Научная статья на тему 'Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. Xx В. - начало XXI В. )'

Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. Xx В. - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2396
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ТОВАРООБОРОТ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / БАНКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / REFORMING / FOREIGN TRADE / INVESTMENTS / COMMODITY TURNOVER / INTEGRATION / MARKET ECONOMY / BANKS / ECONOMIC MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Галина Николаевна

В статье анализируется процесс реформирования внешнеэкономических связей в сфере внешней торговли и инвестиций, показаны этапы регулирования внешней торговли, основные торговые партнеры Китая, изменение структуры товарооборота, проанализированы импорт и использование иностранного предпринимательского и ссудного капитала в различных отраслях экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of China’s Foreign Economic Relations: Trade, Investments (in the 1980-s - at the beginning of 21st century)

The article analyzes the process of reforming foreign economic relations in foreign trade and investing in China. The author describes the stages of regulating foreign trade, main trade partners of China and structural change in commodity turnover, as well as gives the analysis to the import and use of the foreign enterprise and loan capital in various sectors of the country’s economy.

Текст научной работы на тему «Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. Xx В. - начало XXI В. )»

УДК 339.9 (571)

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2017.2.25

Г. Н. РОМАНОВА*

Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. XX в. - начало XXI в.)

РОМАНОВА

Галина Николаевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела китайских исследований Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований. [email protected].

ROMANOVA G. N. - Candidate of Historical Sciences, senior research associate at the Department for Chinese studies of the Center for Asian and Pacific Studies.

В статье анализируется процесс реформирования внешнеэкономических связей в сфере внешней торговли и инвестиций, показаны этапы регулирования внешней торговли, основные торговые партнеры Китая, изменение структуры товарооборота, проанализированы импорт и использование иностранного предпринимательского и ссудного капитала в различных отраслях экономики страны.

Ключевые слова: реформирование, внешняя торговля, инвестиции, товарооборот, интеграция, рыночная экономика, банки, экономическая модернизация.

G. N. ROMANOVA

Reform of China's Foreign Economic

Relations: Trade, Investments

(in the 1980-s - at the beginning of 21st century)

The article analyzes the process of reforming foreign economic relations in foreign trade and investing in China. The author describes the stages of regulating foreign trade, main trade partners of China and structural change in commodity turnover, as well as gives the analysis to the import and use of the foreign enterprise and loan capital in various sectors of the country's economy.

Keywords: reforming, foreign trade, investments, commodity turnover, integration, market economy, banks, economic modernization.

Международное разделение труда и интернационализация производства стимулировали Китай к проведению реформ, оказавших значительное влияние на ускорение темпов

* Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. 690001, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89.

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. 89, Pushkinskaya street, Vladivostok, 690001, Russian Federation.

экономического развития страны. В конце 1970-х гг. в Китае была переосмыслена политика замкнутости от внешнего мира. Подчеркивалась необходимость максимально использовать внешний фактор. Господствовавшая в 1960-е - первой половине 1970-х гг. автаркическая трактовка принципа «опоры на собственные силы» была заменена установками иного толка - в интересах модернизации китайской экономики «активно развивать экономическое сотрудничество с различными странами мира на основе равенства и взаимной выгоды» [7, с. 29].

В настоящей статье считаем целесообразным рассмотреть процесс реформирования внешнеэкономических связей Китая в сфере внешней торговли и инвестиций; показать суть децентрализации и демонополизации внешней торговли, этапы регулирования внешней торговли, основных торговых партнеров Китая; проследить изменение структуры товарооборота, отметить укрепление позиций КНР в мировой торговой системе; отметить объемы прямых иностранных инвестиций и основные отрасли экономики, куда они привлекались; проследить инвестиционное сотрудничество Китая с финансовыми структурами Запада.

Как подчеркивают китайские ученые, экономическая модернизация является революционным процессом. За последние 300 лет во всемирной экономике произошли две основные революции: промышленный переворот и зарождение экономики знаний. Первая структурная трансформация заключается в том, что индустриальный сектор превзошел сельскохозяйственный и стал ведущим в национальных экономических системах (первичная модернизация), завершение ее в Китае предполагается к 2020 г.; вторая заключается в стремительном росте секторов знаний и информации, которые вскоре займут лидирующие позиции в национальной экономике (вторичная модернизация). Вступление в период вторичной модернизации в Китае планируется к 2020 г. и завершение - к концу XXI в. Экономическая модернизация является частью процесса глобализации. В Китае экономическая модернизация стала стремительно развиваться начиная с 1990 г. Тип модернизации Китая - догоняющий [8, с. 120-121, 130, 238, 242-243].

