Научная статья на тему 'Роль принципов врачебной этики в формировании молодого врача как личности'

Роль принципов врачебной этики в формировании молодого врача как личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль принципов врачебной этики в формировании молодого врача как личности»

РОЛЬ ПРИНЦИПОВ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МОЛОДОГО ВРАЧА КАК ЛИЧНОСТИ

Москаленко В. Ф., Свинцицкий А. С., Цехмистер Я.В.

Национальный медицинский университет имени А.А.Богомольца, г. Киев, Украина

«Плохой человек не может быть врачем» Владислав Беганьски

Деятельность врача направлена на сохранение жизни и здоровья человека от момента зачатия и требует гуманного отношения к нему, уважения к его личности, сочувствию и соучастию, доброжелательности, благотворительности и милосердию, терпеливости, взаимодоверию, порядочности и справедливости. Врач должен помнить, что главный судья на его профессиональном пути - это, в первую очередь, его совесть. Эти моральные принципы систематизированы в Этическом кодексе врача Украины, принятом 27 сентября 2009 года на Всеукраинском съезде врачебных организаций, с учетом положений Международного кодекса врачебной этики, Хельсинской декларации, Общей декларации о геноме и правах человека и Конвенциях о защите прав и достоинства человека, учитывая применение достижений биологии и медицины.

Этический кодекс врача Украины базируется на общих этических нормах и имеет большое значение для воспитания молодых врачей. Теснейший контакт между больным и врачом - взаимопонимание - основа успешной лечебной деятельности, отмечается в Кодексе. Врачу, который не обладает даром расположения к себе больных, намного тяжелее бороться с болезнями своих пациентов. Расположить к себе больного врач может в первую очередь глубокими профессиональными знаниями и большим человеколюбием. В разговоре с больным необходимо проявлять не только любопытство к симптомам или синдромам, но и выражать постоянное сочувствие и сопереживание. Эти, необходимые для успешной врачебной деятельности качества, будущий врач должен воспитывать у себя во время учебы, особенно на старших курсах и в интернатуре.

Чуткость и внимание должны оказываться не только по отношению к больному, но и к его близким, которые также выступают союзниками в борьбе с болезнью. Необходимо научить молодых врачей вести разговор с родственниками больного, уверенность которых также укрепляет веру пациента в успех лечения. Важнейшее качество врача, на которое следует обратить особенное внимание при учебе в интернатуре, - это готовность к пожертвованиям и испытаниям ради спасения больного. Эти качества формируются при лечении сложных заболеваний, когда для спасения больного необходимо напряжение всех духовных и физических сил. Поэтому молодым врачам необходимо чаще поручать вести тяжелых больных, контролируя при этом лечебный процесс.

Принцип уважения к своей профессии, задекларированный в Кодексе, должен быть выдержанным во всех сферах деятельности врача: профессиональной, общественной, публицистической и т.п. Каждый врач должен воздерживаться от любых действий или высказываний, которые вызывают уважение к медицинской специальности. Своей деятельностью он должен способствовать повышению престижности врачебной профессии, а также действенности Кодекса, обязывающего врача к соблюдению прав человека и заботы о достоинстве врачебной профессии и предназначенного для применения в профессиональной деятельности врачей и научных работников, сфера профессиональной деятельности которых охватывает пренатальную и постнатальную жизнь и здоровье человека, его рождения и смерть.

Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого), подчеркивается в Кодексе, -сохранение и защита жизни и здоровья человека, профилактика заболеваний и возобновление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых болезнях от рождении до наступления смерти.

Врач несет полную ответственность за свои решения и действия относительно жизни и здоровья пациентов. Он обязан систематически совершенствовать свой профессиональный уровень, используя в своей деятельности наиболее эффективные и новейшие достижения медицинской науки в порядке, установленном законодательством.

Действия врача должны быть направлены на достижение максимальной пользы для жизни и здоровья пациента, его социальной защиты. Врач имеет свободу относительно выбора методов лечения, которые он считает самыми эффективными, и при этом проводит диагностическую, лечебную и профилактическую деятельность в соответствии с реальными потребностями и согласно современному состоянию медицинской науки и практики. Врач должен применять разные диагностические, лечебные и профилактические методы с надлежащей старательностью, уделяя им необходимое количество времени. Врач может назначать лечение только после предыдущего обследования пациента (кроме случаев, когда в силу разных причин обследование пациента не является возможным).

