Научная статья на тему 'Синьцзян и новые горизонты Великого шелкового пути'

Синьцзян и новые горизонты Великого шелкового пути Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
800
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / СТРАНЫ ШОС / СИНЬЦЗЯН / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баженова Елена Степановна

Рассмотрена региональная программа возрождения Великого шелкового пути. Показана значимость Синьцзян-Уйгурского автономного района в расширении сотрудничества стран ШОС. Приведена динамика экономического развития Синьцзяна, акцент сделан на параметрах внешней торговли, инвестиционном сотрудничестве, создании инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синьцзян и новые горизонты Великого шелкового пути»

Сообщения

Пространственная Экономика 2011. № 2. С. 137-145

УДК 339

Е. С. Баженова

синьцзян и новые горизонты великого шелкового пути

Рассмотрена региональная программа возрождения Великого шелкового пути. Показана значимость Синьцзян-Уйгурского автономного района в расширении сотрудничества стран ШОС. Приведена динамика экономического развития Синьцзяна, акцент сделан на параметрах внешней торговли, инвестиционном сотрудничестве, создании инфраструктуры.

Внешняя торговля, иностранные инвестиции, инфраструктура, природные ресурсы, Шелковый путь, страны ШОС, Синьцзян, Центральная Азия.

В 2005 г. Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан начали реализацию региональной программы по возрождению Великого шелкового пути [12]. Имея протяженность более 7 тыс. км, Шелковый путь в свое время простирался от г. Чанъань (ныне Сиань) до Рима через Среднюю Азию. Проект нового Шелкового пути — это еще одна попытка соединить страны Европы со Средней и Восточной Азией. Предполагается, что он позволит разрешить существующие проблемы и риски, связанные с морскими перевозками из Китая в Европу. При осуществлении этой программы главное внимание будет уделяться созданию механизмов сотрудничества и диалога, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Важным направлением сотрудничества является развитие транспортной инфраструктуры. Ключевым звеном в развитии транспортной инфраструктуры в Центральной Азии и связи транспортной системы Китая с созданной еще в советское время транспортной сетью стран Центральной Азии является построенная через весь Синьцзян часть железной дороги из Ляньюнь-гана в Алашанькоу. По мнению китайских ученых, «железная дорога из

© Баженова Е. С., 2011

Ляньюньгана в Алашанькоу и далее через Казахстан и Россию до Роттердама является новым Шелковым путем, который будет всемерно способствовать экономическому развитию региона и привлечению иностранных инвесторов для освоения Запада» [13, с. 70—71].

Специфическое положение Синьцзяна на новом Шелковом пути позволит реализовать его социально-экономический потенциал, ориентируясь на рынки стран Центральной Азии. Синьцзян-Уйгурский автономный район, находящийся в северо-западной части Китая, занимает 1/6 материкового Китая. По направлению с северо-востока на юго-запад граничит с 8 странами, такими как Монголия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Синьцзян — регион Китая, имеющий самую протяженную пограничную линию, которая достигает более 5600 км. По числу зарубежных соседей Синьцзян занимает исключительное положение среди провинций Китая.

С началом реализации программы освоения западных районов и изменением модели экономического роста в СУАР все более отчетливо проявляется тенденция ускорения темпов развития и повышения значимости региона для экономики КНР, о чем свидетельствует динамика сегментов экономики, обеспечивающей внешнеэкономические взаимодействия.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Важным направлением развития экономики Синьцзяна является внешняя торговля. Особенностью внешней торговли СУАР является ее тесная связь с приграничной торговлей. Доля приграничной торговли составляет более половины в общем объеме внешней торговли Синьцзяна в течение последних 17 лет. По объему приграничной торговли Синьцзян семь лет подряд лидирует среди девяти внутриконтинентальных и приграничных провинций и автономных районов Китая [18]. На этот район приходится две трети объема товарооборота Китая со странами Центральной Азии. Еще в 1992 г. Госсовет КНР утвердил 8 льготных установок, которые касаются устранения многих ограничений на развитие приграничной торговли. Предметы экспорта включают одежду, обувь, головные уборы, бытовые товары, хлопковую пряжу, химическое сырье, механическое оборудование, домашние электроприборы, зерно, пищевое масло, пищевые продукты и др. Среди импортируемых товаров основными являются листовая сталь, минеральные удобрения, медный прокат, медь, алюминий и алюминиевые изделия, бычьи кожи, шерстяная пряжа, гранулированная руда, цветные металлы. Приграничная торговля содействует расширению внешней торговли Синьцзяна и играет важную роль в оживлении экономики СУАР.

