Научная статья на тему 'Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капиталовложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны'

Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капиталовложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырев Д. С.

В статье рассмотрен опыт экономического чуда Китая, сделана попытка спроецировать его на Россию. Оценены возможности применения отдельных элементов внешнеторговой политики КНР к национальной экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-статистический анализ динамики и структуры иностранных капиталовложений в экономику Китая как фактора экономического роста страны»

Зарубежный опыт

УДК 339.972

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В ЭКОНОМИКУ КИТАЯ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

Д. С. БОЛДЫРЕВ,

аспирант кафедры экономического анализа и аудита E-mail: Limonadniy-joe@yandex. ru Воронежский государственный университет

В статье рассмотрен опыт экономического чуда Китая, сделана попытка спроецировать его на Россию. Оценены возможности применения отдельных элементов внешнеторговой политики КНР к национальной экономике России.

Ключевые слова: инвестиции, экономический рост, свободная экономическая зона, внешняя торговля.

Последние пятнадцать лет истории развития России являют собой пример кардинальных перемен в геополитическом и экономическом положении страны. В 1998 г. Россия стояла на грани банкротства и нищеты. В августе 1999 г. резервы страны в иностранной валюте составляли всего лишь 8 млрд долл. Уже к октябрю того же года они равнялись 6,6 млрд долл. и продолжали стремительно уменьшаться. В то же время задолженность России МВФ составляла 16,6 млрд долл., что практически привело к управлению бюджетом страны со стороны МВФ. Обстановка в стране была нестабильной и грозила национальными потрясениями. За полтора года до мирового финансового кризиса, в августе 2007 г., резервы в иностранной валюте были более 400 млрд долл. Россия полностью расплатилась по своим внешним долгам. В дополнение к этому у

нее имелся стабилизационный фонд в размере 130 млрд долл.

Объяснить такое экономическое чудо достаточно легко: экспорт огромных объемов природных ресурсов. Два столпа, на которых держится экономика страны и ее благосостояние, - это нефть и газ. На тот момент политика российского руководства была оправданной и просто необходимой, чтобы вывести страну из кризиса. Благодаря ей страна расплатилась со своими внешними долгами, опять начала играть активную роль на международной политической арене, нормализовала платежный баланс. За эти восемь лет Россия превратилась в колосса, но колосса стоящего на двух глиняных ногах: на нефти и газе. Кроме добывающей и оборонной промышленности в стране не развивается ни один сектор. Все производство организуется на устаревших станках и по устаревшим технологиям, а вся более-менее наукоемкая продукция импортируется из заграницы [8].

Политическая элита понимает, что когда Россия вступит в ВТО, то она будет вынуждена снизить тарифы не только на потребительские товары, сделав национальную экономику абсолютно неконкурентной, но также на нефть и газ. Это будет означать значительное сокращение доходов в бюджет страны,

который большей частью формируется за счет этих двух видов природных ресурсов. В наше время Россия как никогда нуждается в структурных преобразованиях, модернизации экономики и развитии высокотехнологичных и конкурентных промышленных секторов. Основным фактором, тормозящим новый путь развития страны, является отсутствие коммерческих научных разработок, достаточных объемов капитала у отечественных предпринимателей и опыта ведения бизнеса в данных видах экономической деятельности.

Мировая практика развития отдельных стран показывает, что эффективным способом привлечения всех трех видов ресурсов является проведение комплексной и продуманной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. Как отмечают многие мировые ученые, именно этот вид инвестиций активизирует деловую активность на рынке, предоставляет технологии и разработки и агрегирует финансовые ресурсы в экономику страны [1-3, 5]. Наиболее яркий результат действия прямых иностранных инвестиций проявился в экономике Китая.

Политика реформ и открытости, проводимая в КНР с конца 1970-х гг., дала ошеломляющий результат. В конце 1978 г. третьим пленумом ЦК КПК было объявлено о проведении экономических реформ [7]. Это означало, что КНР выходит из политики

500 -|-

изоляции и начинает осуществлять активную внешнеэкономическую деятельность. Один из лозунгов новой политики, провозгласивший открытость и самообеспечение, последовательную стратегию опоры на собственные силы, как выясняется, не противоречит быстрым тактическим ускорениям в развитии внешнеэкономических связей. Так, одним из предопределяющих направлений политики открытости является всемерное привлечение и использование иностранных инвестиций.

