Научная статья на тему 'Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития (ЗПР)'

Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития (ЗПР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / VISUAL ACTIVITY / CREATIVITY / CREATIVE PERCEPTION / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / PERSONAL DEVELOPMENT / MENTAL RETARDATION (MENTAL RETARDATION)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карымова Оксана Сергеевна

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования: обучение детей с задержкой психического развития. В целях дальнейшего совершенствования технических и изобразительных умений и навыков, улучшения эмоционально-эстетического развития учащихся с ЗПР необходимо использовать эффективные методы и приемы артпедагогики и сенсомоторного развития. В связи с вышесказанным, целью нашего исследования стало выявление особенностей изобразительной деятельности учащихся младших классов с нормой и учащихся с задержкой психического развития. Использованы следующие методики: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А.Л. Венгер), «Дом Дерево Человек» (ДДЧ) и включенное наблюдение. В процессе анализа рисунков проявляются признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении фигуры человека; нарушение пропорций (преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук), то есть снижение общего уровня изобразительной деятельности. В результате исследования определен уровень сформированности изобразительной деятельности по трем параметрам: содержание, техника исполнения, эмоциональность; разработаны и апробированы рекомендации содержания уроков изобразительного искусства по сенсомоторному развитию. Разработанное содержание уроков изобразительного искусства, делает возможность успешно формировать восприятие, перцептивные действия, мелкую моторику руки, орудийных действий, пространственную ориентировку, что является важной предпосылкой образного познания мира; предложены возможные пути коррекции с применением дидактических игр. Особенности обнаружены в вербальных средствах обозначения эмоций и в технике изобразительной деятельности, которая вместе с недостатками интеллектуального развития, сказывается на содержательной стороне рисунков. Детям с ЗПР свойственна также меньшая устойчивость эмоциональных состояний, высокая их лабильность, что, как можно предположить, связана с недостатками их регуляции. Эта лабильность в повседневном поведении детей и создает, вероятно, впечатление глубокого недоразвития эмоциональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карымова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the visual activities of elementary school students with mental retardation (ZPR)

The article deals with one of the urgent problems of modern education: teaching children with mental retardation. In order to further improve the technical and visual skills, improve the emotional and aesthetic development of students with ZPR, it is necessary to use effective methods and techniques of artpedagogy and sensorimotor development. In connection with the above, the purpose of our study was to identify the features of visual activity of primary school students with the norm and students with mental retardation. The following methods were used: drawing techniques "Beautiful drawing" (A.L. Wenger), "House Tree Man" (DCH) and included observation. In the process of analyzing the drawings, there are signs of organic brain damage: pronounced asymmetry, especially noticeable in the image of the human figure; violation of proportions (exaggerated head size, understated arm length), that is, a decrease in the overall level of visual activity. As a result of the study, the level of formation of visual activity was determined by three parameters: content, technique, emotionality; recommendations of the content of fine arts lessons on sensorimotor development were developed and tested. The developed content of the lessons of fine arts makes it possible to successfully form the perception, perceptual actions, fine motor skills of the hand, gun actions, spatial orientation, which is an important prerequisite for the figurative knowledge of the world; possible ways of correction with the use of didactic games are proposed. Features are found in the verbal means of indicating emotions and in the technique of pictorial activity, which, together with the shortcomings of intellectual development, affects the content of the drawings. Children with CRA are also characterized by less stability of emotional States, their high lability, which, as can be assumed, is associated with the shortcomings of their regulation. This lability in the daily behavior of children probably creates the impression of a deep underdevelopment of the emotional sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития (ЗПР)»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/47PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Карымова О. С. Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития (ЗПР) // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Karymova O.S. (2019). Features of the visual activities of elementary school students with mental retardation (ZPR). World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN519.pdf (in Russian)

Грант администрации Оренбургской области № 30 от 14.08.2019 г.

УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.31

Карымова Оксана Сергеевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: Kasana83@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=671058

Особенности изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития (ЗПР)

Аннотация. В статье рассмотрена одна из актуальных проблем современного образования: обучение детей с задержкой психического развития. В целях дальнейшего совершенствования технических и изобразительных умений и навыков, улучшения эмоционально-эстетического развития учащихся с ЗПР необходимо использовать эффективные методы и приемы артпедагогики и сенсомоторного развития. В связи с вышесказанным, целью нашего исследования стало выявление особенностей изобразительной деятельности учащихся младших классов с нормой и учащихся с задержкой психического развития.

Использованы следующие методики: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А.Л. Венгер), «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) и включенное наблюдение.

