем председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга;

• с 1 января 2006 г. являюсь заместителем председателя рабочей группы при Полномочном представителе Президента РФ в СевероЗападном федеральном округе по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

• являюсь членом Аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ по присуждению ученых званий;

• являюсь членом Комиссии по контролю качества образования при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки;

• являюсь членом стратегического комитета Национального фонда подготовки кадров и ряда других организаций и структур.

Уважаемые делегаты конференции!

В заключение своего краткого отчета я хочу подчеркнуть, что все эти годы я находил понимание и поддержку в своей работе как у своих ближайших сотрудников, так и в коллективе университета в целом. Хочу искренне поблагодарить всех, кто активно работал по решению многочисленных задач, стоявших в эти годы перед университетом, проявлял инициативу, ответственность и профессионализм.

Спасибо за внимание!

ВЫСТУПЛЕНИЯ

Г. В. Елизарова,

декан факультета иностранных языков

Уважаемые делегаты конференции!

Положительно оценивая пятилетний срок руководства нашим университетом Г. А. Бор-довским и перспективы на новое пятилетие, я бы хотела привлечь внимание присутствующих к радикальным изменениям, произошедшим в международном статусе нашего университета. Позвольте остановиться на двух его аспектах, которые представляются самыми существенными.

Первый: 5 лет назад, анализируя международную деятельность, мы говорили о таких ее характеристиках (среди них: системный многоуровневый комплексный характер, интегрирующий различные подразделения университета, изменение позиции и роли наших преподавателей и студентов за рубежом, модификация психологии сотрудничества с зарубежными университетами и другие), которые обеспечивали возможности настоящего прорыва в этой области.

Сегодня можно доказательно констатировать, что прогнозировавшийся прорыв состоялся. Благодаря весьма нетривиальной предста-

вительской, инициативной, посреднической, интегративной работе университетского руководства во главе с ректором, на основе осведомленного предвидения и опережающих действий, РГПУ им. А. И. Герцена сегодня представляет собой не один из многих российских университетов с общинными международными связями, но университет уникальный, вступающий в равноправные партнерские отношения с организациями и учреждениями такого калибра, который 5 лет назад представлялся трудно досягаемым.

В качестве примеров можно привести: организацию всей волонтерской деятельности по переводческому обслуживанию празднования 300-летия Санкт-Петербурга; регулярные контакты и обмен идеями в сфере образования (и не только в ней) с Европейским представительством ЮНЕСКО; совместные проекты с самой большой и авторитетной в мире организацией, занимающейся всесторонним обеспечением протокольных мероприятий Европейского Сообщества — с Генеральным Директоратом Европейской Комиссии, обеспечивающим совме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.