УДК 339
ИД. Кузнецов АНАЛИЗ ОПЫТА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КИТАЯ
Аннотация. В текущей рыночной ситуации без развития малых и средних предприятий невозможно решить проблему диверсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, как в товарном, так и в географическом срезе. В этой связи, анализ успешного опыта развития внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий в передовых странах, в особенности в Китае, и возможности его адаптации к российским условиям представляют особый интерес.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, внешняя торговля, иностранный опыт, внешнеэкономическая деятельность, производительность бизнеса, предпринимательство, инновации, экспорт.
Dya Kuznetsov ANALYSIS OF EXPERIENCE
OF INTERNATIONALIZATION OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES OF CHINA
Annotation. In the current market situation the development of small and medium enterprises is a key to solve the problem of diversification of foreign economic relations of the Russian Federation, in commodity and geographical slice. The analysis of successful experience of development offoreign economic activity of small and medium enterprises in advanced countries, especially in China, and the possibility of its adaptation to Russian conditions is one of the most interesting.
Key words: small and medium-sized enterprises, foreign trade, foreign experience, foreign economic activity, business productivity, entrepreneurship, innovation, export.
Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия (далее - МСП) в современной экономике оперативно адаптируются к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряют новые технологии. Они становятся самостоятельным сектором, обладающим значительным инновационно-производственным и экспортно-ориентированным потенциалом. Крайне актуальным в настоящее время является участие малого бизнеса в экспорте передовых государств. Согласно экспертным оценкам, доля МСП в промышленном экспорте некоторых развитых стран составляет: в Германии и Нидерландах около 40 %, в Италии порядка 22-24 %, в США и Японии 14-16 %. А если учитывать их участие в комплектации готовой продукции, которую экспортируют крупные фирмы, то их доля возрастет до 65 % в Италии, 55 % во Франции, 45 % в Японии. Особую роль малые фирмы играют в международной торговле технологиями. К примеру, около 50 % лицензий, проданных в США, приходилось на малый бизнес [1]. Помимо технологий, основной статьей экспорта малых предприятий являются - продукция металлообрабатывающей, химической, машиностроительной, текстильной, электротехнической и других отраслей промышленности.
Для устойчивого развития МСП в новых условиях, связанных с глобализацией и обострением международной конкуренции, правительства многих стран мира оказывают существенную поддержку субъектам МСП. Особый интерес в этом отношении представляет опыт Китая по стимулированию внешнеэкономической деятельности малого бизнеса. Роль и значение МСП в Китае вследствие углубления реформ, большей открытости китайской экономики и экономического роста страны постоянно возрастает. Статистические данные Национальной комиссии по развитию и реформам говорят о том, что 99 % китайских предприятий попадают в категорию малых и средних и используют 75 % рабочей силы страны, создают более 55 % Валовый внутренний продукт (ВВП). Более 60 % объема экспорта и около 45 % доходов от налогов обеспечивается МСП [6]. Основную массу экспортной
© Кузнецов И.Д., 2016
продукции в КНР создают также МСП, они поглощают основную рабочую силу и являются основным фактором социальной стабильности в государстве. В промышленности они создают 40 % прибыли и 60 % валовой продукции, 75 % рабочих мест (для сравнения, в США эта величина составляет 50-60 %, а в ЕС около 70 %) [4].
Одну из самых активных ролей в поддержке МСП на внешних рынках играет Фонд расширения международного рынка. Министерство финансов КНР перевело 7 млрд юаней на счета фонда для поддержки 180 000 тыс. МСП, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Основные средства были направлены на создание научно-технических предприятий. Субсидии государства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 2010 г. составили 2 % ВНП, 1,65 млрд долл. из которых инвестировались на поддержку высокотехнологичных малых предприятий [2].
Ведущую роль в государственной поддержке экспорта играет один из государственных банков Китая - Экспортно-импортный банк Китая, который обслуживает кредиты для экспорта высокотехнологичного или крупногабаритного оборудования. Объем экспортных кредитов, выдаваемых Экспортно-импортным банком Китая, достигает 0,5 % ВВП страны [3]. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк, должны быть застрахованы Китайской корпорацией страхования экспортного кредитования «Синосюр», которая является вторым важнейшим элементом государственной поддержки экспорта. Целью создания «Синосюр» стало обеспечение поддержки и развития экспорта китайских товаров (в первую очередь машинотехнической и высокотехнологичной продукции), а также привлечение зарубежных инвестиций китайских компаний через страхование экспортных кредитов и выпуск соответствующих гарантий.
