УДК 376.42
с^: 10.20310/1810-231X-2018-17-1-69-75
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поротиков Николай Евгеньевич, Дерябина Галина Ивановна, Лернер Виктория Леонидовна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, Тамбов
е-таД: [email protected]
В статье рассматривается способность к ориентации в пространстве, как один из значимых видов координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Отмечено, что для детей с задержкой психического развития (ЗПР) особенно важно развитие способности к ориентировке в пространстве, так как эта способность, прежде всего, зависит от восприятия. Проанализированы особенности восприятия детей с задержкой психического развития и их взаимосвязь с проявлением способности к ориентации в пространстве. Предложена методика развития пространственной ориентации, основанная на использовании подвижных игр направленного воздействия, и приведена оценка ее эффективности. Рассмотрены подвижные игры, развивающие пространственную ориентацию, отмечена их направленность и предложены модификации с изменением условий проведения.
Ключевые слова: координационные способности, способность к ориентации в пространстве, дети дошкольного возраста с задержкой психического развития
Ориентирование в пространстве - это способность сопоставлять свое тело и объекты окружающего мира, а также умение четко воспринимать ситуацию, как в пространстве, так и во времени, умение четко проанализировать ее и придумать наиболее рациональный способ решения сложившейся проблемы [1; 2].
Задержка психического развития (ЗПР) -это такое нарушение нормального темпа развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной «обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития [3].
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) особенно важно развитие способности к ориентированию в пространстве, так как эта способность, прежде всего, зависит от восприятия. Восприятие, включенное в структуру познавательной деятельности ребенка, оказывает непосредственное влияние на реализацию в учебных условиях остальных психических процессов [4]. Особенности восприятия детей с ЗПР во многом связаны с недостаточной сформированно-стью пространственных представлений: они плохо ориентируются в сторонах тела, испытывают затруднения при малейшем усложнении заданий и необходимости дать вербальный отчет о проделанных конструктивных действиях.
Выявленные у детей с ЗПР затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза [5]. Наиболее благоприятный период для коррекции двигательных нарушений, связанных с ЗПР -это старший дошкольный (6-7 лет) и младший школьный (7-9 лет) возраста. С детьми этого возраста нужно особенно интенсивно
заниматься для достижения лучших результатов в дальнейшем и для положительной динамики развития всех психических и физических функций.
Количество исследований, связанных с особенностями физического развития детей с ЗПР, увеличивается, однако эта тема в специальной литературе описывается мало и требует постоянной разработки и дополнения новыми данными. Большинство ученых [6; 7] указывают на недоразвитие тонкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений у детей данной категории. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей [8] .
Под способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов, среди которых ведущая роль принадлежит зрительному. Об уровне развития этой способности можно судить по тому, как точно оценивает человек изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро в них ориентируется и осуществляет правильные действия.
Как и все другие координационные способности, способность к ориентированию в пространстве формируется, прежде всего, в процессе обучения и совершенствования разнообразных технических и тактических навыков и умений; решения задач развития физических способностей; выполнения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений из различных видов спорта.
Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве. Упражнения на ориентирование в пространстве тесно связаны с другими координационными упражнениями, особенно на
точность воспроизведения и отмеривания, оценку и дифференцирование пространственных, а также временных и силовых параметров движений. Поэтому для совершенствования способности к ориентированию полезны всевозможные «контрастные» и «сближаемые» задания.
В качестве средств развития ориентирования в пространстве были использованы подвижные игры. Методика разрабатывалась в два этапа.
На I этапе было изучено несколько сборников подвижных игр: А. С. Галанова [9], Е. М. Геллера [10], И. Ц. Короткова [11] и А. Н. Левченко [12]. Из них были отобраны игры, наиболее подходящие для развития ориентирования в пространстве. Критериями выбора были: сложность игры, интенсивность, условия проведения, необходимый инвентарь, сценарий проведения.
