РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОТРАСЛЯХ
Лаврикова Ю.Г.
В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию промышленной политики в отраслях по выпуску потребительских товаров. С позиций парадигмы "летящих гусей" обосновывается необходимость создания условий по привлечению прямых иностранных инвестиций и использованию зарубежного опыта как в производственной, так и коммуникационной сферах для предприятий легкой промышленности региона. На примере стратегического проекта "Качественные товары легкой промышленности для горожан" показаны приоритеты промышленной политики в крупнейшем промышленном центре г. Екатеринбурге в сфере производства потребительских товаров.
Благополучие современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка. Если в зарубежных развитых странах объемы продаж начинают падать, это считается первым симптомом замедления экономического роста. Согласно официальной статистике, потребительский рынок России сегодня составляет примерно 22% ВВП. При этом конечное потребление домашних хозяйств равняется 49%, тогда как в Великобритании - 63%, в США - 72% от ВВП.
В формировании потребительского рынка значительная роль принадлежит легкой промышленности. Появившиеся в конце 1999 - первой половине 2000 года надежды на возрождение отрасли сменились констатацией явных признаков стагнации. Финансовые вложения в легкую промышленность так и не превзошли уровень шестилетней давности, а доля долгосрочных инвестиций сократилась за этот период в 2,5 раза. Как следствие, ввод в действие основных фондов составляет в отрасли незначительную величину, а снижение объемов производства происходит в течение трех последних лет. За это время выпуск продукции уменьшился на 12,7%, в том числе в текстильной промышленности - на 10,3%, в швейной - на 27,4%. В 2005 году доля продукции легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции, выпущенной в России, снизилась до 1,1%. Эти тенденции не были преодолены и в течение 2006 года. За ян-варь-июль 2005 года выпуск продукции текстильного и швейного производства снизился к соответствующему периоду 2004 года на 3,4%, производство кожи, изделий из нее и выпуск обуви - на 2,5%.
В то же время в последние годы спрос россиян на продукцию легкой промышленности растет достаточно высокими темпами. Для его удовлетворения, например, в 2006 году российская швейная промышленность должна была увеличить выпуск изделий не менее чем на 20%. Однако за отечественных товаропроизводителей эту задачу решили недобросовестные конкуренты из подпольного производства и импортеры, в том числе завозящие товары контрабандным способом. Импорт одежды из текстиля по сравнению с 2005 годом увеличился на 40%.
Дальнейшее развитие легкой промышленности в значительной мере определяется формированием государственной политики в сфере защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции, которая практикуется всеми странами, в том числе присоединившимися к ВТО.
Подходы к промышленной политике в сфере производства потребительских товаров во многом определяются теоретическими взглядами на необходимость развития и поддержки данной отрасли.
Определенными шагами Правительства РФ в направлении легпрома стало Распоряжение от 17 декабря 2004 г. № 1652-р "О плане первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности". Действия Мин-промэнерго были направлены, прежде всего, на создание прозрачного товарного рынка.
Создана Межведомственная рабочая группа по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти для пресечения нелегального оборота товаров легкой промышленности. Одним из итогов работы группы можно считать организованные оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению перемещения через границу фальсифицированной и контрафактной продукции. В октябре 2005 г. в регионе ответственности Находкинской таможни пресечен канал контрабанды контрафактной спортивной одежды и обуви. По факту незаконного использования товарных знаков "NIKE", "ADIDAS", "REEBOK", "PUMA" возбуждено 10 уголовных дел по статье 180 УК РФ. Задержано товаров на сумму более 88 млн. руб. В марте 2006 г. подписан межведомственный план ФТС, МВД и ФСБ по пресечению каналов незаконной транспортировки фальсифицированных товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, в том числе по схеме "ложного транзита". В целях декриминализации рынка товаров легкой промышленности МВД России проводятся специальные оперативно-профилактические мероприятия, такие как "Контрафакт", "Сфера", "Рынок", с привлечением сотрудников Роспотребнадзора, санэпидемстанций и других заинтересованных ведомств.