В настоящее время востребованным является выгодное транспортно-гео-графическое положение Синьцзяна, позволяющее региону активно участвовать в развитии внешнеэкономических связей с соседними государствами Центральной Азии, прежде всего для транзита товаров, произведенных во внутренних провинциях Китая, и импорта, преимущественно энергоресурсов, черных и цветных металлов, из стран Центральной Азии и России.

Благодаря реализации стратегии масштабного освоения западных районов Китая в СУАР отмечается динамичное развитие внешней торговли. За истекшие пять лет (2005—2010 гг.) общий объем внешнеторгового оборота Синьцзяна достиг 76 млрд долл. США, что в 3,33 раза больше показателя, зарегистрированного в годы X пятилетки (2001—2005 гг.) [9].

В 2008 г. объем внешней торговли впервые достиг 22,21 млрд долл., увеличившись на 62% по сравнению с 2007 г. Такие темпы роста оказались на 44,2 п. п. выше общенационального показателя [10] (табл. 1).

Внешняя торговля Синьцзяна, млрд долл.

Таблица 1

Показатель 2008 2009 2010

Экспорт — 10,824 12,970

Импорт — 3,004 4,158

Внешнеторговый оборот 22,210 13,828 17,128

Источники: [4; 15].

В 2009 г. общий объем внешней торговли составил 13,828 млрд долл., что на 37,8% меньше по сравнению с предыдущим годом и в 6,1 раза больше, чем в 2000 г., среднегодовой рост составляет 22,3%. Темпы роста импорта к предыдущему году составил 97%, экспорта — 56,1%, что связано с июльскими событиями 2009 г. Грузопоток портов составил 20,93 млн тонн, что на 20,58% больше, чем в предыдущем году [15].

В 2010 г. общий объем экспорта и импорта СУАР составил 17,128 млрд долл. с темпом роста по сравнению с 2009 г. — 22,8%, импорта — 38, экспорта — 18,6% [4]. В структуре импорта преобладают сырая нефть, продукция сельского хозяйства, железная руда и хлопок, стоимость которых соответственно составила 1,66 млрд, 473 млн, 433 млн и 367 млн долл., увеличившись на 71,3%, 164,4, 41,8 и 348,3% по сравнению с 2009 г. [3]. Главными статьями экспорта стали одежда, обувь, продукция машиностроения и электроники, свежие овощи и фрукты, стройматериалы и т. д. По общему объему внешней торговли Синьцзян занимает 16-е место по стране. Среди округов автономного района по темпам прироста внешнеторгового оборота г. Урумчи и округ Аксу занимают ведущие позиции (Урумчи — 60,2%,

Аксу — 86,1%). Прирост внешнеторгового оборота Синьцзяна с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Россией достиг 32,9%, 23,5; 59,4; 81,6% соответственно.

Основной объем внешней торговли СУАР приходится на 8 государств, с которыми автономный район имеет общую границу, он составляет около 90% всего внешнеторгового оборота автономного района.

При анализе структуры товарооборота СУАР нетрудно заметить, что в китайском импорте преобладают природные и минеральные ресурсы. Казахстан поставляет в Китай природные ресурсы, сырье и материалы (сталь, нефть, медь, алюминий, металлолом, кожи и др.) в обмен на предметы потребления, в первую очередь телевизоры и холодильники из СУАР. Аналогичная тенденция наблюдается и в торговле КНР с Киргизией, которая поставляет туда алюминиевый и медный лом, а также лом черных металлов, кожи и хлопчатобумажные ткани в обмен на шелковые и синтетические ткани, обувь и другие товары народного потребления.

Импорт СУАР по видам товаров определяется нуждами не только самого автономного района, но и потребностями центральных и восточных, более развитых, провинций Китая в природных ресурсах.

