Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холобцева К.И.

В данной статье рассмотрено значение и влияние уроков изобразительного искусства на детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холобцева К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF FINE ART IN WORK WITH CHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

In this article the significance and influence of art lessons on children with mental retardation is considered.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

При сравнении двух предметов дети с задержкой психического развития часто рассказывают только об одном из них, выделяя хорошо знакомые и его яркие признаки, а затем переходят к описанию второго предмета. Называя отличительные признаки объектов, дети с ЗПР часто не могут рассказать в чем их сходство или наоборот, выделив у сравниваемых объектов общие признаки, не определяют их различий.

Использованные источники:

1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

3. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Пособие для учителя. / С.Г. Шевченко. -М.: Просвещение, 1990, с. 9 - 13.

4. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. / З. М. Дунаева. - М.: Советский спорт, 2006 г. - 144с.

5. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.

УДК 37

Холобцева К.И. студент 4 курса

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский Инженерно-Педагогический Университет» факультет психологии и педагогического образования кафедра специального (дефектологического) образования)

Россия, г. Симферополь ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: в данной статье рассмотрено значение и влияние уроков изобразительного искусства на детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, изобразительное искусство, изобразительная деятельность.

Holobtseva K.I.

Fourth year student

State budget educational institution of higher education of the Republic of

Crimea

"Crimean Engineering Pedagogical University" Faculty of Psychology and Teacher Education Department of special (defectology) education)

Russia, Simferopol THE IMPORTANCE OF FINE ART IN WORK WITH CHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

Annotation: in this article the significance and influence of art lessons on children with mental retardation is considered.

Key words: mental retardation, visual arts, visual activity.

Значимость деятельности учащихся с ЗПР на уроках изобразительного искусства подчеркивали Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, М.М. Нудельман, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф [4].

Уроки изобразительного искусства предполагают формирование и развитие у учеников с ЗПР изобразительной и познавательной деятельности, эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и рисункам, которые они создали самостоятельно [1].

Изобразительная деятельность - одно из важных средств развития детей с ЗПР, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, определять сходство и различие предметов и явлений окружающего мира.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики и речи.

Изобразительная деятельность школьников с ЗПР подводит их к пониманию того, что средствами изобразительного искусства можно отразить окружающий их мир. Учащиеся знакомятся с жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них формируются и углубляются в процессе изображения образов и предметов.

Значение изобразительного искусства для ребенка с ЗПР связано, прежде всего с тем, что оно развивает познавательные процессы, является источником новых позитивных эмоциональных переживаний и создает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.

На уроках изобразительного искусства от учащегося с ЗПР требуется

проявление разносторонних умений и качеств. Для того чтобы изобразить какой-либо предмет необходимо определить его форму, цвет, положение в пространстве, строение и характерные детали. В ходе уроков изобразительного искусства учащиеся с ЗПР начинают легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями, лучше производить сравнение предметов и явлений окружающей действительности.

Для развития мышления учащихся необходимо прежде всего формировать у них способность наблюдать. Наглядное знакомство с предметами, явлениями и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем изучения учащимися формы, величины, цвета и структуры предметов. В работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы. В результате обучения нечеткие, слабо- дифференцированные восприятия детей постепенно становятся конкретными и полными. В процессе уроков изобразительного искусства у учащихся с ЗПР развиваются наблюдательность, речь, зрительная память, воображение и фантазия. У школьников формируются и уточняются представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся с ЗПР лучше познавать окружающий мир.

В ходе урока изобразительного искусства ученику нужно осмысливать структуру воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сопоставлять части рисунка между собой, сравнивать рисунок с объектом. Необходимы и специальные графические умения: умение владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками. Однако имеющиеся у детей с ЗПР нарушения препятствуют развитию этих умений. У многих учащихся младших классов отмечаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц кисти руки и пальцев. В процессе занятий изобразительным искусством данные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые предусматривают выработку координированной деятельности анализаторов. Эти упражнения в значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений. В результате деятельности на уроках изобразительного искусства создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования [2].

В ходе уроков изобразительного искусства у учащихся с ЗПР

формируются нравственно-волевые качества: дисциплинированность, умение доводить начатое до конца, работать в коллективе. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства (чувство цвета, ритма, чувство пропорции).

Значимую роль имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства для эстетического воспитания школьников и для развития их изобразительных способностей. Выразительность и яркость образов в картинах, произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям полнее воспринимать явления и находить выражения своих впечатлений в своих работах.

Дети с ЗПР первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. В ходе уроков изобразительного искусства расширяется сфера их чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. В результате у учеников вырабатывается адекватная реакция при восприятии картин, узоров и изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения детей с ЗПР, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства. Эстетические чувства и переживания становятся более устойчивыми и содержательными.

В процессе уроков изобразительного искусства у учащихся с ЗПР постепенно развивается художественный вкус.

Включение учащихся в управляемую учителем изобразительную деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении класса имеет большие преимущества в развитии личности и социализации ребенка с ЗПР.

Использованные источники:

1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

2. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / И. А. Грошенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

3. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред.

Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с. 4. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

УДК 378.147:614

Чижкова М. Б., к. психол. н.

доцент

кафедра Общей психологии Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, г. Оренбург ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

Аннотация: В статье рассматривается опыт преподавания психологических дисциплин в условиях дистанционного обучения в медицинском вузе на факультете высшего сестринского образования. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов как особому виду учебной деятельности, направленному на индивидуальное выполнение дидактических задач, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной области. На примере собственного методического опыта преподавания медицинской психологии, автор раскрывает содержательные аспекты организации самостоятельной работы, включающие в себя тестовый контроль, профессионально ориентированные проблемно-ситуационные задачи, а также задания на закрепление и повторение теоретического материала.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, студент, дистанционное обучение, самостоятельная работа студентов, медицинская психология, тестовый контроль, проблемно-ситуационная задача.

Chizhkova M.B., Candidate of Psychological Sciences Associate Professor of the Department of General Psychology

the Orenburg State Medical University the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

Russia, the city of Orenburg STUDENTS' INDIVIDUAL WORK ORGANIZATION IN THE MEDICAL UNIVERSITY UNDER THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING (THROUGH THE EXAMPLE OF PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES)

Abstract: The article considers the experience of teaching psychological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.