Научная статья на тему 'Учитель - ключевая фигура модернизации образования'

Учитель - ключевая фигура модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / STRATEGY OF DEVELOPMENT / VOCATIONAL EDUCATION / TRAINING AREAS / INFORMATIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Амбарцум Робертович

В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед педагогическим образованием, анализируется опыт организации учебно-воспитательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии, охарактеризованы пути расширения международного сотрудничества, предложены методы социальной поддержки образовательных учреждений и педагогических работников Краснодарского края. Особое внимание уделено проблеме информатизации образования, развитию системы дистанционного обучения, построенной на платформе Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER AS A KEY FIGURE IN MODERNIZATION OF EDUCATION

The article discusses the challenges facing the pedagogical education, examines the experience in the organization of the educational process in Armavir State Pedagogical Academy, characterizes the ways of enhancing international cooperation, proposed methods of social support. Special attention is paid to informatization of education, the development of distant learning based on open-source platform Moodle.

Текст научной работы на тему «Учитель - ключевая фигура модернизации образования»

70

Высшее образование в России • № 4, 2014

А.Р. ГАЛУСТОВ, канд. пед. наук, Учитель - ключевая

^Армавирская государственная фигУРа МОДертМц™

педагогическая академия образования

В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед педагогическим образованием, анализируется опыт организации учебно-воспитательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии, охарактеризованы пути расширения международного сотрудничества, предложены методы социальной поддержки образовательных учреждений и педагогических работников Краснодарского края. Особое внимание уделено проблеме информатизации образования, развитию системы дистанционного обучения, построенной на платформе Moodle.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательные программы, стратегия развития, профессиональное образование, направления подготовки, информатизация образования, учебно-воспитательный процесс

Задача повышения качества образования будущих учителей может быть решена лишь на пути принципиальных изменений в деятельности преподавателя педагогического вуза. Он должен иметь не только достаточный уровень предметно-отраслевой компетентности, но и психологическую установку на активное освоение новых педагогических технологий,использование современных способов профессиональной деятельности. Это существенно повышает интерес студентов к обучению, их активность в аудитории, нацеливая на синтез педагогических, психологических, социальнопедагогических и других теоретических знаний, развивает у них гибкость профессионального мышления, воспитывает творческий подход к решению реальных психолого-педагогических проблем, способствует расширению социального кругозора.

Армавирская государственная педагогическая академия отсчитывает свою историю как высшее учебное заведение с 1948 года. На сегодня это единственный самостоятельный педагогический вуз Краснодарского края, но главное - это научно-педагогический, методический и культурный центр Кубани, реализующий подготовку педагогов для системы общего и дошкольного образования в рамках семи УГНС по

22 специальностям, 14 направлениям подготовки бакалавриата и шести направлениям магистратуры. Реализуются главным образом педагогические профили подготовки специалистов (около 75% контингента), а также профили, ориентированные на труд в системе «человек - человек» (психология, физическая культура, социальная работа, лингвистика и др.).

Академия в настоящее время осуществляет комплекс мер, необходимых для реализации Указа Президента от 7 мая 2012 г. N 599. Разработанапрограмма стратегического развития на 2012-2016 годы - «Армавирская государственная педагогическая академия - региональный центр развития личностного ресурса субъектов образования», в соответствии с которой выполняются такие проекты, как «Реализация регионального компонента в подготовке и переподготовке специалистов дошкольного образования», «Формирование профессиональных компетенций специалистов в реализации преемственности в дошкольном и начальном общем образовании», «Инклюзивное образование: кадры решают всё»идр.

АГПА - единственный вуз Краснодарского края, ведущий подготовку учителей физики и подготовку бакалавров по направ-

Из жизни вуза

71

лению 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» по программам «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Электроника, радиотехника, связь», «Строительство», «Транспорт», «Экономика и управление ». Средний ежегодный выпуск педагогов профессионального обучения составляет более 100 человек.

Профиль вуза определяет характер его взаимоотношений с базовыми предприятиями, организациями, учреждениями. АГПА имеет устоявшиеся связи с общеобразовательными школами, учреждениями дошкольного образования,специализированными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями среднего профессионального образования, которые выполняют функцию учебно-методических площадок для студентов на производственной (педагогической) практике. Крепнет содружество академии с высшими учебными заведениями, что позволяет усилить теоретическую подготовку обучающихся и активизировать инновационную деятельность студентов в период практики. Каждое лето около 600 студентов-вожатых обеспечивают организацию детского отдыха в здравницах Краснодарского края, школьных летних лагерях, на детских площадках по месту жительства в г. Армавире.