За период с момента образования независимых государств на территории бывшего Советского Союза в экспорте КНР в республики Центральной Азии произошел поворот от поставок сырья и товаров низкого качества к экспорту качественных товаров известных марок, произведенных в Китае. Структура товарооборота обеих сторон была представлена товарами первой необходимости низкого качества и сырьем с изменением в дальнейшем в сторону поставок продукции химической промышленности, сельскохозяйственной техники, оборудования и машин для строительства, металлопродукции, продовольствия и так далее, вплоть до поставок высокотехнологичной продукции [1, с. 78].

Казахстан является главным торгово-экономическим партнером Синь-цзяна среди всех 8 стран, с которыми граничит этот район. В 2008 г. на долю торговли с СУАР пришлось около 9 млрд долл. из 15 млрд долл. казахстан-ско-китайского товарооборота. На долю Казахстана пришлось 87% общего объема экспорта овощей из Синьцзяна. Особое внимание уделяется нефтепроводу Атасу — Алашанькоу, главной энергетической артерии, связывающей Казахстан и Синьцзян (13 млн т сырой нефти с начала эксплуатации, налоговые поступления — 1,2 млрд долл.) [11].

Обе стороны заняты скорейшей реализацией проекта «Западная Европа — Западный Китай». Для его осуществления Казахстан получит заем Всемирного банка в размере 2,125 млрд долл. Общая стоимость — 7,5 млрд долл., в ходе строительства будут усовершенствованы дороги протяженностью

2800 км от казахстанской границы с Китаем (Хоргос) до границы с Россией (Зайсан), открытие транспортного коридора ожидается в 2013 г. [11].

Одной из причин тесного торгово-экономического сотрудничества СУАР с Казахстаном является наличие на китайско-казахстанской границе большей части КПП СУАР. Среди КПП на китайско-казахстанской границе ведущую роль играет Алашанькоу. Это единственный в западном Китае железно- и автодорожный контрольно-пропускной пункт 1-й государственной категории. Он занимает 2-е место по грузообороту среди подобных китайских КПП. Строительство КПП, расположенного на границе с Казахстаном на трассе древнего Шелкового пути, началось в июне 1990 г., а в декабре 1992 г. состоялось его официальное открытие. Годовой объем грузовых перевозок с 0,162 млн тонн грузов в 1990 г. достиг 15,500 млн тонн в 2009 г. В 2008 г. КПП Алашанькоу занял первое место среди всех сухопутных КПП Китая по объему вывоза товаров.

Также стоит отметить и удобное географическое местоположение КПП на границе с Казахстаном. В отличие от пунктов на границах с другими странами (например, некоторые КПП на китайско-монгольской границе), благоприятные климатические условия не создают проблем для их эффективной круглогодичной работы.

Казахстан играет ведущую роль в транзите товаров из Китая в Европу и в обратном направлении. В течение 2008 г. власти Казахстана предприняли ряд мер, закрепляющих роль Казахстана как главного транспортного посредника между западными районами Китая, Центральной Азией и Европой (в частности, модернизацию пункта пропуска «Хоргос» и активизацию использования КПП Алашанькоу, который, по прогнозам, в ближайшие годы может обогнать по объему грузоперевозок КПП Маньчжоули, расположенный на российско-китайской границе в Забайкальском крае [17].

Говоря о торговом взаимодействии с Россией, следует обратить внимание на статистические данные, согласно которым доля страны во внешнеторговом товарообороте СУАР уменьшилась с 5% в 1999 г. до 3,2% в 2008 г.

Очевидно, что это связано с отсутствием прямого транспортного коридора, который соединил бы Россию и Китай (минуя территории Казахстана и Монголии), в районе перевала Канас на участке китайско-российской границы. В настоящее время большая часть товаров, идущих из Китая в Россию и обратно, проходит таможенное оформление на территории Казахстана и следует далее уже как казахстанский груз, что приводит к значительному уменьшению данных о российско-китайской торговле.

Начатые несколько лет назад действия по решению указанного вопроса не привели к конкретным позитивным переменам. В соответствии с опубликованной в феврале 2006 г. региональной программой социально-экономи-

ческого развития СУАР на 11-ю пятилетку (2006—2011 гг.), была поставлена задача открыть контрольно-пропускной пункт «Канас» на западном участке китайско-российской границы. Открытие этого КПП можно было бы считать дополнением к проекту стыковки автомагистрали, которая связала бы Сибирский федеральный округ РФ и СУАР, а в более широком аспекте оно могло бы сыграть значительную роль в транзите товаров из Китая в Европу [7]. Хотя Синьцзян и имеет общую границу с Россией в округе Алтай на протяжении 54 км, однако дорогу через перевал Канас с российской стороны еще не начинали строить.