На II этапе подобранные игры были модифицированы для наилучшего развития пространственного ориентирования с учетом особенностей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста:
- в некоторых играх были упрощены правила и добавлены нововведения;
- в некоторых играх был подобран другой инвентарь;
- в некоторых играх были изменены границы площадки;
- ко всем играм были разработаны различные усложнения и вариации проведения;
- во всех играх были созданы условия для наилучшего развития ориентирования в пространстве.
В экспериментальную методику было включено семь игр высокой интенсивности: «Сбор урожая», «Острова», «Невод», «Выбивала в кругу», «Выбивала с ограниченным количеством мячей», «Выбивала из домиков», «Шишки, желуди, орехи». Данные игры направлены на развитие восприятия, точность и быстроту ориентирования в пространстве; скорость реакции, на увеличение познавательной активности; на развитие способности максимально быстро и точно, определить свое место положения в пространстве по отношению к внешним препятствующим объектам; на развитие меткости, способности рассчитать траекторию движения объектов в пространстве скорости реакции.
1. «Сбор урожая». Инвентарь: обручи, разноцветные кубики. Место: спортзал или спортивная площадка.
Игроки: две команды - 3-5 человек.
Правила: Каждая команда берет один обруч и кладет его в углу площадки, становится рядом с ним. По залу разбросаны кубики разных цветов (каждого цвета - 10-15 кубиков). Объяснить детям, что красные кубики - помидоры, зеленые - огурцы и т. п. По команде игроки начинают «собирать урожай» (кубики) и относить его в «корзину» (обруч). Каждая команда собирает только свой цвет, который указал воспитатель в начале игры. За один раз можно взять только один кубик. Побеждает команда, которая первой «соберет свой урожай».
Направленность игры: развивает восприятие, быстроту и точность ориентации в пространстве.
Модификации:
- увеличить число команд, размеры площадки, количество кубиков;
- команда собирает по два и более цвета.
2. «Острова». Инвентарь: Обручи разных цветов, фишки с нарисованными геометрическими фигурами, пронумерованные набивные мячи. Место: спортзал или спортивная площадка.
Игроки: 6-8 человек
Правила: Обручи разных цветов разложены по залу в разнообразном порядке. Игроки по команде начинают бегать по площадке в рассыпную. Инструктор неожиданно называет какой-нибудь цвет и игроки должны быстро занять «остров» данного цвета. Игра повторяется несколько раз, побеждает тот игрок, который быстрее и точнее справлялся с заданием.
Направленность игры: развивает восприятие, быстроту и точность ориентации в пространстве, увеличивает познавательную активность.
Модификации:
- вместо обручей использовать фишки с нарисованными геометрическими фигурами или пронумерованные набивные мячи.
- добавить в игру водящего, который пытается запятнать игроков, еще не забежавших на «остров», после того как воспитатель назвал цвет (число, геометрическую фигуру).
3. «Шишки, желуди, орехи». Место: спортзал с начерченным по середине кругом (диаметр - 8-10 м).
Игроки:10-16 человек.
Правила: В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом к центру (первый номер в 2-3 шагах от водящего). Воспитатель дает всем играющим названия: первые в тройках - шишки, вторые - желуди, третьи - орехи.
По сигналу водящий говорит, например: «Орехи!» Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Если водящий скажет: «Желуди!» - меняются местами стоящие вторыми в тройках, если: «Шишки!» - первые. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Направленность игры: развивает восприятие, быстроту и точность ориентации в пространстве, увеличивает познавательную активность.
Направленность игры: развивает быстроту и точность ориентации в пространстве.
Модификации:
- увеличить диаметр круга;
- добавить другие названия (растений, животных);
- игроки стоят не в шеренгах, а группами.
4. «Невод». Место проведения: спортзал, разделенный поперек на три части двумя линиями (центральная часть больше).
Игроки: 6-10 человек.
Правила: Водящий («рыбак») стоит в центре площадки. Игроки («рыбы») стоят в одной из боковых частей площадки. «Рыбы» свободно перебегают из одной боковой части площадки в другую, а «рыбак» пытается их запятнать (он не имеет права выходить из центральной части площадки). Кого запятнали, тот становится с «рыбаком» за руку, и они не расцепляясь ловят дальше. Каждый пойманный становится за руку с «сетью», которая постепенно растет. Игра заканчивается, когда «сеть» будет состоять из 4-6 человек. Побеждает тот, кого не запятнали.
