Научная статья на тему 'Аналитический взгляд на развитие швейной отрасли в Китае и уровень подготовки специалистов'

Аналитический взгляд на развитие швейной отрасли в Китае и уровень подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКАЗЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЯРМАРКА / ОДЕЖДА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОДАЖИ / ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ТОРГОВЛЯ / ORDERS / INVESTMENTS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INTERNATIONAL FAIR / CLOTHES / TRAINING OF SPECIALISTS / SALES / PRODUCTION OF CLOTHES / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Нина Александровна

Тенденции развития текстильного и швейного производства Китая и анализ происходящих процессов являются актуальным направлением исследования. Сформировать взгляд на уровень подготовки специалистов для текстильных и швейных предприятий и уровень развития производства позволила служебная командировка. Поделиться впечатлениями и рассказать об особенностях является целью написания данной статьи. Статья знакомит с Уханьским текстильным университетом, основными направлениями подготовки специалистов, факультетом дизайна, его учебной, научной и международной деятельностью. В статье отмечены направления научных исследований, которые связаны с историей и культурой китайского народа. Университет ведет фундаментальные исследования и научные разработки по созданию и производству новых инновационных текстильных материалов. Инновационному развитию университета уделяется огромное внимание со стороны Министерства образования КНР, что способствует расширению сотрудничества между научными исследованиями и производством, содействует развитию международных научных инноваций. Рассмотрены этапы развития швейной отрасли в КНР, начиная с момента подготовки к вступлению страны в ВТО. В 1997-2000 г. проведена модернизация оборудования на предприятиях. Государство оказало поддержку, предприятия получили 1,6 млрд юаней в форме субсидий и 1,5 млрд юаней в виде налоговых льгот. В период с 2001 по 2005 гг. в стране осуществлены инвестиции на сумму около 18,9 млрд долл. для модернизации производственной базы предприятий отрасли. Однако данные меры оказались малоэффективными. С 2005 года, после вступления в ВТО, к Китаю неоднократно применяются ограничительные меры со стороны США, Евросоюза, Мексики и др. Приведены статистические данные динамики внутреннего потребления, розничных продаж и экспорта одежды и текстиля, основных импортеров Китая. Рассмотрены условия размещения заказов на швейных предприятиях. Сделаны основные выводы развития не только швейной отрасли Китая, но и развития его международных торговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL VIEW OF DEVELOPMENT OF SEWING BRANCH IN CHINA AND THE LEVEL OF TRAINING OF SPECIALISTS

Tendencies of development of textile and sewing production of China and the analysis of the happening processes are the actual direction of research. To create a view of the level of training of specialists for the textile and sewing enterprises and a level of development of production official journey allowed. To share impressions and to tell about features, is the purpose of writing of this article. Article acquaints with Wuchansky textile university, the main directions of training of specialists, faculty of Design, its educational, scientific and international activity. In article the directions of scientific researches which are connected with history and culture of the Chinese people are noted. The university conducts basic researches and scientific development on creation and production of new innovative textile materials. The huge attention from the Ministry of Education of the People's Republic of China that promotes expansion of cooperation between scientific researches and production is paid to innovative development of university, promotes development of the international scientific innovations. Stages of development of sewing branch in the People's Republic of China are considered. Since the moment of preparation for the entry of the country into the WTO. In 1997-2000 g modernization of the equipment at the enterprises is carried out. The state gave support, the enterprises received 1,6 billion yuans in the form of subsidies and 1,5 billion yuans in the form of tax privileges. During the period from 2001 to 2005 in the country investments for the sum about 18,9 bln. dollars for modernization of production base of the enterprises of branch are carried out. However these measures were ineffective. Since 2005, after accession to WTO restrictive measures from the USA, the European Union, Mexico are repeatedly applied to China, etc. Statistical these loudspeakers of internal consumption, retails and export of clothes and textiles, the main importers of China are given. Conditions of placement of orders at the sewing enterprises are considered. The main conclusions of development not only sewing branch of China, but also development of its international trade relations are drawn.