В процессе анализа рисунков проявляются признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении фигуры человека; нарушение пропорций (преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук), то есть снижение общего уровня изобразительной деятельности.

В результате исследования определен уровень сформированности изобразительной деятельности по трем параметрам: содержание, техника исполнения, эмоциональность; разработаны и апробированы рекомендации содержания уроков изобразительного искусства по сенсомоторному развитию. Разработанное содержание уроков изобразительного искусства, делает возможность успешно формировать восприятие, перцептивные действия, мелкую моторику руки, орудийных действий, пространственную ориентировку, что является важной предпосылкой образного познания мира; предложены возможные пути коррекции с применением дидактических игр.

https:// mir-nauki. com

Особенности обнаружены в вербальных средствах обозначения эмоций и в технике изобразительной деятельности, которая вместе с недостатками интеллектуального развития, сказывается на содержательной стороне рисунков.

Детям с ЗПР свойственна также меньшая устойчивость эмоциональных состояний, высокая их лабильность, что, как можно предположить, связана с недостатками их регуляции. Эта лабильность в повседневном поведении детей и создает, вероятно, впечатление глубокого недоразвития эмоциональной сферы.

Ключевые слова: изобразительная деятельность; творчество; творческое восприятие; младший школьник; развитие личности; задержка психического развития

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

Проблемой оказания помощи детям с нарушениями в развитии педагоги и психологи занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и другие - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.

В обучении детей с ЗПР важно учитывать следующие особенности. Скорость восприятия у детей с ЗПР заметно ниже той, что считается нормальной для детей данного возраста. В начальных классах восприятие учащихся с ЗПР носит непроизвольный характер, что ведет к нарушению функции поиска, затруднению в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Детей с ЗПР характеризует неустойчивость внимания. У детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Сохранение информации страдает в связи с тем, что именно в этом процессе в большей степени проявляется тормозимость временных связей; следствием трудностей в процессе запоминания являются нарушения логической памяти, что вызывает трудности мышления.

Неорганизованность и отсутствие целенаправленности, характерные для деятельности этих учащихся, в значительной мере объясняется недостаточностью (слабостью) речевой регуляции действий. Отмечается примитивизм содержания речи детей, элементарность и шаблонность, бедность активного словаря [1; 2].

Учащиеся с ЗПР не могут самостоятельно выделять, познавать и усваивать заключенную в тексте новую для них информацию, что тормозит накопление разнообразных сведений об окружающей действительности. В результате страдает общее развитие, пробелы в знаниях не корректируются и у детей сохраняются специфические недостатки познавательной деятельности.

Таким образом, обобщая определения и понимания ЗПР, можно говорить, что задержка психического развития представляет собой замедление темпа развития психики ребенка, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельности [3; 4].

Для детей с ЗПР характерна личностная и элементарно-волевая незрелость, что выражается в зависимости от мнения взрослых и сверстников.

Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении, узнавании и воспроизведении промежуточных цветов, они с трудом могут представить целостное изображение группы объектов, их изображения часто мало осмысленны и неточны [5; 6].

В целях дальнейшего совершенствования технических и изобразительных умений и навыков, улучшения эмоционально-эстетического развития учащихся с ЗПР необходимо использовать эффективные методы и приемы артпедагогики и сенсомоторного развития [7-9].

В связи с вышесказанным, целью нашего исследования стало выявление особенностей изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития.

Нами были использованы следующие методики: рисуночные методики «Красивый рисунок» (А.Л. Венгер), «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) и метод включенного наблюдения [10].

Комплект методов и методик, а также критерии оценки разработаны совместно с А.И. Вишняковым с учетом цели и задач исследования.

Выбранные нами рисуночные методики позволяют получить данные об интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностях человека.

В качестве параметров анализа рисунков мы выделили:

• содержание рисунка;

• технику исполнения;

• эмоциональность.

Оценка работ учащихся осуществлялась по формальным показателям на основании разработанной нами схемы (таблица 1), базирующейся на критериях оценивания рисунков на уроке изобразительного искусства. Каждый рисунок по выделенным критериям, относился нами к одному из четырех уровней: высокий, оптимальный, достаточный, критический.

Анализ рисунков по методике «Красивый рисунок».

В ходе эксперимента учащиеся 1-2 классов на предложение нарисовать самый красивый рисунок приступают к работе без особых размышлений.

I. Содержание рисунка.

• Учащиеся опираются на собственные ценности.

• Изображают, в основном, то, что им уже знакомо, доступно и воспроизводилось много раз: простые по форме цветы, солнце, небо, дом.

• В некоторых работах первоклассников предметное изображение отсутствует или угадывается с трудом.