Направленность игры: развивает чувство пространства, быстроту и точность ориентации в пространстве.
Модификации:
- расставить по игровой площадке кегли, тем самым, усложнив условия перемещения,
как водящему, так и игрокам; задевать кегли запрещается, задевший выбывает из игры;
- разделить игровую площадку (зону водящего) на две равные части - поперек движения игроков; на каждой части поставить по одному водящему, тем самым получится «два невода»; таким образом усложняются условия перемещения игрокам.
5. «Выбивало в кругу». Инвентарь: волейбольный мяч. Место: зал с начерченным по середине кругом (диаметр - 8-10 м).
Игроки: 6-8 человек.
Правила: Выбираются два водящих, они стоят за пределами круга. Остальные игроки находятся в кругу. Водящие мячом пытаются выбить игроков в кругу. Кого выбили, тот выходит из игры. Водящие могут свободно перемещаться вокруг круга, но не могут заходить в него.
Направленность игры: развивает чувство пространства, быстроту и точность ориентации в пространстве, меткость.
Модификации:
- всем игрокам условно дать по «две жизни», а водящему/-им/ дать два мяча -красный и синий; при попадании в игрока синим мячом, у него отнимается «одна жизнь», а при попадании красным - две; тем самым увеличивается интерес к игре, а так же усложняются задачи, как у игроков (выбор наиболее рационального и приоритетного направления), так и у водящего/-их/ (попасть в одного игрока два раза);
- расставить по игровому полю (зоне «обстрела») кегли, тем самым, усложнив условия перемещения, игрокам; задевать кегли запрещается (задевший выбывает из игры);
- изменять диаметр круга;
- увеличить количество мячей;
- увеличить количество водящих.
6. «Выбивалы с ограниченным количеством мячей». Инвентарь: волейбольные мячи. Место: спортзал или спортплощадка.
Игроки: 6-8 человек.
Правила: Классические выбивалы, но у каждого водящего есть только ограниченное количество мячей, что делает необходимым лучше и точнее целиться.
Направленность игры: развивает чувство пространства, быстроту и точность ориентации в пространстве, меткость.
Модификации:
- всем игрокам условно дать по «две жизни», а водящему/-им/ дать два мяча -
красный и синий; при попадании в игрока синим мячом, у него отнимается «одна жизнь», а при попадании красным - две; тем самым увеличивается интерес к игре, а так же усложняются задачи, как у игроков (выбор наиболее рационального и приоритетного направления), так и у водящего/-их/ (попасть в одного игрока два раза);
- расставить по игровому полю (зоне «обстрела») кегли, тем самым, усложнив условия перемещения игрокам; задевать кегли запрещается, задевший выбывает из игры;
- варьировать количество мячей;
- уменьшить площадку.
7. «Выбивалы из домиков». Инвентарь: волейбольные мячи, обручи. Место: спортзал или спортплощадка.
Игроки: 6-8 человек.
Правила: По залу разложено 2-4 обруча («домики»). В каждом из них стоит водящий, у двоих из них есть мячи. Остальные игроки свободно перемещаются по залу, не заходя в «домики» водящих. Задача водящих выбить игроков мячом, не выходя из домика. Кого выбили, тот выходит из игры. Воспитатель подает мячи водящим, если те не имеют возможности их взять.
Направленность игры: развивает чувство пространства, быстроту и точность ориентации в пространстве, меткость.
Модификации:
- всем игрокам условно дать по «две жизни», а водящему/-им/ дать два мяча -красный и синий; при попадании в игрока синим мячом, у него отнимается «одна жизнь», а при попадании красным - две; тем самым увеличивается интерес к игре, а так же усложняются задачи, как у игроков (выбор наиболее рационального и приоритетного направления), так и у водящего/-их/ (попасть в одного игрока два раза);
- расставить по игровому полю (зоне «обстрела») кегли, тем самым, усложнив условия перемещения игрокам; задевать кегли запрещается, задевший выбывает из игры;
- варьировать количество мячей и «домиков» с водящими.
