Научная статья на тему 'Внешнеторговая политика КНР в ходе реформ'

Внешнеторговая политика КНР в ходе реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1351
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / КНР / РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Д. А.

Точкой отсчета современной внешней политики Китая можно считать третий пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.). Поставленная пленумом задача сосредоточения всех усилий на осуществлении программы модернизации Китая потребовала перехода к адекватной внешней политике. Она должна была быть полностью подчинена одному — обеспечению максимально благоприятных международных условий для достижения намеченной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеторговая политика КНР в ходе реформ»

ских торгах может способствовать лучшему пониманию скрытых механизмов рынка. Для дальнейшей систематизации данные исследования требуют полноты эмпирической базы.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Исаев А. Фиктивные деньги как инструмент мошенничества // Законность. 2005. № 5.

2. Клейнер Г.Б. Экономическая теория и экономическая политика в свете системной парадигмы // Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации. Коллективная монография под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клей-нера и др. Краснодар: ЮИМ, 2006.

3. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия. Вопросы экономики. 2002. № 10.

4. Климанов В.В., Сорокина М.Н. Конкурсные процедуры поддержки реформирования региональных и муниципальных финансов // Финансы. 2006. № 6.

5. Корникова Н.В. Оценка динамики показателей стабильности и прогнозируемости рынка ценных бумаг // Автореф. на дисс. ... канд. экон. н., С.-Пб., 2006.

6. Недосекин А.О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций. Санкт-Петербург, 2002.

7. Свиридонова Н.В. Рейтинг финансового состояния организаций // Финансы. 2006. № 3.

СТЕПАНОВА Д.А.

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА КНР В ХОДЕ РЕФОРМ

Точкой отсчета современной внешней политики Китая можно считать третий пленум ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.). Поставленная пленумом задача сосредоточения всех усилий на осуществлении программы модернизации Китая потребовала перехода к адекватной внешней политике. Она должна была быть полностью подчинена одному — обеспечению максимально благоприятных международных условий для достижения намеченной цели.

Одним из важнейших компонентов интеграции Китая в глобальную экономику являлась либерализация внешнеторгового режима. Роль ключевых факторов в реализации открытой политики сыграли емкий внутренний рынок и резервы относительно дешевой рабочей силы. Основными направлениями внешнеэкономической стратегии открытости КНР стали:

- форсированное развитие экспорта, переориентация его структуры на трудоемкую продукцию;

- закупка технологии и оборудования из-за рубежа для технического перевооружения производственных мощностей;

- привлечение прямых иностранных инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата;

- использование иностранных кредитов и займов;

- активное участие в работе международных и региональных экономических организаций;

- ускоренное экономическое развитие приморских районов;

- реорганизация управления внешнеэкономическими связями, диверсификация их форм;

- создание долгосрочной договорно-правовой базы экономического сотрудничества, основанной на общепризнанных принципах международного права.

Реформу системы внешнеторгового регулирования в КНР можно условно поделить на 3 этапа: с 1978 по 1992 г., с 1992 по ноябрь 2001 г., с 1 декабря 2001 г. по настоящее время. Отдельно можно выделить приход к власти нового руководства КНР в 2003 г.

Реформа внешнеторгового регулирования осуществлялась одновременно по четырем направлениям:

- ослабление контроля за доступом предприятий к осуществлению внешнеторговой деятельности с целью увеличения числа предприятий — участников внешней торговли;

- создание системы косвенных инструментов регулирования внешней торговли (тарифы, квоты, лицензии, освобождение от таможенных пошлин и т.д. );

- последовательное снижение разрыва между реальным и номинальным курсами национальной валюты;

- реформирование системы ценообразования с целью приведения ее в состояние, позволяющее использовать цены в качестве силы, регулирующей распределение ресурсов в экономике.

Первый этап реформирования системы внешнеторгового регулирования характеризовался крайне медленными и осторожными преобразованиями. Одним из наиболее смелых шагов в этот период было открытие четырех приморских городов (Шэньчжэнь, Чжухай, Сямэнь, Шаньтоу) для торговли с внешним миром. В результате в этих первых специальных экономических зонах Китая достаточно быстро были созданы специфические режимы внешнеторгового регулирования, отличающиеся от общенационального режима значительно большей степенью свободы, предоставляемой участникам внешнеторговой деятельности. В дальнейшем примерно такие же требования были предоставлены еще 14 приморским городам.

