Научная статья на тему 'Значение кодекса врачебной этики в подготовке врачей-интернов'

Значение кодекса врачебной этики в подготовке врачей-интернов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение кодекса врачебной этики в подготовке врачей-интернов»

ЗНАЧЕНИЕ КОДЕКСА ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ

В.Ф.Москаленко, А.П.Яворовский, А.С.Свинцицкий Национальный медицинский университет имени А.А.Богомольца г. Киев, Украина

«Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов»

А.П. Чехов

Деятельность врача направлена на сохранение жизни и здоровья человека от момента зачатия и требует гуманного отношения к нему, уважения к его личности, сочувствию и соучастию, доброжелательности, благотворительности и милосердию, терпеливости, взаимодоверию, порядочности и справедливости. Врач должен помнить, что главный судья на его профессиональном пути - это, в первую очередь, совесть.

Эти моральные принципы систематизированы в Этическом кодексе врача Украины, принятом 27 сентября 2009 года на Всеукраинском съезде врачебных организаций, с учетом положений Международного кодекса врачебной этики, Хельсинской декларации, Общей декларации о геноме и правах человека и Конвенциях о защите прав и достоинства человека, учитывая применение достижений биологии и медицины.

Этический кодекс врача Украины базируется на общих этических нормах и имеет большое значение для воспитания молодых врачей. Теснейший контакт между больным и врачом - взаимопонимание - основа успешной лечебной деятельности, отмечается в Кодексе. Врачу, который не обладает даром расположения к себе больных, намного тяжелее бороться с болезнями своих пациентов. Расположить к себе больного врач может в первую очередь глубокими профессиональными знаниями и большим человеколюбием. В разговоре с больным необходимо проявлять не только любопытство к симптомам или синдромам, но и выражать постоянное сочувствие и сопереживание. Эти, необходимые для успешной врачебной деятельности качества, молодой врач должен воспитывать у себя уже в интернатуре.

Чуткость и внимание должны оказываться не только по отношению к больному, но и к его товарищам, близким, которые также выступают союзниками в борьбе с болезнью. Необходимо научить молодых врачей вести разговор с родственниками больного, которые также должны стать объектом повышенного внимания врача. Уверенность близких больному укрепляет также веру пациента в успех лечения.

Важнейшее качество врача, на которое следует обратить особенное внимание при учебе в интернатуре, - это готовность к пожертвованиям и испытаниям ради спасения больного. Эти качества формируются при лечении сложных заболеваний, когда для спасения больного необходимо напряжение всех духовных и физических сил. Поэтому молодым врачам необходимо чаще поручать вести тяжелых больных, контролируя при этом лечебный процесс.

Принцип уважения к своей профессии, задекларированный в Кодексе, должен быть выдержанным во всех сферах деятельности врача: профессиональной, общественной, публицистической и т.п. Каждый врач должен воздерживаться от любых действий или высказываний, которые вызывают уважение к медицинской специальности. Своей деятельностью он должен способствовать повышению престижности врачебной профессии, а также действенности Кодекса, обязывающего врача к соблюдению прав человека и заботы о достоинстве врачебной профессии и предназначенного для применения в профессиональной деятельности врачей и научных работников, сфера профессиональной деятельности которых охватывает пренатальную и постнатальную жизнь и здоровье человека, его рождения и смерть.

Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого), подчеркивается в Кодексе, -сохранение и защита жизни и здоровья человека в пренатальном и постнатальном периоде, профилактика заболеваний и возобновление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых болезнях, при рождении и наступлении смерти. Врач несет полную ответственность за свои решения и действия относительно жизни и здоровья пациентов. Он обязан систематически совершенствовать свой профессиональный уровень, используя в своей деятельности наиболее эффективные и новейшие достижения медицинской науки в порядке, установленном законодательством.

Действия врача должны быть направлены на достижение максимальной пользы для жизни и здоровья пациента, его социальной защиты. Врач имеет свободу относительно выбора методов лечения, которые он считает самыми эффективными, и при этом проводит диагностическую, лечебную и профилактическую деятельность в соответствии с реальными потребностями и согласно современному состоянию медицинской науки и практики. Врач должен применять разные диагностические, лечебные и профилактические методы с надлежащей старательностью, уделяя им необходимое количество времени. Врач может назначать лечение только после предыдущего обследования пациента (кроме случаев, когда в силу разных причин обследование пациента не является возможным).

