ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ КИТАЯ В ВТО
Лю Шихао, аспирант МЭСИ
В условиях глобализации повышаются требования к управленческих решений на всех уровнях национальной экономики. В статье освещается оной принятия управленческих решений на различных уровнях китайской экономики после вступления страны в ВТО.
Ключевые слова: управленческие решения, национальная экономика, ВТО.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISIONS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND THE ENTRY OF CHINA INTO THE WTO
Lu Shikhao, The post-graduate student, MESI
With the globalization of increased demands on management decisions at all levels of the national economy. The article highlights thereof, managerial decision-making at various levels of the Chinese economy after WTO accession.
Keywords: management decisions, the national economy, the VTO.
Глобализация представляет собой новое состояние мирового сообщества, мировой истории, мирового хозяйства. В экономической литературе обращается внимание на противоречия эпохи глобализации, которое обусловлено в едином мировом экономическом пространстве и существованием национально-государственных интересов1. Экономическая глобализация означает, что национальная экономика в значительной мере находится вне национально-государственного контроля. Государство сталкивается с новой ситуацией, обусловленной необходимостью соблюдать единые правила и нормы использования экономических ресурсов. Прежде всего, государство не может широко использовать многие традиционные рычаги макроэкономического регулирования (импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты и др.). В условиях глобализации обостряется конкуренция стран за приток иностранного капитала. Для Китая остро стоит экологическая проблема, которая выходит за рамки национального государства. В условиях экономической глобализации правительство стремится, с одной стороны, поддерживать национальных производителей, ограничивая свободное перемещение факторов и результатов производства, а с другой стороны - действовать в соответствии с объективным процессом формирования единого мирового экономического пространства. Включение в мировую экономику предполагает формирование условий для успешной конкурентной борьбы национальных экономических субъектов в глобальной экономике. Китая стремится к формированию и реализации активной внешнеэкономической стратегии. Промышленный комплекс страны реализует внешнеэкономическую стратегию с опорой на значительную государственную поддержку, которая выражается не только в создании благоприятных для интернационализации условий, но и в активном участии в становлении собственных транснациональных структур. Осуществление активной интернационализации деловой активности китайских предприятий и создание на их основе китайских ТНК является на сегодняшний день одной из наиболее приоритетных сфер государственной политики Китая. Поощрение и поддержка транснационализации деловой активности китайских предприятий стало новым стратегическим курсом китайского правительства. Благодаря этому к концу 2006 г. объем китайских инвестиций за рубежом превысил 60 млрд дол. США. Несмотря на то, что пока объем китайских капиталовложений составляет лишь 0,59 % от мирового уровня, по прогнозу ЮНКТАД, к 2010 г. Китай по этому показателю, обогнав Японию, войдет в пятерку лидеров.2 Характерно, что из числа китайских компаний, активно осуществляющих зарубежную инвестиционную активность, лишь 10 % приходится на долю частных. Поэтому можно говорить о реализации широкомасштабной международной экспансии не столько отдельных китайских компаний, сколько экономики (государственного сектора) страны в целом.
Следует отметить важный стратегический ход правительства КНР по поддержке китайских ТНК. По условиям ВТО, членом ко-
1 Экономическая теория: истоки и перспективы.- М.: ТЕИС, 2006.
2 Авдукшин, Е. Ф. Конкурентоспособность китайской экономики в глобализирующемся мире // Экономика и политика. 2007. № 2. С. 12—20
торой является Китай, государственная поддержка может быть предоставлена лишь ограниченному количеству национальных компаний. Однако, как уже отмечалось, правительство КНР выбрало около 100 перспективных компаний, которых оно собирается всячески поддерживать, что несколько превышает установленные ВТО ограничения. Поэтому китайское правительство поставило задачу укрупнения госпредприятий и доведения их количества не более чем до 50 сверхкрупных государственных предприятий-холдингов. Помимо различного рода льгот и преференций помощь этим компаниям будет оказываться в виде субсидий, адресованных в западную часть Китая на строительство инфраструктуры, промышленную реструктуризацию, обучение работников, научные исследования и т. д. Кроме того, этим госпредприятиям будет разрешено осуществлять слияние друг с другом, а также с другими международными компаниями-гигантами.