В отраслевом разрезе реформы внешнеторгового регулирования начались с частичной и очень осторожной либерализации рынка потребительских товаров. Затем были «приоткрыты» некоторые инфраструктурные сектора и рынки товаров промежуточного спроса. В последнюю очередь реформы были рапространены на некоторые виды услуг.

Важным аспектом первого этапа внешнеторговых реформ в КНР являлась децентрализация мер регулирования. Полномочия по установлению правил регулирования внешнеторговой деятельности передавались от разнообразных структур центра органам местного самоуправления и их службам.

Второй период внешнеторговой реформы в КНР характеризовался переходом к использованию международного опыта в области внешнеторгового регулирования. В 1992 г. было принято окончательное решение перейти к построению системы, удовлетворяющей основным нормам, принятым в мировой практике, соответственно увеличились и темпы реформ.

В качестве первой меры внешнеторговой либерализации китайское руководсто пошло на значительное снижение импортных тарифов.

С 1986 по 1991 г. Китай снизил импортные тарифы на 81 товарное наименование примерно из 6300. В 1992 г. снижение коснулось 3596 товарных наименований и составило в совокупности около 15%. В 1992 г. был отменен дополнительный налог на 16 видов товаров, который взимался начиная с 1985 г. и преподносился как антидемпинговая мера.

Вторым направлением либерализации внешнеторгового режима стало снижение и упорядочение административных (нетарифных) барьеров. Прежде всего были отменены списки импортных товаров-«заменителей». В 1992 г. руководство Китая сократило число экспортных товаров, подлежащих обязательному лицензированию, с 212 до 183.

В 1994 г. КНР прекратила определять планы экспорта и импорта.

В мае 1994 г. был принят базовый закон, регулирующий все аспекты внешнеторговой деятельности в Китае — Закон КНР «О внешней торговле».

Новые ориентиры во внешней экономической политике были заложены с приходом нового руководства КНР в материалах XVI съезда КПК (ноябрь 2002 года) и сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей (март 2003 года). В первую очередь они связаны с активизацией участия Китая в глобальных и региональных экономических структурах.

Значимым преимуществом Китая, несмотря на безусловно экспортную ориентацию его экономики, является отсутствие критической зависимости от экспорта, вызванное значительной емкостью внутреннего рынка и его последовательным расширением.

Производители развитых стран сосредотачивают усилия на высокотехнологичных товарах с высокой добавленной стоимостью, уходя при этом с рынков технологически простых товаров и способствуя снижению как конкуренции на этих рынках, так и защитных мер против импорта этих товаров. В результате рынки части примитивных товаров относительно доступны, и Китай прорывается на них за счет дешевизны рабочей силы и организованности внешней экспансии.

Китайский экспорт более устойчив, чем экспорт других стран региона. Характерно, что Китай сохраняет устойчивое положительное сальдо внешней торговли со всеми значимыми для себя странами, кроме поставляющих ему энергоносители.

Анализ динамики внешней торговли с 1978 года показывает быстрый рост внешней торговли и экспортной квоты. Объем внешней торговли вырос за 1978-2005 годы в 41,1 раза, в том числе экспорт — в 44,7 раза, импорт — в 37,9 раза. В 2005 г. доля экспорта в ВВП составила 34,2% (табл. 1).

Как видно из таблицы, внешнюю торговлю удалось сбалансировать лишь к началу 90-х годов. Отрицательное сальдо торгового баланса сохранялось в течение достаточно долгого периода из-за того, что на первоначальном этапе реформ в массовых масштабах закупались техника, технологии и оборудование для нужд развития национальной экономики.

Таблица 1. Динамика внешней торговли КНР (1978-2005 гг.)