В декабре 2005 г. в межведомственные комиссии (Российско-турецкую и Российско-китайскую) были направлены предложения о подписании межправительственных соглашений с целью определения объемов необходимых поставок товаров и согласования их ассортимента и качества.
В рамках Плана первоочередных мероприятий по развитию легкой промышленности за 2005 год от ввозных таможенных пошлин освобождено 45 видов технологического оборудования. За время действия этих пошлин организациями отрасли закуплено 16,9 тыс. единиц оборудования на сумму 53,4 млн. долларов США. Только за счет снижения ставок пошлин на оборудование предприятия сэкономили за короткий срок 122 млн. рублей. Кроме того, в 2005 году на субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на закупку сырья, было выделено 30 млн. рублей, а на поддержку экспортеров - 25,2 млн. рублей. Таким образом, в 2005 году из государственного бюджета предприятиями получена реальная помощь в размере около 200 млн. рублей. Это позволило предприятиям ускорить ввод в эксплуатацию нового оборудования и обеспечило окупаемость проектов технической модернизации производства, дополнительно выработать продукции на 87,3 млн. рублей, доведя налоговые поступления в бюджет до 17,6 млн. рублей, а взносы во внебюджетные государственные фонды - до 4,1 млн. рублей.
В 2005 году 48 предприятий и организаций легкой промышленности из 22 регионов России получили субсидии (на общую сумму 30 млн. рублей) для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам. Также было принято предложение Минпромэнерго - впервые в проекте бюджета страны на 2006 - 2008 годы предусмотреть расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам на сезонные закупки сырья и материалов в размере 100 млн. рублей ежегодно. Планировалось получить возмещение процентных ставок по кредитам, направленным на выпуск экспортной продукции, не мене 150 млн. руб.
В 2006 г. был принят уже среднесрочный План мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006 - 2008 гг., направленный на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечение ее материально-сырьевыми ресурсами, обеспечение разработки технических регламентов по безопасности продукции легкой промышленности, стимулирование экспорта, развитие инновационной деятельности и подготовку кадров для отрасли.
В результате по итогам 2006 года отмечается, что впервые за последние четыре года в производстве легкой промышленности прекратилось падение выпуска и начался рост достаточно высокими темпами. В текущем году текстильное и швейное производство выросло на 7,3%, а производство кожи, обуви и изделий из кожи - на 16,7%. Таким образом, производство изделий легкой промышленности оказалось в числе тех производств, где выпуск товаров увеличился более чем на 10% при росте по обрабатывающим производствам по России в целом на 4,5%. В результате высоких темпов роста в 2006 году превышен уровень выпуска продукции отрасли 2004 года.
Переходные экономики, к которым относится и Россия, на пути к рынку решают трудную задачу модернизации хозяйственной структуры и промышленной трансформации. Сложившиеся обстоятельства заставляют выбирать национальные стратегии продвижения вперед по типу так называемого "догоняющего развития" [1].
Обратимся к теориям инвестиционного и экономического развития. Ряд теорий, таких как парадигма цикла международного производства товара, конкурентное преимущество наций М. Портера, эклектическая парадигма Д. Даннинга, разработаны с точки зрения фирмы или страны-новатора. Они объясняют причины, факторы, виды и модели ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в деятельности компаний, заостряют свое внимание на конкурентных преимуществах как фирмы, так и страны. Данные теории являются полезными с точки зрения общей экономической политики, направлений развития промышленности. В частности, М. Портер в своем труде "Национальное конкурентное преимущество" показывает важность формирования так называемых промышленных кластеров (комплекса сопутствующих и поддерживающих отраслей). Дж. Даннинг рассматривает конкурентные преимущества не только фирм-экспортеров капитала, но и страны - реципиента инвестиций, то есть объясняет, в какие именно страны предпочитают инвестировать крупные транснациональные компании. Теория пути инвестиционного развития наций Дж. Даннинга и Нарулы рассматривает зависимость экспорта и импорта капитала от уровня развития экономики и показывает, что путь к экспорту капитала лежит через его первоначальный импорт, то есть демонстрирует важную роль иностранных инвестиций в развитии стран.
