Научная статья на тему 'Гуманитарные технологии в системе подготовки специалистов университета Хельсинки'

Гуманитарные технологии в системе подготовки специалистов университета Хельсинки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ ХЕЛЬСИНКИ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович, Романенко Инна Борисовна, Верещагина Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные технологии в системе подготовки специалистов университета Хельсинки»

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

И. Б. Романенко, профессор кафедры философии Н. О. Верещагина,

ведущий специалист по информации дирекции инновационной образовательной программы

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ УНИВЕРСИТЕТА ХЕЛЬСИНКИ

В рамках реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» состоялось повышение квалификации сотрудников университета. Его цель заключалась в изучении опыта одного из ведущих европейских университетов (стратегия развития, структура и применение гуманитарных технологий, обеспечение гарантий качества образования и др.), который бы использовался при формировании инновационной образовательной среды Герценовского университета и подготовки гуманитарных технологов. Для этого группа преподавателей и сотрудников университета (20 человек) посетила университет Хельсинки (Финляндия) с 17 по 21 июня 2007 г.

Программа повышения квалификации была построена в форме лекций-презентаций ведущих специалистов университета Хельсинки в области педагогического менеджмента и системы дополнительного образования. В ходе трехдневной работы перед представителями

РГПУ им. А. И. Герцена выступили проректор университета Хельсинки Mfc. Mauno Kosonen, директор по развитию Mr. Esa Hämäläinen, руководитель университетской администрации Mr. Kari Suokko, главный специалист управления планирования Ms. Sipo Vanhanen, менеджер по оценке качества образования Mfc. Aimo Virtanen, профессора университета Ms. Erika Löfström и Mr. Matti Meri, директор центра «Пал-мения» Mr. Kauko Hämäläinen, руководитель образовательного центра информационно-коммуникационных технологий «Александрия» Ms. Koski-Kotirenta, главный редактор Национальной библиотеки Финляндии Mr. Esko Rahikainen.

Позитивный опыт, полученный членами делегации, связан с прояснением содержания гуманитарных технологий и инноваций, который выработался в университетах и школах Финляндии. В данном направлении финская система высшего и среднего образования достигла значительных результатов. Выработка и реализация гуманитарных технологий в Финляндии основана на взаимосвязи (с точки зрения целей и конечного результата) средней школы и университета. Финскими коллегами гуманитарные технологии понимаются как технологии, в центре которых находится человек. Это относится

к взаимодействию: учителя с учащимися (например, безоценочное обучение, без «второгодничества», на основе индивидуальных планов и т. п.); между студентами в университете, где им предоставляются широкие возможности индивидуализации образовательного процесса с опорой на дистанционные формы поддержки (например, 24 часа 7 дней в неделю осуществляется информационно-

технологическая поддержка

в инновационном центре «Александрия» и т. п.); администрации вуза с профессорско-преподавательским составом (руководство вуза полностью доверяет квалификации своих преподавателей, предоставляет возможность ежегодного повышать ее в зарубежных университетах, что заложено в индивидуальном плане каждого преподавателя и т. д.).

Главная задача средней школы, как ее сформулировал профессор Ма'Ь'Ы Мег1, состоит в «обеспечении индивидуального продвижения внутри системы». Ученика нельзя оставлять на второй год обучения, и в качестве решения данной проблемы предлагается индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение

всех отстающих. Обучение в средней и высшей школе ведется в режиме диалога: «Учитель буквально должен наклониться и посмотреть в глаза ученику». Ученик после каждого прослушанного урока должен уметь самостоятельно оценить себя и свои знания, т. е. обладать навыками отвечать на последовательно обращенные к самому себе вопросы: что я знаю? чего я не знаю? что мне непонятно? кто или что помешало мне разобраться в проблеме? В технологии «систематического самоотчета» финские педагоги видят залог благополучия нации.