В результате на конец 2007 г. в Китае, по данным министерства торговли, учреждено 516 941 предприятие с иностранным капиталом. Более 480 из 500 сильнейших в мире предприятий вкладывают инвестиции в экономику Китая. В настоящее время на территории страны действуют около 1 200 центров по исследованию и развитию, образованных за счет средств иностранных инвесторов [4]. В 2009 г. 35 ведущих китайских предприятий были включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала Fortune. Китай занимает второе место в мире по объему экспорта, который в 2008 г. составил 1,4 трлн долл., что пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей первое место. Фактически реализованные прямые иностранные инвестиции превысили в 2007 г. 400 млрд юаней (60 млрд долл.) (рис. 1). А всего с начала реформ КНР привлекла порядка 950

400

300

200

100 0

-100

-200

-300

Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая в 1981-2007 гг, млрд юаней

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя ъ ЪР^тжгсх*

53

300 000

250 000

150 000

100 000

Рис. 2. Валовой внутренний продукт Китая в целом по стране и на душу населения

в 1978-2007 гг., млн юаней: I—III - этапы экономических реформ

млрд долл. в виде иностранных инвестиций [10]. Ни одна страна, за исключением США, не получает столько прямых инвестиций1.

Также не повлиял на приток прямых иностранных инвестиций и мировой финансовый кризис. Прямые иностранные инвестиции в экономику КНР увеличились более чем вдвое в декабре 2009 г. по сравнению с тем же месяцем 2008 г. Многие иностранные инвесторы по-прежнему стремятся обеспечить себе долю на китайском рынке, особенно после финансового кризиса, когда рынок имеет потенциал к росту, отмечает главный экономист по китайским рынкам HSBC Holdings PLC в Гонконге Цюй Хунбинь.

Также наглядным показателем развития страны является ее валовой внутренний продукт. За 30 лет, начиная с 1978 г., рост ВВП составил 6 845 % (рис. 2). Если в 1978 г. он был всего лишь 364 500 млн юаней (53 400 млн долл.), то через 10 лет этот показатель уже утроился [10]. В 1998 г. ВВП Китая равнялся 8 440 200 млн юаней (123 614 млн долл.), а к 2007 г. он достиг ошеломляющей отметки в 24 952 900 млн юаней (3 655 082 млн долл.). Согласно новым усовершенствованным методикам Китай является второй по величине экономикой после США в мире и обеспечивает почти 10 % мирового ВВП. Проанализировав данные, представленные на рис. 1, можно заметить, что динамика роста ВВП в абсолютных значениях была разной. Если сопоставить тренд роста ВВП и тренд привлечения иностранных инвестиций (рис. 1 и 2), то можно уви-

1 На долю США приходится 21 % мировых инвестиций, за ними близко следует Китай - 18 %.

деть, что между ними прослеживается явная связь. До 1992 г. оба графика росли умеренно. После этого, вплоть до 1998 г., наблюдался резкий скачок вверх, а потом откат вплоть до 2001 г.

С 2002 по 2007 г. явно виден уверенный и динамичный рост. Все это дает основания полагать, что ВВП напрямую зависел от притока иностранных инвестиций. Также правительство КНР использовало поэтапный подход в осуществлении экономических реформ (рис. 2).

На первом этапе в период начала реформ (конец 1970-х гг.) КНР не имела детально разработанной внешнеэкономической стратегии. Основные ориентиры, включая концепцию создания открытых экономических районов и привлечения международных займов, разрабатывались постепенно, с учетом практики экономического развития и ситуации на мировом рынке. Однако к началу 1980-х гг. Китай вел реформу внешнеторговой системы и перестройку внешнеэкономических связей по четырем основным направлениям:

привлечение международных кредитов; интегрирование отдельных административных субъектов в процесс создания внешнеэкономических связей;

привлечение капиталов хуацяо - выходцев из Китая, проживающих в других странах; создание свободных экономических зон различных типов [4].