С принятием в 1978 г. программы ускоренной модернизации экономики страны руководство Китая выдвинуло политику открытости. Суть ее состояла в отказе от самоизоляции КНР на международном рынке, переходе к активному расширению и углублению международного экономического обмена с целью использования новейшей зарубежной техники в качестве дополнительного рычага осуществления преобразования народного хозяйства, наращивания экономического потенциала [14, с. 10; 16, с. 404; 23, с. 41].

Основными направлениями открытой внешнеэкономической политики КНР стали: проведение реформы управления внешнеэкономическими связями, создание долгосрочной договорно-правовой базы экономического сотрудничества, основанной на общепризнанных нормах международного права; форсированное развитие экспорта, совершенствование его структуры и производственной базы;

реализация импортной программы, нацеленной на широкомасштабное привлечение современной техники и технологии из-за рубежа; использование иностранных займов, вступление в МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития), соответствующая перестройка банковской системы страны в рамках государственной валютной монополии; привлечение иностранных предпринимательских инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата; реализация стратегии ускоренного экономического развития приморского пояса путем образования различных по форме открытых экономических районов и их постепенной интеграции в систему мирохозяйственных связей; диверсификация форм внешнеэкономических связей [13, с. 319; 24, с. 340-341].

В 1980-е гг. объем внешней торговли Китая постоянно возрастал: в 1980 г. -38,1, 1982 г. - 41,6, 1983 г. - 43,6, 1984 г. - 53,6, 1985 г. - 69,6 млрд долл. США [9, с. 249; 22, с. 1У-25]. Среди стран-экспортеров Китай в начале 1980-х гг. вышел на 16-е место. В экспорте происходило снижение удельного веса сельскохозяйственных продуктов и полуфабрикатов (с 54 % в 1981 г. до 40 % к концу 1980-х гг.). Доля экспорта готовой продукции выросла с 46 до 60 % [18, с. 125; 25, р. 622]. Увеличивался ввоз техники и оборудования, необходимых для реконструкции промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также для развития науки, просвещения, культуры и здравоохранения. В конце 1984 г. были установлены торгово-экономические связи с более чем 190 странами и территориями мира и с 92 подписаны межправительственные соглашения и протоколы [16, с. 405; 22, с. 1У-26 ].

Существенную роль в увеличении внешнеторгового товарооборота КНР сыграла начавшаяся в конце 1970-х гг. реформа внешнеэкономических связей КНР. В области организации внешней торговли основными задачами реформы являлись замена строго централизованной системы управления на более гибкую, поиск оптимальных форм экономических связей между всеми участниками внешнеэкономической деятельности; укрепление экспортного потенциала за счет формирования сети экспортных баз и создание экономического механизма, дающего реальные стимулы для развития экспортного производства.

Реформа в области управления внешнеэкономическими связями началась с его децентрализации. По горизонтали она выразилась в ликвидации монопольного права министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли по осуществлению экспортно-импортных операций. Было создано 1 тыс. местных и отраслевых внешнеторговых компаний, значительно расширены права местных органов власти и отдельных предприятий во внешнеэкономической сфере. Децентрализация по вертикали сопровождалась резким сокращением номенклатуры экспортной продукции, подлежащей директивному планированию. Большое значение придавалось созданию экономического механизма, стимулирующего активность экспортных предприятий и возлагающего на них ответственность за результаты деятельности [24, с. 341-342].

Выдвижение XIII съездом КПК (ноябрь 1987 г.) цели построения модели «социалистического планового товарного хозяйства» послужило толчком к дальнейшей эволюции китайской концепции открытости и осуществления практических мероприятий по реформе системы внешнеэкономических связей [3, с. 186].

Теоретической основой преобразований явилась принятая съездом концепция «начального этапа социализма», согласно которой новый строй на начальной стадии развития (продолжительность его для Китая определяется примерно в 100 лет) - это общество многоукладной экономики при ведущей роли общественного сектора. Главная идея реформы состояла в сочетании государственного контроля, гарантирующего приоритет общегосударственных интересов, и гибкого функционирования экономики на микроуровне за счет повышения эффективности низовых хозяйственных подразделений и отдельных групп населения, а также в переходе от административных методов управления к косвенному регулированию посредством экономических рычагов (цена, налог, кредит, процентные ставки и т. д.). Задача реформ — к концу XX столетия удвоить ВНП 1985 г., в технологическом отношении приблизиться к уровню развитых стран 1970-1980-х гг. [15, с. 24-25].