Текст научной работы на тему «Аналитический взгляд на развитие швейной отрасли в Китае и уровень подготовки специалистов»

УДК 338.4

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ШВЕЙНОЙ ОТРАСЛИ В КИТАЕ И УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© 2015

Н. А. Белоусова, старший преподаватель кафедры «Конструирование и технология швейных изделий» Институт пищевых технологий и дизайна, Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Тенденции развития текстильного и швейного производства Китая и анализ происходящих процессов являются актуальным направлением исследования. Сформировать взгляд на уровень подготовки специалистов для текстильных и швейных предприятий и уровень развития производства позволила служебная командировка. Поделиться впечатлениями и рассказать об особенностях является целью написания данной статьи.

Статья знакомит с Уханьским текстильным университетом, основными направлениями подготовки специалистов, факультетом дизайна, его учебной, научной и международной деятельностью. В статье отмечены направления научных исследований, которые связаны с историей и культурой китайского народа.

Университет ведет фундаментальные исследования и научные разработки по созданию и производству новых инновационных текстильных материалов. Инновационному развитию университета уделяется огромное внимание со стороны Министерства образования КНР, что способствует расширению сотрудничества между научными исследованиями и производством, содействует развитию международных научных инноваций.

Рассмотрены этапы развития швейной отрасли в КНР, начиная с момента подготовки к вступлению страны в ВТО. В 1997-2000 г. проведена модернизация оборудования на предприятиях. Государство оказало поддержку, предприятия получили 1,6 млрд юаней в форме субсидий и 1,5 млрд юаней в виде налоговых льгот. В период с 2001 по 2005 гг. в стране осуществлены инвестиции на сумму около 18,9 млрд долл. для модернизации производственной базы предприятий отрасли. Однако данные меры оказались малоэффективными. С 2005 года, после вступления в ВТО, к Китаю неоднократно применяются ограничительные меры со стороны США, Евросоюза, Мексики и др.

Приведены статистические данные динамики внутреннего потребления, розничных продаж и экспорта одежды и текстиля, основных импортеров Китая. Рассмотрены условия размещения заказов на швейных предприятиях. Сделаны основные выводы развития не только швейной отрасли Китая, но и развития его международных торговых отношений.

Ключевые слова: заказы, инвестиции, инновационные разработки, международная ярмарка, одежда, подготовка специалистов, продажи, производство одежды, технологические инновации, торговля.

Успехи Китая в области текстильного и швейного производства заставляют задуматься о тенденциях развития данной отрасли. Анализ происходящих там процессов является вполне актуальной темой.

Служебная командировка в рамках повышения квалификации в Уханьский текстильный университет провинции Хубэй КНР позволила сформировать взгляд на уровень подготовки специалистов для текстильных и швейных предприятий и уровень развития производства. Оценить и поделиться впечатлениями об увиденном является целью данной статьи.

Было приятно осознавать, что мы находимся в одном из лучших учебных заведений страны, которое состоит под опекой Министерства образования КНР. Уханьский текстильный университет основан 1958 году, в его состав входят 20 факультетов и обучаются почти 30 000 студентов, в т. ч. около 1 000 аспирантов. Подготовка бакалавров в университете ведется по 54 специальностям, 4 из которых являются стратегически важными для национальной экономики, выпускники 10 направлений подготовки остро востребованы эко-

номикой провинции Хубэй. Кроме этого университет осуществляет подготовку магистров по 47 направлениям, таким как магистр МВА, изящных искусств и др. В университете работают более 1 000 штатных преподавателей, в числе которых 300 человек имеют степень доктора. Научная и преподавательская работа в университете неразрывно связана с проектной деятельностью. В связи с этим обязательным условием работы всех преподавателей является реализация одного проекта в год.

Знакомясь с университетом, выяснилось, что он является участником Национальной программы подготовки и поддержки талантливой молодежи. В рамках этой программы Правительством КНР постоянно проводятся национальные конкурсы молодых модельеров среди студентов. Примечательным является то, что на протяжении 14 лет в этих конкурсах победителями являются студенты факультета среди более ста вузов Китая.