С точки зрения страны "догоняющего развития" интерес представляет так называемая парадигма "летящих гусей", разработанная японским ученым Акамацу и дополненная другими японскими экономистами - Озава и Коджима.
Начальные элементы этой теории были разработаны в конце 20-х гг. прошлого столетия японским ученым Акамацу как обобщенная теория экономического развития. Он выделил три фазы развития отрасли, каждая из которых характеризуется особой зависимостью от мирового рынка:
1. Отрасль не в состоянии удовлетворить национальный спрос. В результате аналогичная продукция импортируется из-за рубежа.
2. Отрасль приобрела потенциал для удовлетворения растущего национального спроса: появились новые местные производители и дополнительные рабочие места.
3. Отрасль из импортера превращается в экспортера. Излишки произведенной продукции экспортируются на новые зарубежные рынки.
Акамацу построил свою парадигму на основе эмпирических наблюдений за развитием текстильной промышленности и смежных производств (производство оборудования для текстильной промышленности) в Японии, на тот момент еще развивающейся страны. В результате изучения в течение многих лет полного цикла развития этих товаров отраслей ученому удалось продемонстрировать последовательную динамику связанных между собой внутренних процессов и показать, как они воздействуют на конкурентоспособность японского промышленного сектора. Он обнаружил, что графическое изображение последовательности импорта, местного производства и экспорта напоминает контуры диких гусей. Через 40 лет теория Акамацу благодаря японским экономистам Коджима и Озава обогатилась новым направлением, связанным с включением прямых иностранных инвестиций в качестве арсенала догоняющей модели развития. Озава и Коджима на основе исследований показали, что посредством прямых иностранных инвестиций происходит ускорение базовой модели экономического роста по Акамацу. Они исследовали стратегии японских компаний, переместивших свои производства и менеджмент на соседние рынки Китая и Юго-Восточной Азии, и выявили, как на основе технологического и финансового участия иностранных транснациональных компаний активизировался экономический прогресс в развивающихся странах. Таким образом, модель "летящих гусей" создана с позиции не ведущей, а догоняющей страны и представляет собой, в сущности, модель "цикла преодоления отставания". По мнению П. Фишера, Россия может извлечь полезные уроки из теории "летящих гусей" по следующим основным моментам:
1. В условиях глобализации путем международной экономической интеграции переходные экономики могут воспользоваться шансом догнать и по отдельным позициям даже перегнать передовые страны.
2. Путь вперед предполагает использование разумной политики привлечения прямых иностранных инвестиций.
Если обратиться к ситуации в легкой промышленности РФ, станет очевидно, что отрасль находится в первой фазе своего развития и характеризуется, как мы уже упоминали, засильем импорта. Чтобы переломить такую негативную тенденцию, П. Фишер предлагает использовать прямые иностранные инвестиции. "Обычно ПИИ становятся рычагом повышения конкурентных преимуществ для отраслей, которые больше всего страдают от засилья импорта", - отмечает он в своей работе.