Суммарная доля Пакистана, Индии и Афганистана во внешней торговле СУАР составляет около 2%; доля Монголии — постоянно 0,5—0,6%; оставшаяся часть приходится на страны дальнего зарубежья, среди которых основными партнерами являются США, Азербайджан, Германия и Италия.

Развитию внешнеэкономических связей Синьцзяна способствует ежегодно проводимая в Урумчи торгово-экономическая ярмарка, где объем заключаемых внешнеторговых и внешнеэкономических сделок достигает нескольких миллиардов долларов.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

По данным Управления коммерции Синьцзяна, за период 2006— 2010 гг. объем реально использованных зарубежных инвестиций в Синьцзяне составил 870 млн долл., что в 3,1 раза выше уровня предыдущих пяти лет, среднегодовой рост составил 38% [9].

В 2010 г. общий объем иностранных инвестиций в регион достиг 237,4 млн долл., что на 10% больше по сравнению с 2009 г. Основные инвестиции сконцентрированы в пищевой промышленности, добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле и сфере услуг. Также весьма перспективными считаются энергетика, логистика, почтовые перевозки и транспортные услуги [8].

Количество представительств иностранных и региональных предприятий в СУАР (по состоянию на 31 декабря 2010 г.) достигло 458. 90% из них занимаются коммерцией и предоставлением услуг в сфере транспорта и коммуникаций, действуют и в других отраслях. Эти предприятия в основном из Пакистана, Казахстана, Афганистана и САР Сянган Китая, среди них из Пакистана — 41%, более 80% представительств иностранных и региональных предприятий находятся в г. Урумчи, 9% — в районе Кашгар (Каши), остальные в районах Или, Хотан и Аксу [5].

Активизации торговых контактов между Китаем и странами Центральной и Западной Азии способствовал начавшийся в 2009 г. эксперимент по

осуществлению расчетов в юанях в рамках трансграничной торговли, география данного эксперимента расширена до 20 регионов страны. В октябре 2010 г. Синьцзян стал первой в Китае пилотной зоной для осуществления расчетов в юанях в рамках трансграничного инвестирования. По состоянию на май 2011 г. объем внешнеторговых и инвестиционных операций с расчетами в юанях в Синьцзян-Уйгурском автономном районе достиг 2 млрд долл., в том числе объем внешнеторговых операций с использованием юаней составил 1,88 млрд долл. Сфера действия расчетов в юанях во внешней торговле Синьцзяна уже охватывает 11 стран и регионов мира, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Монголию. По мнению ряда китайских предприятий внешней торговли, стремительное распространение данных банковских услуг помогает предприятиям избежать валютных рисков и повышает привлекательность инвестиционной деятельности в Центральной Азии [14].

СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Логике восстановления древней торговой артерии соответствует программа развития Синьцзян-Уйгурского автономного района (Синьцзян, СУАР), в соответствии с которой в Синьцзяне появятся развитая транспортная сеть и ряд новых мегаполисов, что обеспечит устойчивое развитие и долгосрочную стабильность. При этом акцент будет сделан на совершенствовании местной транспортной инфраструктуры [16].

В период 2006—2010 гг. в Синьцзяне объем капиталовложений в основные фонды в области транспорта и коммуникаций составил 67,2 млрд юаней, что на 12,0 млрд юаней превысило запланированный уровень. В частности, в 2010 г. объем капиталовложений в область транспорта и коммуникаций составил 24,8 млрд юаней, что превысило на 9,8 млрд юаней запланированной уровень. Протяженность построенных скоростных автодорог составила 1965 км, магистральных шоссе — 3223 км, сельских автодорог — более 8000 км [2].

В этот же период в Синьцзяне вложено 47,6 млрд юаней в строительство железных дорог, рост составил 11,2 раза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. Построены железнодорожные линии Цзинхэ — Инин — Хоргос, Куйтунь — Бэйтунь, Кашгар — Хотан и другие. В настоящее время общая протяженность эксплуатируемых железных дорог Синьцзяна достигла 4093 км, увеличившись на 1068 км. Протяженность электрифицированных железных дорог составила 1800 км [6].