Стоит отметить, что университет принимает активное участие в различных международных про-

граммах, с 2013 года является членом Всемирной ассоциации университетов текстильного профиля в Европе АиТЕХ. Кроме того осуществляет сотрудничество более чем с 200 университетами из 60 странах мира, такими как Университет Лидса, Великобритания; Ивановская государственная текстильная академия, Россия; Калифорнийский университет в Дэвисе, США; Университет Дикин, Австралия; Университет Монктон, Канада и многие другие [1]. В рамках этих программ университет осуществляет обмен студентов по схеме 3+1 или 2+2, т. е. три (два) года студенты учатся в своем университете, а один (два) год за границей.

Ученые университета занимаются фундаментальными исследованиями и научными разработкам в области создания и производства новых инновационных текстильных материалов (в частности созданием нановолокон для изготовления искусственных сосудов), в области экологии, химии и в других направлениях. Для обеспечения научной деятельности лаборатории университета оснащены современным оборудованием, позволяющим проводить исследования на самом высоком уровне. Примером может служить лаборатория для проведения исследований, в которой создаются определенные режимы температуры и влажности.

Основным местом знакомства автора статьи с университетом был факультет дизайна. Факультет готовит специалистов по трем направлениям: «Дизайн», «Модель» (фотомодели) и «Конструирование швейных изделий». В свою очередь, подготовка специалистов профиля «Дизайн» ведется по пяти направлениям: «Художественное проектирование», «Проектирование и торговля», «Формообразование», «Конструирование», «Трикотажное производство». На факультете работают 77 преподавателей, 21 профессор, 11 докторов и обучается около 2 300 студентов. Обучение для студентов в университете платное, при этом всегда много желающих получить образование, так как в стране огромный спрос на специалистов данного профиля.

Научная деятельность факультета дизайна осуществляется в трех направлениях: «Культура», «Одежда», «Искусство».

Предметом научных исследований кафедры дизайна является изучение национального китайского костюма, его особенностей, цветовых сочетаний, формы и различных видов отделок. Студенты начинают заниматься научной работой уже с первого курса. После занятий они работают в лабораториях, выполняя исследования. На факультете дизайна создано и успешно работает инновационное предприятие, занимающееся разработкой и созданием новых коллекций, уникальных моделей для телеведущих и шоу про-

грамм, творческих коллективов, а также для предприятий, выпускающих одежду.

Круг научных интересов зам. декана факультета дизайна профессора Тао Хуэй связан и изучением старинных национальных рисунков, применяемых в предметах одежды, и использование их в современном костюме. Аспиранты и студенты под руководством профессора на ручных ткацких станках воссоздают старинные национальные орнаменты и вводят элементы этих рисунков в современный костюм.

С научными разработками факультета мы познакомились в музее. Здесь представлены сверхтонкие волокна шерсти, новые технологии по вторичной переработке волокон, которые используются для армирования напольной плитки, и многие другие достижения и разработки.

В рамках инновационного развития университет уделяет огромное внимание расширению сотрудничества между научными исследованиями и производством, содействует развитию международных научных инноваций. Инновационные технологии проходят различные стадии от постановки проблемы до завершающей стадии полного технологического процесса. Особое место среди инновационных разработок занимает процесс прядения сверхтонкого волокна шерсти, что позволяет получать шерстяные ткани с низкой поверхностной плотностью. Данную разработку университет внедрил на фабрике HUBEI HUANGSCI JINXIU TEXTILE CO. LMT. (Хубэй Хуанши Цзинкси текстиль» лимитед) по изготовлению мужских костюмов полного цикла. Производственный процесс здесь начинается с прядения пряжи, а заканчивается пошивом костюма. Весь технологический процесс выполняется в соответствии с техническими требованиями, на каждой стадии осуществляется контроль качества. Выпускаемые изделия отличаются высоким качеством и изящным видом. Практически вся продукция из таких тканей выпускается по заказу торговых предприятий Японии. Таким образом, китайский опыт использует вариант создания готового технологического продукта, в котором задействована линейная цепочка: кадры, технологии, продукт мирового уровня - это значит конкурентоспособность.