Самый яркий пример подобной стратегии - Китай, который уже более 20 лет развивается на базе прямых иностранных инвестиций. В результате, на конец 2004 г. в Китае, по данным Министерства торговли, учреждено 508 941 предприятие с иностранным капиталом, около 82% мультинациональных корпораций собираются инвестировать средства в производственную сферу Китая, маркетинговые и исследовательские разработки. Фактически реализованные прямые иностранные инвестиции превысили в 2004 г. 60 млрд. долл. [2]. Ни одна страна, за исключением США, не получает столько прямых инвестиций. Итогом продуманных реформ в Китае стали большие темпы экономического роста, быстрое развитие внешней торговли, повышение научно-технического уровня производства, рост жизненного уровня населения и, соответственно, повышение конкурентоспособности страны. По методике ВЭФ, Китай за последние 4 года имел следующие рейтинги конкурентоспособности: 1999 г. - 32-е место среди 59 стран; 2000 г. - 41-е среди 59; 2001 г. - 39-е среди 74 и в 2002 г. - 33-е среди 80 стран [3]. Анализ динамики оценок рейтинга конкурентоспособности Китая P.A. Фатхутдиновым показывает, что с такими темпами повышения рейтинга Китай
может к 2007 г. войти в число 25 самых конкурентоспособных стран. Конечно, не стоит забывать, что Китай еще не освободился от целого ряда социальных проблем, но, преодолевая их, экономика Китая стремительно развивается, и потенциал ее развития весьма велик за счет обширнейшего внутреннего рынка, оптимизации производственной структуры, интеграции в мировую экономику и глобализации.
Отметим также, что Китай успешно создал конкурентные преимущества с помощью ПИИ для легкой промышленности и сектора потребительских товаров (производство текстиля, игрушек, спорттоваров, домашней утвари). Эти секторы, развивавшиеся еще в течение первой волны ПИИ в 80-е гг., до сих пор вносят значительный вклад в рост национального благосостояния, особенно в континентальных районах, которым уделяется особое внимание как новым адресатам инвестиций. При этом Китай занимает ведущую позицию в мире по экспорту одежды, особенно после вступления в ВТО. Но здесь нам сразу хотелось бы остановиться на следующем интересном моменте. Согласно долговременным прогнозам, опубликованным в 2004 г. в "Международном обзоре текстиля" -International Textile Outlook, бурный рост производства китайского текстиля и одежды не обеспечен в долгосрочной перспективе вследствие ряда слабостей китайской промышленности. В частности, значительная часть технологий и оборудования китайской индустрии все еще остаются устаревшими, несмотря на активный приток иностранных инвестиций и закупку новых машин. Китайской промышленности трудно конкурировать по инновациям, брендингу и способности реагировать на сиюминутные изменения потребительского спроса, а все это является существенным на рынках текстиля и одежды. В Китае идет гонка за количеством, а не качеством. Для сохранения лидерских позиций на мировом рынке китайской текстильной промышленности надо перейти от категории высоких объемов производства к категории высоких технологий.
Главным залогом повышения конкурентоспособности отрасли в долгосрочной перспективе является именно инновационное обновление основных фондов и ориентация на качество продукции. В этой связи нагляден опыт развития текстильной и легкой промышленности Турции, ставшей в последние годы одной из лидирующих стран. Так, к середине 70-х гг. прошлого века текстильный сектор экономики Турции преодолел две первых фазы развития по Акамацу и обеспечил потребности внутреннего рынка в необходимой продукции. Дальнейшее развитие текстильной промышленности было направлено на экспорт при активной помощи системы государственных поощрений. За короткий срок экспорт текстильной продукции и готовой одежды резко повысился - от 130 млн. долл. в 1980 г. до 2,8 млрд. долл. в 1990 г. (более чем в 20 раз). В 90-х гг. основным направлением для турецких производителей стало повышение качества текстильной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. После дополнительных вложений в техническую модернизацию и внедрения современных технологий на всех этапах производства текстильный сектор, утратив основное свое преимущество -дешевизну изделий, вышел на новый уровень конкурентоспособности своей продукции, отвечающий европейским стандартам качества. Следует отметить, что большую роль в развитии турецкой текстильной промышленности сыграли и иностранные инвестиции. Так, в 2001 г. объем иностранных вложений в отрасль составлял порядка 177 млн. долл., из которых на долю Швейцарии приходилось 25%, Германии - 23%, Франции - 16%, Италии - 13%. Таким образом, стратегия и тактика развития текстильной промышленности привели к тому, что в настоящее время Турция занимает 5-е место среди крупнейших поставщиков готовой одежды и текстиля в мире [4].