• Смысловая связь между образами не наблюдается, в лучшем случае, присутствует набор изображений.

II. Техника исполнения.

• Учащиеся не владеют в достаточной степени средствами художественной выразительности: выделение главного цвета, подчеркивание образов посредством красивой линии, соблюдение пропорциональности (что больше, что меньше).

• Ограниченность цветовой гаммы - пассивность.

Дети используют 2-3 цвета, при этом иногда подбираются цвета, мало соответствующие реальной окраске предмета.

Линии рисунка неровные, у некоторых наблюдается прерывистость, а другие, чувствуя неуверенность, пользуются линейкой, просят шаблоны для обводки, что может предполагать нарушение моторной функции руки.

Таблица 1

Схема анализа рисунка

Параметр Уровни Признаки

Содержание рисунка Высокий - ориентирован на «вечные ценности», нет повторения сюжетов популярных произведений; - чувствование, видение, понимание окружающего мира, явлений в нем и взаимосвязи.

Оптимальный - опирается на вечные ценности, но не может избежать повторения сюжетов массовой культуры; - чувствование, видение, понимание окружающего мира, явлений в нем и взаимосвязи.

Достаточный - повтор сюжетов массовой культуры; - понимание массовой культуры, нет взаимосвязи.

Критический - не опирается на собственные ценности, не избегает повторения; - окружающий мир и явления не взаимосвязаны, нет сопереживания.

Техника исполнения Высокий владеет языком художественной выразительности: линия, силуэт, пятно, цветовая выразительность, гармония в организации пространства листа.

Оптимальный владеет языком художественной выразительности с небольшими недочетами.

Достаточный слабое владение языком художественной выразительности, частичная гармония в организации пространства листа.

Критический не владеет языком художественной выразительности.

Эмоциональность Высокий - эмоционально воспринимает и передает окружающий мир и явления в нем; - воссоздает мир по законам красоты; - использует собственные впечатления, индивидуальные качества работ.

Оптимальный - эмоциональное восприятие и передача особенностей окружающего мира, явлений; - пассивное копирование мира; - повтор предлагаемых учителем стереотипов.

Критический - пассивное восприятие и неэмоциональная передача особенностей окружающего мира; - не владеет копированием окружающего мира; - не использует собственные впечатления.

III. Эмоциональность

• В рисунках учащихся 2 класса наблюдается частичная гармония в организации пространства листа: чувствуют границы формата, хотя изображения имеют непропорциональность друг к другу.

• Учащиеся 1-го класса в рисунках не используют собственные впечатления. Заинтересованность к заданию уменьшается, в связи с падением концентрации внимания, в итоге работы выполняются на низком эмоциональном уровне. Рисунки изобилуют простым раскрашиванием изображения. Работы отличаются неаккуратностью, небрежностью, безразличным отношением к изображаемому.

Таким образом, учащиеся 1-го класса в основном продемонстрировали критический, а 2-го класса - достаточный уровень развития изобразительной деятельности. Рисунки по содержанию бедны, преобладает повтор тем. Наблюдается недоразвитие изобразительных

функций: в проведении линий, раскрашивании. Низкая эмоциональность передана через ограниченность цветовой гаммы и пассивным копированием окружающего мира.

Учащиеся 3-4 классов в рисунках на тему «Красивый рисунок» обнаруживают более широкое представление об окружающем мире. По мнению ребят, красивое - это яркие, нарядные игрушки, узоры, цветы, дом, природа.

I. Содержание рисунка.

• В работах прослеживается несоответствие названных тем и сюжетов, полученных в рисунках. Среди «красивых» рисунков: простые по форме цветы, мебель, природа.

• Некоторые учащиеся не смогли сконцентрироваться на задании и из-за неправильного распределения времени, не выполнили задание.

• Работы учащихся 3-4 классов в значительной степени зависимы от их предыдущего опыта: повтор сюжетов массовой культуры.

• Дети понимают окружающий мир, но в силу недостатка сформированности графических и изобразительных навыков. Не могут изобразить многие образы.

II. Техника исполнения.

• Поскольку опыт недостаточен, то и техника исполнения рисунков остается элементарной.

• Большинство изображений выполняется простой «проволочной» линией.

• В изображениях много стереотипного, шаблонного, они лишены характерных деталей и подробностей.

• Качество проведения линий несколько улучшается.

III. Эмоциональность

• В рисунках также наблюдается обедненность цветовой гаммы (использование 3-4 цветов).

• Раскрашивание без сравнения с реальными предметами (например, раскрашу диван в такой-то цвет, потому что его у меня еще нет).

• В сравнение с рисунками учащихся 1-2 классов, в данном случае, дети используют более чистые, светлые тона.