Знакомство с КНР будет не полным, если не рассказать об отрасли изготовления одежды и её современном развитии.

Масштабные изменения в отрасли изготовления одежды в Китае начались с момента подготовки страны к вступлению в ВТО. В период 1997-2000 гг. на предприятиях проведена замена устаревшего оборудования, значительная часть государственных предприятий были закрыты как неконкурентоспособные или реорганизованы, поглощены другими.

В результате 1,4 млн человек остались без работы. Государство выделило 30 млрд долл. на современное оборудование для развития индустрии. Государственные компании в качестве поддержки получили 1,6 млрд юаней в форме субсидий и 1,5 млрд юаней в виде налоговых льгот [2, с. 283; 3].

В период с 2001 по 2005 гг. в стране осуществлены инвестиции на сумму около 18,9 млрд долл. для модернизации производственной базы предприятий отрасли. Но данные меры оказались недостаточно эффективными, так как не осуществлялись инвестиции в научные разработки и исследования. В целом отрасль изготовления одежды представляла собой небольшие предприятия, специализирующиеся в основном на выполнении ОЕМ-марок для международных компаний. В этот период отмечалось и увеличение внутреннего потребления, рисунок 1[4].

Юани 8000-,

1980 1985 1990 1995 2000 2005

-Ф— Жители городов: общее потребление на душу населения

— — Жители городов: потребление текстильной продукции на душу населения —А— Жители села: общее потребление на душу населения

Жители села: потребление текстильной продукции на душу населения

Рисунок 1 - Динамика внутреннего потребления в Китае

С 2005 года после вступлением КНР в ВТО наступил период свободной международной торговли текстилем и одеждой. Однако согласно дополнительным условиям к китайским производителям одежды и текстиля применялись ограничения и защитные меры, т. к. китайская экспансия могла угрожать национальным рынкам. Защитные меры в отношении китайских производителей одежды применялись неоднократно: впервые такие меры были применены США, Евросоюзом, Бразилией и Колумбией и действовали до конца 2008 года. Данные меры предполагали введение квоты в размере 6-7,5 %, превышающем объем импорта за двенадцать предшествующих месяцев без согласования ВТО. Второй тип защитных мер применили Евросоюз и Мексика. Данные меры предполагают уведомление ВТО об особых обстоятельствах, которые вызывают необходимость введения ограничений в торговле [5].

Экономический кризис 2008 года послужил причиной изменений на мировых рынках. Перед Китаем стала угроза потери рынка с дешевой рабочей силой, в стране выросла безработица и увеличилась

миграции населения во внутренние провинции страны. Изменения на мировых рынках привели к увеличению розничных продаж внутри страны, в том числе текстильными товарами и одеждой, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2

[2, с. 275].

%

900

800 - ^ 700600 - г'

О -.-.-.-.-.---.-.-.-.-.-.-.-

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

— ♦ — Индекс розничных продаж текстиля, одежды и аксессуаров —О— Индекс ВВП на душу населения —▲— Индекс оборота розничных продаж

Рисунок 2 - Динамика розничных продаж одежды и текстиля в Китае Рост внутреннего спроса способствовал развитию швейного производства в стране. Преимуществом швейной отрасли Китая является целость её производственной цепочки. В Китае около 80 % текстильного производства сосредоточены в рамках кластеров. В стране существует около шестидесяти кластеров, в которых насчитывается около 30 000 компаний, численность сотрудников в них составляет около 3,5 млн чел. [2, с. 268; 6].

Кластерная экономика производства одежды в Китае имеет ряд особенностей. Текстильные предприятия, специализирующиеся на изготовлении одежды, рассредоточены по всей стране. В северных и внутренних районах находятся многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. По данным Китайской ассоциации производителей одежды, крупнейшими центрами, производящими тканевую одежду, являются провинции Чжецзян, Цзянсу и Гуандун, которые находятся в прибрежных зонах, где располагаются многочисленные филиалы зарубежных корпораций. Провинция Гуандун считается ведущим регионом по пошиву одежды, объем производства текстильной продукции составляет четвертую часть от общего объема производства в Китае [7].