Еще одна гуманитарная технология, на которую следует обратить внимание, — это систематическая работа с родителями, которая начинается с начальной школы. Каждая школа разрабатывает собственные учебные планы, утверждаемые советом школы, где большинство составляют родители. Их роль и участие в повседневной жизни учебного заведения велики. Родителей стараются максимально приблизить к школе, в результате чего складывается ситуация, которую профессор Ма^1 Мег1 охарактеризовал следующим образом: «Что финн получает с молоком матери? — Любовь к школе... Ей самой было интересно и комфортно в школе, и она хочет, чтобы и ребенку там было столь же тепло и уютно. Ключевое слово в процессе приобщения ребенка к школе — доверие».

В Финляндии успешно реализуется многоуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Установка педагога на обеих ступенях высшего профессионального образования состоит в том, чтобы не давать готовых рецептов, тем самым побуждая студентов к самостоятельному решению проблем. Цель всей образовательной системы состоит в том, чтобы выпустить думающего специалиста. Студент — это не пассивный слушатель, а активный исследователь. Более того, он не является клиентом, у него есть право вмешиваться в образовательный процесс, требуя должного уровня и качества образования. С данной установкой согласуется общая стратегия разви-

тия университета Хельсинки: критичность — креативность — правдивость.

На результативность и самостоятельность деятельности студентов обращали внимание многие выступающие профессора и представители администрации Хельсинкского университета. Руководитель администрации университета

Мг. Каг1 Биокко особенно подчеркнул тот факт, что финансирование университета зависит от количества студентов, сдавших квалификационный экзамен. Государство заинтересовано в том, чтобы1 как можно больше студентов завершили свое обучение и стали дипломированными специалистами. При этом магистерское образование является приоритетным в системе высшего университетского образования Финляндии. На экзаменах различного уровня итоговая оценка преимущественно выставляется за умение решать научную проблему и полученный результат, а не по совокупности набранных баллов.

Общее видение перспектив развития университета у выступавших финских коллег в целом совпадает: это широкая востребованность обществом специалистов с университетским образованием. Достижение данной цели возможно путем последовательного повышения качества образования и эффективной деятельности системы по ее оценке (0иа1гЬу АББиг-апсе). Анализу деятельности данной системы был посвящен доклад менеджера по оценке качества образования МГ. Мто У1г1апеп. Основная мысль его выступления состояла в том, что качественная работа - это процесс развития системы. Ее составными элементами являются организация, распределение ответственности, процедуры оценивания и ресурсы. Важно отметить, что «только через качество университет гарантирует свое будущее».

Система оценки качества образования университета Хельсинки построена по традиционной для большинства европейских университетов модели: внутренняя система гарантии качества, основанная на принципах эффективного стратегического менеджмента, и внешняя независи-

мая оценка этой системы (именно системы, а не результатов) с учетом требований стандартов ENQA и критериев FIN-HEEC (Совета Финляндии по оценке высшего образования). Другой особенностью является ее внутренняя целесообразность, основанная на четком определении ответственности и полномочий, стратегическом подходе, в который интегрированы вопросы качества как основы успешного развития.

Деятельности международных независимых негосударственных организаций по оценке качества образования, как правило, предшествует самообследование и самооценка. За последние десять лет университет Хельсинки трижды подвергался процедуре оценки качества образования со стороны внешних независимых организаций, имеющих национальные представительства. В настоящее время в Хельсинкским университете перешли от ежегодного мониторинга к мониторингу, проводимому один раз в три года. Это снижает нагрузку преподавателей и руководителей структурных подразделений, демонстрирует доверие к их квалификации и влияет на деловую атмосферу в образовательном учреждении.

Mfc. Aimo Virtanen особенно подчеркнул, что качество образовательной деятельности университета определяется эффективной работой каждого человека внутри системы, а ключевым словом всей концепции по обеспечению качества образования является ответственность.

При посещении Образовательного центра информационно-коммуникационных технологий «Александрия» преподаватели и сотрудники Герценовского университета познакомились с его научными, образовательными, технологическими ресурсами, позволяющими проводить сетевые видеоконфе-ренций, лекции в режиме online и т. д. Принципами работы этого структурного подразделения являются: открытость, свобода, самообслуживание.

В результате состоявшихся дискуссий финской стороной было уточнено понятие «инноватика». Под этим термином понимается не просто коммерческая привлекательность, но и существенная научная

перспективность, которая рано или поздно приведет к продуктивному результату. Инновационность университета Хельсинки заключена в приоритете исследовательской деятельности. Поэтому магистерские программы преобладают над программами бака-лавриата в структуре профессиональной подготовки.