Для расширения международного сотрудничества сформированы маршруты международных и внутренних перевозок. Созданы 17 портов 1-й ка-

тегории, 12 портов 2-й категории, что делает СУАР одним из крупнейших регионов в Китае по количеству портов. Созданы экономические зоны: 3 зоны государственного уровня (Урумчийская зона экономического и технологического развития, Урумчийская промышленная зона развития высоких технологий, зона экономического и технологического развития «Ши-хэцзы»), 3 приграничные зоны экономического сотрудничества (Ининская приграничная зона экономического сотрудничества, Тачэнская приграничная зона экономического сотрудничества, приграничная зона экономического сотрудничества «Болэ»), 1 зона обработки экспортной продукции и китайско-казахстанская трансграничная зона экономического сотрудничества, торговли и инвестиций (Китайско-казахстанский международный центр приграничного сотрудничества) [15].

Таким образом, можно констатировать, что геоэкономическая позиция, динамика и условия развития экономики, особенно внешнеэкономического сотрудничества, способствуют формированию Синьцзяна как ключевого региона нового Шелкового пути, что в свою очередь обеспечит его дальнейшее развитие и значимую роль в экономике Китая и в сфере сотрудничества стран ШОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко А. В. Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая в начале XXI века. М., 2010.

2. В 2010 г. в Синьцзяне объем капиталовложений в область транспорта и коммуникации составил 24,8 млрд юаней. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-01/03/ content_5500990.htm.

3. В 2010 году в Синьцзяне был зарегистрирован динамичный рост внешнеторгового импорта. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-02/05/content_5573125.htm.

4. В 2010 году внешнеторговый оборот в Синьцзяне превысил 17 млрд долл. США. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-02/05/content_5573129.htm.

5. В настоящее время в СУАР более 450 представительств иностранных и региональных предприятий. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-03/23/content_ 5686667.htm.

6. В период «11 пятилетки» в Синьцзяне вложены 47,6 млрд юаней на строительство железной дороги. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-01/31/content_ 5567504.htm.

7. В Синьцзяне готовятся к созданию первого в Китае КПП на западном участке китайско-российской границы. http://russian.people.com.cn/31518/4132296.html.

8. За 5 лет в Синьцзяне реализовано более 800 млн долл. США иностранных инвестиций. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2010-12/06/content_5420672.htm.

9. Значительный рост внешнеторгового оборота Синьцзяна за прошедшие пять лет. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-02/14/content_5588869.htm.

10. Интервью с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Кыргызстан в КНР Ж. М. Кулубаевым. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-02/21/ content_5605926.htm.

11. Каукенов А. С. Влияние конфликта в СУАР на экономику Синьцзяна: основные тенденции и потенциал воздействия на Казахстан. http://www.easttime.ru/ апа1Шс/1/3/697.Мш1.

12. Китай активизирует сотрудничество со странами Центральной Азии для возрождения Шелкового пути. http://russian.peop1e.com.cn/31521/3186555.htm1.

13. Лай Гуанлинъ. Новый Шелковый путь и экономическое развитие Синьцзя-на // Стратегия освоения западных районов КНР: демографическая политика и политика открытости. Экспресс-информация. № 10. М., ИДВ РАН, 2001.

14. Объем внешнеторговых и инвестиционных операций с расчетами в юанях в Синьцзяне превысил 10 млрд юаней. http://russian.xjts.cn/xinjiang/content/2011-05/12/ content_5806812.htm.

15. Постоянное повышение уровня внешней открытости СУАР. http://russian.xjts. cn/xinjiang/content/2010-10/20/content_5312701.htm.

16. Разработанные Китаем новые программы развития Синьцзяна содействуют возрождению Великого Шелкового пути. http://russian.xjts.cn/xinjiang/ content/2010-07/05/content_5077950.htm.

17. Синьцзян и Казахстан станут узловыми регионами на пути из Китая в Европу: Западная Сибирь пока остается в стороне. http://www.regnum.ru/news/1052290.htm1.

18. Среди субъектов КНР Синьцзян лидирует по объему приграничной торговли. http://www.kazpravda.kz/print/1297655755.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.