ЦВМ КН4.'НН1Г1М|)| . Е1 Ч~Н 11 |'н 13 ■ иннр'н 111111111 "I 1 1 1-.. 14 Н

1 ■м. |1д. .10.1.:. (.111Л Н|1И рос 1 . шр.ч. ДП.1.1. пил 1ф1ф;И: 1. ■I М 111. 1 .■т.п. Н. III Л ч ш*и. II млрд. „Ш.П. С. ■ 1 1 1 Л м.ф.]. т.п. (.111Л

1 - 4 <1 К

'.97К 21 1.Я -°-7 ! 4,6 1<1Л>

'.974 25ЯЧ 2л,5 29.1 40.5 1 1 V» . п ■

'.9*11 ^<11.2 кО 4fc.ii 30.5 1М.<1 5Л> 2(1,0 -М1

'.У*'. 2Я-1.2 -V 4111 11.1 11,5 7,6 : | ,6

4l.fi -1Л 12.3 19, п зл

"ЧЮ.Ч 5,2 41.4 12.1 7,1 21,п о,к

"<19.1 2,?! 51.5 lii.fl 1-1,9 М 26,6 -1.7

19*5 ^<12.7 -2,2 fi9.fi 27.4 ! 9-1 -1-1.9

19ii.fi 29У7 -2,'1 7-1. N 7,5 '1.4 1 о,п 4 VI -1 2.(1

1947 К"? Н2.и 10.К -¿VI -.5. и

19^Н -к) 1.: 24,К ' ю:.7 И.У 47.5 1 55,2

19*4 454.7 Щ 111.7 К,-? 52.5 ! 1 -6.fi

199И 424.4 -6,7 11.4.4 .5. Л 62.1 15. и

1991 457.5 7,* 1.1.'1 .6 I 7.5 71.N L7.fi ! ! ^.11

! ! г: 1^.4 16.4.5 22. И Ш.9 ! Н<),6 4..1

5 N9. У 19.4.7 Ш.2 91.7 HJ4.II -12.2

-()1К 20. К 12 1.0 22. .1 1 L5.fi

715.4 ' ¡о,.1: 2 14К.Л 21.П 1.12.1 ' 16.7

191>Г1 Н04.5 9,7 2,^.9 .5.2 1.4 ]. 1 ' 1,\К 12.2

19^7 К Я". 2 л2.4.2 12.2 20.fi 142.4 40.4

У 56.4 7.« -0.5 19.2 140..1 4.5.4

7. 1 .ViO.fl И..1 19.^ ] г. -. ■■

-(Д)М 1Ш.) К.О 4 74. А 2442 ! --5-1 24.1

2001 1 1М5 7.; 26(1.2 1 у 24.5.(1 22. (1

' 2002 ' Н.О (120.Н 21.К 22^.6 Л >0.4

1420.Л у.о им.: 43 к .4 2.ц1

1(1.44.2 У..4 ИМ./ »у .Ъ.-э г, | >2. и

2260.^ Ч.Х 1422.0 7с*2.0 (ifiO.ll Ч.)2.И

"■'.'■•'..■'Г. : ' ¡"Ч ' ГЦ ' ' И ■ ■ .■ ■ ■ 1 |-| .. '■■. , Ль.' 'I. .и,'.',- 1 ,■.'■. .■ ■ Г.1 , ||' ■■

ВВП Китая вырос со 147,3 млрд. долл. США в 1977 г. до 2 225,5 млрд. долл. США в 2005 г., среднегодовой прирост — 9,4% (выше, чем в Японии, США, Европе). Внешнеторговый оборот КНР увеличился с 20,7 млрд. долл. США в 1978 г. до 1422,1 млрд. долл. США в 2005 г. К концу 2005 г. страна занимала 2-ое место в мире по объему валютных запасов (0,8 млрд. долл. США в 1979г. и 818,9 млрд. долл. США в 2005 г.).

Наряду с повышением роли внешней торговли в национальной экономике укреплялись позиции Китая в мировой торговой системе. Китай в настоящее время относится к крупным торговым державам. Занимая в 1978 г. только 32-е место в мире по объемам внешнеторгового оборота, по итогам 2005 г. Китай вышел на 3-е место.

Анализ китайского опыта выявляет тот факт, что приоритетной задачей государства во внешнеэкономической сфере становится не эффективность отдельных внешнеэкономических операций, а выработка стратегии, определение направлений роста экспортного потенциала, оказание содействия отраслям и предприятиям в части финансирования экспортных программ и стимулирования вывоза готовой продукции.