Рассмотрим эти направления более подробно. Привлечение международных кредитов. Немаловажную роль среди основных форм привлечения иностранных инвестиций в КНР играет ссудный капитал, положивший начало инвестиционному сотрудничеству Китая с зарубежными странами. Источники внешних займов - это преимущественно иностранные правительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иностранные банковские ссуды на экспорт, а также ценные бумаги и акции, вложенные Китаем за рубежом для изыскания средств. Китай использует

0

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбръя те ЪРЛКЮехА

внешние займы главным образом на строительство крупных и средних объектов, большинство которых относится к инфраструктурным секторам, таким как энергетика, транспорт и связь. В то же время немало объектов связано с нефтехимической, металлургической и легкой промышленностью, сельским хозяйством, а также с культурой, просвещением и научными исследованиями. С 1979 по 2007 г. Китаем было заключено более 2 000 кредитных соглашений на сумму около 300 млрд долл., из которых использовано более 280 млрд долл., что составило около 40 % общего объема освоенных иностранных инвестиций. Взвешенная и осторожная политика, проводимая китайским руководством в отношении регулирования внешнего заимствования, обеспечивалась во многом за счет четкого разграничения компетенции ведомств по использованию иностранных кредитов.

Так, на госплан КНР были возложены функции определения общего годового лимита привлекаемых внешних займов и участия в распределении квот по коммерческим банкам. Национальный банк Китая осуществляет практическую работу по распределению квот и контролю за их соблюдением. Банк также распоряжается кредитами МВФ и Азиатского банка развития. Министерству финансов КНР поручено управление кредитами МБРР, а министерству внешнеэкономических связей и внешней торговли -межправительственными кредитами, а также сотрудничество с ПРООН через подведомственный ему центр международных экономических и технических обменов.

Интегрирование отдельных административных субъектов в процесс создания внешнеэкономических связей КНР. Министерство внешнеэкономических связей и внешней торговли передало часть своих функций правительствам провинций и городов, создавшим собственные внешнеторговые организации, которые все шире используют предоставленное им право выступать в качестве агентов китайских предприятий при осуществлении внешнеторговых операций. При этом может возникнуть вполне обоснованный вопрос: какая мотивация может быть у местного самоуправления для налаживания внешнеэкономических связей? Объяснений здесь два: во-первых, это требование госплана КНР на внешнеэкономическую ориентацию. А во-вторых, во время промышленных реформ большинство национальных предприятий не было приватизировано, как это было в России, а

было делегировано местным властям. Вся прибыль от этих предприятий поступает в местные бюджеты. В этом и заключается идея заинтересовать чиновников в создании внешнеторговых организаций и привлекать иностранных инвесторов для модернизации морально и физически устаревших предприятий. В результате начали формироваться промышленно-торговые, научно-промышленные и агропромышленные объединения, обеспечивающие тесную связь внутреннего производства с внешней торговлей, импорт иностранной техники и технологий, их внедрение в национальную промышленность. Изменились системы планирования и финансирования внешнеторговых операций, были введены системы самоокупаемости и самофинансирования предприятий, ведущих внешнеторговую деятельность.

Привлечение капиталов хуацяо. К хуацяо относятся как граждане КНР, временно проживающие за границей, так и потомки китайских эмигрантов более ранних волн, являющиеся гражданами стран, в которых они проживают. Как в 1970-х гг., так и в настоящее время китайская диаспора считается самой большой в мире. Поэтому архитектор китайских реформ Ден Сяопин решил сделать ставку на возврат ранее вывезенных из страны капиталов и на привлечение средств зажиточных китайцев, живущих за границей. Также очень привлекательными для КНР были капиталы китайских автономных торговых районов Сянгана и Макао. Поэтому для их интеграции были специально разработаны свободные экономические зоны (СЭЗ). После принятия временного положения госсовета от 02.04.1985 о льготах на инвестиции хуацяо инвесторам-хуацяо были предоставлены определенные привилегии в сравнении с остальными иностранными инвесторами. В настоящее время около 1/3 всего притока иностранных инвестиций приходится на зарубежных предпринимателей китайского происхождения.