Для Китая наибольшее значение имеют две формы внешнеэкономических связей - внешняя торговля и привлечение иностранного капитала. Главные направления перестройки механизма управления внешней торговлей - последовательная демонополизация и децентрализация внешнеторговой сферы, постепенный переход государства от прямого административно-директивного управления к преимущественно экономическому контролю над внешними связями.

Китайские ученые выделяют четыре этапа реформ в системе внешней торговли КНР: 1) передача ограниченных прав на хозяйственное самоуправление субъектам внешнеэкономической деятельности (1979-1987 гг.); 2) переход занимающихся внешней торговлей предприятий на систему производственной ответственности (1987-1993 гг.); 3) переход занимающихся внешней торговлей предприятий на принципы работы, соответствующие требованиям рыночной экономики и международным правилам торговли (1994-2001 гг.); 4) переход занимающихся внешней торговлей предприятий к соблюдению требований ВТО после вступления Китая в эту организацию (2001 г. - настоящее время).

На первом этапе были продолжены мероприятия в сфере управления внешней торговлей, направленные на передачу прав самоуправления местным или отраслевым внешнеторговым компаниям. Первые эксперименты в этом плане начались в 1985 г. в южных провинциях Гуандун и Фуцзянь, в которых уже действовали созданные в начале 1979 г. четыре особые экономические зоны - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, и которые более активно, чем другие провинции, были вовлечены во внешнеторговые операции. Филиалы многих генеральных компаний получили право ведения экспортно-импортных операций по некоторым группам товаров. Во всех провинциях, городах центрального подчинения, автономных

районах, в особых экономических зонах созданы собственные внешнеторговые компании. Во многих отраслях промышленности (металлургической, цветных металлов, угольной, электронной, судостроительной, нефтехимической) учреждены специализированные экспортно-импортные компании. Систему управления на основе директивных планов сменила система сочетания директивных и индикативных планов с рыночным регулированием, плановая номенклатура товаров сократилась с 3 000 до 100 наименований, были отменены плановые закупки и распределение товаров.

На втором этапе реформы в 1987 г. Министерство внешнеэкономических связей и внешней торговли (МВЭСиВТ) в экспериментальном порядке перевело специализированные внешнеторговые компании на систему подряда, с февраля 1988 г. система была распространена на всю внешнюю торговлю. В 1991-1993 гг. начался этап ее внедрения, основной целью которого стало создание подрядной ответственности за прибыли и убытки на предприятиях внешней торговли.

В рамках третьего этапа экономической реформы, провозглашенного на 3-м пленуме ЦК КПК 14-го созыва (октябрь 1994 г.), направленного на сближение китайского и международного законодательства в сфере внешней торговли, стали проводиться следующие мероприятия: 1) отменены два вида денег - «переводной» юань (вайхуэйби) для внешнего рынка и «народный» юань (жэньминьби) для внутреннего рынка, и осуществлен переход к единой валюте «народный юань» в масштабах всей страны; 2) снижен общий уровень импортных таможенных пошлин; 3) введена новая система банковского кредитования экспортеров; 4) введен в действие закон КНР о внешнеэкономической деятельности; 5) постепенно сокращена сфера квотирования и лицензирования импорта. В результате предприятия постепенно стали главным субъектом в системе управления внешнеэкономическими связями и рыночной конкуренции. За период реформ с 1978 по 2001 г. более чем в 25 раз вырос объем внешней торговли - с 20,64 млрд долл. США в 1978 г. до 509,7 млрд долл. США в 2001 г.

На четвертом этапе реформ с 2001 г., после вступления КНР в ВТО, происходило преобразование деятельности субъектов ВЭД в соответствии с требованиями ВТО. Деятельность руководства страны по вступлению КНР во Всемирную торговую организацию (до 1993 г. Генеральное соглашение по таможне и тарифам (ГАТТ)) началась еще в середине 1980-х гг. Правительство Китая пришло к выводу, что для интегрирования экономики страны в систему мирохозяйственных связей и увеличения возможностей расширения экспорта необходимо, чтобы ее внешняя торговля была приведена в соответствие с международными нормами и правилами [10, с. 123-127].

Успешно сочетая модели импортозамещения и экспортной ориентации, стратегию диверсификации внешнеторговых рынков, расширяя номенклатуру экспорта готовой промышленной продукции и постепенно переходя от трудоемких к капиталоемким и наукоемким изделиям в отраслях легкой промышленности,

производстве электробытовой техники, Китаю удалось максимально задействовать резервы для поддержания роста торговли и инвестиций. Роль ключевых факторов в реализации открытой политики Китая сыграли емкий внутренний рынок и резервы относительно дешевой рабочей силы [3, с. 186-187].