В вузе созданы условия для поиска и поддержки молодых талантов, способствующие вовлечению старшеклассников в предметные олимпиады, творческие фестивали и конкурсы, в работу научных школ, кружков и научно-практических конференций вуза. В АГПА совместно с Центром развития образования г. Армавира проводятся

муниципальные этапы всероссийских предметных олимпиад и краевых олимпиад для школьников. В 2010 и в 2012 гг. Министерством образования и науки Российской Федерации нашему вузу было доверено право проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

АГПА сотрудничает с 50 учебными заведениями и 19 организациями г. Армавира и близлежащих районов. Ведется активная профориентационная работа со школьниками и их родителями. Традиционными стали Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест в крае, Дни открытых дверей, конкурсы профориентационной направленности, профвыезды в школы и ссузы. Большую помощь в их организации и проведении оказывает сайт agpu.net. На протяжении многих лет академия пользуется заслуженной славой у работодателей и востребованностью у абитуриентов.

Одной из важных задач вуза является содействие трудоустройству студентов и выпускников. Авторитет вуза в регионе определяют именно выпускники, работающие по специальности, поэтому мы заинтересованы в их карьерном росте. В 2012 г. у нас был открыт Центр карьеры «Формула

72

Высшее образование в России • № 4, 2014

успеха ». Стало традиционным проведение Недели содействия трудоустройству выпускников с приглашением директоров школ - потенциальных работодателей будущих педагогов. Студенты учатся писать резюме, проходить собеседование.

В связи с внедрением компетентност-ной модели подготовки бакалавра существенно изменились роли всех субъектов образовательного процесса, включая преподавателя вуза и работодателя, организующих и осуществляющих методическое сопровождение практики. Все чаще преподаватель выступает не просто в качестве источника знаний и методиста, осуществляющего консультационно-контрольные функции, а в роли тьютора, модератора, эксперта-консультанта в позиции сопровождения, что позволяет студенту обучаться новым моделям поведения, способствует развитию личности, повышению ответственности. При этом с учетом наработанного положительного опыта сотрудничества с работодателями (образовательными учреждениями) удалось сохранить привычные сроки проведения педагогических практик.

Большую роль в успешном освоении программ практик играет организация соответствующего теоретического обучения. Выходустудентов на летнюю педагогическую практику предшествует изучение практико-ориентированных дисциплин по выбору, относящихся к вариативной части профессионального блока. В рамках реализуемых учебных курсов предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений (директорами школ, опытными учителями), на регулярной основе проводятся мастер-классы специалистов.

В Армавирской государственной педагогической академии получают высшее профессиональное образование более 2 тыс. студентов очной и около 5 тыс. - заочной форм обучения. 65% из них - выпускники сельских школ. Ежегодно до 15% приема осуществляется по целевым направлениям

Министерства образования и науки Краснодарского края. В аспирантуре и докторантуре академии обучаются 74 аспиранта, 32 соискателя и 5 докторантов. Кроме того, около 600 человек получают образовательные услуги на факультете дополнительного профессионального образования. В академию приезжают учиться граждане иностранныхгосударств: Армении, Беларуси, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Наиболее востребованной у иностранных граждан является подготовка по профилю «Русский язык и литература ».

Высокий конкурс среди поступающих на очную формуобучения, наблюдающийся в последние годы, подтверждает востребованность наших выпускников в регионе. Приемная кампания 2013 г. показала, что популярность академии растёт и среди абитуриентов других регионов страны. На места в рамках контрольных цифр приема поступили жители Ростовской, Самарской, Волгоградской областей, республик Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия.

В целом за 65 лет Армавирская государственная педагогическая академия подготовила около 50 тыс. учителей, которые работают во всех регионах страны и за рубежом. Каждый третий учитель в Краснодарском крае - наш выпускник.

В течение 2009-2013 гг. вуз неуклонно расширял спектр образовательных программ, обновлял содержание подготовки, учитывая требования, предъявляемые государством и обществом, потребности региона и абитуриентов. При этом главное направление разработки новых основных образовательных программ было ориентировано на двухуровневое высшее образование (бакалавриат - магистратура).

С 2000 г. в АГМА действует факультет дополнительного профессионального образования, в котором ведется профессиональная переподготовка по 12 программам, среди которых «Психология образования», «Дошкольное образование», «Логопедия», «Психология и социальная педагогика » и

Из жизни вуза

73

др. Здесь прошли профессиональную переподготовку и получили дипломы 1312 педагогических работников из г. Армавира и Краснодарского края, повысили свою квалификацию 1440 учителей, преподавателей средних профессиональных учебных заведений, воспитателей.