Акцентированное создание свободных экономических зон различных типов. Китайское правительство взяло четкий курс на привлечение иностранных инвесторов любыми способами. В 1984 г. 14 приморских районов, занимающих благоприятное географическое положение, были выделены в специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, провинция Хайнань и т. д.). Свободные экономические зоны были созданы на основе модели зон экспортной переработки, име-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

55

ли сходные с ними анклавные черты, принципы включения в международное разделение труда, методы формирования инвестиционного климата и создания экспортных производств. Суть введенных тогда новшеств сводилась к тому, что эти провинции переводились на финансовый подряд, а именно - были обязаны производить в течение нескольких лет твердые отчисления в бюджет центрального правительства. Для них устанавливались определенные пропорции в распределении между центральным и местным бюджетами годового прироста валютной выручки от внешней торговли. Эти свободные экономические зоны, как планировалось с самого начала, должны были развиваться в многоотраслевые экономические центры с промышленным уклоном. Они создавались в соответствии с четким государственным планом и привлечением иностранного капитала. В этих зонах был сформирован своеобразный механизм развития. Административное управление осуществлялось канцелярией госсовета КНР по делам свободных экономических зон, контролирующей реализацию политики и координирующей работу ведомств в отношении зон. Центр установил для свободных экономических зон несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования совместных предприятий, объем инвестиций в основные фонды. В отличие от остальных районов страны, свободные экономические зоны обладают следующими специфическими чертами:

- экономическое развитие опирается в основном на привлечение иностранного капитала. Народное хозяйство СЭЗ представляет собой многоукладный социалистический комплекс, главную роль в котором играют паевые и контрактные совместные предприятия с участием иностранного капитала, а также исключительно иностранные компании. В этом и состоит отличие экономики СЭЗ от внутренних районов страны, где доминирует национальное производство;

- народнохозяйственный комплекс СЭЗ предусматривает свободные рыночные отношения, но функционирует в условиях социалистической плановой экономики. Иными словами, в отличие от экономики страны в целом рыночное регулирование в СЭЗ играет главную роль;

- для потенциальных инвесторов в СЭЗ предусмотрен ряд привилегий и льгот, касающихся налогообложения, арендной платы, формальностей при въезде и выезде из зоны, сроков регистрации компании. Например, ставка подоходного налога в зонах составляет всего 15 % (на всей остальной территории страны - 30 %);

- государство предоставило властям свободных экономических зон довольно широкую автономию в решении экономических вопросов. Администрация СЭЗ сама утверждает проекты в строительстве объектов тяжелой промышленности стоимостью не более 77,4 млн долл. и объектов легкой промышленности стоимостью не более 46,4 млн долл.

Оценка результатов экономического развития свободных экономических зон и их вклада в решение задач хозяйственного строительства в КНР претерпела заметную эволюцию за годы реформ. К середине 1980-х гг. эйфория по поводу зон в Китае сменилась критическим настроем. Несмотря на чрезвычайно высокие темпы роста промышленного производства (в 1985 г. его объем составил 4,86 млрд юаней, увеличившись в 6 раз по сравнению с 1979 г.) и экспорта зон (соответственно 0,81 млрд долл., что в 7 раз больше показателя 1979 г.), свободным экономическим зонам не удалось достичь первоначально намеченных целей. Затраты из госбюджета на их развитие существенно превышали привлеченные иностранные инвестиции [4]. Не просматривалась и экспортная ориентация зон. В 1984 г. внутри зон потреблялось 14 % выпускаемой продукции, 66 % ее вывозилось во внутренние районы страны и лишь 20 % шло на экспорт [10]. Практически не оправдались и первоначальные надежды на массированный приток передовых технологий в СЭЗ, чему препятствовали ограничения западных стран на поставку в Китай современной технической продукции.

Проблемы, существующие в деятельности свободных экономических зон, во многом сходны с общими проблемами использования иностранного капитала в Китае. Логика их привлечения такова, что первоначально они склонны осваивать относительно простые, быстроокупаемые виды деятельности (сфера обслуживания, небольшие предприятия легкой и пищевой промышленности, туризм). Только по мере формирования благоприятной среды (хозяйственный механизм, инфраструктура, правовая база, политическая и социальная обстановка) зарубежные партнеры готовы вкладывать средства

в технологически более сложные производства. Не случайно потребовалось десятилетие, чтобы свободные экономические зоны смогли сбалансировать свои валютные доходы и расходы. Структура прямых инвестиций на первом этапе фактически не была диверсифицирована. Низкая экономическая эффективность хозяйствования (малый экспорт, дефицит валютных расходов, узкая непроизводственная отраслевая структура, краткосрочный характер сотрудничества и т. д.) требовала от китайского руководства принятия действенных шагов.

