Научная статья на тему 'Морально-нравственные и правовые аспекты в подготовке врачей-интернов на современном этапе'

Морально-нравственные и правовые аспекты в подготовке врачей-интернов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-нравственные и правовые аспекты в подготовке врачей-интернов на современном этапе»

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Москаленко В.Ф., Яворовский О.П., Свинцицкий А.С.

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, Украина, г. Киев

«Профессия врач - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и помыслов».

А.П. Чехов

Реформирование системы последипломного медицинского образования в рамках реализации основных положений Болонской декларации предусматривает внедрение в учебный процесс принципов доказательной медицины, системы стандартизации в отрасли здравоохранения, морально-нравственных и правовых основ взаимоотношений «врач-пациент», и в первую очередь, касается важнейшего этапа в профессиональном становлении врача - интернатура, цель которой заключаться в улучшении практической подготовки выпускников медицинских университетов, повышении их профессионального уровня и подготовке к самостоятельной врачебной деятельности по основным медицинским специальностям.

Современный врач - это человек широкой эрудиции, находящийся в курсе важнейших событий не только в своей отрасли, но и интересующийся философией и политикой, художественной литературой и искусством, культурой и спортом. Будучи человеком публичным, он постоянно должен заботиться о своем духовном развитии: внешний вид, одежда, поведение врача должны сочетаться с богатством внутреннего мира. Именно в интернатуре под руководством опытных наставников происходит формирование у молодых врачей общечеловеческих качеств. В связи с постоянно возрастающим применением техники в медицине возникает опасность разобщения врача и больного. Современное медицинское оборудование — первый помощник врача, но оно не в состоянии его заменить. У врача, привыкшего пользоваться уже готовыми диагностическими данными, полагающегося только на технику, не развивается клиническое мышление, исчезает потребность понять личность больного, снижается наблюдательность. Поэтому в медицине определяющим остается девиз: «Технике — да, техницизму — нет!». В профессии врача культура общения является важным фактором, определяющим успех лечения. Именно от культуры общения врача с больным во многом зависит, возникнет ли у больного доверие к врачу, столь необходимое для успешного лечения. Больной всегда ждет от врача помощи, отзывчивости, понимания и поддержки. Чуткость, сопереживание, умение выслушать больного и вести с ним беседу — качества, неотъемлемые от врачебной профессии.

Врачебная этика рассматривает вопросы нравственности врача, его взаимоотношения с больными и их родственниками, товарищами по работе, поведение в семье, быту, коллективе и обществе.

Составной частью врачебной этики является медицинская деонтология - учение о долге врача перед больным человеком, перед родиной, а также о его гражданских обязанностях. Деонтология отечественными врачами понимается не как свод законов и правил поведения врача, а как учение о долге врача не только перед больным человеком, но и перед Родиной, о его гражданских обязанностях.

Проблемы нравственности, этики и деонтологии врачебной деятельности особенно заострились после Второй мировой войны, когда стало известно об экспериментах с участием медицинских работников на узниках фашистских концлагерей. Эти вопросы приобретают все большую остроту на современном этапе в связи с коммерциализацией медицинской помощи, дальнейшем развитием фармацевтической индустрии, внедрением новых биомедицинских технологий, самолечением, ухудшением экологической ситуации, широкой рекламой разных лечебных средств, часто не только не полезных, а даже вредных для здоровья больного. Возникает угроза потери духовности и дегуманизации медицины. Это обусловило зарождение и бурное развитие в мире биоэтики, неотъемлемой составляющей которой должна быть медицинская, врачебная этика. Связь деятельности медиков с общечеловеческой моралью, общечеловеческими ценностями, с духовностью человека подтверждает также и обращение к этой проблеме религии, в частности в "Хартии работников здравоохранения", созданной Папским Советом, а также соответствующих документах Православной церкви.

В тоже время, благодаря средствам массовой информации и высказываниям некоторых должностных лиц в обществе облик врача все больше ассоциируется не со спасителем, готовым в любую минуту прийти на помощь, а с коррупционером и взяточником, который только о том и думает, как бы больше получить выгоды от больного. Подобные настроения приводят к снижению престижа профессии и накладывают тяжелый отпечаток, в первую очередь, на сознание молодого врача.

С развитием медицины, особенно частной, в обиход все прочнее входят понятия "медицинская услуга", "договор с пациентом", "возмещение морального вреда". Только сила инерции не всегда позволяет медицинским работникам относиться к этим, сравнительно новым для себя явлениям достаточно серьезно. В последние годы (особенно в частных лечебных учреждениях) все большее распространение получила практика подписания с пациентом специального документа - договора о предоставлении медицинских услуг, в котором четко регламентируются права и обязанности клиники и пациента. Все это требует от врача, особенно, начинающего, знания основ законодательства о здравоохранении.

В условиях нашей действительности выполнение врачом своей благородной миссии сопряжено с целым рядом личных неурядиц (обесценивание знаний, умений, совестливости; низкий уровень жизни; сложные условия труда

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

и т.д.), проблем и страданий больных, недостатков и противоречивостей системы здравоохранения в целом. Недопустимой является ситуация, когда врач не имеет возможности реализовать свой профессионализм и милосердие. Все же, невзирая на сложности, нынешнее поколение молодых врачей должно под руководством старших коллег воспитать в себе, сберечь и перенести в будущее лучшие профессиональные качества -человечность и сочувствие, идеалы и знания, достоинство и уважение к своему тяжелому и так необходимому труду, любовь к своей Alma Mater.

Таким образом, необходимым является дальнейшее развитие и укрепление сотрудничества и интеграции усилий медицинских университетов наших стран в деле воспитания молодых врачей и формирования у них общечеловеческих ценностей, морально-этической и правовой культуры.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.