Созданный Китайский центр координации и кооперации бизнеса является специальным агентством по обслуживанию субъектов МСП и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития МСП. В стране также функционирует государственная некоммерческая информационная служба, поддерживаемая Департаментом развития МСП, в Национальной комиссии по развитию и реформированию. Это позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по вопросам деятельности субъектов МСП. Государственная поддержка выхода МСП на внешние рынки осуществляется посредством экономических рычагов, в том числе через систему возврата пошлины на экспорт (по ставке от 0 до 10 %), систему возврата НДС по ставке от 8 до 17 % (для экспорта большинства товаров народного потребления по ставке 13 %, для экспорта наукоемкой продукции - 17 %), через увеличение капиталовложений и субсидирование. Объем возврата пошлин в 2010 г. превышал уровень 2004 г. более чем в 2,5 раза. Именно эти активные меры поддержки позволили изменить товарную структуру импортно-экспортных поставок предприятий МСП. В 2010 г. доля технологичной продукции составила уже
59.3 %, (в 2014 - 62,3 %) всего объема экспорта, а доля продукции новых и высоких технологий -
31.4 % (в 2014 - 32,2 %), при этом основной рост обеспечивали именно МСП, доля которых во внешнеторговом обороте Китая составила 68 % [5].
В целях экономии природных ресурсов и ослабления напряженности занятости в стране китайское правительство активно проводит поощрение зарубежного инвестирования и его защиту, что содействует интернационализации бизнеса. С этой целью правительство поощряет учреждение дочерних предприятий или филиалов за рубежом, стимулирует увеличение вывоза капитала, создание научно-исследовательских центров, участие в акционерном капитале зарубежных фирм, а также уделяет внимание созданию известных китайских марок и брендов, способных конкурировать на мировых рынках [7].
Роль МСП в Китае чрезвычайно важна для обеспечения социальной стабильности и финансовых доходов на местах. Они получают наибольшее развитие в трудоемких отраслях, являясь огромной сферой общественного устройства и значительным источником местных финансовых поступлений на уровне уездов и волостей. Благодаря увеличению количества этих предприятий в китайской экономике в период реформ не возникло серьезных проблем в сфере занятости.
Значительную роль в развитии внешне-экономической деятельности (ВЭД) МСП имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Концепция их создания в Китае была разработана в 1986 г. и предусматривала ориентацию совместных предприятий на экспортную специализацию.
С началом социально-экономических реформ в Китае, была провозглашена политика внешней открытости и курса на привлечение иностранных инвестиций. Для реализации с этой политики Правительство разработало стратегию развития отсталых регионов страны с помощью создания в них СЭЗ. На территории СЭЗ могут использоваться многие преимущества рыночной экономики с привлечением иностранных инвестиций. Экономика страны, нуждалась не только в притоке капитала, но и в новых технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Являясь обособленными хозяйственными структурами СЭЗ имеют возможность быстро осваивать современные технологии и обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, способствуя развитию прилежащих территорий и целых регионов.
Яркими примерами успешного развития СЭЗ являются:
- СЭЗ Сямэнь - 5150 МСП с иностранным капиталом на сумму 30 млрд долл. США, из которых 80 % - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
- СЭЗ Шаньтоу - более 4000 проектов с участием иностранного капитала в облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - 5,5 млрд долл., из которых 95 % поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.
- СЭЗ Хайнань - 8320 МСП, совокупный объем заявленных инвестиций - 32,3 млрд долл. [3].
СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Благодаря созданию множества эффективных СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и завоевать там устойчивое положения, производя конкурентоспособные товары, объединив социалистическую направленность политики страны с рыночной экономикой.
Таким образом, СЭЗ являются одним из важных факторов общей стратегии экономического развития страны, создающим возможность эффективной концентрации ограниченных национальных и иностранных ресурсов. В последние годы в КНР прорабатывается возможность предоставления иностранным инвесторам льгот, основываясь не на территориальном (как в СЭЗ), а на отраслевом принципе путем поощрения инвестиций в конкретные отрасли промышленности, сельского хозяйства, энергетики и пр. Это обусловлено тем, что многие регионы КНР, расположенные вдали от побережья, заинтересованы в притоке капиталовложений направляемых на развитие местной экономики.
Исследуя опыт КНР, можно выделить несколько важных факторов, стимулирующих интернационализацию деятельности МСП:
1) стратегическая направленность - «Выход во вне» и соответственно рост темпов экспорта на 25-30 % в год предоставили возможности субъектам МСП участвовать во внешнеэкономической деятельности;
2) рост прямых иностранных инвестиций в МСП и создание совместных предприятий с зарубежными организациями;
3) создание высокоэффективных свободных экономических зон;
4) создание специализированных институциональных структур, которые разрабатывают и осуществляют поддержку экспортно-импортных операций МСП;
5) передача прав на ведение внешнеэкономических операций от правительственных структур к самим МСП, в том числе частным;
6) значительное усиление финансового, кредитно-денежного, налогового стимулирования выхода малого бизнеса на внешние рынки (увеличена ставка возврата пошлин на экспорт сельскохозяйственных и высокотехнологических продуктов; снижена или ликвидирована ставка возврата пошлины на экспорт ресурсоемких, энергоемких продуктов, а также продуктов с высоким уровнем загрязнения и продуктов с низкой добавленной стоимостью);
7) создана система обслуживания субъектов МСП: проводятся бесплатные консультации, организуются лекции известных иностранных специалистов по обучению персонала и внедрению передового опыта управления; создан специальный сайт для малого бизнеса, предоставляющий информацию об отечественных и зарубежных рынках; — правительство Китая принимает участие в международных совещаниях министров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где освещаются проблемы развития МСП;
8) активно организуются международные выставки технологических достижений и продуктов.