В конце 1980-х гг. они были сделаны, и это ознаменовало второй этап развития государственной политики привлечения инвестиций. Усилилась роль государства в регулировании иностранных инвестиций. Новый подход китайского руководства к дальнейшему развитию открытых экономических районов заключался в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свою лепту в доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты и зарубежные инвестиции. Также сменился принцип привлечения инвестиций с территориального на отраслевой. Это означало, что руководство страны выбирало отрасли, которым были необходимы модернизация и финансовая помощь, и поощряло инвесторов, вкладывающих средства именно в предприятия этих отраслей. Такая инвестиционная политика ориентировалась на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой, пищевой и др.). В результате в КНР наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов (вследствие либерализации инвестиционного климата) к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовложений с учетом их качественных характеристик. Итогом этого стала диверсификация инвестиций и вложений в среднесрочные и долгосрочные проекты. В 1995 г. капиталовложения были направлены в следующие отрасли [10]:

- транспорт и связь - 301,2 млрд юаней, или 31,17 %;

- энергетическая промышленность - 293,8 млрд юаней, или 30,4 %;

- сырьевая промышленность - 150,5 млрд юаней, или 15,05 %;

- легкая и текстильная промышленность - 99,9 млрд юаней, или 10,33 %;

- машиностроение и электронная промышленность - 87,2 млрд юаней, или 9,02 %;

- сельское, лесное, рыбное, водное хозяйство, животноводство и ирригационное строительство - 33,6 млрд юаней, или 3,47 %.

На данном этапе инвестиции сместились в область обрабатывающей и энергетической промышленности. Но главной отличительной чертой данного этапа стали капиталовложения в транспорт и связь. Китай осознал, что без современной и развитой инфраструктуры экономически развитые страны будут вкладывать только в быстроокупа-емые и ненаукоемкие проекты. Поэтому в СЭЗ запускались программы повышения инвестиционного климата: вводились льготы для инвестиций в инфраструктуру и наукоемкие отрасли, началась унификация национального законодательства по международным нормам и т. д. Резко возросла доля машиностроения. [10]. В то же время сохранялась большая доля сырьевой и легкой промышленности, что свидетельствовало о понимании Китая иностранными инвесторами как отсталой страны, главным конкурентным преимуществом которой является дешевая рабочая сила.

Следующий этап (1998-2007 гг.) ознаменовался подготовкой к вступлению, а затем и вступлением Китая в ВТО и переходом страны на новый уровень развития. После вступления в ВТО китайское правительство полностью исполнило свое обещание, в частности, внесло поправки в 3 000 законодательных актов, ведомственных правил, регламентов и инструкций, создало правовую систему в соответствии с правилами ВТО, более того, постоянно повышало правоисполнительный уровень и заметно усиливало прозрачность соответствующих политических установок [7].

Одновременно были установлены относительно совершенные институты и в области интеллектуальной собственности, на которую обращают большое внимание иностранные предприниматели, усилены меры защиты. Это позволило перейти на более глубокий уровень привлечения иностранного капитала -допущение прямых иностранных инвестиций в отрасли третьей сферы экономики: розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную аренду земельных участков под застройку), транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги и т. д. в крупнейших торгово-промышленных центрах страны - Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4

57

Характерной особенностью последних лет после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний (Ping An Insurance, Great Wall Auto, China Resources Power, China Life Insurance) на иностранные фондовые рынки. В 1996-2003 гг. только от размещения своих ценных бумаг на фондовой бирже Гонконга компании КНР получили 27 млрд долл. С учетом высокого международного интереса к размещаемым за рубежом акциям крупных компаний эта тенденция будет иметь дальнейшее развитие. По сравнению с 1996 г. структура прямых иностранных инвестиций сильно преобразилась. Теперь она увеличилась вдвое и стала сильно диверсифицированной. Так, к 2007 г. 827,96 млрд юаней в виде иностранных инвестиций были распределены следующим образом [10]:

- легкая и текстильная промышленность -41,87 %;

- машиностроение и электронная промышленность - 36,12 %;

- компьютерный сервис и передача информации -7,77 %;

- энергетическая промышленность - 5,39 %;

- транспорт и связь - 4,42 %;

- оптовые продажи и розничная торговля -1,59 %;

- сырьевая промышленность - 1,15 %;

- культура, спорт и развлечения - 0,85 %;

- сельское, лесное, рыбное, водное хозяйство, животноводство и ирригационное строительство - 0,31 %;

- здравоохранение и социальное обеспечение -0,17 %;

- образование - 0,16 %;

- строительство - 0,08 %;

- общественный менеджмент и социальные организации - 0,06 %.