Путь к становлению отечественной легкой промышленности и повышению ее конкурентоспособности напрямую зависит от политики государства, которое должно разработать комплекс мер по совершенствованию таможенно-тарифной политики и разработать грамотную программу финансирования инновационной модернизации отрасли на базе привлечения прямых иностранных инвестиций.
Предприятиями Свердловской области привлечение прямых иностранных инвестиций и иностранного опыта осуществляется по ряду направлений. Это, например, наличие импортного оборудования и материалов. Отдавая дань патриотизму, следует четко констатировать, что выпускать конкурентоспособную продукцию и иметь успех можно только на зарубежном оборудовании. Лучшее в отрасли - японское оборудование, но оно достаточно дорогое. Для наших предприятий более приемлемым по цене является европейский уровень техники, особенно итальянский и немецкий. В итоге вырисовывается общий тренд усиления зависимости отечественной легкой промышленности от европейских тенденций в развитии данной отрасли. С другой стороны, растущие капиталы китайских компаний, усиление их требований по заработной плате ставят под вопрос широкое применение в настоящее время как европейскими, так и российскими предприятиями схем аутсорсинга. Поэтому невысокая заработная плата в легкой промышленности Урала (средняя заработная плата в 2005 г. по крупным и средним предприятиям Свердловской области составила в текстильном и швейном производстве 4883,2 руб., в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви -4883,0 руб. при среднем ее уровне в обрабатывающем производстве 9669,4 руб.) может стать ее конкурентным преимуществом для европейских брендов.
Преимущество использования европейского оборудования состоит не только в непосредственном выпуске конкурентоспособной продукции, но и в налаживании контактов с опытным менеджментом, знакомстве с западной культурой управления и производства, получении доступа к более выгодным, чем в России, кредитным ресурсам, а также в получении отсрочек по оплате используемого сырья и материалов.
Каким образом "приобщиться" к европейской культуре производства? За годы развития легпрома выработан ряд схем. Например, аутсорсинг - работа наших предприятий на условиях контрактного производства по заказам западных фирм. Сейчас, судя по всему из-за роста азиатских производителей, начинается новая волна так называемых "давальческих" схем со стороны европейских производителей в Россию. Однако прошлый опыт многих предприятий (например, ОАО "Одежда") доказал, в том числе, финансовую невыгодность таких схем при реализации продукции на стабильном потребительском рынке в Европе.
Гораздо выгоднее ситуация использования российскими предприятиями аутсорсинга для производства продукции известных европейских марок: Benetton, Мехх, Morgan, Naf-Naf и др. (да и российских, например, "Твое" и многих других), реализуемых на растущем российском рынке.
Наиболее выгодной формой сотрудничества с европейскими производителями все же является создание совместных предприятий. Долговременность и выгодность такой формы подтверждает многолетне успешное развитие таких совместных предприятий как, ООО СП "Зартекс", Mary Stone и др.
Как раз одним из направлений действенной помощи со стороны государства в привлечении иностранных инвесторов (как производителей техники, так и переработчиков) может стать формирование ядра крупного текстильного, обувного кластера. Так, одним из ключевых пунктов программы по реабилитации легкой промышленности
Правительство Казахстана считает создание хлопкового кластера в Южно-Казахстанской области на базе СЭЗ "Онтустик". В течение трех лет на площади в 200 гектаров планируется построить порядка 15 предприятий по производству пряжи, ткацкие, отделочные, красильно-швейные предприятия, создать около 6000 новых рабочих мест. На развитие ядра будущего кластера из бюджета выделено Т820 млн., в настоящее время идет разработка стратегии СЭЗ, начаты работы по строительству инфраструктуры. В администрацию СЭЗ обращаются потенциальные инвесторы, желающие разместить свое производство на территории зоны, в первую очередь это трейдеры, владельцы хлопкоперерабатывающих заводов, иностранные компании по производству техники - Rieter, Picanol, Visman. О своем намерении инвестировать 3 млн. долл. для развития казахстанской хлопково-текстильной отрасли в рамках четырехлетней программы, обеспечивающей производителям доступ к маркетинговым исследованиям по мировой хлопковой промышленности, заявил Всемирный банк. В планах последнего также организация в Казахстане национальной лаборатории по исследованию качества хлопка.