В 1990-х гг. по мере интегрирования в систему мировой экономики Китай поэтапно ослаблял протекционистскую защиту промышленности, контроль над внешней торговлей и валютным регулированием, поощряя привлечение иностранного капитала [3, с. 285; 13, с. 327].

Бурным ростом внешней торговли с опережающим увеличением экспорта над импортом при сохранении положительного сальдо характеризовался период 1994-1997 гг. Достижению рекордного уровня экспорта во многом способствовали фактическая девальвация юаня (резкое снижение курса юаня по отношению к доллару США) в начале 1994 г., а также ряд реформенных мероприятий в сфере валютного регулирования. Государство, не отменив монополию на внешнюю торговлю, существенно расширило число субъектов внешнеторговой деятельности, постепенно начала складываться система квотирования экспорта. Многие государственные предприятия и даже фирмы, учрежденные учебными организациями, получили право на ведение внешнеэкономической деятельности без участия посредников в лице внешнеторговых компаний разных уровней.

Наряду с повышением роли внешней торговли в национальной экономике укреплялись позиции Китая в мировой торговой системе. Китай уже к концу XX в. превратился в крупную мировую торговую державу, переместившись по показателям внешнеторгового оборота и экспорта с 32-го места в мире в 1978 г. на 6-е к началу XXI столетия (в 2003 г.) [3, с. 189, 192; 5, с. 288-289].

Провозглашенная в конце 1970-х гг. политика внешнеэкономической открытости позволила Китаю нарастить объем внешней торговли до 851 млрд долл. США в 2003 г. и выйти по этому показателю на 4-е место в мире вслед за США и Германией и остаться лишь чуть позади Японии. В 2004 г. объем внешнеторгового товарооборота КНР достиг 1 154,79 млрд долл. США. Страна поднялась на позицию 3-й торговой державы мира. Особенно динамично экспорт и импорт Китая росли после его вступления 11 декабря 2001 г. в ВТО. Доля КНР в мировом экспорте товаров достигла порядка 5,9 %, в мировом импорте товаров - 5,3 %. Доля России соответственно составляла 1,8 и 0,8 %.

Специфика участия страны в международном разделении труда определяется не только масштабами ее экономики, но и структурой народного хозяйства, наличием в нем отраслей и производств, обладающих очевидными сравнительными преимуществами на мировом рынке. У Китая таковыми являлись прежде всего трудоемкие отрасли: производство одежды и других видов текстильных изделий, обуви, игрушек, бытовой техники и электроники [12, с. 142-143].

За время реформ изменилась товарная структура экспорта Китая. Доля вывоза готовой промышленной продукции повысилась с 50 % общего объема

экспорта в начале 1980-х гг. до 90 % к 2001 г. В китайском экспорте, наряду с традиционно преобладающей текстильной, сельскохозяйственной, пищевой и художественно-прикладной продукцией, одеждой, обувью, игрушками, лекарствами, росла доля продукции машиностроения и электронной промышленности (телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и др.). Значительная часть экспорта производилась в рамках поручительской переработки и сборки, создавалась совместными предприятиями (СП) [5, с. 290]. Характерной особенностью 1990-х гг. было ослабление участия в экспорте государственных предприятий и повышение роли в нем СП, на долю которых приходилось свыше 30 % [13, с. 326].

В 1980-1990-е гг. изменилась и товарная структура импорта КНР. Основной формой импортных операций также стала поручительская переработка и сборка, заметно возрос ввоз СП оборудования и материалов в качестве пая иностранного инвестора. Импорт готовой продукции к 2001 г. составил 81,2 %. Усилилась роль внешнеэкономического фактора в национальной экономике. Среднегодовые темпы прироста внешней торговли (19,5 % в первой половине 1990-х гг. и 10,4 % -за 1996-2001 гг.) значительно опередили среднегодовой прирост ВВП, который составил соответственно 12,0 и 8,1 % [5, с. 282, 290].

Азиатские страны и территории занимали ведущие места во внешней торговле Китая. В 2004 г. на них пришлось 57,6 % внешнеторгового оборота, 52,5 % экспорта и 65,8 % импорта КНР. Главные торговые партнеры Китая в этом регионе - Япония (14,5 %), Республика Корея (7,8 %), страны АСЕАН (9,2 %), Тайвань (6,8 %), Гонконг (9,8 %). Лидировали они и в прямых инвестициях в Китай. По состоянию на конец 2002 г. доля Гонконга составила 45,73, Японии - 8,11, Тайваня -7,39 % при доле США в 8,9 и «старого» ЕС - порядка 7,6 %. В 2004 г. объем торговли Китая с ЕС достиг 177,28 млрд долл. США (15,3 % внешнеторгового оборота КНР), т. е. превысил его торговлю с Японией (167,88 млрд долл. США) и США (169,62 млрд долл. США) [12, с. 150-151].