Удельный вес вложений по отраслям полностью поменялся. Приоритетными направлениями инвестирования выступают не транспорт и связь и энергетическая промышленность, как это было в 1995 г. (в 2007 г. их доли сократились в 8 раз), а легкая и текстильная промышленность, а также электронная промышленность и машиностроение. Их доли возросли с 10,33 и 9,02 % до 42,87 и 36,12 % соответственно. Это свидетельствует о целенаправленной работе на развитие наукоемких и технологичных отраслей. Также появился ряд новых социально направленных отраслей. Их удельный

вес в общем объеме инвестиций предельно мал и составляет всего 1,32 %, но это свидетельствует об эффективном действии государственных социально направленных реформ. Также появились инвестиции в высокотехнологичный сектор компьютерного сервиса и передачи информации. Их удельный вес составил достаточно существенные 7,72 %, или 64,3 млрд юаней [10]. Судя по динамике изменения структуры прямых иностранных инвестиций, можно понять, что страна претерпела сильные структурные изменения и прошла путь от отсталой сельскохозяйственно-сырьевой страны до индустриально развитой мировой державы.

Выделим ключевые инструменты, благодаря которым стране удалось привлечь зарубежный капитал и провести индустриализацию. Рассмотрим также возможность их импликации в российской экономике.

Первый фактор - это сильное влияние государства на экономику и ее планирование. Это фактически явилось залогом успеха проводимых в Китае реформ. Перед их началом китайские экономисты проанализировали мировой опыт ряда стран. На примере латиноамериканских стран они увидели, что шоковая терапия и саморегулирование рынка, так усердно навязываемые МВФ, ведут не к процветанию нации, а к рецессии, экономическому кризису и обнищанию населения. Поэтому КНР сразу же отвергла любую консалтинговую помощь со стороны МВФ, а обратилась к опыту Японии и Южной Кореи [6]. Эти страны проводили свои реформы, опираясь на пятилетние планы и административное регулирование экономики. Это позволило им при поддержке государства сначала постепенно выстроить рыночные механизмы в отдельных регионах, сбалансировать структуру рынка, а потом уже распространить свободную торговлю на всю страну. Даже в настоящее время в Китае существуют жестко регулируемые отрасли.

К сожалению, в России этот период уже безвозвратно упущен. У нас нет планирования не то что на краткосрочную (до 5 лет), но и на долгосрочную перспективу (20 лет). Государство упустило момент и теперь не может императивно указывать предпринимателям, в каком направлении им развиваться. А это полностью раскрывает специфику бизнеса. Ему не важно, вредит ли он общеэкономическому состоянию страны или нет, главное для него - извлекаемая прибыль. Однако планирование развития основных направлений экономики, пусть даже и не такими жесткими методами, - это верный путь к нормализа-

ции структуры ВВП, развитию наукоемких секторов. По мнению автора, чтобы это осуществить, сначала должны создаваться государственные компании с национальным и иностранным привлеченным капиталом в приоритетных секторах. Они будут выступать своего рода пусковыми двигателями для отстающих видов экономической деятельности. Эти компании на начальных этапах должны финансироваться из бюджета и иметь четкие плановые установки по объемам производства, доле рынка, качеству продукции. Страна не сможет производить компьютеры, если даже гаечные ключи и отвертки из-за отсутствия станков закупаются за границей. Поэтому госкомпании должны создаваться в обрабатывающей, легкой промышленности, машиностроении. Именно сюда необходимо направить нефтедоллары государства и иностранные капиталы. Обоснование такого курса кроется в учебниках экономической теории и десятках опытов других стран. Согласно им производство делится на два вида: производство средств потребления (вся полученная при этом продукция является конечной и потребляется населением) и производство средств производства (продукцией выступают средства производства, т. е. станки, машины, инструменты и т. д.).