Административным центром провинции является город Гуанчжоу - всемирно известный центр лёгкой промышленности, в окрестностях которого сосредоточено огромное количество производств различных товаров, в том числе и изготовление джинсовой одежды, в районе Цзэнчэн. Дважды в год весной и осенью в Гуанчжоу проходит международная Кантонская ярмарка, основанная весной 1957 года. Для обеспечения деятельности ярмарки в городе имеется разветвленная инфраструктура, которая включает огром-

ный центр с большим количеством павильонов, а также в городе расположено более ста оптовых рынков, таможенные организации. Ярмарка проходит в несколько этапов. Одним из направлений ярмарки является торговля одеждой и текстильными товарами, здесь же заключаются сделки на размещение заказов международными корпорациями и частными бизнесменами на предприятиях по изготовлению одежды. Ярмарка собирает огромное количество участников, среди которых мировые ритейлеры, представители торговых организаций, государственных и частных производителей, научно-исследовательские институты и др. География участников ярмарки обширна, на ней собираются представители таких стран, как: Аргентина, Бразилия, Великобритания, ОАЭ, США, Корея, Россия, Польша, Малайзия, Япония, Италия, Испания, Пакистан, Франция, Шри-Ланка и др. На рисунке 3 представлены изменения объемов экспорта одежды из Китая [8, 9]. Ярмарка является третьей в мире по объему заключенных на ней сделок, (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика объемов экспорта одежды и текстиля из Китая

Для того чтобы заказанная продукция действительно была высокого качества и имела не высокую стоимость, заказчику необходимо иметь возможность оценить предприятие изготовителя. С этой целью на швейных предприятиях разработана балльная система качества, позволяющая дать оценку предприятию по таким критериям, как юридическая стабильность, лицензия на данный вид деятельности, наличие сертифицированной системы качества, наличие сертификации на продукцию, приемлемый уровень цен на продукцию, система скидок, налаженная логистика и др. [10].

Размещение заказов на фабриках КНР происходит по двум схемам, одна из которых предполагает производство одежды под брендом заказчика, но модели разработаны дизайнерами фабрик. Данный подход имеет ряд преимущества, т. к. у фабрики отработана технология пошива и имеется опыт по производству данной модели. Это дает возможность сократить

время на разработку и утверждение технической документации и образцов.

По второй схеме коллекции отшивают по дизайну заказчика, однако этот процесс сложнее и требует больше времени на согласование и утверждение производственных образцов. В этом случае заказчик имеет свою команду дизайнеров, разрабатывающих изделия, удовлетворяющие потребностям рынка и соответствующие современным тенденциям моды. В этом случае изделия выпускаются высокого качества, при этом стоимость продукции возрастает [11, 12, 13, 14]. В данном сегменте наиболее активно работают европейские производители такие, как известная на весь мир итальянская компания, специализирующаяся на производстве модной одежды «Giorgio Armani» , итальянский дом моды - производитель одежды «Гуччи», известная французская марка одежды «Промо» и другие всемирно известные дома мод [15].

Особенностью современной экономики Китая является зависимость от внешнего рынка. КНР сегодня занимает первое место в мире по объёму экспорта, это более 80 % валютных доходов государства. На внешний рынок поставляется порядка 20 % валовой внутренней продукции. КНР поддерживает торгово-экономические отношения с 182 странами мира, с многими из них подписаны торговые соглашения и протоколы.

Основными торговыми партнерами Китая являются экономически развитые страны: Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота, (рисунок 4) [16, 17].

Самой конкурентоспособной продукцией является одежда, обувь и игрушки. Китайская экспортная швейная продукция, поставляемая в эти страны, имеет высшие стандарты качества [18, 19].

Рисунок 4 - Импортеры одежды из Китая в 2014 г.