• Ребенок не может нарисовать аккуратно, если даже и старается, так как налицо недостаток в развитии изобразительных функций или нарушение мелкой моторики.

• Рисунки страдают меньшей неаккуратностью, больше похожи на традиционное учебное задание.

• Наблюдениями установлено, что рисование красивого у учащихся 3-4 классов чаще сопровождаются эмоциональными проявлениями: улыбка, радостное приговаривание, чувство удовольствия.

Таким образом, анализ рисунков учащихся 3-4 классов позволяет оценить работы, как соответствующие достаточному уровню. Содержание значительно расширено, техника исполнения приближается к уровню выполнения учебного задания. В рисунках нет

фантазирования и проявления творческой индивидуальности. Низкая эмоциональность выявлена в обедненности использования цветовой гаммы.

Анализ рисунков по заданию «Дом - Дерево - Человек»:

1 класс. Рисунки домов, деревьев имеют примитивную форму. Кривые, неровные, безобразные линии присутствуют во всех изображениях.

Рисунок человека выполнен на схематическом уровне, что может означать нарушение в развитии изобразительных функций. Например, на одном рисунке человек изображен как «головоног» (норма до четырех лет) - не соответствие возрастной норме. На другом: рисунок человека имеет карикатурный образ - нарочито уродливая форма.

«Рисунок человека» оценен в баллах, полученных на основе одновременного учета, как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей. В нашем эксперименте оценка рисунка человека колеблется от 15 до 17 баллов, что соответствует возрастным границам до 4 лет и от 6-7 лет.

2 класс. Рисунки домов изображены «проволочной» линией, некоторые дома имеют окна с утрированными оконными рамами и простейшие схематические узоры.

Рисунки деревьев без корней (висят в воздухе), что означает слабую бытовую ориентацию.

В рисунках человека преобладает сочетание элементов схематического и пластического изображения с преобладанием схематического, что больше характерно для детей семилетнего возраста.

Оценка рисунка человека от 10-21 баллов, что варьируется в возрастных границах от 5 до 8 лет, следовательно, предполагает существенное отставание от возрастной нормы и может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

Таким образом, анализ рисунков по методике «ДДЧ» учащихся 1-2 классов с ЗПР констатирует общие особенности всех изображений:

1. Малое количество деталей, схематичность - низкая эмоциональность.

2. Бедность деталей - отрицательное отношение к изображаемым объектам.

3. Небрежность в рисовании изображений - импульсивность. Низкая мотивация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Отклонение от вертикали - органическое поражение мозга.

5. Грубое искажение формы и пропорций - интеллектуальное нарушение.

6. Смещение рисунка вправо или влево от центра листа - органическое поражение мозга.

7. Оценка «рисунка человека» в баллах предполагает существенное отставание от возрастной нормы и может являться следствием интеллектуального нарушения.

3 класс. Рисунки домов имеют элементарную форму изображения, хотя в некоторых наблюдается изображение многоэтажных домов. Дома выполнены кривыми, неровными линиями. Присутствует некоторая детализированность - однотипные окна, двери, что соответствует реальной действительности.

Рисунки деревьев - упрощенной формы, ветви закрыты линией кроны (скрытость).

Рисунок человека выполняется на схематическом уровне, хотя некоторые рисунки имеют элементы пластического и схематического, что соответствует уровню развития семилетнего ребенка. Выражение лица отсутствует.

Размеры рисунков сильно варьируются - эмоциональная лабильность.

Оценка в баллах: от 17 до 21 балла, что предполагает возрастную границу от 6 до 9 лет, следовательно, существенное отставание от возрастной нормы и может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

4 класс. Рисунки домов учащиеся изображают на примитивном уровне: без перспективного изменения. Дом на рисунке состоит из прямоугольника и треугольной крыши, в некоторых случаях с трубой. Однако учащиеся рисуют дом больше, чем человек и дерево.

Деревья традиционно простые: ствол, ветви закрыты линией кроны (скрытость), без выделения породы, то есть, заметна общая «некрасивость» в изображении.

Рисунок человека, в большинстве случаев, схематичный, только некоторые работы имеют элементы пластического изображения, что до подросткового возраста соответствует норме, позднее - импульсивность; задержка в изобразительных функциях и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.

Оценка в баллах: от 18 до 21 балла, что предполагает возрастную границу от 7 до 9 лет, следовательно, существенное отставание от возрастной нормы и может являться следствием нарушения интеллектуального развития.

Таким образом, анализ рисунков по методике «ДДЧ» учащихся 3-4 классов с ЗПР позволяет выделить особенности изображения рисунков, которые приведены выше для 1-2 классов.