При производстве первых удовлетворяются потребности общества, при этом качественный уровень этой продукции остается на том же уровне. Когда же страна улучшает станки, производящие другие станки, качество последних улучшается. В свою очередь, пусть и не сиюминутно, а через некоторое время улучшится уровень конечной продукции, потребляемой гражданами страны. Может это и просто, но именно это и является залогом благосостояния общества. Это случилось с Россией при Петре I, с Англией в ХУШ в., с Японией, Южной Кореей во второй половине ХХ в. и, наконец, с Китаем. И так никогда не будет с Чили, Аргентиной, Венесуэлой, арабскими и другими странами, занявшими периферийное место в мире (не без помощи МВФ) и развиваю-

щими добывающую промышленность и сельское хозяйство.

Инструментами планирования должны быть административные меры. Например, льготные налоговые ставки на импорт продукции, которые были бы пропорциональными по степени наукоемкости товара. Такой опыт был применен в Аргентине и имел успех (рис. 3).

Эти ввозные пошлины повысят себестоимость компаний, импортирующих продукцию машиностроения, обрабатывающей и добывающей промышленности. В то же время ввоз высокотехнологичной продукции останется на том же уровне. Аргентинская система вкупе с госкорпорациями и льготами, предоставляемыми в экономических зонах, подстегнет иностранных производителей организовывать совместные производства на российской стороне.

Вторым инструментом привлечения иностранных инвестиций являются свободные экономические зоны. Именно привлеченные иностранные капиталы должны привнести в национальную экономику и новые технологии, и повысить уровень конкуренции, тем самым заставить отечественные компании модернизировать свое производство. Однако этот процесс не может принести сиюминутную отдачу. Китаю понадобилось 20 лет, чтобы сбалансировать структуру прямых иностранных инвестиций и добиться желаемого результата. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы привлечь желаемые иностранные компании в нуждающиеся виды экономической деятельности и, более того, с таким расчетом, чтобы они не были полностью захвачены этими компаниями, а развивали их совместно с национальным капиталом.

точное машиностроение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставка импортной пошлины

0%

машиностроение

20-40%

продукция обрабатывающей промышленности

продукция добывающей промышленности

40-55%

45-60%

Рис. 3. Ввозные налоговые пошлины, ориентированные на уровень наукоемкости продукции

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РПЯ -и ЪР*?жг(Ъ4

Интересный опыт был у Ирландии. При создании международного финансового центра в Дублине был создан комитет из первых лиц государства под названием Ireland's Industrial Development Authority [9], который был наделен широкими полномочиями в области привлечения иностранных капиталов. Сначала этот комитет при консультации с правительством определил приоритетные секторы, которые нуждались в развитии. Затем был выбран ряд мировых компаний, работающих в данных отраслях. После этого руководство комитета лично направились в каждую из этих компаний для рекламы нового финансового центра. Эта командировка заняла у них порядка полутора лет.

Россия имеет огромный потенциал для привлечения иностранных капиталовложений. Это и выгодное геополитическое положение, и обилие природных ресурсов, и огромный рынок сбыта. Однако для достижения успеха Китая все это нуждается в грамотном администрировании с расчетом достижения положительного эффекта только в долгосрочной перспективе.

Список литературы

1. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: учеб. пособие / пер. с англ. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995.

2. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1993.

3. Исабекова О. Н. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инвестиционного процесса // Инвестиции в России. 2007. № 8.

4. Ли Цзи Шен, Козаринова О. В. Экономические реформы в Китае: учеб. пособие М: Дело 2002.

5. Подшиваленко Г. П., Лахметкина Н. И., Макарова М. В. Инвестиции: учеб. пособие. М.: КноРус, 2006.

6. Потапов М. А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии: учеб. пособие. М.: Международные отношения 2004.

7. Селищев А. С. Китайская экономика в XXI веке: учеб. пособие. СПб: Питер, 2004.

8. Ясина Е. Г. Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России: учеб. пособие. М.: ГУ - ВШЭ, 2001.

9. Maksherri R., Padrik W. Formation of Celtic Tiger: The Story of Irish-sky economic boom from the inside / Padrik D - Ireland, Cork: Mercier Press, 2001.

10. National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/ yearlydata/.

60

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ it ЪРЛЖкЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.