В течение всего лечения во время предоставления информации больному о его состоянии и заказное лечение врач должен принимать во внимание персональные особенности пациента, следя по оценке больным ситуации. Современный врач - это человек широкой эрудиции, который находится в курсе важнейших событий не только в своей отрасли, но и интересуется философией и политикой, художественной литературой и искусством, культурой и спортом. Будучи человеком публичным, он постоянно должен заботиться о своем духовном развитии: внешний вид, поведение врача должны совмещаться с богатством внутреннего мира. Именно в интернатуре под руководством опытных наставников происходит формирование у молодых врачей общечеловеческих ценностей, морально-этической и правовой культуры. Врач должен уважать честь и Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

достоинство пациента, его право на невмешательство в личную жизнь, относиться к нему доброжелательно, с пониманием воспринимать обеспокоенность родных и близких состоянием больного. Отношения между пациентом и врачом должны опираться на взаимное доверие, которое лучше всего реализуется в случае наличия у больного права выбора врача.

В работе с о студентами и молодыми врачами следует подчеркивать, что каждый пациент имеет право на хранение личной тайны, а врач, как и другие лица, которые принимают участие в предоставлении медицинской помощи, обязан хранить врачебную тайну даже после смерти пациента, как и факт обращения за медицинской помощью, при отсутствии другого распоряжения больного, или если это заболевание не угрожает его близким и обществу.

Тайна распространяется на всю информацию, полученную в процессе лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и т.п.).

Согласно Кодексу, медицинская информация о пациенте может быть разглашена:

□ в случае письменного согласия самого пациента;

□ в случае мотивированного требования органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, санэпидслужбы;

□ если хранение тайны существенно угрожает здоровью и жизни пациента и /или/ других лиц (опасные инфекционные заболевания);

□ в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.

В процессе научных исследований, учебы студентов и интернов, повышения квалификации врачей должна придерживаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только при согласии его, его родителей или опекунов. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или определить лицо, которому можно сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если есть весомые основания считать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако в случае настойчивого требования пациента, врач обязан предоставить ему исчерпывающую информацию. В случае неблагоприятного для больного прогноза необходимо проинформировать его деликатно и осторожно, оставив надежду на продолжение жизни, возможный успешный результат.

Пациент имеет право на информацию относительно возможных рисков, связанных с применением тех или других диагностических и лечебных технологий, и ожидаемого при этом позитивного эффекта, а также относительно возможностей применения других медицинских достижений.

Врач не должен забывать о том, что каждый человек имеет свои неповторимые особенности физического, физиологического и психического характера. Без индивидуального подхода не может быть и правильного распознавания болезни, эффективного ее лечения. Высокий профессионализм врача в том и заключается, чтобы уметь индивидуализировать и варьировать методами своего действия на психику больного. Моральная сила врача, который вселяет доверие к нему больного, заключается в первую очередь в профессиональной уверенности, оптимизме, которые основываются на знаниях и опыте. В основе такой уверенности лежит непреклонное убеждение в могуществе научной медицины, в неисчерпаемых возможностях применения ее достижений. Профессиональная уверенность - позитивное качество врача, которое повышает его авторитет в глазах больного и тем самым крепит ощущение доверия к нему.

На собственном примере преподаватели в интернатуре должны демонстрировать соблюдение принципа уважения к своей профессии во всех сферах деятельности врача: профессиональной, общественной, публицистической и тому подобное, подчеркивая при этом, что каждый врач должен воздерживаться от любых действий или высказываний, которые взрывают уважение к медицинской специальности. Своей деятельностью он должен способствовать сохранению и повышению престижности профессии, к которой принадлежит, а также действенности кодекса врачебной этики.

Стремление к знаниям, учебе новым, прогрессивным методам работы, желания внедрить в практику здравоохранения ценные результаты достижений медицинской науки и своего опыта, объективно оценивать и предупреждать ошибки, любить свою профессию, быть внимательным и милосердным к больному - вот те качества, которые следует настойчиво прививать молодым врачам на примере основных положений Этического кодекса врача Украины с целью формирования у них высокого морально-этического потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4._

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.