Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительного искусства'

Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сёмка Елена Павловна

В статье рассмотрено педагогическое эстетико-воспитательное воздействие. Рассматривается эстетическое сознание. Рассматривается эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительного искусства»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Сёмка Е.П.

Сёмка Елена Павловна - студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрено педагогическое эстетико-воспитательное воздействие. Рассматривается эстетическое сознание. Рассматривается эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: педагогическое эстетическое воздействие, уроки изобразительного искусства, эстетические вкусы.

Б.Т. Лихачев полагает, что лишь целенаправленное педагогическое эстетическое воспитательное влияние, внедрение школьников в различную художественную творческую работу, могут формировать сенсорную сферу, обеспечивать глубокое изучение эстетических явлений [2].

Суть эстетического восприятия состоит в том, что данный процесс целеустремленного влияния, развития склонности понимать, видеть красоту в жизни, искусстве, оценивать ее, формирование личностных идеалов, эстетических вкусов, формирование склонности к формированию прекрасного, самостоятельному творчеству [4].

В эстетическом восприятии познание обусловлено чувственным познанием, открытием в объекте удобного, красивого, приятного по признакам целесообразности, единства объекта в контексте отношений с иными объектами. В целом, эмоциональное впечатление зависит от стороны объекта, от того, выражает ли оно наслаждение либо нет. На восприятие воздействует: качество стимулов, эмоциональное описание стимульного материала [2].

В ходе эстетического восприятия у детей развивается эстетическое сознание. Психологи и педагоги делят эстетическое сознание на категории, отражающие психологическую суть эстетического восприятия, предоставляют возможность судить об уровне человеческой эстетической культуры.

Многие ученые выделили такие категории: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Б.Т. Лихачев выделил эстетическое чувство, надобность, суждение [1].

Эстетическое личностное развитие начинается еще с раннего детства. Для того чтобы взрослые люди были духовно богатыми, следует обращать внимание на детское эстетическое воспитание.

Ученый подчеркнул, что в младшем возрасте проводится самое интенсивное развитие отношений к миру, понемногу превращающиеся в личностные свойства. С помощью педагога дошкольники познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды педагога, вкусы, предпочтения считаются личными.

Из опыта А.С. Макаренко, общественная значимая цель, перспектива движения к ней, при не грамотной постановке перед дошкольниками оставляют равнодушными [5].

Существенным условием становления эстетического восприятия у младших школьников выступают перемены, которые происходят в области познавательных процессов учеников.

К примеру, развитие у детей эстетических идеалов, выступает длительным и сложным процессом. В воспитательном процессе отношения в жизни, идеалы претерпевают перемены. В некоторых ситуациях под воздействием ровесников,

взрослых, природы, потрясений в жизни идеалы претерпевают существенные перемены [3].

Суть педагогического процесса развития эстетических идеалов у дошкольников, учитывая их возрастные особенности, заключается в том, чтобы изначально, развивать стабильные содержательные идеальные суждения о человеке, обществе [1].

Для младших школьников главной формой ознакомления с эстетическими идеалами выступает детская литература, кино, фотографии в книгах.

С младшего возраста протекают перемены в сфере мотивации. Мотивы детского отношения к искусству, красоте реальности дифференцируются, понимаются.

В своей деятельности Б.Т. Лихачев подметил, что к познавательному стимулу в таком возрасте прибавляется новый, сознательный мотив, что выражается, что некоторые дети относятся к искусству, реальности эстетически. Дети получают удовлетворение от прочтения книг, рассмотрения картинок в них, прослушивания музыки, рисования просмотра фильмов. Дети не знают, что существует эстетическое отношение, при этом в них развивается эстетическое отношение к жизни, искусству. Тяготение к духовному общению с искусством понемногу преобразуется в надобность [5].

Иные дошкольники общаются с искусством помимо эстетического отношения, дети подходят к произведениям рационально: получая рекомендации к прочтению книг, просмотру фильмов.

Ощущение природной красоты, окружающих людей, вещей формирует в детях особенные эмоциональные психические состояния, порождает прямую заинтересованность к жизни, обостряет мышление, любознательность, память. С раннего детства дети живут эмоциональной жизнью [3].

Существенные эмоциональные переживания длительное время сохраняются в памяти, преобразуясь в поведенческие стимулы, мотивы, облегчая процесс формирования навыков, убеждений, привычек поведения.

В труде Н.И. Киященко достаточно точно подчеркивается, что педагогическое применение эмоционального отношения детей к миру выступает одним из существенных направлений проникновения в сознание детей, углубления, конструирования, укрепления [1].

Автор подметил, что детские состояния, эмоциональные реакции выступают в качестве критерия результативности эстетического воспитания.

Воздействие выразительной стороны поэтического образа на рисунок детей выражается в педагогике детьми эмоционального отношения к природному описанию, что существенно усиливает эстетические качества рисунка.

Дошкольники формируют творческие рисунки на основании наблюдений явлений природы, проводят целеустремленную деятельность по формированию воображения, знакомят с поэзией [4].

При рассмотрении картин с дошкольниками, педагог задает вопросы, оказывая помощь в осмыслении образа, чувствовании настроения, которое передается художником.

При обучении дошкольников выделять основное в картине, педагог предложил придумать наименование ее [1].

У детей творческий процесс проходит различно. По этой причине, в ходе организации детской изобразительной работы, следует обратить внимание на выразительные языковые возможности изобразительного искусства. Кроме того, следует ознакомить детей с приемами деятельности художественными материалами: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель. Позитивный итог в изучении цвета, в качестве языка изобразительного искусства, позволяет экспериментировать с красками [3].

В момент организации учителем прямой образовательной работы, следует учесть принцип постепенного изучения некоторых компонентов изобразительного искусства.

В ходе восприятия произведений искусства, следует содействовать сознательности детьми личных переживаний, в качестве главного содержания произведений [1].

Важно, чтобы педагог своим примером продемонстрировал эмоциональное отношение к воспринимаемой картине, что вызовет у детей эффект «эмоционального заражения» и будет способствовать активизации детского восприятия.

Целесообразно подвести детей к оценке героев, изображенных на картине. Эффективно использовать беседу с вопросами проблемного характера.

Вопросы позволят подвести детей к пониманию истинного лица изображенных персонажей, мотивов их поведения.

В условиях самостоятельной изобразительной деятельности важно оказать помощь детям в освоении языка изобразительного искусства. С этой целью можно организовать экспериментирование с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных цветов и др. Так же развитию художественного восприятия детей будут способствовать развивающие_игровые упражнения «Кто есть, кто?», «Придумай пейзаж», «Подбери палитру», «Где чей контур» и др. Дети в увлекательной для них форме смогут закрепить полученные ранее знания [6].

Таким образом, успешность в развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительного искусства может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:

- готовностью педагогов к развитию эстетического восприятия у младших школьников;

- обеспечением эстетической развивающей среды в образовательном учреждении и в семье;

- взаимосвязью непосредственно образовательной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством детей.

Список литературы

1. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности // Дефектология. М., 2016.

2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 208 с.

3. Гнездилов М.Ф. Обучение детей с нарушениями интеллектуального Развития. М.: издательство Вильямс, 2018.

4. Екжанова Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология. № 5, 2017. С. 20 - 37.

5. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: 2017. 348 с.

6. Зинченко, В.П., Рузская, А.Г. Восприятие и действие. М.: Академия, 2017.

7. Забрамная С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». М.: Знание, 2017.

8. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 2016. 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.