В заключительной части занятия проводится одна игра по 2-3 раза (в зависимости от содержания основной части урока).
Так как основным условием в методике, направленной на совершенствование способности к ориентированию в пространстве, является системное выполнение заданий, со-
держащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности выполнения, то с каждым новым разом игра либо усложняется, либо изменяются условия проведения. В ходе занятий игры чередовались: на одном занятии - одна из вариаций на игру «Выбивала»; на другом - какая-либо другая игра - и так по кругу.
Данное исследование было направлено на развитие способности ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ходе реализации разработанной методики.
В исследовании принимали участие 2 группы: контрольная и экспериментальная - по 9 человек, в каждой дети старшего дошкольного возраста с ЗПР. При комплектовании групп достоверных различий между средними показаниями четырех контрольных тестов по критерию Т-Стьюдента в этих группах не обнаружено.
В начале педагогического эксперимента дети прошли тестирование по четырем тестам. Для экспериментальной группы в качестве средств развития ориентирования в пространстве был разработан комплекс модифицированных подвижных игр, включающих в себя семь игр высокой интенсивности. Занятия с экспериментальной группой проводи-
лись 2 раза в неделю, по 20 минут в рамках расписания.
Контрольная группа в течение этого же периода занималась по традиционной программе по адаптивному физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида с аналогичной продолжительностью.
После педагогического эксперимента проведено контрольное тестирование. С помощью метода математической статистики были выявлены достоверно лучшие показатели развития ориентации в пространстве в экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой и разница средних результатов составила (табл. 1):
- «Маятник» - 0,2 очка (15,4 %);
- «Бег к пронумерованным мячам» -1,2 с (7,7 %);
- «Бег к пронумерованным мячам» -1,2 с (6,7 %);
- «Слаломный бег» - 0,2 с (7,1 %).
Хотя прирост произошел в обеих группах,
но в экспериментальной группе он значительно больше. Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили предположение об эффективности предложенной методики развития ориентации в пространстве детей с ЗПР старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Таблица 1
Показатели развития пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента
№ п/п Наименование теста До эксперимента После эксперимента Прирост, % Достоверность
Маятник (очки)
1 Контрольная группа 1,2 1,3 8,3 < 0,05
Экспериментальная группа 1,2 1,5 25,0 < 0,05
Бег к цветным кубикам (с)
2 Контрольная группа 16,7 15,5 7,2 < 0,05
Экспериментальная группа 16,9 14,3 15,4 < 0,05
Бег к пронумерованным мячам (с)
3 Контрольная группа 19,2 17,8 7,3 < 0,05
Экспериментальная группа 19,4 16,6 14,5 < 0,05
4 Слаломный бег (с)
Контрольная группа 2,9 2,8 3,5 < 0,05
Экспериментальная группа 3,0 2,6 13,4 < 0,05
По результатам педагогического эксперимента можно сделать общий вывод: результаты реализации экспериментальной методики,
разработанной на основе средств модифицированных подвижных игр, подтвердили ее высокую эффективность, что выразилось в более
эффективном развитии способности к ориентированию в пространстве у детей с ЗПР в экспериментальной группе.
Специалистам, проводящим занятия по адаптивному физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, можно порекомендовать следующее:
- увеличить количество и разнообразие используемого инвентаря;
- начинать с более крупного инвентаря (мячи);
- создавать ситуации успеха и закреплять их;
- чередовать подвижные игры различной интенсивности;
- при проведении занятий переходить к усложнению только после освоения предыдущего программного материала;
- применять различные варианты одной и той же игры;
- упрощать правила и содержание спортивных игр (баскетбол, волейбол, пионербол, футбол).
Литература
1. Лях В. И. Координационные способности школьников. Мн., 1989.
2. Лях В. И. Координационные способности: Диагностика и развитие. М., 2006.
3. Шамарина Е. В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М., 2003.