На долю России приходится всего 4,97 % от общего объема экспорта Китая. В связи с введенными США и Европой санкциями против нашей страны

можно наблюдать развитие торговых отношений между Китаем и Россией, в том числе и одеждой и текстилем. Оборот китайско-российской торговли в период с января по октябрь 2014 года увеличился на 7,1 % по сравнению с первыми десятью месяцами 2013 года и составил 78,9 млрд долларов, по данным, опубликованным главным таможенным управлением КНР [20].

Таким образом, наука является базовым элементом рынка и мотиватором новых идей в производстве швейных изделий. В рамках НИОКР создаются предпосылки для разработки новых видов инновационных технологий, которые позволяют повысить конкурентоспособность предлагаемого товара или продукции.

Промышленные кластеры позволили обеспечить резкое экономическое развитие китайской текстильной промышленности, в том числе в производстве одежды, что способствовало повышению профессионализма в области изготовления одежды. Кластерная политика, поощряемая центральными властями КНР, сотрудничество бизнеса и университетов, основной задачей ставит разработку собственных технологических инноваций, а также повышение технологического уровня производимой продукции. Основной целью сотрудничества бизнеса и научной деятельности является содействие коммерциализации результатов исследовательской работы и усилению конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уханьский текстильный университет [Электронный ресурс]. www.wtu.edu.cn/html (дата обращения 17.12.2014).

2. Ключевые проблемы развития легкой промышленности в России и способы их преодоления [Текст]: аналит. отчет /отв. ред. сер. В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» ; Лаб. экон.-социол. исслед. М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. 343 (Аналитика ЛЭСИ вып.13).

3. Stewart T. China's Support Programs for Selected Industries: Textile and Apparel. Trade Lawyers Advisory Group LLC. 2007. June.

4. Zhang Y., Wang T. Profi tability and Productivity of the Chinese Textile Industry // China & World Economy. 2010. Vol. 18 (5). P. 1-21.

5. Китайские экономические реформы [Электронный ресурс]. www.answers.com/topic/chinese-economic-reform#ixzz3NsL07l5l (дата обращения 18.11.2014).

6. Экономика Китая продолжает набирать обороты [Электронный ресурс] .www.kontinent.org/article_ rus_4afcaed55706d.html (дата обращения 28.10.2014).

7. Производственно-лигистические кластеры КНР: специализация и производство товаров в Поднебесной [Электронный ресурс]. www.chinalogist.ru /

book/artides/obzory/proizvodstvenno-logisticheskie-kla ste ry-knr-specializaciya-i-proizvodstvo (дата обращения 28.10.2014).

8. Китай. Ведущие регионы по экспорту тканевой одежды в КНР (по данным Китайской ассоциации производителей одежды, 2014 г.) [Электронный ресурс] .http://investments.academic.ru/ (дата обращения 18.11.2014).

9. Цель комплексных реформ Гуанчжоу - способствование достижениям высоких результатов в сфере услуг [Электронный ресурс]. www. sourcejuice. com/1020202/2007/06/19/(дата обращения 24.11.2014).

10. Что нужно знать при размещении заказа на производство одежды или текстиля в Китае [Электронный ресурс]. www.texilprofi.ru/important-to-know/ ordering (дата обращения18.11.2014).

11. Производство одежды в Китае [Электронный ресурс]. www.asia-communication.ru/left/services/poisk-proizvoditelja-v-kitae/odezhda/ (дата обращения 02.12.2014).

12. С чего следует начинать производство одежды в Китае [Электронный ресурс]. www.textilprofi.ru /important-to-know/ordering (дата обращения 18.11.2014).

13. Китайская мерка: производство одежды в Китае [Электронный ресурс]. www.chinapro.ru/rubrics/ 13/2978/ (дата обращения 28.10.2014).

14. Одежда из Китая [Электронный ресурс]. www.optim-consult.com/china/odezhda-iz-kitaya/? SESID =tkoclshm (дата обращения 10.03. 2015).

15. Китайские бренды привлекают посетителей-специалистов на выставке CMP [Электронный ресурс]. www.russian.people.com.cn/n/2014/0909/c31519-8780119.html (дата обращения 02.12.2014).

16. ВВП Китая является крупнейшим в мире, но что это значит [Электронный ресурс]. www.ereport.ru /news/ 1412131843.htm (дата обращения 28.10.2014).