9) успешно развивается сотрудничество с Францией, Германией, Италией, Англией, США и другими странами, т.е. теми, где успешно функционирует МСП.
Однако, несмотря на установление центральным правительством и местными властями Китая ряда льготных мер для поддержки развития МСП, ориентированного на внешние рынки, на этом направлении существует множество проблем.
Наиболее очевидными внутренними факторами, сдерживающими выход субъектов МСП в Китае на международные рынки, часто выступают: высокая стоимость выхода на внешние рынки (затраты на исследование зарубежных рынков, покупку консалтинговых услуг, перевод документов, адаптацию продукции к иностранным потребителям и др.); дефицит квалифицированных работников и специалистов по маркетингу, плохое знание таможенных процедур (особенно за рубежом); недостаточное знание культуры, коммерческого климата, юридической системы зарубежных стран, языковые барьеры; большинство китайских предприятий МСП не осознают необходимость подготовки к противодействию рискам, а также к международной конкуренции [4].
Среди внешних факторов, тормозящих выход МСП на международные рынки, можно выделить следующее: отсутствие стабильной долгосрочной системы содействия экспорту, поскольку многие действующие меры ориентированы на временное решение проблем; блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым законодательством и расследованием; повышенные требования к сертификации; сложность кредитования и страхования экспорта; рост валютного курса юаня; высокие требования к сервису (послепродажное обслуживание, наличие специализированных подразделений); высокий порог доступности субъектов МСП к ведению транснациональной деятельности (для создания компании или представительства за рубежом); недостаточный опыт управления транснациональной деятельностью предприятий МСП, инвестирующих за рубеж; несовершенство стимулирующих мер, ориентированных на поддержку транснациональной деятельности МСП.
Это особенно сильно проявилось в связи с финансовым кризисом 2008 г., который больше всего затронул сферу МСП. Ограниченность собственного капитала, небольшие масштабы производ-
ства не позволили малым и средним предприятиям противостоять угрозам кризиса, что вылилось в банкротство значительного числа МСП и сокращение объема внешней торговли.
Следует учитывать, что традиционная модель экспорта торговли трудоемкими товарами предприятий МСП испытывает огромную конкуренцию со стороны соседних развивающих стран (Вьетнама, Малайзии, Индонезии и др.), производящих аналогичную продукцию, но значительно дешевле, а повышение стоимости рабочей силы снижает сравнительное преимущество китайской продукции. Кроме того, на фоне жесткой международной конкуренции транснациональные хозяйственные операция предприятий МСП сталкиваются с определенными сложностями, такими как политический риск, риск экологического протекционизма, валютный риск, риск кредитования, риск непредвиденных обстоятельств (форс-мажор). Все это в значительной степени препятствует расширению деятельности субъектов МСП за рубежом.
Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что малый и средний бизнес, внося значительный вклад в национальную экономику, становится все более значимым игроком на мировом рынке. Однако глобализация обостряет противоречия мирохозяйственного развития на всех уровнях, во всех областях. Это выдвигает для Китая и многих других стран на первый план задачу -вписаться в мировую конъюнктуру, в кратчайшие сроки изменить производственную специализацию своих предприятий, противостоять негативным процессам извне и создать дополнительный импульс экономического роста. Ужесточение конкуренции вынуждает правительства стран создавать благоприятные условия для поддержки развития инновационной и транснациональной деятельности субъектов МСП, производства ими качественной продукции под национальными брендами и экологичных продуктов.
Библиографический список
1. Абросимова, С. В. Межстрановая предпринимательская деятельность в условиях глобализации / С. В. Абросимова // Российское Предпринимательство. - 2012. - №12. - С. 33-38.
2. Гурвич, В. Китайский локомотив / В. Гурвич // Аналитика малого предпринимательства. - М., 2009. -421 с.
3. Ли Цзи Шен. Экономические реформы в Китае / Ли Цзи Шен, О. В. Казаринова. - М. : Дело, 2002. - 281 с.
4. Лю Сяомэй. Теоретические основы интернационализации малого и среднего бизнеса: опыт Китая / Лю Сяомэй // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2014. - № 6. - С. 120125.
5. Садыкова, Л. Г. Особенности развития малого предпринимательства в зарубежных странах/ Л. Г. Садыко-ва // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 12. - С. 242-248.
6. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес. Опыт зарубежных стран / Л. Н. Тэпман. - М. : Юнити-Дана, 2004. - 187 с. -ISBN 5-238-00637-3.
7. Шведков, А. Н. Опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Китая и возможности его использования для развития отечественных предприятий / А. Н. Шведков // Мир науки и образования. - 2015. - №4. - С. 1-6.