Развитие экспортного производства в КНР в начальный период реформ во многом служило задачам получения валютных доходов для импортозамещения. В ходе реализации новой внешнеэкономической стратегии произошло коренное изменение подходов во внешнеторговой политике. Экспорт перестал рассматриваться исключительно как средство для покрытия импорта, его роль была расширена до источника развития национальной экономики и промышленности. В результате Китай постепенно отходил от внутреннеориентированной стратегии импортозамещения, которая характеризовалась опорой на внутреннее производство, высокой степенью защиты отечественного производителя, прямым административным импортным контролем, завышенным курсом национальной валюты.

Успешная реализация внешнеэкономической стратегии государства шла по следующей схеме:

- ускоренное развитие ориентированных на экспорт трудоемких производств (легкой, пищевой, химической, фармацевтической и др.) с ориентацией как на крупных, так и на средних и мелких товаропроизводителей, функционирующих прежде всего в сельской промышленности;

- постепенное смещение акцентов в экспортной промышленной политике на капитало- и техникоемкую продукцию (станки, оборудование, самолеты, автомобили, электроприборы); ^

- развитие вслед за этим на выборочной основе современных технологических отраслей (электротехнической, электронной, информатики, биотехнологии и др.).

Главным фактором роста китайского экспорта в 90-х годах стали операции в рамках поручи- о тельской переработки и сборки (экспорт переработанного сырья на давальческой основе и продукции, изготовленной по образцам и из деталей заказчика, а также импорт сырья с целью его перера- □ ботки и дальнейшего экспорта и комплектующих деталей заказчика для сборки готовой продукции). О В 2005 г. на их долю пришлось 48,0% внешнеторгового оборота КНР или 690,4 млрд. долл. США, а

их удельный вес в экспорте и импорте КНР составил 54,0% и 41,0%.

Ш

Наибольшая доля в экспорте в 2005г. пришлась на электротехнические товары — 56,0%., доля о

высокотехнологичных товаров составила 28,6%, оборудования автоматической обработки данных £

и его частей — 13,7%. Одновременно стабильно увеличивались поставки традиционных товаров о

китайского экспорта, в т.ч. одежды на 19,9% (73,9 млрд. долл. США), текстильной пряжи, нитей и 2

трикотажа — на 22,9% (41,1 млрд. долл. США). х

Импорт КНР в 2005 г. более чем на 80% состоял из готовых промтоваров. Быстрыми темпа- о ми возрастал ввоз промышленного и сельскохозяйственного сырья и продукции первичного пе

о

редела. С 2001 по 2005 г.г. объем импорта приблизился к 2,2 трлн. долл. США. Удельный вес ф первичной переработки повысился с 18,8% до 22,4%. Импорт сельскохозяйственных товаров, тек- о стильного сырья и изделий из него, металла, руды соответственно вырос на 154,7%, 41,6%, 174,6% о

и 276,3%.

Среди 10 крупнейших внешнеторговых партнеров КНР наибольшие объемы торговли в 2005 году достигнуты с: США — 211,6 млрд. долл. США, Японией — 184,4 млрд. долл. США, Гонконгом — 2 136,7 млрд. долл. США, Республикой Корея — 111,9 млрд. долл. США, Тайванем — 91,2 млрд. долл. б США, Германией — 63,3 млрд. долл. США, Сингапуром — 33,1 млрд. долл. США, Малайзией — 30,7 млрд. долл. США, Россией — 29,1 млрд. долл. США, Великобританией — 24,5 млрд. долл. США. о

Характерно, что Китай сохраняет устойчивое положительное сальдо внешней торговли со все- ^ ми значимыми для себя странами, кроме поставляющих ему энергоносители.

Привлечение иностранных инвестиций — одна из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая. Приоритетное значение в 90-х годах приобрели прямые иностранные инвестиции.

Под прямыми иностранными инвестициями китайское законодательство рассматривает совместные предприятия с участием иностранного капитала; кооперационные предприятия с участием иностранного капитала; предприятия, полностью основанные на иностранном капитале; совместную разработку морских нефтяных ресурсов; компенсационную торговлю; международный лизинг и др.

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кооперационные предприятия иногда называют контрактными, особенность их заключается в том, что по истечении срока контракта предприятия переходят в собственность китайского участника.