Основным результатом вступления страны в ВТО и стратегии «выхода вовне» явился резкий рост объема внешней торговли - с 510 млрд долл. США в 2001 г. до 1 760 млрд долл. США в 2006 г. или в 85 раз по сравнению с 20,6 млрд долл. США в 1978 г. По этому показателю Китай занял 2-е место в мире, уступая лишь США. По данным на 2006 г. наибольший объем внешней торговли Китая был достигнут со странами ЕС - 272,3, США -262,7, Японией- 207,3, Гонконгом- 166,2, странами АСЕАН - 160,8 и Республикой Корея - 134,3 млрд долл. США. На этом фоне объем российско-китайской торговли составлял лишь 33,4 млрд долл. США - на уровне Нидерландов, Малайзии и Сингапура.

Рост объема внешней торговли коррелировался с ростом объема иностранных инвестиций, значительный размер которых поступал в Китай из стран с большим объемом внешней торговли. Объем иностранных инвестиций увеличился -с 46,9 млрд долл. США в 2001 г. до 63 млрд долл. США в 2005 г. [10, с. 128-129, 139].

Провозглашенный на сессии ВСНП в 2000 г. курс в сфере внешнеэкономических связей на «выход вовне», или «выход за ворота» (цзоучуцюй) стал важным аспектом социально-экономического развития китайской экономики в начале XXI в. Это повлекло за собой резкое увеличение экспорта с 266,1 млрд долл. США в 2001 г. до 761,9 млрд долл. США в 2005 г. (рост 186,3 %). Особенно быстро увеличился объем экспорта продукции машиностроения и транспорта - 94,9 млрд долл. США в 2001 г. и 352,2 млрд долл. США в 2005 г. [10, с. 127-128].

Привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая. Приоритетное значение в 1990-х гг. приобрели прямые предпринимательские инвестиции, опередившие по освоенным средствам объемы внешнего заимствования.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. сложились благоприятные внутренние и внешние условия для привлечения иностранного капитала в КНР. Введение налоговых и таможенных льгот для СП, облегчение процесса их создания, учреждение районов льготного инвестирования в приморской полосе дали толчок развитию совместного предпринимательства в трудоемких областях обрабатывающей промышленности, в сфере услуг, туризма, в коммунальном и гостиничном хозяйстве и т. п. Предприятия концентрировались в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь, большинство иностранных вкладчиков являлись зарубежными китайцами из Гонконга, Макао, Тайваня.

В середине 1980-х гг. усилилась роль государства в регулировании иностранных инвестиций. Шел постепенный процесс адаптации национального законодательства к общепринятой мировой практике. Более двух третей СП пришлись на сферу производства (автомобилестроение, нефтепереработка, угледобыча, производство бытовой техники), совместные (паевые) предприятия стали преобладающей формой совместного предпринимательства, усилилась их экспортная направленность, активнее пошел в страну тайваньский капитал [5, с. 293-294].

В рамках политики расширения внешней открытости страны китайскому руководству удалось поставить иностранные инвестиции на службу национальной экономике. В Китае создаются три вида предприятий: смешанные или паевые совместные, организованные при долевом участии китайского (60 %) и иностранного (40 %) капитала, кооперативные или контрактные (их прибыль распределяется в соответствии с условиями, определенными в соглашениях), а также полностью принадлежащие иностранному капиталу.

К концу 1991 г. Китай фактически использовал иностранных инвестиций в размере 79,6 млрд долл. США. В 1993 г. было зарегистрировано 83 263 предприятия с участием иностранного капитала. По оценкам китайских экономистов, благодаря привлечению инвестиций и содействию других стран в Китае удалось создать совершенно новые отрасли, такие как производство компьютеров и цветных телевизоров. Осуществлена реконструкция авиационной промышленности, черной металлургии, транспорта, энергетики [15, с. 26-28].

Начало 1990-х гг. стало для Китая «золотым периодом» в привлечении зарубежного предпринимательского капитала. В 1993 г. КНР вышла на первое место среди развивающихся стран и на второе место в мире после США по объемам привлекаемого иностранного капитала. Резкий рост притока инвестиций объяснялся политической стабильностью общества, наличием огромного внутреннего рынка и тесной связью с китайской диаспорой за рубежом, поступательным экономическим ростом в результате проводимого курса реформ и интеграции в мировую экономику, либерализацией инвестиционного режима, продуманной системой налоговых льгот и преференций. Катализатором роста послужило то, что иностранный капитал был допущен в отрасли III сферы экономики - розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную аренду земельных участков под застройку), транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги, туризм и др. в крупнейших торгово-промышленных центрах страны: Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне.