Промежуточным итогом работы группы Герценовского университета в рамках повышения квалификации можно считать состоявшееся обсуждение в рамках круглого стола по проблеме развития гуманитарных технологий в образовательной системе Финляндии. Ими были определены возможные направления использования полученного опыта для решения задач инновационной образовательной программы нашего университета. Из предложенных идей можно выделить следующие:

1) развитие сотрудничества между центром образования взрослых Хельсинкского университета «Палмения», Выборгским филиалом и филологическим факультетом РГПУ им. А. И. Герцена в форме проведения совместных сетевык курсов по финскому языжу, истории Финляндии, межкультурной коммуникации;

2) развитие контактов и разработка совместных проектов Национальной библиотеки Финляндии и фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны;

3) организация системы консультирования специалистами центра «Александрия» и использования ИТ-ресурсов центра, виртуального университета и электронной библиотеки Финляндии преподавателями и студентами Герценовского университета;

4) развитие контактов со структурами, занимающимися оценкой качества образования, а также с подразделениями Хельсинкского университета, курирующими науку и поствузовское образование;

5) разработка программы мобильности преподавателей и студентов университетами-партнерами ;

6) разработка и внедрение сетевого курса финского языка для студентов нашего университета;

7) проведение постоянно действующих тельного образования для всех струк-семинаров по информационно-коммуника- турных подразделений РГПУ им. А. И. ционньм технологиям и системе дополни- Герцена.

Н. Н. Кузнецова,

заместитель директора фундаментальной библиотеки

С. А. Морозова,

заведующая отделом фундаментальной библиотеки

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

21-24 мая 2007 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена прошла 2-я международная научно-практическая конференция «Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры: к 210-летию Герценовского университета». На конференции обсуждался широкий круг актуальных вопросов развития современных библиотек: аспекты управления библиотекой в современных условиях, развитие современных информационно-библиотечных технологий, культурно-воспитательный потенциал современной библиотеки, роль уникальных коллекций в университетских библиотеках, проблемы ресурсного обеспечения библиотеки в условиях инновационного развития вуза.

Среди участников конференции — 27 директоров вузовских библиотек России, от Калининграда до Камчатки, а также специалисты российских публичных и университетских библиотек; представители библиотек Казахстана, Латвии, Украины, Эстонии; директор и глава департамента Библиотеки Рода Университета Северной Айовы (США), давнего партнера фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена. В выставке и заседаниях секций приняли участие ведущие специалисты издательств, книготорговых и книгораспространительских организаций, информационных центров России и Европы.

Председатель организационного комитета конференции — проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. А. Гончаров, сопредседатели — проректор РГПУ им. А. И. Герцена С. М. Шилов и проректор Университета Северной Айовы Тимоти Э. О'Коннор.

Конференция состоялась в рамках проекта создания инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий.

На пленарном заседании участников конференции приветствовали консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Мэри Эллен Кантримэн и директор библиотеки Рода Университета Северной Айовы Мэри-лин Меркадо.

В докладе проректора по учебной работе Герценовского университета С. А. Гончарова основное внимание было уделено инновационным аспектам современного университетского образования и роли библиотек в развитии вузов. «Инновации — это требование времени и ответ тем глобальным вызовам, которые ставит перед нами современный мир. Инновации — это поиск решений проблем, которые мы не можем решить существующими в данный момент способами», — отметил С. А. Гончаров. По его мнению, термин «инновация» удачно заменил собой более распространенное ранее понятие «модернизация» и таким образом наиболее точно отразил процессы, происходящие в современном российском образовании. Докладчик подробно рассказал о конкурсе инновационных проектов Минобрнауки России, в котором Герценовский университет оказался в числе 40 вузов-победителей. «Победа в конкурсе — это не награда, а новый этап деятельности, — отметил С. А. Гончаров. — Необходимо создавать инновационную среду и развивать новые технологии в каждой сфере жизнедеятельности университета. Одним из ключевых звеньев является университетская библиотека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.