Рассмотрим особенности изображения по параметрам:

• Содержание - изображают то, что уже изображали ранее (застревание на прошлом опыте), то есть учащиеся не опираются на собственные ценности.

• Техника исполнения - неаккуратность, неровные линии, безразличное отношение к изображаемому.

• Низкая эмоциональность - малое количество деталей, примитивные элементы украшения.

В процессе анализа рисунков проявляются признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении фигуры человека; нарушение пропорций (преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук), то есть снижение общего уровня изобразительной деятельности.

В результате исследования в соответствии с целью нашего исследования особенностей изобразительной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития был определен уровень сформированности изобразительной деятельности по трем параметрам: содержание, техника исполнения, эмоциональность.

Так же особенности обнаружены в вербальных средствах обозначения эмоций и в технике изобразительной деятельности, которая вместе с недостатками интеллектуального развития, сказывается на содержательной стороне рисунков.

Детям с ЗПР свойственна также меньшая устойчивость эмоциональных состояний, высокая их лабильность, что, как можно предположить, связана с недостатками их регуляции. Эта лабильность в повседневном поведении детей и создает, вероятно, впечатление глубокого недоразвития эмоциональной сферы.

Полученные результаты учтены при разработке рекомендации содержания уроков изобразительного искусства по сенсомоторному развитию и апробированы.

Разработанное содержание уроков изобразительного искусства, делает возможность успешно формировать восприятие, перцептивные действия, мелкую моторику руки, орудийных действий, пространственную ориентировку, что является важной предпосылкой образного познания мира. Предложены возможные пути коррекции с применением дидактических игр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова, В.А. Развитие творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития // В.А. Борисова / В сборнике: Стратегии комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретический и прикладной аспект: межвузовский сборник научных статей. Москва, 2011. С. 24-31.

2. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.Б.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.

3. Лубовский, В.И. Психологические проблемы аномального развития детей / В.И. Лубовский - М., 1989.

4. Каримова, К.Р. Особенности развития творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития на уроках по изобразительному искусству // К.Р. Каримова / Аллея науки. 2018. Т. 5. №6 (22). С. 911-914.

5. Каримова, К.Р. Теоретические аспекты формирования творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития // Ф.Р. Хайбуллаева, К.Р. Каримова / В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 101-102.

6. Конева, И.А. Коммуникативные особенности младших школьников с задержанным и нормальным психическим развитием // Конева И.А., Карпушкина Н.В. / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №2(27). С. 338-341.

7. Шипилова, А.Э. Роль арт-терапии в творческом развитии современного младшего школьника // А.Э. Шипилова, Е.А. Лупандина / Аллея науки. 2018. Т.5. №10(26). С.929-935.

8. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.Н. Добровольская. - М., 2001.

9. Бреслав, Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.Э. Бреслав - СПб., 2000.

10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

Karymova Oksana Sergeevna

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: Kasana83@yandex.ru

Features of the visual activities of elementary school students with mental retardation (ZPR)

Abstract. The article deals with one of the urgent problems of modern education: teaching children with mental retardation. In order to further improve the technical and visual skills, improve the emotional and aesthetic development of students with ZPR, it is necessary to use effective methods and techniques of artpedagogy and sensorimotor development. In connection with the above, the purpose of our study was to identify the features of visual activity of primary school students with the norm and students with mental retardation.

The following methods were used: drawing techniques "Beautiful drawing" (A.L. Wenger), "House - Tree - Man" (DCH) and included observation.

In the process of analyzing the drawings, there are signs of organic brain damage: pronounced asymmetry, especially noticeable in the image of the human figure; violation of proportions (exaggerated head size, understated arm length), that is, a decrease in the overall level of visual activity.

As a result of the study, the level of formation of visual activity was determined by three parameters: content, technique, emotionality; recommendations of the content of fine arts lessons on sensorimotor development were developed and tested. The developed content of the lessons of fine arts makes it possible to successfully form the perception, perceptual actions, fine motor skills of the hand, gun actions, spatial orientation, which is an important prerequisite for the figurative knowledge of the world; possible ways of correction with the use of didactic games are proposed.

Features are found in the verbal means of indicating emotions and in the technique of pictorial activity, which, together with the shortcomings of intellectual development, affects the content of the drawings.

Children with CRA are also characterized by less stability of emotional States, their high lability, which, as can be assumed, is associated with the shortcomings of their regulation. This lability in the daily behavior of children probably creates the impression of a deep underdevelopment of the emotional sphere.

Keywords: visual activity; creativity; creative perception; Junior high school student; personal development; mental retardation (mental retardation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.