Научная статья на тему 'Сущность эстетического воспитания в антологии педагогической мысли'

Сущность эстетического воспитания в антологии педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашихина И. А., Калашникова В. А.

В статье рассматривается категория эстетического воспитания в историческом аспекте. Дается понятие эстетического воспитания, раскрываются его содержание и признаки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность эстетического воспитания в антологии педагогической мысли»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В АНТОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

И.А. МАЛАШИХИНА,

доктор педагогических наук, профессор СГУ В.А. КАЛАШНИКОВА,

ассистент кафедры, аспирант СГУ

Аннотация. В статье рассматривается категория эстетического воспитания в историческом аспекте. Дается понятие эстетического воспитания, раскрываются его содержание и признаки. Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое сознание.

Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием многообразных эстетических объектов и явлений реальности, эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. В более узком смысле эстетическое воспитание — направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Эстетическое воспитание направлено на содействие к раскрытию диапазона эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных, эстетических отношений, их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве, анализе).

Осознанным отношением к синкретизму познания окружающего мира и его художественного восприятия отмечены цивилизации Древнего Востока. При этом нерасчлененность религиозного, нравственного, эстетического сознания народа предопределила функции искусства как инструмента воспитания.

В Китае во II—III тыс. до н.э. существовала традиция обучения эстетическим ориентирам в природе, труде, ремеслах, языке, правилах общения. Особое значение, как в общении, так и в обучении, придавалось обрядам и церемониям, наблюдениям над «разнообразием в природе». Свойственные художественно-эстетическому наследию Китая глубина, сдержанность, эмоциональность, стремление передать жизнь природы и человека в их своеобразии и множестве проявлений влияют на направленность эстетического воспитания в современных учебных заведениях.

Древняя и самобытная культура питает традиции эстетического воспитания в Индии. В древнеиндийских учениях особое значение имели тесная связь человека с миром природы и развитие ощущений, сил и способностей души. В индийской эстетике уже с начала нашей эры в связи с творчеством и восприятием художественных произведений развивалось учение о вкусе, о проявлении внутренних состояний во внешних чертах и действиях, об эстетическом чувстве.

Основные тенденции развития теории и практики эстетического воспитания в европейской культуре и образовании уходят корнями в период античности. От него идет вся идея воспитания современного человека, выраженная в понятии «кологатия», характеризующем триединство истины, добра, красоты. Оно же указывает на единое происхождение наук — философии, этики, эстетики. Педагогика опиралась на эту триаду со своего зарождения. Фундаментальные исследования по истории эстетической мысли, проведенные Лосевым, Пахтиным и др., привели к выводу об универсальности понятия «выразительное», включающее в себя все стороны эстетического.

В Средние века религиозное христианское воспитание наложило свою печать и на характер эстетического воспитания, которое ориентировалось на идеалы мистической духовности и аскетизма. Сфера искусства стала практически основным источником эстетического воспитания.

В эпоху реформации Ф. Меланхтон, В. Тротцен-дорф и др. развивали идеи эстетического воспитания средствами литературы и музыки, особо подчеркивая значение красоты в природе и в произведениях искусства. Накопление и обобщение теоретических представлений эстетического в искусстве и действительности, о его влиянии на развитие человека привели в середине XVIII в. к выделению эстетики как самостоятельной науки.

Разработке проблематики эстетического воспитания способствовало развитие педагогических наук. В своих трудах И.Г. Песталоцци подчеркивал чувственное восприятие, воздействие природы и искусства. Во второй половине XIX в. в трудах А. Дистервега

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

были разработаны вопросы об освоении национальной культуры, подчеркнута связь нравственного, умственного и эстетического воспитания в процессе восприятия искусства и культуры детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание в течение многих десятилетий ограничивалось сложившейся системой классического образования. В отечественной педагогической мысли ряд существенных положений о необходимости эстетического воспитания в начальной и средней школе средствами всех учебных предметов принадлежит К.Д. Ушинскому. Продолжением традиций русской эстетики, имевшим и важное просветительское значение, были труды В.С. Соловьева и философов Серебряного века.

Широкое участие в разработке теоретических вопросов эстетического воспитания принимали такие педагоги, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин, И.П. Подласый.

Б.Т. Лихачев понимает под эстетическим воспитанием целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание формирует ребенка эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Своей основной целью эстетическое воспитание ставит выработку у людей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими и утвержденными в практике законами красоты.

По мнению И.Ф. Харламова, эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Как отмечает И.Ф. Харламов, понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эсте-тика»2, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает «ощущение», «чувство». Поэтому в общем, плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное

связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению И.П. Подласого, эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое наслаждение вызывают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность коллективу, добросовестный труд. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное».

Многообразие средств эстетического воспитания обуславливает широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный характер в зависимости от того, что выступает средством эстетического воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Чрезвычайно больше возможности представляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие об его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания — формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Таким образом, ориентация на современный характер процесса эстетического воспитания требует от ребенка активного саморазвития, личного художественно-эстетического сознания, творческой деятельности в сфере искусства и реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.