В течение всего лечения во время предоставления информации больному о его состоянии и заказное лечение врач должен принимать во внимание персональные особенности пациента, следя по оценке больным ситуации. Современный врач - это человек широкой эрудиции, который находится в курсе важнейших событий не только в своей отрасли, но и интересуется философией и политикой, художественной литературой и искусством, культурой и спортом. Будучи человеком публичным, он постоянно должен заботиться о своем духовном развитии: внешний вид, поведение врача должны совмещаться с богатством внутреннего мира. Именно в

интернатуре под руководством опытных наставников происходит формирование у молодых врачей общечеловеческих ценностей, морально-этической и правовой культуры. Врач должен уважать честь и достоинство пациента, его право на невмешательство в личную жизнь, относиться к нему доброжелательно, с пониманием воспринимать обеспокоенность родных и близких состоянием больного. Отношения между пациентом и врачом должны опираться на взаимное доверие, которое лучше всего реализуется в случае наличия у больного права выбора врача.

В работе с интернами следует подчеркивать, что каждый пациент имеет право на хранение личной тайны, а врач, как и другие лица, которые принимают участие в предоставлении медицинской помощи, обязан хранить врачебную тайну даже после смерти пациента, как и факт обращения за медицинской помощью, при отсутствии другого распоряжения больного, или если это заболевание не угрожает его близким и обществу.

Тайна распространяется на всю информацию, полученную в процессе лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и т.п.).

Согласно Кодексу, медицинская информация о пациенте может быть разглашена:

• в случае письменного согласия самого пациента;

• в случае мотивированного требования органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, санэпидслужбы;

• если хранение тайны существенно угрожает здоровью и жизни пациента и /или/ других лиц (опасные инфекционные заболевания);

• в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.

В процессе научных исследований, учебы студентов и интернов, повышения квалификации врачей должна придерживаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только при согласии его, его родителей или опекунов. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или определить лицо, которому можно сообщать о состоянии его здоровья.

Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если есть весомые основания считать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако в случае настойчивого требования пациента, врач обязан предоставить ему исчерпывающую информацию. В случае неблагоприятного для больного прогноза необходимо проинформировать его деликатно и осторожно, оставив надежду на продолжение жизни, возможный успешный результат.

Пациент имеет право на информацию относительно возможных рисков, связанных с применением тех или других диагностических и лечебных технологий, и ожидаемого при этом позитивного эффекта, а также относительно возможностей применения других медицинских достижений.

Врач не должен забывать о том, что каждый человек имеет свои неповторимые особенности физического, физиологического и психического характера. Без индивидуального подхода не может быть и правильного распознавания болезни, эффективного ее лечения. Высокий профессионализм врача в том и заключается, чтобы уметь индивидуализировать и варьировать методами своего действия на психику больного. Моральная сила врача, который вселяет доверие к нему больного, заключается в первую очередь в профессиональной уверенности, оптимизме, которые основываются на знаниях и опыте. В основе такой уверенности лежит непреклонное убеждение в могуществе научной медицины, в неисчерпаемых возможностях применения ее достижений. Профессиональная уверенность - позитивное качество врача, которое повышает его авторитет в глазах больного и тем самым крепит ощущение доверия к нему.

На собственном примере преподаватели в интернатуре должны демонстрировать соблюдение принципа уважения к своей профессии во всех сферах деятельности врача: профессиональной, общественной, публицистической и тому подобное, подчеркивая при этом, что каждый врач должен воздерживаться от любых действий или высказываний, которые взрывают уважение к медицинской специальности. Своей деятельностью он должен способствовать сохранению и повышению престижности профессии, к которой принадлежит, а также действенности кодекса врачебной этики.

Стремление к знаниям, учебе новым, прогрессивным методам работы, желания внедрить в практику здравоохранения ценные результаты достижений медицинской науки и своего опыта, объективно оценить и предупредить ошибки в работе - вот те принципы, которые должны настойчиво прививаться молодым врачам в интернатуре на примере основных положений Этического кодекса врача Украины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.