Особое внимание в вузе уделяется информатизации образования. Информационная система АГПА - это современный программно-технический комплекс, использующий самые передовые достижения в области компьютерной техники. Основным направлением развития системы является внедрение телекоммуникационных технологий в обучение, в том числе дистанционных. Система дистанционного обучения построена на применении современного инструментария на платформе Moodle, которая ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения. При помощи Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования платформы достаточно иметь любой web-браузер, что делает эту учебную среду удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является средством и создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. На всех кафедрах разработаны, успешно апробированы и активно используются дистанционные курсы для большинства преподаваемых дисциплин.

Коммуникации в системе дистанционного обучения основаны на использовании высокоскоростного Интернет-канала. К настоящему времени суммарная пропуск-

ная способность каналов передачи данных составляет 100 Мбит/ с, причем децентрализация провайдерских подключений и распределенная вычислительная сеть обеспечивают исключительную надежность работы информационной системы. Гордостью академии является web-портал www.agpu.net. В отличие от большинства подобных сайтов портал решает задачи как обучения, так и управления учебным процессом. Структурные подразделения имеют возможность самостоятельно модерировать свои разделы, обеспечивая беспрецедентный поток информации. Совокупный объем информационных материалов web-портала составляет более 4 Гб.

Вузовской системе сегодня необходимо снабдить выпускника, кроме чисто профессиональных знаний и навыков, также и способностью к общению, взаимодействию в коллективе, разрешению конфликтных ситуаций. Этому способствует организация воспитательной работы. В академии она реализуется на трёх уровнях. Первый -общевузовский, связан с деятельностью отдела воспитательной работы и молодёжной политики.

Второй уровень - факультетский, обеспечен практической деятельностью заместителей деканов по воспитательной работе, кафедр, кураторов академических групп и Советов кураторов.

К третьему уровню относится деятельность общественных организаций и подразделений вуза, реализующих воспитательную функцию: Центра культурно-массовой работы (ЦКМР), Центра физической культуры и спорта (ЦФКиС), Совета ветеранов АГПА, системы студенческого самоуправления.

Модель студенческого самоуправления представлена Студенческим советом АГПА, аналогичными советами факультетов и двумя советами общежитий. Основными направлениями работы студенческих советов вуза и факультетов являются:

• реализация инициатив, направлен-

74

Высшее образование в России • № 4, 2014

ных на совершенствование учебного процесса, проведение внеаудиторных мероприятий по учебным дисциплинам;

• активное участие в организации НИРС, поддержка студенческих инициатив в области научных и прикладных исследований, внедрение их результатов;

• дальнейшее развитие традиций АГПАи факультетов, формирование нрав-ственныхкачеств личности будущего педагога;

• сохранение и популяризация народной культуры и фольклора;

• информационное обеспечение студенчества по актуальным вопросам и информационная поддержка студенческих инициатив;

• организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений, повышению общественной активности студентов.

Среди мероприятий, реализуемых студенческими советами академии, можно особо выделить следующие:

■ возрождение и проведение интеллектуальных межфакультетских игр «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»;

■ проведение конкурсов «Я и моя семья в истории города, края и России», «Студент года АГПА », «Лучшая комната студенческого общежития», «Мисс АГПА», «Кубок ректора по игре в КВН » и др.;

■ сбор материалов по истории вуза и созданию стенда «Ветераны АГПА - участники Великой Отечественной войны».

Более 15 лет в АГПА действует ЦКМР, в котором под руководством опытных наставников реализует свои творческие способности талантливая студенческая молодежь вуза. Центр объединяет разнообразные творческие самодеятельные объединения и студии:

• вокальную студию эстрадной песни;

• арт-студию «Модус » (театр мод);

• студенческое творческое объединение «Алькор», в состав которого входит вокальная группа, танцевальная студия,

работающая по двум направлениям (эстрадный танец, бальный танец);

• лигу интеллектуальных игр («Что? Где?Когда?», «Брейн-Ринг», «Даугавпилс», «Своя игра»);

• КВН, шоу-балет «Вегас», студию эстрадного танца;

• ансамбль танцев народов Кавказа «Армавир».

Творческие коллективы работают в течение всего учебного года. Студенты часто выступают с концертами в городах Краснодарского края, принимают участие в конкурсах, совершают увлекательные поездки. Участники творческих коллективов и солисты неоднократно становились лауреатами самых престижных фестивалей, конкурсов различных уровней - от городских и региональных до всероссийских и международных.

