Научная статья на тему 'Развитие международных связей и повышение эффективности научно-образовательной деятельности'

Развитие международных связей и повышение эффективности научно-образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международных связей и повышение эффективности научно-образовательной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

химии, составлен перспективный план модернизации лабораторий на ближайшие пять лет) и надеется, что с появлением нового, современного оборудования международное сотрудничество будет развиваться еще более эффективно.

Новой формой сотрудничества явилось использование информационных технологий. В октябре 2005 года факультет химии организовал проведение Интернет-конференции (в ре-

жиме on line) с химическим факультетом UNI, в ходе которой профессор А. Тэйтон (США) прочел лекцию по проблемам нанохимии, а студенты и преподаватели факультета химии РГПУ им. А. И. Герцена приняли участие в дискуссии. В дальнейшем планируется организация чтения не отдельных лекций, а совместного курса лекций по проблемам нанохимии и нанотехнологии.

П. В. Румянцева,

доцент кафедры психологии человека

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На психолого-педагогическом факультете ведется обширная международная деятельность, в которой участвуют как отдельные кафедры, так и факультет в целом.

Осуществляется сотрудничество с факультетом социальной работы Политехнической школы г. Тампере (Финляндия) в области социальной работы, в частности работы с семейными проблемами.

В рамках многолетнего научно-практического сотрудничества факультета с Институтом педагогики университета г. Потсдама (Германия) представители кафедры педагогики участвовали в международной конференции в г. Потсдаме в сентябре 2005 года. Темой конференции было обсуждение последствий реформ систем образования восточноевропейских стран, опыт и перспективы. Кафедра социальной педагогики продолжает сотрудничество с Таллиннским университетом (Эстония) и университетом Ювяскюла (Финляндия) в рамках совместного проекта «Ценности образования», а также с организацией поддержки подростков, имеющих социальные проблемы, «Волнолом» (г. Дортмунд, Германия) в рамках совместного проекта «Индивидуальное сопровождение подростка в условиях приемной семьи».

Особое место в международной деятельности факультета занимает взаимодействие с университетом Париж-8, осуществляемое в рамках заключенного между нашими вузами договора, предполагающего осуществление разнообразной учебной, научной и исследовательской деятельности. В ходе реализации данного договора был разработан проект Тешрш-Та818 по созданию совместной международной магистратуры по проблемам психологической безопасности в социальном взаимодействии. В 2006 году планируется представление данного проекта в комиссию Евросоюза. В рамках данного направления проходила и двухмесячная стажировка аспирантов и магистрантов психолого-

педагогического факультета в университете Па-риж-8. В июне 2006 года на базе факультета с успехом прошел первый международный форум «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма». В работе форума, наряду с российскими специалистами, приняли участие более 30 ученых из 14 зарубежных стран (Франция, Бельгия, Германия, Канада, США, Алжир).

В мае 2006 года ряд преподавателей факультета и магистрантов I курса (обучающихся по программе «Психологическая безопасность в социальном взаимодействии») приняли участие в работе международного семинара «Психология культуры и безопасности общества») в г. Лахти (Финляндия), где получили возможность обменяться опытом работы с коллегами из Финляндии, Германии, Эстонии.

В качестве еще одного направления международного сотрудничества необходимо отметить подготовку иностранных специалистов. В аспирантуре факультета проходят обучение более 10 иностранных специалистов. На дневной форме обучения бакалавриата и магистратуры учатся 60 иностранных студентов, основное число которых составляют студенты из Китая. Работа с иностранными студентами на факультете осуществляется в парадигме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и включает в себя ряд мероприятий, направленных на облегчение процесса адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. В частности, в мае 2006 года был проведен психологический тренинг межкультурной коммуникации для студентов-иностранцев I курса.

Как показывает опыт психолого-педагогического факультета, международная деятельность оказывается наиболее эффективной, когда она осуществляется в соответствии с договором о сотрудничестве, заключенном между РГПУ им. А. И. Герцена, с одной стороны, и зарубеж-

Участие студентов в реализации международного проекта...

ным вузом — с другой. Поэтому актуальной за- рубежных партнеров и заключение с ними дого-дачей остается поиск новых потенциальных за- воров о сотрудничестве.

М. А. Бутылова,

магистрантка кафедры педагогики

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА

«ЕВРОПА В ШКОЛЕ»

Проект «Европа в школе» был задуман во Франции в 1953 году как «однодневное мероприятие» в рамках Европейской молодежной кампании. Очень скоро к этой акции присоединились и другие страны. Сейчас национальные комитеты действуют в 32 странах, и деятельность по программе охватывает почти весь учебный год.

Программа «Европа в школе» является частью гражданского образования, которое готовит молодежь к жизни в демократическом обществе, передает основные знания о Европе, заставляет молодежь и учителей размышлять об основных ценностях и своем собственном отношении к Европе и жизни в поликультурном обществе.

Основной целью программы является развитие европейского сознания как у учителей, так иучеников.

Возможность участвовать в проекте имеют ученики и студенты в возрасте от 6 до 21 года (включительно), из любых школ, из стран, входящих в Европейский Союз и Совет Европы или подписавших Европейское культурное соглашение. Участники проекта могут проявить свои способности по одному из направлений проекта: 1) литературное творчество, 2) художественное творчество, 3) создание Интернет-сайта на заданную тему (как правило, коллективная работа).

Темы конкурса всегда связаны с актуальными вопросами, которые касаются всех европейцев. Каждый год выбирается единая для всех Европейских стран тема, в этом году она звучала как «Дух партнерства в многонациональной Европе».

Начиная с 2000 года организацией проекта занимается кафедра ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе» нашего университета.

За 11 лет существования проекта в нем приняли участие более чем 50 000 учащихся. Ежегодно в проекте «Европа в школе» принимают активное участие студенты различных факуль-

тетов РГПУ им. А. И. Герцена, особенно активными можно назвать факультет иностранных языков, психолого-педагогический факультет и факультет изобразительного искусства. Наивысшей наградой для победителей конкурса от 18 лет до 21 года является поездка на международную встречу победителей конкурса со всей Европы. Важно отметить, что студенты РГПУ им. А. И. Герцена ежегодно принимают участие в этих встречах, открывая для себя новые границы и возможности, о чем свидетельствует последующая работа в рамках конкурса студентов, бывших победителями.

В прошлом учебном году Россия впервые была принимающей стороной. В июле 2005 года была проведена встреча европейских победителей конкурса у нас в городе. В реализации этой встречи активное участие принимали студенты Герценовского университета.

В этом году реализация этого важного проекта столкнулась с большими трудностями. К всеобщему сожалению, Совет Европы прекратил финансирование проекта и заморозил программу, по крайней мере, до следующего учебного года. Национальными комитетами разных стран, в том числе и России, было принято решение не останавливать работу в этом учебном году и завершить начатый конкурсный год собственными усилиями. Дальнейшая судьба проекта до сих пор неизвестна, организаторы ищут гранты, которые могут возвратить жизнь программы. В Санкт-Петербурге обсуждалась возможность продолжения проекта, пусть не международного, но преследующего те же цели.

В заключение хочется отметить высокую значимость этого проекта, предоставляющего студентам возможность не только общения с европейскими сверстниками, но и применения теоретических знаний, полученных в университете, на практике, в реализации международного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.