Вполне вероятно, что на базе производства текстиля, кожи возможно формирование таких кластеров и в России.
Второй фактор успеха предприятий легкой промышленности - это успех, помимо производственного, в коммуникационном плане. Тенденция формирования fast moda (быстрая мода) требует невероятно высокой бизнес-активности от предприятий. Витрины магазинов меняются, декорируются по-новому каждые две недели. Российские покупатели привыкают к тому, что в магазине они должны видеть каждые три недели новые вещи, новые темы, иначе они просто не захотят прийти в магазин. Так, на Западе фирмы перешли от работы по четырем сезонам на работу по неделям.
Ключевым фактором в этом отношении для предприятия становится работа дизайнеров. "Быстрая мода" во многом изменила их деятельность. Она заключается теперь не только в создании новых направлений, но и в умелом использовании готовых идей. Сегодня появился новый термин в моде, который называется фэшн-скаут или, иначе, "охота в моде". То есть большинство дизайнеров не изобретают что-то новое, непохожее на других. Они просто выискивают какую-то идею из того, что уже есть, как скауты или как охотники выискивают в лесу зверя, и воплощают это в своих моделях.
Ряд предприятий идет по пути привлечения европейских дизайнеров в работе над своими коллекциями. Так, например, оригинальность успеха ижевского предприятия "Domino" заключается в том, что одежду для российских женщин разрабатывает модельер известной фирмы "La perla" по лекалам, которые были созданы после специального антропометрического исследования россиянок.
Проведенное с участием автора исследование совместно с предприятиями и отраслевыми союзами позволило сформулировать приоритеты промышленной политики в легкой промышленности г. Екатеринбурга, отраженные в стратегическом проекте "Качественные товары легкой промышленности для горожан" (в рамках Стратегического плана развития г. Екатеринбурга до 2015 года).
Исходя из выше обозначенных теоретических посылов, а также проблем развития предприятий, предложены следующие приоритеты промышленной политики в крупнейшем промышленном центре. Так, к факторам, негативно влияющим на конкурентоспособность екатеринбургских товаропроизводителей, можно отнести:
• недостаток финансовых ресурсов для повышения технологического и технического уровня производства вследствие недоступности кредитных ресурсов. Средний уровень рентабельности (по полному кругу предпри-
ятий легкой промышленности в 2006 г. он составил 4%, а по лидирующим предприятиям отрасли - 14%) не позволяет пользоваться кредитами под 18 — 20% годовых. Отсюда и невысокий технологический уровень продукции и большая доля устаревшего оборудования (более 60%).
