Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности'

Развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилова Юлия Павловна, Прокофьева Лидия Олеговна

В данной статье анализируется развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности. Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют определенные отклонения в развитии, именно поэтому, уроки изобразительной деятельности имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся коррекционной школы. Уроки изобразительной деятельности оказывают коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств,способствуют воспитанию эстетических чувств. Авторы стоят на позиции необходимости использования игр и игровых приемов в развитии познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жилова Юлия Павловна, Прокофьева Лидия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жилова Юлия Павловна, Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай

E-mail: yulyazilowa@mail.ru

Прокофьева Лидия Олеговна, Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай

E-mail: lida_555_94@mail.ru

Аннотация. В данной статье анализируется развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности. Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют определенные отклонения в развитии, именно поэтому, уроки изобразительной деятельности имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся коррекционной школы. Уроки изобразительной деятельности оказывают коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствуют воспитанию эстетических чувств. Авторы стоят на позиции необходимости использования игр и игровых приемов в развитии познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности.

Ключевые слова: умственная отсталость, младший школьник, изобразительная деятельность, познавательная активность, игра.

« Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще...».

Ушинский К.Д.

Е 1ЕС ТН К НА УК! 1

И ТВОРЧЕСТВА

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Умственная отсталость - стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное, прежде всего, патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Симптомы, по которым ставят диагноз умственная отсталость, различают по тяжести заболевания:

Легкая форма умственной отсталости. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память.

Средняя форма умственной отсталости. Такие дети испытывают привязанность, различают наказание и похвалу. Их можно научить элементарным навыкам самообслуживания. Они могут обучиться письму, чтению, простейшему счету. Но самостоятельно они не могут проживать и постоянно нуждаются к уходе и контроле.

Тяжелая форма умственной отсталости. Таких детей невозможно обучить чему-либо. Речь у них отсутствует, движения нецеленаправленны и неуклюжи. • Эмоции ограничиваются самыми простыми проявлениями недовольства и удовлетворения. Дети с такой формой умственной отсталости нуждаются в постоянном контроле и надзоре, содержатся они в специальных учреждениях. [1] Познавательная активность ребенка в младшем школьном возрасте заключается в желании принять новый материал и правильно его воспринять. Проблема изучения особенностей развития познавательной активности учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ.

Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития познавательной активности на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. Вместе с тем, познавательную активность считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. Развитие познавательной активности не подчиняется строгим законам тренировки. Основу ее развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника).

Дети с умственной отсталостью способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, зачастую весьма резкими,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

отклонениями от нормы. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это симптомы, непосредственно вытекающие из особенностей нейрофизиологических процессов коры головного мозга умственно отсталых детей.

Мы полагаем, что развивать познавательную активность можно на уроках изобразительной деятельности через систематическое использование игр и игровых приемов.

Изобразительная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Как раз эти основы приводят к стимулу познания нового, а точнее к повышению познавательной активности.

Среди различных видов деятельности, таких как учебная, трудовая, игровая, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближается к игре. [2]

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной • отсталостью указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта. [3]

Детское рисование давно привлекало внимание ученых, специальный интерес же к детским рисункам проявили одновременно психологи и педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии, рисунок ребенка считался одним из средств для исследования его душевного мира. [4]

В коррекционной школе изобразительное искусство наряду с основным назначением учебного предмета, где школьники знакомятся с основами искусствознания и овладевают практическими навыками в изобразительной деятельности, используется как один из компенсаторных путей развития и воспитания детей с проблемами. Процесс формирования художественной культуры через изобразительное искусство в школе при различных вариантах отклонений в развитии детей имеет специфику, которая проявляется как на этапе восприятия, так и на этапе практической изобразительной деятельности школьников. [5]

Для пробуждения у младших школьников с умственной отсталостью познавательного интереса уроки изобразительной деятельности строятся так, чтобы они служили импульсом к продуктивным интеллектуальным операциям. Это достигается путем максимального использования внутренней и внешней деятельности учащихся на всех этапах работы над рисунком. [6]

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Опытно-экспериментальная работа проводиться на базе КГУ «Костанайская коррекционная школа - интернат №2 для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области. Для развития познавательной активности умственно отсталых младших школьников нами разработана система уроков по изобразительной деятельности. Уроки проводятся согласно календарно-тематическому плану Костанайской коррекционной школы - интерната №2.

Для примера представляем вырезку из календарно-тематического плана (3 четверть) в 4 классе, разработанного нами с учетом использования игр и игровых приемов в таблице 1.

Таблица 1

Календарно-тематическое планированиепо изобразительной деятельности (3 четверть) в 4 классе Костанайской коррекционной школы - интерната №2.

№ п/п ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ Кол-во часов. Дата Формирование знаний, умений и навыков. Учебно-дидактический материал. Игра/ игровой прием

I I I четверть. 10

1. Декоративное рисование. Составление узора для ковра. 1 13.01. Уметь последовательно выполнять построение узора в прямоугольнике. Картинки. Игра «Продолжи узор»

2. Сюжетный рисунок. Сказка «Гуси-лебеди». 1 20. 01. Уметь работать самостоятельно после предварительной беседы. Иллюстрации к сказке. Кроссворд « Знаешь ли ты сказку?»

3. Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора в треугольнике. 1 27. 01. Уметь составить узор в треугольнике (самостоятельно или с помощью учителя). Образцы узоров в треугольнике. Кроссворд «Геометриче ские фигуры»

4. Рисование с натуры. Пирамидка. 1 03.02 Уметь соблюдать последовательность при выполнении рисунка с натуры. Игрушка «Пирамидк а» Игра лото «Цвет, форма, величина»

5. Рисование с натуры. Постройка из деталей строительного конструктора. 1 10.02. Уметь анализировать объект, изображать его в несложном пространственном положении. Строительный конструктор. Игра « Чудесный мешочек»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Продолжение таблицы 1

6. Декоративное рисование. Узор в круге 1 17.02. Уметь размещать декоративные элементы в круге. Образцы узоров в круге. Игра «Найди пару»

7. Рисование с натуры. Лучковая пила. 1 24.02. Уметь выполнять рисунок с натуры. Лучковая пила. Игра «Найди такой же»

8. Рисование с натуры. Казахские музыкальные инструменты (симметрия). 1 01.03 Уметь использовать осевую линию при построении рисунка симметричной формы. Казахские музыкальные инструменты. Игра «Дорисуй»

9. Беседа. Казахское народное декоративно-прикладное искусство. 1 09.03. Расширить представление учащихся о казахском народном декоративно- прикладном искусстве. Образцы. Игра «Нарисуй-ка»

1 0. Тематическое рисование «Наурыз». 1 16.03 Уметь работать самостоятельно после предварительной беседы. Сюжетные рисунки. Игра «Собери мозайку»

В заключении, хотелось бы сказать, что использование игр и игровых приемов на уроках изобразительной деятельности создает атмосферу самостоятельности, что способствует развитию познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью.

Литература:

1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

2. Грошенков И. А. Уроки рисования в 1-У1 классах вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1975. - 176 с. с ил.; 8 л. ил.

3. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.

4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1974. - 120 с.

5. Обучение учащихся 1-^ классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

6. Грошенков И. А. Уроки рисования в 1-^ классах вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1966. - 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.