Вступление Китая в ВТО крайне обострило Китая проблему конкурентоспособности китайских товаров, особенно продукции сельского хозяйства. Низкое качество и высокая себестоимость продукции агросферы - серьезная преграда на пути расширения экспорта. По этой же причине вот уже более семи лет наблюдается переизбыток этой продукции на внутреннем рынке. Кроме того, Китай испытывает дефицит многих специализированных сортов и видов сельскохозяйственной продукции, которые не производятся в стране. Так, существует острая нехватка спецсортов пшеницы (твердые пшеницы), отсутствуют сорта кукурузы, отличающиеся высокими пищевыми качествами. Нынешняя структура в условиях рынка и изменившегося характера спроса уже не в состоянии удовлетворить возросшие потребности потребителей. Соответственно, со вступлением Китая в ВТО в страну хлынул широкий поток дешевой импортной сельхозпродукции.
По прогнозам, импорт сельхозпродукции увеличится более, чем вдвое: с 5 % в 1995-м до 12 % к 2010 году. Импортная продукция все более свободно конкурирует с национальными товарами на внутреннем рынке Китая. Увеличивается влияние мирового рынка на ассортимент производимой продукции. В связи с этим с 2003 года реализуется экстренная стратегическая программа создания 12 отраслевых зон по производству наиболее перспективных видов продукции, обладающих конкурентными преимуществами на мировом рынке. В основе формирования этих отраслевых зон должны лежать научное районирование, специализация и разделение труда.
Спустя два года после вступления в ВТО китайские специалисты, в соответствии с динамикой развития мирового рынка, отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдается предпочтение, а именно: специализированные виды пшеницы, специализированные виды кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко и др. Поставлена также задача всемерно расширять экспорт сельскохозяйственных продуктов. Сюда отнесены яблоки, апельсины, говядина и баранина, продукция рыбного промысла и др. Осуществле-
ние программы будет способствовать ускорению темпов развития агросферы основных сельскохозяйственных регионов и увеличению доходов крестьян.
Со вступлением в ВТО под ударом оказались некоторые районы КНР. Внедрение данной программы, хотя еще не дало масштабных результатов в силу ряда причин, но оно позволяет отработать концепцию реструктуризации отрасли, придать нужную направленность реформе, обеспечивая научное и рациональное размещение производительных сил в сельском хозяйстве. Эта программа решает также проблему оптимизации структуры производства и ассортимента зерновых, что позволит преодолеть затоваривание, поднять внутренний спрос, стимулировать рост рыночных цен на качественную продукцию. Это в свою очередь, должно привести к увеличению производства зерна.
Китай взял обязательства поэтапно отменить систему квотирования на промышленную продукцию, а также отменить или существенно сократить тарифы на широкий спектр товаров. В 1999 году они составляли в среднем 24,6 %, а в 2005 году, в соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами, сократились до 9,4%. Также с 1999 года происходило ежегодное увеличение существующих ввозных квот на 15 %, что означает постепенное расширение рынка сбыта импортных товаров. В 2005 году отменено большинство квот на промышленную продукцию.
В 2005 г. наиболее высокие темпы роста наблюдались в производстве миникомпьютеров, цветных телевизоров, мобильных телефонов, автомашин, кондиционеров, химических волокон, металлопродукции, добыче угля. Экспорт промышленной продукции увеличился на 23,4 % и составил 1 трлн. 991 млрд. 630 млн. юаней, что на 9,9 % больше, чем было в 2004 году. Наибольший рост экспорта приходился на продукцию электроники и коммуникационного оборудования, энергетического машиностроения, текстильной промышленности и одежды.
Год от года наблюдается улучшение в структуре выпускаемых промышленных товаров. Так, заметно выросла пропорция товаров народного потребления высокого качества с высокой добавленной стоимостью.
Важным фактором ускоренного развития китайской экономики с середины 1990-х гг являются иностранные инвестиции. В соответствии с обязательствами перед ВТО, рынок капитала также подлежит рыночной трансформации. С середины 1990-х гг. КНР занимает ведущие позиции среди крупнейших в мире реципиентов иностранного капитала. В последние годы Китай даже выдвинулся на первую позицию. За годы реформы, т.е. начиная с 1979 года, общая сумма иностранных инвестиций к 2003 году составила 828,06 млрд. долларов, объем фактически использованных зарубежных инвестиций достиг 447,97 млрд. долларов.
Всего на территории КНР учреждены 424196 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Годовой приток прямых иностранных инвестиций в последние годы составляет, как правило, 45-55 млрд. долл. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой переработке сырья.
Причины очевидных успехов КНР в области привлечения иностранных инвестиций хорошо известны. Это поддержание в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличие емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, проведение активной национальной инвестиционной политики, постоянное совершенствование и либерализация юридической базы в направлении создания благоприятного режима для иностранных компаний. Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность вложений зарубежных инвесторов, 90% которых планируют дальнейшее расширение своей деятельности в Китае.