Примером выхода из ситуации может служить привлечение западных инвесторов, позволяющее получать не только более дешевые кредитные ресурсы европейских банков под залог импортного оборудования, но и отсрочку по оплате поставок сырья. Однако реализация данной схемы на большинстве производств области сталкивается с нежеланием владельцев предприятий уступать часть своей собственности. В связи с этим в стратегическом проекте большое внимание уделено организации взаимодействия предприятий с финансовыми учреждениями города и повышению инвестиционной привлекательности производителей продукции;
• невысокая скорость оборота оборотных средств для большинства предприятий легкой промышленности из-за необходимости предоплаты сырья, с одной стороны, и оплаты продукции торговыми организациями по факту ее реализации, с другой. В результате, если на европейских фабриках длительность одного оборота составляет 30 - 45 дней, то в российских условиях это выливается в 6 - 7 месяцев. Следовательно, и средний остаток оборотных средств на счету предприятия тоже должен быть высоким. В проекте решение данной проблемы связано с ускорением стадии обращения продукции, в том числе на основе развития брендинга, собственной и дилерской торговой сети, создания специализированного магазина "Екатеринбургские товары ";
• постоянный рост цен на энерго- и теплоносители, значительно опережающий рост цен на потребительскую продукцию. Для того, чтобы только покрыть рост цен на энерго-, теплоресурсы и сырье, предприятиям необходимо обеспечивать ежегодный рост объемов производства не менее 5%. Внедрение новых технологий на предприятиях будет, в том числе, направлено на снижение энерго-, водо- и теплопотребления;
• большую тревогу у руководителей предприятий вызывает кадровая проблема. Не хватает как специалистов основных специальностей (ткачих, прядильщиц, швей), так и инженерно-технических работников. При этом нехватка обусловлена не только низким уровнем заработной платы (в среднем по легкой промышленности она составляет 50% от средней по промышленности города), но и отсутствием системы подготовки таких специалистов. В регионе, да и по стране в целом, системы непрерывной подготовки кадров для легкой промышленности, соответствующих современному уровню технологий и моды, не существует. Приходится обучаться из разных источников, в том числе на конференциях и выставках. В целом можно говорить об информационном голоде в плане развития предприятий легкой промышленности. Решению этой проблемы посвящен специальный блок мероприятий проекта "Кадровое обеспечение производства";
• в целом по России, и в частности на городском рынке, местные товаропроизводители находятся в неравных условиях с конкурентами из Китая, Турции и ряда других стран. Рынок легкой промышленности импортизирован на 70 - 80%. И только 13 - 15% товаров легкой промышленности проходит как официальный импорт. Остальное - доля нелегального и "серого импор-
та", использование различных схем которого позволяет продавать на рынке изделия по более низким ценам (как минимум на 28%, включая неуплату НДС - в размере 18% от стоимости товара и таможенные пошлины и сборы в размере 10%). Также в более выгодных условиях оказываются производители контрафактной (незаконно произведенной, т.е. без уплаты налогов и сборов, на территории государства) и фальсифицированной продукции. Отсутствие системы эффективного контроля за соблюдением законодательства на российском рынке в данной области ставит отечественных производителей в наименее выгодные условия по сравнению со всеми другими участниками рынка. В данной сфере от городских органов управления требуются усилия по координации деятельности органов, ответственных за контроль в области продажи товаров легкой промышленности. Потому в проекте целый блок мероприятий посвящен созданию эффективной системы контроля качества товаров легкой промышленности на потребительском рынке города.
Одним из приоритетных направлений промышленной политики является превращение г. Екатеринбурга в столицу модной индустрии Урала. Реализация этого стратегического приоритета предполагает создание в городе индустрии моды на основе:
• технологического перевооружения предприятий отрасли и развития системы подготовки на базе учебных учреждений города специалистов по созданию модной продукции - технологов, экономистов и дизайнеров;
• совершенствования системы продвижения продукции через развитие маркетинговых служб на предприятиях, участие в выставках-ярмарках, неделе "Прет-а-порте", взаимодействия производителей с торговыми организациями и СМИ;
• формирования потребительского спроса на качественные товары легкой промышленности города через создание эффективной системы информирования населения о результатах контроля качества на рынке товаров легкой промышленности.
Реализация данных направлений позволит увеличить к 2015 г. объем отгрузки товаров собственного производства предприятиями, выпускающими текстиль, швейные и трикотажные изделия, обувь, изделия из кожи, в 2,9 раза по сравнению с базовым периодом (2005 г.); увеличить объем инвестиций в 2,4 раза; занятость - до 2700 чел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М., 2004.
2. China: Ein riesiger Markt fuer multinationale Unternehmen, Beijing Rundschau. 07.05.2005.
3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: Россия и мир 1992 - 2015. М., 2005.
4. Фомченкова Л. Н., Шамис И. А. Основные тенденции развития текстильной и легкой промышленности// Директор. 2005. № 1.