В центре физической культуры и спорта АГПА работают 10 секций: баскетбол (мужчины и женщины); волейбол (мужчины и женщины); настольный теннис (мужчины и женщины); шейпинг (студенты, сотрудники, преподаватели); атлетическая гимнастика; легкая атлетика (мужчины и женщины); армспорт, гиревой спорт (мужчины и женщины); гандбол (мужчины и женщины).

За время работы ЦФКС сборная команда АГПА три раза становилась победительницей Универсиады Кубани. Лучших результатов на этих соревнованиях добились команды по легкой атлетике, легкоатлетическому кроссу. Успешно выступает команда по мини-футболу, которая в острейшей борьбе три года подряд завоевывает первое место в своей подгруппе Универсиады Кубани. Представители ЦФКС, студенты АГПА входят в различные сборные команды г. Армавира, Краснодарского края, России. На первенствах города наши спортсмены занимают только первые места, составляя «костяк» сборныхкоманд Армавира по кроссу, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, ручному мячу, бадминтону.

Из жизни вуза

75

В целом для студентов академии созданы все условия для занятий спортом и организации досуга, развития творческих способностей.

Успешной реализации образовательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии способствует развитая материальная база. Занятия проходят в шести учебныхкорпусах, оборудованных специализированными кабинетами с новейшей техникой, лабораториями, читальными залами, комнатами учебной подготовки. Вуз располагает учебными мастерскими, состояние которых соответствует нормативным требованиям, что позволяет в течение ряда лет проводить олимпиады школьников по технологии всероссийского и регионального уровня. Физкультурно-оздоровительный комплекс открыт для тренировок сборной команды АГПА, для спортивных соревнований, занятий в секцияхи кружках, в тренажерном зале.

Руководство академии заботится о здоровье студентов и работников вуза. С этой целью ежегодно проводится массовая диспансеризация, обследование состояния здоровья различными специалистами. Для оздоровления организуется летний отдых на Черноморском побережье в курортнооздоровительном комплексе «Лагуна» п. Лермонтово, на курортно-оздоровительной базе п. Новомихайловский, в санаториях Краснодарского и Ставропольского краев, в сана-тории-профилактории «Надежда» г. Армавир. Ежегодно отдыхают и получают лечение около 200 сотрудников и членов их семей. Студенческий отдых финан-

сируется из федерального бюджета и является бесплатным. Студенты и сотрудники академии имеют возможность посещать спектакли, концерты, балетные постановки в г. Краснодаре, отдыхать в рамках программы выходного дня в красивейших местах Краснодарского и Ставропольского краев, знакомиться с их достопримечательностями.

В настоящее время идет общественное обсуждение проекта профессионального стандарта педагога, который предоставляет образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. На его основе организации имеют возможность сформулировать свои внутренние требования, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. Профессиональный стандарт педагога - это еще и инструмент отбора педагогических кадров в образовательные организации.

В целом можно отметить важность всех мероприятий в АГПА для реализации требований ФГОС ВПО в условиях модернизации школьного и вузовского образования. Поэтому необходимо продолжить со-

76

Высшее образование в России • № 4, 2014

трудничество с образовательными учреждениями, реализуя новые формы нашего взаимодействия, включающие активное привлечение учителей для чтения лекций, проведения семинаров-практикумов со студентами, участие их в определении сформированности профессиональных компетенций у выпускников академии.

Нужно помнить, что основное назначение нашего вуза - подготовка педагога, ключевой фигуры реформирования образования, личностные качества и профессиональные компетенции которого представлены в проекте профессионального стандарта педагога, внедряемом с 1 сентября 2014 года.

Автор:

ГАЛУСТОВ Амбарцум Робертович - канд пед. наук, ректор, Армавирская государственная педагогическая академия, [email protected]

GALUSTOV A.R. TEACHER AS A KEY FIGURE IN MODERNIZATION OF EDUCATION

Abstract. The article discusses the challenges facing the pedagogical education, examines the experience in the organization of the educational process in Armavir State Pedagogical Academy, characterizes the ways of enhancing international cooperation, proposed methods of social support. Special attention is paid to informatization of education, the development of distant learning based on open-source platform Moodle.

Keywords: teacher education, educational programs, The Strategy of development, vocational education, training areas, informatization of education, educational process

Author:

GALUSTOV Ambartsum R. - Cand. Sci. (Pedagogical), Rector, Armavir State Pedagogical Academy, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.