МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Т. Г. Шарри,
доцент кафедры русского языка как иностранного
ВОПРОСЫ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
Интеграция российского высшего профессионального образования в общеевропейское образовательное пространство обусловлена европейскими тенденциями по сближению образовательных систем в рамках Болонского соглашения, принципиальной позицией нашего государства в этом вопросе, социально-экономическими условиями, требованиями потребителей образовательных услуг и другими факторами. Одним из ключевых направлений интеграции является решение вопросов обеспечения гарантий качества деятельности вузов, особенно гарантий качества образования. Следует отметить, что европейские страны, в том числе и Россия, проходят этот сложный путь сближения непросто, так как национальные традиции высшего образования дают возможность странам гордиться своими достижениями и качеством подготовки специалистов. Но сегодня, в условиях глобализации, невозможно замкнуться в пределах национальных границ и быть уверенным в будущем успехе своей страны и ее граждан.
РГПУ им. А. И. Герцена в лице администрации, участников инновационной образовательной программы и всех преподавателей и сотрудников занимает активную позицию в этом вопросе и намерен целенаправленно, последовательно осваивать и внедрять на практике современные подходы по обеспечению гарантий качества.
В инновационную образовательную программу университета включены мероприятия, которые будут способствовать этому. Так, мероприятие 1.17.3 предполагает исследование зарубежного опыта оценки качества образования и издание пособия для распространения полученных результатов. Не секрет, что изобрести совершенно новые подходы, гарантирующие успешность наших образовательных программ в будущем, прак-
тически невозможно. Нужно использовать передовые российские, европейские и мировые достижения и лучшие практики.
Для проверки полученных в результате исследования данных и получения новой информации в рамках инновационной образовательной программы запланировано повышение квалификации специалистов университета в зарубежных вузах, первый этап которого состоялся в середине июня 2007 г. в Университете Хельсинки. Участники повышения квалификации смогли получить комплексное представление о деятельности одного из лучших университетов Европы: стратегии, структуре, организации различных видов деятельности, инновациях, а также обеспечении гарантий качества.
С одной стороны, система качества построена по традиционной для большинства европейских университетов модели: она состоит из внутренней системы гарантии качества, основанной на принципах эффективного менеджмента и внешней независимой оценки этой системы (именно системы, а не результатов) с учетом требований стандартов ENQA и критериев FINHEEC — Финляндского совета по оценке высшего образования. С другой стороны, особенностью системы качества Университета Хельсинки является ее целесообразность, основанная на стратегическом подходе, четкой регламентации ключевых процессов, определении ответственности и полномочий, эффективном менеджменте, в который интегрированы вопросы качества как основы успешного развития.
Изучение зарубежного опыта также подтвердило правильность пути, выбранного нашим университетом: ориентация на лучший опыт, стратегический подход, реализованный в «Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.», вовлечение персонала вуза в принятие решений по
Материалы заседания Ученого совета 28 июня 2007 г.
ключевым направлениям деятельности, активное участие специалистов в международных исследованиях, форумах и дискуссиях по актуальным проблемам развития университетов являются образцами современного понимания обеспечения гарантий качества высшего образования.
В этой связи следует назвать ряд значительных событий, которые подтверждают сказанное.
В мае 2007 г. на базе Герценовского университета Национальным аккредитаци-онным агентством и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки России был проведен международный семинар членов международной сети агентств по гарантии качества в высшем образовании CEENet при участии Европейской Ассоциации гарантии качества в сфере высшего образования ENQA. Семинар проходил непосредственно после Лондонской встречи министров образования стран-участников Болонского процесса. Это не просто доверие организации, которая может хорошо организовать мероприя-
тие. Это доверие университету, который непосредственно, активно и профессионально участвует в этой работе.
Другой пример связан с деятельностью кафедры ЮНЕСКО по организации серии международных исследований, семинаров, конференций по обсуждению вопросов качества образования. Так, в ноябре 2006 г. состоялась конференция «Болон-ский процесс: качество образовательных программ в современном вузе» с участием Армении, Беларуси, Бельгии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Республики Молдова, Монголии, России и Хорватии.
Все вышесказанное дает основание прийти к выводу, что работа по созданию системы обеспечения гарантий качества в университете ведется системно, целенаправленно, в соответствии не только со стратегическими целями университета, но и с национальными и международными (ENQA, ISO 9001). Особо отмечается публичность, вовлеченность и мотивация всего персонала РГПУ им. А. И. Герцена, глобальность и длительность работы по обеспечению гарантий качества.
В. А. Погосян,
заведующая кафедрой раннего обучения иностранным языкам
ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА
17 лет назад факультеты дошкольного и начального образования были одними из первых факультетов в университете, получивших возможность посылать студентов на стажировку в Университет Северной Айовы. Тогда эта возможность представлялась нам как прорыв в области международного сотрудничества и в течение многих лет оставалась единственным видом международного взаимодействия. Сегодня международное сотрудничество составляет неотъемлемую часть деятельности института детства и в значительной степени способствует развитию инновационных процессов на всех кафедрах института . Существенно изменились и стали гораздо более разнообразными и формы1 международного сотрудничества, которое
охватывает академическую, научную и учебно-методическую сферы.
Помимо участия в зарубежных конференциях и проведения на базе института детства международных конференций и семинаров, в последние годы сотрудники института стали проявлять более высокую активность в реализации различных международных проектов. Только в этом учебном году институт детства участвовал в трёх проектах ЮНЕСКО, посвящённьх проблемам дошкольного и начального образования. Аналитическая работа в рамках этих проектов позволила оценить систему дошкольного и начального образования России и перспективы её развития, а обсуждение результатов проекта с зарубежными коллегами, изучение материалов, наработанных в других странах,