Политика КНР в области привлечения иностранных инвестиций является промышленно-ори-ентированной. Вплоть до присоединения к ВТО правительством активно проводился курс на регулирование и поощрение притока зарубежных капиталовложений в приоритетные отрасли. Государство не соблюдало в полной мере ни принцип национального режима, когда иностранному капиталу предоставлялись значительные тарифные и налоговые льготы по сравнению с местными производителями, ни режим наибольшего благоприятствования, когда дополнительные льготы имели зарубежные этнические китайцы-предприниматели, ни принцип разных условий на всей территории страны. В Китае по-прежнему стимулируются отдельные высокотехнологичные направления, модернизация «традиционных» отраслей промышленности, развитие инфраструктуры в отсталых районах, а борьба за рынки и ресурсы продолжается в более скрытых формах.

Резкий рост притока инвестиций в КНР объяснялся стабильностью общества, наличием огромного внутреннего рынка и тесной связью с китайской диаспорой за рубежом, поступательным экономическим ростом, продуманной постепенной либерализацией инвестиционного режима. Большую роль сыграл допуск иностранного капитала в отрасли третьей сферы общественного производства — розничную торговлю, недвижимость, транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги, туризм.

После присоединения Китая к ВТО в 2001 г. был отмечен резкий рост после непродолжительного замедления темпов роста иностранных инвестиций. С 2002 г. КНР является мировым лидером в привлечении иностранных инвестиций. Причем рост привлечения инвестиций в Китай происходил на фоне сокращавшегося объема международных инвестиций и замедления мировой экономики в целом.

С 1 апреля 2002 г. вступило в силу Положение КНР об отраслевом регулировании привлечения иностранных инвестиций. В соответствии с ним увеличилось количество отраслей, открытых для иностранных инвесторов: автомобильная, нефтехимическая, электронная, т.е. открылся доступ в высокотехнологичные отрасли, что является привлекательным для ТНК. Расширился доступ в банковское и страховое дело, в сферу аудиторских, юридических, консультационных услуг, туризма.

В 2005г. объем использованных иноинвестиций составил 60,3 млрд. долл. США, сумма контрактных инвестиций достигла 189,1 млрд.долл. США с приростом в 23,2%. Всего за период с начала реформ в Китае утверждено 552942 предприятия с участием инокапитала.

Из общего объема налоговых поступлений 3,4% пришлось на подоходный налог с предприятий иностранного капитала.

По объемам фактических инвестиций в КНР в 2005г. в первую десятку стран вошли: Гонконг, Виргинские острова, Япония, Республика Корея, США, Тайвань, Каймановы острова, Сингапур, Западное Самоа, Германия. На долю указанных стран и территорий пришлось около 84% всех использованных иностранных инвестиций в 2005 году.

Одновременно Китай все активнее выступает в качестве экспортера капитала. Вывоз капитала в развитые страны стал неотъемлемым элементом внешнеэкономической политики Китая, способствующим продвижению его экспорта, облегчению доступа к передовым технологиям, интеграции страны в мировую экономику.

В 2005 году собственные фактические прямые инвестиции Китая за рубеж увеличились на 23,5%. Объем контрактов на осуществление подрядного строительства за рубежом составил в 2005 г. 29,6 млрд. долл. США.

Эффективное использование и благоприятная структура иностранных инвестиций обеспечили устойчивость платежного баланса Китая.

Несмотря на то, что КНР является одним из крупных мировых должников (по данным «Цзин-жун шибао» от 31.03.2004 г. внешний долг Китая достиг около 194,0 млрд. долл. США), у страны колоссальные валютные резервы. В марте 2004 г. валютные запасы составляли 439,8 млрд. долл. США, а на конец 2005г. достигли 818,9 млрд. долл. США, превысив уровень предыдущего года на 34,3%. Это позволило КНР выйти на 2-е место в мире по объему валютных резервов. Благоприятная структура займов — 60,21%, или 116,6 млрд. долл. США пришлась на средне- и долгосрочную задолженность, краткосрочная задолженность составила 77,0 млрд. долл. США, в т. ч. с возвратом менее года 62,9 млрд. долл.

