Научная статья на тему 'Значение легкой промышленности Китая для инновационного развития экономики страны'

Значение легкой промышленности Китая для инновационного развития экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
882
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / LIGHT INDUSTRY / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурденко Елена Викторовна

В статье рассмотрена взаимосвязь между развитием легкой промышленности, промышленной политики, проводимой государством, и общим экономическим ростом в китайской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examined the relationship between the development of light industry, the State's industrial policy, and overall economic growth in the Chinese economy.

Текст научной работы на тему «Значение легкой промышленности Китая для инновационного развития экономики страны»

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Бурденко Елена Викторовна

Почетный работник высшего профессионального образования, канд. экон. наук, доцент кафедры политической экономии

РЭУ им. Г.В. Плеханова Е.В., г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена взаимосвязь между развитием легкой промышленности, промышленной политики, проводимой государством, и общим экономическим ростом в китайской экономике.

ABSTRACT

The article examined the relationship between the development of light indu&ry, the State's induflrial policy, and overall economic growth in the Chinese economy.

Ключевые слова: легкая промышленность, промышленная политика, экономический рост, инновационная экономика.

Keywords: light indu^ry, induflrial policy, economic growth, innovation economy.

В Китае (Китайская народная республика - КНР) легкая промышленность является важным сектором экономики, который включает в себя текстильную (состоит из хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной промышленности и нетканых материалов), швейную, кожевенную, обувную, кожгалантерейную промышленности. Наибольшую долю среди подотраслей легкой промышленности занимает текстильная и швейная промышленности, которые вносят в китайский бюджет каждый пятый юань. Большинство мировой брендовой одежды: итальянские Prada, Armani, Gucci; французские Cacharel, Promod, Naf Naf; немецкий Hugo Boss, и других фирм изготовлено китайскими швеями. Доля швейной и текстильной промышленности в общем объеме ВВП Китая превышает 11%. Налоговые отчисления от текстильной и швейной промышленности позволяют КНР формировать до 15-20% бюджета страны [1, 2].

Проводимая промышленная политика государства направленна на укрепление и развитие легкой промышленности. Промышленная политика Китая в области легкой промышленности включает следующие мероприятий:

1. поддержка экспорта: постоянное увеличение ставки возврата налога на большинство товарных позиций экспортируемой продукции легкой промышленности (швейной, текстильной и др.);

2. создание условий для открытия предприятий легкой промышленности на территории страны как для собственных предпринимателей, так и для иностранных;

3. выделение средств на модернизацию технологий производства;

4. оказание финансовой поддержки малым и средним предприятиям;

5. предусмотрены меры поощрения для компаний, которые перемещают свои производственные мощности из юго-восточной части Китая в центральные и западные районы;

6. стимулирование внутреннего спроса с целью увеличения потребления;

7. внедрение инноваций в производство;

8. расширение рынков сбыта в сельских районах;

9. продвижения продукции легкой промышленности в смежных отраслях.

В настоящее время в Китае отшивается около 400 000 различных брендов одежды, из которых около 50% - иностранные. Среди тех, кто первыми разместили свои производства

в Китае в конце 1980-х годов был, в частности, Пьер Карден (Pierre Cardin). Сейчас у этой французской марки около 20 производственных баз в Китае, одна из крупнейших расположена в Тяньцзине. Как свидетельствует World Luxury Association, в 2009 году в Китае производят свои изделия до 60% известных мировых брендов. Однако, практически все они на этикетках готовых изделий пишут другую страну происхождения - как правило, родину самого бренда [3, 4]. Нестандартным путем решила пойти Prada, выпускающая продукцию в десяти странах мира, предложив возможность в будущем продавать фирменные вещи с лэйблом «Made by Prada», что позволит избавиться от стереотипов в отношении страны-производителя. По предварительной информации Бюро регистрации товарных знаков в КНР, в 2009 году в Китае было зарегистрировано около 405 000 марок, в том числе около 120 000 (29,6%) - иностранными компаниями. Среди них, российскими предпринимателями было зарегистрировано примерно 1 220 (1%) товарных знаков. В тройку стран-лидеров, регистрирующих свои бренды на территории Китая, вошли США, Япония и Южная Корея. По сравнению с 2008 годом в 2009 количество регистрируемых на территории КНР торговых марок возросло на 54%, что на 142 000 больше. Число иностранных зарегистрированных брендов возросло почти на 20 000 (на 18,8%) [8, 9].

Несмотря на то, что в Китае нет документа под названием «Промышленная политика по поддержке легкой промышленности» тем не менее правительство страны, понимая важность легкой промышленности для экономики государства, проводят комплекс мероприятий, которые можно охарактеризовать как промышленную политику в области легкой промышленности. Примером может служить план мероприятий, направленный на реструктуризации и оживления легкой промышленности, производства оборудования, принятый 4 февраля 2009 года на очередном заседании Постоянного комитета Госсовета КНР. Ключевыми моментами плана являются:

• расширение городского и сельского потребления и увеличение эффективности поставок на внутренний рынок страны продукции легкой промышленности;

• улучшение внешнеторговых услуг, сохранение доли на экспортном рынке продукции легкой промышленности;

• ускорение технического прогресса - курс на продвижении национализации производства оборудования и индустриализации ключевых технологий;

• усиление технической реконструкции;

• создание собственных брендов;

• ускорение отсеивания отсталых производств, предоставление льгот и поддержки сильным предприятиям в случае поглощения предприятий, находящихся на грани банкротства;

• оптимизация регионального размещения предприятий легкой промышленности;

• усиление налоговой и финансовой поддержки предприятий легкой промышленности и смежных отраслей;

• поддержка и защита интеллектуальной собственности.

План включает в себя кратковременное вмешательство и долгосрочную господдержку в отношении предприятий легкой промышленности. Промышленная политика по кратковременному вмешательству нацелена на оказание «экстренной помощи» в случае возможного банкротства предприятий внутри отрасли, в том числе, принятие мер по сокращению нагрузки и улучшению условий кредитования предприятий легкой промышленности. Долгосрочная поддержка акцентируется на стимулировании постепенного усиления позиций предприятий легкой промышленности и введении регулирования нерациональных явлений в структуре отрасли [5, 6, 7].

Проводимая промышленная политика в Китае предполагает поддержку предприятий легкой промышленности не только для производства товаров на внутренний рынок, но и стимулирует внешнеторговую деятельность предприятий. С 11 ноября 2001 года Китай стал 143 членом Всемирной торговой организацией (ВТО) и использовал это для продвижения своих товаров легкой промышленности на мировой рынок.

Список литературы:

1. Бурденко Е.В. Анализ мирового опыта проведения промышленной политики с целью формирования кластеров легкой промышленности/Материалы VII Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития», 19-20 февраля 2015 г. в 2х частях. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. часть 2. - с.213-219.

2. Бурденко Е.В. Особенности формирования промышленной политики в рыночной экономике. Барнаул: «Вестник алтайской академии экономики и права». 2013. №32. с.19-22.

3. Бурденко Е.В. Мировой опыт формирования региональных промышленных кластеров в легкой промышлен-ности//Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №11-3(30). с.12-14.

4. Бурденко Е.В., Быкасова Е.В. Механизм экспортного финансирования как инструмент государственной поддержки экспорта швейной продукции. - М.: Финансы и кредит. 2011. №37 (469). с.55-60.

5. Ездина Н.П. Изменение валютного курса под воздействием экономических факторов. - М.: Региональная общественная организация «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы». ЦИТИСЭ. 2015. №3, с.3.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993. с.594.

7. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. с. 896.

8. www.chinaeconomicreview.com - официальный сайт китайских аналитических обзоров.

9. www.cccla.org.cn/English/englishHome.aspx - официальный сайт китайской экспортно-импортной палаты продукции легкой промышленности и прикладных искусств.

РОЛЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Симченко Наталья Александровна

Доктор эконом. наук, профессор кафедры экономической теории

Бурлай Екатерина Михайловна

Студент Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»

г. Симферополь

АННОТАЦИЯ

Раскрыта роль трансграничного сотрудничества в эффективной интеграции стран евразийского экономического союза. Обосновано, что для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировых рынках и повышения уровня функционирования международных транспортных коридоров необходимо совершенствовать транспортно-логистическую систему.

ABSTRACT

The role of cross-border cooperation is revealed in the effective integration of the countries of the Eurasian Economic Union. It is proved that to ensure the competitiveness of products on world markets and improve the functioning of the international transport corridors, transport and logi^ics sy&em need improvment.

Ключевые слова: ЕАЭС, интеграция, трансграничное сотрудничество, транспортно-логистические системы.

Keywords: EAEU, integration, cross-border cooperation, transport and logi^ics sy&em

Процессы, происходящие в мировой экономике, характе- грации на основе всестороннего расширения хозяйственной ризуются усилением международной экономической инте- деятельности и роста связей между странами. В современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.