Около 2/3 притока иностранных инвестиций приходится на зарубежных предпринимателей китайского происхождения, в том числе в рамках их участия в реструктуризации государственных предприятий КНР посредством полного либо частичного выкупа активов. Опережающими темпами возрастают инвестиции в полностью иностранные предприятия. В 2002 году на долю инвестиционных соглашений о создании полностью иностранных предприятий пришлось 69,2% годового притока прямых иностранных инвестиций против 27% в 1994 году. Все это является наглядным подтверждением улучшения инвестиционного климата, прогрессирующего снижения уровня экономических и политических рисков
инвестирования в китайскую экономику.
Характерной особенностью последних лет после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний (Ping An Insurance, Great Wall Auto,China Resources Power, China Life Insurance) на иностранные фондовые рынки. В 1991-2003 г. только от размещения своих ценных бумаг на фондовой бирже Гонконга компании КНР получили 27 млрд. долл. С учетом высокого международного интереса к размещаемым за рубежом акциям крупных компаний эта тенденция будет иметь дальнейшее развитие. Не случайно Лондонская фондовая биржа планирует открыть свои представительства в Гонконге и КНР, а также ведет переговоры с фондовой биржей Гонконга о взаимном признании листинга китайских компаний.
Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей.
В целях активного привлечения иностранных инвестиций в Китае действуют административно-экономические образования с льготными режимами: 5 специальных экономических зон, 32 зоны экономического и технологического развития, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества. Прошел начальный этап адаптации экономики Китая к согласованным с ВТО условиям поэтапного открытия его внутреннего рынка для иностранных предпринимателей и либерализации внешнеторгового режима страны. Вступление в ВТО дало положительные результаты, но вместе с тем, возникли и проблемы для китайских предприятий. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что цель Китая относительно ВТО была с самого начала довольно амбициозной - получить безусловный и бессрочный режим наибольшего благоприятствования в торговле, выторговать определенные уступки, отсрочки и льготы со стороны ВТО, положенные ему именно как развивающейся стране.
Ведь Китай, применяя классификацию Всемирного банка, во время официальных переговоров позиционировал себя именно как развивающуюся страну, тогда как Соединенные Штаты и ряд других государств старались отнести его, учитывая размер ВВП и долю экспорта в мировой торговле, к развитым странам.
В процессе переговоров и подготовки Китая к членству в ВТО очевидным «домашним» заданием оказалась необходимость поднять уровень качества продукции до общемирового. Это время планировалось использовать для постепенного перехода к международным стандартам в таких отраслях, как химическая, электронная, фармацевтическая, текстильная, швейная, автомобилестроительная и других. То есть ставилась задача преодолеть стереотип о некачественных, но дешевых китайских товарах.
Крупные предприятия, страдавшие от различных квотирований и ограничений на иностранных рынках, были кровно заинтересованы в государственной поддержке вступления в ВТО. Их топ-менеджеры с партийными билетами осознавали, что, опираясь на статус развивающейся страны, принадлежавший им китайский рынок еще три-пять лет после вступления в ВТО будет защищен высокими импортными таможенными тарифами, правом лицензирования импорта и другими ограничениями иностранных экспортеров. Так что у них будет время подготовиться к вхождению на мировые рынки.
Тормозящим фактором во время переговоров оказалась проблема государственных и контролируемых государством производственных и внешнеторговых предприятий, поскольку в системе ВТО они считались элементом нерыночной экономики. Ни на момент начала переговоров в 1986 году, ни после вступления в ВТО Китай оказался не готов уменьшить значение и роль таких предприятий в экономике.
Несмотря на возрастающую роль частного капитала, госсектор в Китае продолжал демонстрировать свою экономическую мощь, обеспечивая 50% выпуска продукции, 66% поступления налогов, 75% формирования стоимости основных производственных фондов. Он объединяет крупнейшие предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, производства основных видов материалов и оборудования, автомобилей и продукции ВПК. Кроме того, китайским импортом-экспортом занимались специально уполномоченные предприятия, обеспечивая государственную монополию во внешней торговле.
Хотя правила ВТО не запрещали существование госсектора, в организации не были полностью уверены в отсутствии субсидирования этих предприятий государством, и делегация ВТО на переговорах пыталась установить для них ограничения, в частности лимиты на инвестирование бюджетных средств в основные производственные фонды. Однако на то время было очевидным: после разгосударствления малых предприятий «общенародной» собственности, практически завершившегося в 1990-х годах, экономика страны превратилась во многоукладный конгломерат нескольких тысяч крупных госпредприятий и сотен тысяч малых и средних предприятий частного сектора, прежде всего (по количеству субъектов хозяйствования) поселково-волостных.