Механизм привлечения иностранного капитала в КНР охватывал практически весь арсенал современного международного инвестиционного производственного сотрудничества: компенсационные соглашения, совместную разработку нефтяных ресурсов на континентальном шельфе, инвестирование за рубежом, подрядное строительство и экспорт рабочей силы, иностранный туризм. Были созданы благоприятные условия для конкуренции между зарубежными вкладчиками за более привлекательные условия деятельности на китайском рынке [13, с. 328, 330; 20, с. 156].

Наиболее приоритетными сферами привлечения иностранного капитала были комплексное использование природных ресурсов и освоение возобновляемых ресурсов; техническая реконструкция традиционных производств машиностроительной, легкой и текстильной промышленности; модернизация традиционного сельского хозяйства и его индустриализация; инфраструктура в области транспорта, энергетики и добычи сырья; городское коммунальное хозяйство; информационные технологии; биоинженерия, новые материалы; охрана окружающей среды [5, с. 296].

Немаловажную роль среди основных форм привлечения иностранных инвестиций в КНР играл ссудный капитал. Достаточно разнообразна структура займов: банковские коммерческие кредиты, межправительственные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, экспортные кредиты под государственные гарантии, размещение облигационных займов и акций за рубежом. Долгосрочное кредитование по линии международных финансовых организаций и межправительственных кредитов охватывало базовые отрасли промышленности - добычу сырья и полезных ископаемых, энергетику, машиностроение, химию, а также инфраструктуру, а краткосрочное поддерживало текстильную промышленность, торговлю, сферу услуг. Весной 1980 г. КНР вступила в МВФ и Всемирный банк. На учреждения Всемирного банка приходилось до 80 % предоставляемых

Китаю кредитов по линии международных финансовых организаций и до 25 % общего объема займов.

Сотрудничество Китая с МБРР стало осуществляться в 1990-х гг. Китай привлекали кредиты МБРР своим долгосрочным характером (в среднем 20 лет) и умеренным процентом (плавающая процентная ставка - около 7 % годовых, льготный период - 5 лет). Займы МБРР предоставлял Китаю под конкретные проекты, связанные со строительством инфраструктурных и высокотехнологичных объектов, в том числе в базовых отраслях промышленности, оказанием помощи отсталым районам, защитой окружающей среды, подготовкой кадров, управлением в экономике и др. [13, с. 332-333].

В 2003 г. Китай использовал 53,5 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций, что составило 8 % общемирового показателя (653 млрд долл. США), уступив лишь США (86,6 млрд долл. США). В 2004 г. страна использовала 60,6 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций. В целом за годы реформ (по состоянию на конец 2004 г.) в Китае было фактически использовано 562,1 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций и учреждено около 509 тыс. предприятий с участием капитала из-за рубежа и от соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня [12, с. 147].

Условия вступления КНР в ВТО отразились в Положении КНР об отраслевом регулировании привлечения иностранных инвестиций, вступившем в силу 1 апреля 2002 г. Число отраслей, открытых для зарубежных инвесторов, увеличено со 186 до 262, а закрытых - сокращено со 112 до 72. Исключено присутствие иностранного капитала в сферах, обеспечивающих экономическую безопасность, а также в таких областях, как связь, воздушное сообщение, оборонная промышленность, средства массовой информации, производство кино- и видеопродукции. Вместе с тем для иностранных инвесторов открыт доступ в те области, куда ранее он был ограничен и осуществлялся только с разрешения центра: банковское и страховое дело; аудиторские, юридические, консультационные услуги; туризм; внешнеторговая, транспортная, телекоммуникационная деятельность [5, с. 295].

В отличие от предшествующего 20-летия, когда «мотором» экспортно-ориентированного развития выступали специализирующиеся на внешней торговле государственные структуры, основной движущей силой экспортного наступления Китая стали непосредственно производственные предприятия и компании различных форм собственности. Значительно модифицировались формы и методы продвижения экспортных товаров на внешние рынки. За рубежом создавались сбытовые сети и торговые центры китайских товаров. Поощрялось учреждение китайскими компаниями дочерних предприятий в других странах и увеличение вывоза капитала, которые прежде имели ограниченные масштабы [12, с. 144].

Китай с самого начала реформ выбрал экспортно-ориентированный путь развития (подобно тому, как это сделали «азиатские тигры» первой и второй волны, а до этого Япония). В своем экспортном наступлении страна использовала такие

факторы, как дешевая, трудолюбивая и дисциплинированная рабочая сила, хорошая организация экспортного производства и сбыта, помощь государства, широкий приток иностранного капитала, помощь китайской диаспоры в реализации товаров за границей, выбор целесообразной экспортной ориентации. Китай начал с экспорта изделий легкой и пищевой промышленности, по мере развития экономики постепенно расширяя номенклатуру вывозимых товаров. Основой экспорта с самого начала стали готовые изделия. В 2003 г. их доля в экспорте Китая приблизилась к 80 % (в России - только 25 %). Положительное сальдо внешнеторгового баланса равнялось порядка 40-50 млрд долл. США (в торговле с США превысило 100 млрд долл. США). Совокупные иностранные прямые капиталовложения достигли 400 млрд долл. США, их ежегодный приток превышал 50 млрд долл. США. За 1978-2003 гг. ВВП Китая вырос почти в семь раз. По темпам экономического роста (около 9 % в среднем за год) Китай обогнал все остальные страны мира [1, с. 86-91; 17, с. 78-79].

В 2005 г. было привлечено и фактически использовано 60,3 млрд долл. США прямых зарубежных инвестиций. Всего за годы реформ использовано свыше 800 млрд долл. США внешних инвестиций, в том числе 622 млрд долл. США прямых капиталовложений и 147 млрд долл. США внешних займов. По состоянию на конец 2005 г. в экономике КНР функционировало около 280 тыс. совместных и полностью иностранных предприятий. В 2005 г. внешнеторговый оборот КНР составил 1 422,1 млрд долл. США. Более половины внешнеторгового оборота (58,5 %) занимала экспортно-импортная торговля предприятий, созданных с участием иностранного капитала. Экспорт и импорт КНР носил индустриальный характер [4, с. 6, 90, 196]. В течение 1979-2011 гг. Китай привлек свыше 1 368,14 млрд долл. США зарубежных инвестиций и 147,15 млрд долл. США иностранных займов [20, с. 150; 22, с. 70]. В 2006 г. объем внешней торговли Китая составил 1 760 млрд долл. США, по этому показателю Китай занял 2-е место в мире, уступая лишь США [10, с. 128-129].

Большую роль в экономическом развитии Китая играли «хуацяо» - китайцы, в разное время эмигрировавшие в различные страны, прежде всего Юго-Восточной Азии - Таиланд, Малайзию, Филиппины, Индонезию и др., где они занимали лидирующие позиции в бизнесе. К ним добавлялись китайцы Тайваня, Сингапура и Гонконга (с 1997 г. официально присоединенного к КНР на особых условиях: «одна страна - две системы»). Их всех вместе иногда называют «Большим Китаем». На долю зарубежных китайцев приходилось 70-80 % иностранных капиталовложений в стране.

Другая форма участия «хуацяо» в экономическом развитии Китая - помощь в продвижении китайских товаров на внешних рынках. Если экономическая деятельность остальных стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе базируется на западных и японских ТНК, то у Китая - на базе структур «хуацяо». Помимо китайской диаспоры экспорт капитала в КНР осуществляли в значительных масштабах

все развитые страны, прежде всего США, Япония и Германия. Китай ориентировался почти исключительно на прямые иностранные капиталовложения, непосредственно связанные с производством и трансфертом технологий. Отношение к импорту ссудного капитала, особенно частного и краткосрочного, было более сдержанным [1, с. 90].

Центральными положениями доклада генерального секретаря ЦК Ху Цзиньтао на состоявшемся в октябре 2007 г. XVII съезде КПК были «научное развитие» и создание «гармоничного общества». Экономика постепенно должна отходить от сформировавшейся в 1990-е гг. экспортно-ориентированной модели, направленной на увеличение вывоза дешевых товаров из КНР и привлечение иностранных инвестиций в развитие производства сравнительно дешевой рабочей силой. Вместо этого ставилась задача «увеличить капиталовложения в инновации и сделать упор на совершение прорыва в области ключевых технологий», чтобы полностью устранить зависимость Китая от импорта передовых технологий [6].

Научная концепция развития предполагает:

- переход от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному типу экономического роста, который был бы менее энерго- и ресурсоза-тратным и более щадящим в экологическом отношении;

- трансформацию Китая в государство инновационного типа с сопутствующим существенным увеличением доли собственных ключевых технологий и торговых марок в общем объеме производимой и экспортируемой продукции [11, с. 4].

Экономика нового преимущественно постиндустриального типа отличается высокой долей информационных технологий и сферы услуг. Перестройка связана не только с переходом с экстенсивного пути развития на интенсивный, но в широком смысле также и с постепенным изживанием мобилизационной экономики и все большим включением элементов и механизмов экономики рыночной [2, с. 4].

Подводя итоги, можно констатировать, что в результате реформирования экономических связей внешняя торговля Китая способствовала подъему народного хозяйства, интеграции страны в мировое экономическое сообщество. Торговля КНР преимущественно ориентировалась на страны с развитой рыночной экономикой. Китай существенно увеличил объем внешнеторгового оборота, перешел от экспорта товаров первичной переработки к преимущественному экспорту продукции машиностроения, новых и высоких технологий. Большую роль в этом сыграли расширение прав предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности и вступление КНР в ВТО. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних связей преимущественно экономическими методами. Значительно увеличился размер, прежде всего, прямых иностранных инвестиций, Китай включился в процесс глобализации.

Список литературы

1. Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 4. С. 86-93.

2. Бергер Я. Китай уточняет курс (К итогам 17-го съезда КПК) // Азия и Африка сегодня. 2008. № 3. С. 2-11.

3. Жигулева В. В. Внешняя торговля // Основные отрасли и сферы экономики современного Китая: в 2-х кн. / отв. ред. А. В. Островский; сост. П. Б. Каменнов. М.: ИДВ РАН, 2012. Кн. 2. С. 121-144.

4. Китайская Народная Республика в 2006 г.: политика, экономика, культура: ежегодник. М.: ИДВ РАН, 2007. 516 с.

5. КНР 55 лет: Политика, экономика, культура. М.: ИДВ РАН, 2004. 495 с.

6. Лукин А. Курс Китая: высокие технологии и социализм // Утро России. 2007. 1 ноября.

7. Манежев С. А. Иностранный капитал в экономике КНР. М.: Наука, 1990. 276 с.

8. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / гл. ред. Хэ Чуаньци; пер. с англ., под ред. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. М.: Весь мир, 2011. 256 с.

9. Островский А. В. Интеграция Китая в мировую экономику // Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае и Вьетнаме. М.: ИД «Форум», 2012. С. 245-262.

10. Островский А. В. Китайская модель перехода к рыночной экономике. М.: ИДВ РАН, 2007. 208 с.

11. Портяков В. Я. Основные итоги XVII съезда Коммунистической партии Китая // Азия и Африка сегодня. 2008. № 2. С. 2-9.

12. Портяков В. Я. От Цзян Цзэминя к Ху Цзиньтао: Китайская Народная Республика в начале XXI в.: очерки. М.: ИДВ РАН, 2006. 246 с.

13. Потапов М. А. Внешнеэкономический курс // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999 гг. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 319-341.

14. Проблемы внешнеэкономических связей КНР в 80-е годы: науч.-аналит. обзор. М., 1985.

15. Романова Г. Н. Подходы руководства КНР к реформированию экономической системы // Китай на пути модернизации и реформ: тез. докл. VI Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». М., 1999. Ч. 1. С. 24-28.

16. Романова Г. Н. Торговля Северо-Восточного Китая с зарубежными странами в первой половине 80-х гг. XX в. // Общество и государство в Китае. 2014. Т. XLIV, ч. 1. С. 404-413. (Учен. зап. отдела Китая. Вып. 14).

17. Романова Г. Н. Экономические реформы в Китае и их отличие от реформирования в России // Россия и АТР. 2008. № 4. С. 70-84.

18. Северо-Восточный Китай в 80-е гг. XX в.: справочник. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. 320 с.

19. Титаренко М. Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. М.: ИД «Форум», 2014. 224 с.

20. Экономика КНР в 80-е годы: стратегия, проблемы и тенденции развития / АН СССР ИДВ. М.: Наука, 1991. 256 с.

21. Чжунго тунцзи чжайяо 2012 (Краткий статистический справочник Китая. 2012). Пекин, 2012.

22. Чжунго цзинцзи няньцзянь 1984 (Экономический ежегодник Китая. 1984). Пекин: Цзинцзи гуаньли чубаньшэ, 1984.

23. Яо Минхай. Дуйвай цзинцзи кайфан ши исян чжаньлюэ цзюецэ (Развитие внешнеэкономических связей - стратегический курс) // Ляонин дасюе сюебао. 1982. № 4.

24. 40 лет КНР. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. 565 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Almanac of China's economy. With economic statistics for 1949-1980. N.Y. and Hongkong, 1982.

© Романова Г. Н., 2017 © Romanova G. N., 2017

Для цитирования:

Романова Г. Н. Реформирование внешнеэкономических связей Китая: торговля, инвестиции (80-е гг. XX в. - начало XXI в.) // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2(79). С. 25-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.