4. Мастюкова Е. М. Коррекционно-педагоги-ческая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР. М., 2002.
5. Защиринская О. В. Психология детей с ЗПР: учебное пособие: хрестоматия. СПб., 2007.
6. Григорьев Д. В. Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития. СПб., 2003.
7. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии. М., 2002.
8. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2004.
9. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб., 2007.
10. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 7-8 классов. М., 1985.
11. Коротков И. Ц. Подвижные игры детей. М.,
1987.
12. Левченко А. Н. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр. М., 2007.
References
1. Lyakh V. I. Koordinatsionnye sposobnosti shkol'nikov [Coordination abilities of pupils]. Mn., 1989.
2. Lyakh V. I. Koordinatsionnye sposobnosti: Diagnostika i razvitiye [Coordination abilities: Diagnostics and development]. M., 2006.
3. Shamarina E. V. Obucheniye detej s ZPR: organizatsiya individual'nykh i gruppovykh zanyatij v klasse korrektsionno-razvivayushchego obucheniya [Training of children with RMD: the organization of individual and group occupations in a class of the correctional developing training]. M., 2003.
4. Mastyukova E. M. Korrektsionno-pedagogicheskaya rabota po fizicheskomu vospitaniyu doshkol'nikov s ZPR [Correctional and pedagogical work on physical training of preschool children with RMD]. M., 2002.
5. Zashchirinskaya O. V. Psikhologiya detej s ZPR: uchebnoye posobiye: khrestomatiya [Psychology of children with RMD: study guide: anthology]. SPb., 2007.
6. Grigor'ev D. V. Korrektsiya dvigatel'nykh narushenij mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Correction of motive violations of younger pupils with a retardation of mental development]. SPb., 2003.
7. Shapkova L. V. Korrektsionnye podvizhnye igry i uprazhneniya dlya detej s narusheniyem v razvitii [Correctional outdoor games and exercises for children with break in development]. M., 2002.
8. Shapkova L. V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Private techniques of adaptive physical culture]. M., 2004.
9. Galanov А. S. Ozdorovitel'nye igry dlya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Improving games for preschool children and younger school students]. SPb., 2007.
10. Geller E. M. Igry na peremenakh dlya shkol'nikov 7-8 klassov [Games during the break for pupils of 7-8 classes]. M., 1985.
11. Korotkov I. Ts. Podvizhnye igry detej [Children's outdoor games]. M., 1987.
12. Levchenko А. N. Igry, kotorykh ne bylo. Sbornik sportivno-podvizhnykh igr [Games which do not exist. Collection of sport outdoor games]. M., 2007.
* * *
DEVELOPMENT OF CHILDREN'S SPATIAL ORIENTATION OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE WITH THE RETARDATION OF MENTAL DEVELOPMENT
Porotikov Nikolay Evgenyevich, Deryabina Galina Ivanovna, Lerner Viktoria Leonidovna
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov e-mail: [email protected]
In article authors considered the ability to orientation in space as one of significant types of coordination abilities at children of the advanced preschool age with a delay of mental development, noted that development of ability to orientation in space as this ability, first of all, depends on perception is especially important for children with the retardation of mental development (RMD), analyzed features of perception of children with the retardation of mental development and their interrelation with manifestation of ability to orientation in space, offered the technique of development of spatial orientation based on use of outdoor games of the directed influence and gave the assessment of its efficiency, considered the outdoor games developing spatial orientation, noted their orientation and offered modifications with change of conditions of carrying out.
Key words: coordination abilities, ability to orientation in space, children of preschool age with the retardation of mental development
Об авторах:
Поротиков Николай Евгеньевич, студент направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
Дерябина Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Г. Тамбов
Лернер Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the authors:
Porotikov Nikolay Evgenyevich, Student of the Education Program «Physical Culture for Persons with Deviations in the State of Health (Adaptive Physical Culture)», Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Lerner Viktoriya Leonidovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Physical Training and Adaptive Physical Culture Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov
Deryabina Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Physical Training and Adaptive Physical Culture Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov