Последний этап работы дизайнера среды - авторский надзор - высшая форма профессионального существования, предполагающая наличие у автора определенной творческой позиции, профессиональной мудрости, умения вести диалог с различными специалистами.
Четкое разграничение этапов работы особенно важно на младших курсах, но вместе с процессом творческого самоопределения оно может становиться все менее четким к концу обучения. Зрелые профессионалы со временем вырабатывают свои приемы, свой подход к проектной деятельности [3].
Таким образом, новая дисциплина направлена на развитие альтернативной системы непрерывного дизайн-образования, способна реально обеспечить цельность процесса воспитания и становления творческой личности в таких ее звеньях, как школа, училище,
Психологами установлено, что восприятие пространства и пространственные представления являются одним из показателей общего развития психической деятельности человека, необходимым компонентом творческой деятельности в различных областях теории и практики.
Библиографический список
1. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Паша-ев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
2. Теоретические и методологические исследования в дизайне. - М.: ВНИИТЭ, 2004. -372 с.
3. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование / В.Т. Шимко. - М., Архи-тектура-С, 2006. - 296 с.
Ф.К. Цаллагова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ключевые слова: эстетическое воспитание, психолого-педагогические основы эстетического развития, эстетическое восприятие, эстетическое отношение к действительности.
Эстетические взгляды и эстетическое отношение к действительности - важная составляющая мировоззрения личности: как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
Эстетическое воспитание всегда осознавалось как важнейшее средство формирования отношения к действительности; многие писатели, педагоги, деятели культуры отмечали, что чувство красоты природы, быта, взаимоотношений людей создает в ребенке особое психоэмоциональное состояние, развивая механизмы мышления, памяти, воли и целого ряда других психических характеристик [2; 5].
© Цаллагова Ф.К., 2013
Большое значение в развитии эстетического чувства, воображения, наблюдательности выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский усматривал в природе - незаменимом источнике прекрасного: «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [14, с. 52-53]. Вся система народной педагогики была призвана научить видеть ребенка прекрасное вокруг себя: в окружающей действительности, природе, человеческих взаимоотношениях. Эстетическое начало заложено и в самом человеческом труде, в деятельности личности, направленной на преобразование, облагораживание окружающей действительности, жизни, в которую он стремится внести красоту.
Однако стержневой основой системы эстетического воспитания было и продолжает оставаться искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец и т.д. Именно они создают особую атмосферу при обучении ребенка, улучшают показатели физического, умственного и душевного состояния детей, гармонизируют межличностные взаимоотношения. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Изобразительное искусство как комплексный предмет не только предполагает познание самих художественных произведений, но и способствует освоению навыков практического изображения, творческого самовыражения. Соприкосновение с явлением искусства не дает сиюминутного результата, не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания уходит глубоко в эмоциональную память, помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. [13, с. 88-92].
Способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его - ключевой момент в определении понятия «эстетическое воспитание». В частности, В.Н. Шацкая в книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» дает следующую формулировку: педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [12, с. 15]. В своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» Б.Т. Лихачев отмечает, что «эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [7, с. 18]. Ученые подчеркивают ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка; только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Анализ ряда определений понятия «эстетическое воспитание» позволяет выявить общие для всех них константы: что это, во-первых, процесс целенаправленного воздействия; во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; в-третьих, задача эстетического воспитания - формиро-
вание эстетических вкусов и идеалов личности; в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Считая, что перед эстетическим воспитанием стоит цель формирования способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а также стимуляция посильного участия в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты, ученые важное место в эстетическом воспитании отводят искусству. Они отмечают, что эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его самым мощным средством, развивает человека не только для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [7].
Помимо формирования эстетического отношения к действительности и искусству, эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию детей, расширяет их познания о мире, обществе и природе. Педагогами замечено, что разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. М.М. Рукавицын подчеркивает, что конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, образованный, прогрессивный, высоконравственный, всесторонне развитый человек, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства. В активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда как духовного, так и физического видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко, отмечающая, что главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Для достижения этих целей необходимо создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям; накопление разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений, знаний о мире художественных ценностей. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте, формировать чувственно-эмоциональный опыт. Важно обеспечить разносторонность и богатство знаний - основу формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность [4; 7]. На этом этапе эстетического познания важно вызвать в воспитанниках изумление, заставить остановиться и насладиться совершенством произведения, исключить беглое знакомство с шедеврами искусства, не предполагающее один из главных элементов эстетического отношения - любование [7, с. 54]. С эстетическим любованием непосредственно и тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает Б.Т. Лихачев [7, с. 110].
Переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни: эстетическое суждение -
доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы [7, с. 54]. Эстетическая оценка определяется как оценка, основанная на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которая предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации [4, с. 36]. По сути, речь идет о необходимости сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него; то есть сформировать, воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают личность в активного созидателя и творца эстетических ценностей, позволяет ему не только наслаждаться красотой мира, но и художественно преобразовывать его. [4, с. 29-36].
Наряду с перечисленными педагогическими подходами, к достижению целей эстетического воспитания, существуют и психологические, суть которых состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [7, с. 34-41]. Эстетическое суждение выделяет также Г.З. Апресян [1].
В общем ряду перечисленных характеристик важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов, так как развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует как «.. .способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [7, с. 22]. При таком освоении эстетического явления, его содержания, формы у ребенка происходит развитие способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы.
Следующий этап эстетического освоения действительности и искусства - эмоциональный отклик - реакция на глубоко воспринятое человеком эстетическое явление. Эмоциональный отклик (чувство духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех), подчеркивает Б.Т. Лихачев, является основой эстетического чувства, представляя собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [7, с. 32]. Со временем испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой устойчивую необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания.
Еще одна категория эстетического воспитания - эстетический вкус, определяемый как устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений [9, с. 69-70]. Наличие эстетического вкуса предполагает как невосприимчивость к художественным суррогатам, так и жажду общения с подлинным искусством. Как правило, о наличии развитого эстетического вкуса может свидетельствовать способность чувствовать, отличать
подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, но особенно важен период становления личности, подростковый возраст. В этом возрасте эстетическая информация служит основой будущего вкуса человека [10, с. 65-69; 11, с. 64-66].
Сложно формировать эстетические идеалы и художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Педагоги и психологи отмечают необходимость самого раннего начала формирования эстетического отношения к действительности. Аксиоматично, что на протяжении жизни эстетические идеалы могут претерпевать изменения. Особенно подвержены этому подростки, прислушивающиеся к мнению товарищей, взрослых; определенные произведения искусства, жизненные потрясения могут изменить их идеалы, и не всегда в лучшую сторону. Поэтому так важно педагогическое сопровождение эстетического становления подростка. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», -отмечает Б.Т. Лихачев [7, с. 87].
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в мотивационной сфере. Б.Т. Лихачев подчеркивает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый осознанный мотив, который проявляется в том, что «.. .одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [7, с. 25].
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в подростке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память; эмоциональные переживания надолго сохраняются в его памяти, нередко превращаясь в мотивы и стимулы поведения, облегчающие процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Специалисты подчеркивают, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли [2, с. 61]. Среди общих выводов непререкаемы постулаты о том, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества: они глубоко запоминают то, что их взволновало, удивило, очаровало красотой.
Сформированность эстетического отношения к действительности, призванная развивать художественные вкусы и облагораживать человека, важна для последующего полноценного развития личности. Поэтому необходимо развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Педагогический акцент на эстетическом воспитании, через который пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, кроется в формировании способностей воспринимать, правильно оценивать и творить прекрасное в жизни и в искусстве.
Памятуя о том, что эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях, необходимы широкое разнообразие и глубина постижения искусства. Наши практические занятия убеждают, что на занятиях по рисованию нужно предлагать детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета, а на обобщающих занятиях целесообразен анализ рисунков: так подросток учится видеть и сравнивать различные варианты выполнения одной и той же композиции (фон рисунка, цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение и т.д.). Именно таким путем, вовлекая учащихся в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту [6, с. 41-46].
Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной и богатой, а поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинами художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны, но богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости. И здесь важно помнить, что наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств следует обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность: воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием своего духовного облика человека и, в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений и вкусов.
Библиографический список
1. Апресян Г.З. Этика: учеб. для высших учебных заведений / Г.З. Апресян. - М.: Гардарики, 2004. - 478 с.
2. Волков Г.Н. Педагогика любви / Г.Н. Волков. - М.: Магистр-пресс, 2002. - 460 с.
3. Воспитание и обучение детей младшего возраста / АНО ВПО «Московская педагогическая академия дошкольного образования». - М.: АНО ВПО МПАДО, 2012. - 312 с.
4. Ильина Е.Б. Воспитание искусством // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С. 17-26.
5. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 20-25.
6. Кузьмичева И.А. Инновационная деятельность современной школы // Начальная школа. 2013. - № 5. - С. 7-11.
7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
8. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика / Л.П. Маслова. - Новосибирск, -2000. - 187 с.
9. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона произведений разными видами искусств // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 68-74.
10. Нехлопочина Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 61-67.
11. Нурутдинова А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности // Искусство в школе. - 2007. -№ 1.- С. 57-64.
12. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Корифей, 2009. - 184 с.
13. Ражников В.Г. Дневник творческого развития / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. -203 с.
14. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1952. - Т. 1. - 458 с.