Внешний долг предприятий с участием иностранного капитала — 37,8 млрд. долл. США (19,5%), внешняя задолженность предприятий Китая — 7,6 млрд. долл. США, китайских лизинговых компаний и других учреждений — 0,3 млрд. долл. США (0,01%), зарубежных финансовых организаций, расположенных в КНР, — 20,9 млрд. долл. США (10,8%); кроме того, 0,02 млрд. долл. США (0,01%) находится на оффшорных счетах китайских финансовых учреждений и 36,6 млрд. долл. США (18,9%) составляют торговые кредиты.

Опыт экономического развития КНР в 80-90-х годах прошлого столетия показал, что выбранная стратегия открытости, формы и методы ее реализации были в целом оптимальными с учетом имеющихся у страны условий. Успешно замещая модель импортозамещения и экспортной ориентации, осуществляя линию на диверсификацию внешнеторговых рынков, расширяя номенклатуру экспорта в направлении готовой продукции и постепенно переходя от трудо- к капитало- и наукоемким изделиям. Китай сумел максимально задействовать резервы для поддержания роста торговли и инвестиций.

Совершенствование экономического, прежде всего внешнеторгового, законодательства КНР осуществляется исходя из условий членства КНР в ВТО в соответствии с принятыми при вступлении обязательствами, а также с учетом перспектив и особенностей развития внешней торговли и инвестиционной деятельности КНР.

Одним из важнейших изменений законодательной базы КНР в области внешней торговли за 2003г. стала разработка проекта новой редакции Закона КНР 1994г. «О внешней торговле», которая направлена на расширение возможностей китайских национальных отраслей промышленности по защите своих интересов во внешней торговле товарами. По мнению Договорно-правового департамента министерства коммерции КНР подразумевается, что китайские предприятия будут в состоянии проводить расследования, обращаться в арбитраж и прибегать к нормам ВТО для решения проблем с торговыми барьерами или дискриминацией в отношении норм и правил ВТО. Закон был принят на 8-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва 6 апреля 2004 года, вступил в действие с 1 июля 2004 года.

Внесение поправок в закон «О внешней торговле» отвечает требованиям выполнения обязательств, взятых при вступлении Китая в ВТО, и соответствует потребностям новой ситуации быстрого развития внешней торговли страны. Его эффективное проведение должно содействовать дальнейшему повышению способности и уровня внешней открытости Китая, углублению торговых связей Китая с различными странами и районами мира.

Важным этапом эволюции законодательных основ государственного регулирования экономических отношений стал Закон КНР «Об административном лицензировании» (принят в августе 2003г., вступил в силу с 1 июля 2004г.). Закон предусматривает сокращение полномочий исполнительных органов власти КНР в отношении выдачи лицензий и иных форм разрешений на ведение предпринимательской деятельности, упрощает процедуры лицензирования и отменяет ограничения в отношении потенциальных лицензиатов.

В 1986 году правительством КНР было принято решение о разделении страны на три большие меридиональные «зоны»: Восточную (8 провинций, 1 автономный район, 3 города центрального подчинения), Центральную (8 провинций, 1 автономный район) и Западную (6 провинций, 3 автономных района, 1 город центрального подчинения). Разделение страны на три зоны позволило более адекватно выявить региональные различия уровня развития. Между тремя зонами до сих пор сохраняются большие диспропорции. Например, на Восточную зону приходится почти 56% произведенного ВВП, на Центральную — 28%, а на Западную — всего 16%.

В «Основных положениях 10-го пятилетнего плана экономического и социального развития КНР (2001-2005 г.г.)», утвержденных на 4-й сессии ВСНП 9-го созыва, было отмечено, что важной гарантией решения задач пятилетки является осуществление стратегии подъема страны за счет науки и образования, продвижения научно-технического прогресса и новаторства.

В начале 1990-х годов было положено начало созданию Национальных научно-технологических индустриальных парков (НТИП), которые стали играть активную роль в налаживании связей между наукой, техникой и экономикой, а также в ускорении роста высокотехнологичной промышленности. НТИП накопили большой опыт структурных реформ национальной экономики и формирования новых источников экономического роста.

Всего по состоянию на начало 2005 года в Китае насчитывалось 54 зоны освоения новых и

высоких технологий государственного уровня (33 — созданные до 1995 года; 16 — созданные в Западной и Центральных частях после 2000 года; 5 — утвержденные в 2004 году как промышленные парки).