17. Экономика Китая [Электронный ресурс]. www.economywatch.com/world_economy/china (дата обращения 04.12. 2014).

18. Китай растет медленнее [Электронный ресурс]. www.kommersant.ru/doc/2453849 (дата обращения 04.12.2014).

19. Экономическое развитие в первом квартале 2014 года (Национальное бюро статистики Китая) [Электронный ресурс]. www.stats.gov.cn//englist/ (дата обращения 24.11.2014).

20. Таможня КНР: объем российско-китайской торговли в январе-октябре вырос на 7,1 % [Электронный ресурс]. www.itar-tass. com ekonomika/1560157 (дата обращения 04.12.2014).

ANALYTICAL VIEW OF DEVELOPMENT OF SEWING BRANCH IN CHINA AND THE LEVEL OF TRAINING OF SPECIALISTS

© 2015

N. A. Belousova, assistant professor of the chair of «Designing and Technology of Garments»

«Institute offood technologies and design» - branch of the Nizhny Novgorod state engineering and economic university, N. Novgorod (Russia)

Annotation. Tendencies of development of textile and sewing production of China and the analysis of the happening processes are the actual direction of research. To create a view of the level of training of specialists for the textile and sewing enterprises and a level of development of production official journey allowed. To share impressions and to tell about features, is the purpose of writing of this article.

Article acquaints with Wuchansky textile university, the main directions of training of specialists, faculty of Design, its educational, scientific and international activity. In article the directions of scientific researches which are connected with history and culture of the Chinese people are noted.

The university conducts basic researches and scientific development on creation and production of new innovative textile materials. The huge attention from the Ministry of Education of the People's Republic of China that promotes expansion of cooperation between scientific researches and production is paid to innovative development of university, promotes development of the international scientific innovations.

Stages of development of sewing branch in the People's Republic of China are considered. Since the moment of preparation for the entry of the country into the WTO. In 1997-2000 g modernization of the equipment at the enterprises is carried out. The state gave support, the enterprises received 1,6 billion yuans in the form of subsidies and 1,5 billion yuans in the form of tax privileges. During the period from 2001 to 2005 in the country investments for the sum about 18,9 bln. dollars for modernization of production base of the enterprises of branch are carried out. However these measures were ineffective. Since 2005, after accession to WTO restrictive measures from the USA, the European Union, Mexico are repeatedly applied to China, etc.

Statistical these loudspeakers of internal consumption, retails and export of clothes and textiles, the main importers of China are given. Conditions of placement of orders at the sewing enterprises are considered. The main conclusions of development not only sewing branch of China, but also development of its international trade relations are drawn.

Keywords: orders, investments, innovative development, international fair, clothes, training of specialists, sales, production of clothes, technological innovations, trade.

УДК 338.439:658

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2015

С. А. Бугаенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики

Одесской национальной академии пищевых технологий, Одесса (Украина)

Аннотация. В статье приведены определения маркетинговой деятельности известных экономистов, рассмотрено состояние маркетинга на сегодняшний день, ситуация с обучением маркетингу на Украине. Дано определение понятиям «специализация», «дифференциация», «специфика». Рассмотрена организация позиционирования товара на рынке, приведены стратегии позиционирования и основные знания, необходимые для построения этих стратегий.

Ключевые слова: дифференциация, маркетингово-логистическая деятельность, позиционирование товара, спецификация, специализация, товарная дифференциация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Украине в последние годы растет уровень заинтересованности предприятий продовольственной отрасли к осуществлению разноплановых маркетинговых исследований по рынкам и пищевых продуктов. Повышение уровня эффективности производственно -коммерческой деятельности пищевых предприятий может быть достигнуто надлежащим использованием инструментов маркетинга и логистики и разработан-

ных результативных маркетингово-логистических комплексов. Уровень эффективности маркетингово-логистической деятельности и механизма разработки маркетингово-логистического комплекса обусловлен оптимальностью практического воплощения мероприятий маркетингового направления относительно объекта их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.