После того как за период членства Китая в ВТО (наиболее активно — начиная с 2005 года) укрепились позиции частного сектора, соответственно увеличилось количество смешанных акционерных обществ, уставный фонд которых состоял как из государственных активов, так и из частного капитала.
Средние и малые, в основном поселково-волостные предприятия, о которых шла речь, возникли в результате экономических реформ с целью обеспечить занятость части городского (преимущественно средних и малых городов и пригородов мегаполисов) и сельского населения, которое высвобождалось в результате политики индустриализации и роста производительности сельского хозяйства. Еще в конце 1990-х годов более чем на 20 млн. таких предприятий производилась четверть ВВП, 45% добавленной стоимости в промышленности и около 40% валютной выручки от экспорта. Их количество, потенциал и способность быстро перестроить производство для удовлетворения изменчивого спроса как внутри страны, так и за рубежом побуждали искать пути выхода на внешние рынки Отстаивая интересы этих двух и других секторов экономики (коллективного, частного, индивидуального), Китай продолжительное время не шел на уступки в снижении таможенных тарифов, обеспечивая повышенную защиту своего внутреннего рынка. Так, в середине 1990-х годов импортная пошлина составляла на текстиль 80%, электроприборы — 100, автомобили — 180—220%.
3 http://www.zn.ua/2000/2250/62806/ Ожидания и реалии
4 Там же
Переход Китая на действующий в то время уровень таможенных тарифов внутри ВТО (для развивающихся стран — 10%) угрожала отечественным производителям, длительное время находившимся в комфортном окружении высоких ставок импортной пошлины, открытием защищенных приоритетных отраслей экономики: автомобильной, текстильной, электронной, химической и, конечно же, сельского хозяйства.
То есть Китай сознательно пошел на отмену импортных количественных ограничений и снижение ввозных таможенных сборов, несмотря на опасность жесткой конкуренции с иностранными контрагентами на внутреннем рынке и возможное обострение социальных вопросов.
Со своей «преуспевающей» экономикой Китай стал ключевым игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе и еще одной супердержавой мира. Такое определение получила экономика Китайской Народной Республики со стороны Европейского Союза по результатам развития в «вэтэошные» годы.
На протяжении первых пяти лет после вступления в организацию торговли ВВП рос прогрессирующими темпами: в 2003 году -на 10%, 2004-м - 10,1, 2005-м - 10,4, 2006-м - 11,1, 2007-м - 11,4 и достиг в прошлом году 24 трлн. 661,9 млрд. юаней (около 3 трлн.493,19 млрд. долл.). Следует отметить, что такой стремительный рост ВВП происходил, несмотря на призывы к замедлению темпов до уровня 8,5-9%, звучавшие сразу после вступления КНР в эту организацию.3
После вступления в ВТО было обеспечено возрастающее поступление в экономику Китая прямых иностранных инвестиций (ПИИ) -60-70 млрд. долл. ежегодно. В 2007 году в экономику страны было привлечено 74,8 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, что на 13,6% больше, чем в предыдущем году. Благодаря гибкой и секторально дифференцированной инвестиционной политике около 54,7% объема ПИИ были направлены в производственную сферу, 22,9 - в недвижимость и только 9% - в сферу торговли.4
Процесс принятия решений происходит на разных уровнях управления предприятием.
СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЕ И КОММУНАЛЬНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРЕГРАД ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Губарев Д.Ю., аспирант, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Статья посвящена исследованию вопроса инновационного развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения Российской Федерации. Рассматривается задача повышения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего, машиностроения (строительно-дорожного и коммунального машиностроения). Проводится обзор российского рынка коммунальной техники. Делается акцент на конкурентные преимущества российских машин для коммунального хозяйства. Приводятся основные факторы, препятствующие инновационному развитию строительно-дорожного и коммунального машиностроения Российской Федерации.
Ключевые слова: машиностроение; рынок коммунальной техники; конкурентоспособность; инновационное развитие.
ROAD-BUILDING AND MUNICIPAL ENGINEERING OF THE RUSSIAN FEDERATION - IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF BARRIER INNOVATIVE DEVELOPMENT
Gubarev D., The post-graduate student, Plekhanov Russian University of Economics, FGBOU VPO
The paper covers question of innovation development of the road-building and municipal engineering industry of the Russian Federation. The task of increasing of competitiveness of the processing industry, first of all, mechanical engineering (road-building and municipal engineering) is considered. The review of the Russian market of municipal engineering is surveyed. The emphasis on competitive advantages of the Russian municipal engineering is placed. The major factors that interfere with innovative development of road-building and municipal engineering of the Russian Federation are adduced.
Keywords: engineering industry; municipal engineering market; competitiveness; innovative development.
Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности [3]. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение опре-
деляет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не