Таким образом, Китай вышел на новый этап развития внешнеэкономической деятельности:

1. Относительно быстрым ростом показателей экспорта и импорта. В период с 2001 по 2005 гг. ежегодный прирост объемов внешнеторгового оборота составил в среднем 24,6%.

2. Улучшением структуры внешней торговли. За период 2001-2005 гг. Китаем было экспортировано товаров на сумму 2,4 трлн. долл. США. Доля машинно-технической продукции и высокотехнологичных товаров соответственно возросли с 44,6% и 17,5% до 56,0% и 28,6%, а объемы их экспорта увеличились в 2,6 и 3,7 раза соответственно.

3. Повышением высокотехнологичной доли во внешней торговле. В 2001-2005 гг. общая сумма подписанных контрактов по заимствованию технологий составила 73 млрд. долл. США. Нашли свою нишу на мировых рынках такие крупные китайские фирмы, как Хуавэй, ТСЬ, Лэньсяо, Хайер, Чжунсин и др.

4. Разнообразием форм сотрудничества во внешнеэкономической деятельности. В 2001-2005 гг. объемы внешней торговли и торговли на основе давальческой переработки возросли в 1,6 и 1,9 раза соответственно и в 2005 году составили 594,8 млрд. долл. США и 690,5 млрд. долл. США. За пятилетний период объем привлеченных иностранных инвестиций составил 266,9 млрд. долл. США. Удельный вес в экспорте предприятий с иностранными инвестициями повысился с 50,8% до 58,5%.

5. Расширением числа участников внешнеторговой деятельности. После присоединения к ВТО Китай ускорил процесс либерализации внешнеторговой деятельности. Коллективные и частные предприятия смогли полноценно вступать в сферу внешней торговли. За 2001-2005 гг. количество предприятий, имеющих право ведения внешнеторговой деятельности, увеличилось с 45 тыс. до более чем 200 тыс., а внешнеторговый оборот предприятий с иностранным капиталом и негосударственных форм собственности вырос в 2,9 и 6,0 раз соответственно. Доля предприятий негосударственных форм собственности в общем объеме экспорта увеличилась с 4,7% в 2001 году до 15,8% в 2005 году.

6. Расширением внешнеэкономического сотрудничества. Торговый оборот с развивающимися странами вырос с 220 млрд. долл. США в 2000 г. до 430 млрд. долл. США в 2003 г. На конец 2005 г. Китай являлся участником 9 зон свободной торговли, включающих в себя 27 стран и территорий, которые приходилось 25% внешнеторгового оборота страны. Расширяется сотрудничество с Гонконгом, Макао (на основе Соглашения «О торгово-экономических связях»), странами АСЕАН (в рамках зоны свободной торговли), подписаны Соглашения «О зоне свободной торговли» между Китаем и Чили, «О зоне свободной торговли раннего урожая» между Китаем и Пакистаном. В настоящее время находятся на стадии рассмотрения проекты Соглашений «О зоне свободной торговли» Китай — Новая Зеландия, Китай — Австралия, Китай — страны Персидского залива.

7. Диверсификацией рынков. С 2001 по 2005 годы доля традиционных рынков китайской внешней торговли как США, Япония и страны ЕС снизилась с 48,8% до 43,1%, доля новых рынков во внешнеторговом обороте выросла с 13,4% до 18,7%. Среди них доля стран Африки и Латинской Америки увеличилась с 2,2% и 2,7% до 2,8% и 3,6% соответственно. В 2001 году у КНР не было ни одного торгового партнера, товарооборот с которым превышал бы 100 млрд. долл. США, а к 2005 году таких стало 6.

Вместе с тем незавершенность в выполнении задач социально-экономического развития предопределила продолжение поиска их решений в период 11-ой пятилетки (2006-2010 г.г. ). Среди них в качестве приоритетов выделяются снижение темпов экономического роста до 7,5%, приложение дальнейших усилий по уменьшению диспропорций между различными секторами национальной экономики и отраслями промышленности, укрепление инновационного потенциала (доля расходов на новые разработки и исследования в ВВП возрастет до 2,0% против 1,3% в 2005 г.), разработка долгосрочной программы по экономии ресурсов и развитию энергосбережения. Одновременно ставится цель придать экономическому развитию Китая большую социальную ориентированность, продолжить борьбу с бедностью, безработицей, имеющимися значительными разрывами между го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.