Научная статья на тему 'Формирование зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности'

Формирование зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1061
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Луговская Виктория Александровна

Данная статья рассматривает применение изобразительной деятельности как средства формирования зрительного восприятия учащихся в начальной школе. Рассмотрены трудности и сложности детей с задержкой психического развития в процессе изображения рисунков. Выделены особенности изобразительной работы у исследуемых учеников. Таким образом, изобразительная деятельность рассматривается как коррекционный развивающий и психотерапевтический метод повышения уровня зрительного восприятия школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Луговская Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности»

котором воспитана избирательность, будет находить в социальных сетях только интересную для себя информацию, в соответствии со своими интересами, взглядами и увлечениями.

- пропагандировать ценность физического здоровья, стимулировать на занятия спортом для формирования и поддержания красивого внешнего вида, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Таким образом, педагогу необходимо спроектировать свою деятельность максимально тактично, помогая подростку разобраться в себе, снизить их напряженность и, в случае тяжелой ситуации, подсказать выход. Для любого подростка очень важна позитивная оценка своего внешнего облика, ему необходимо как можно чаще говорить о достоинствах его внешности, физических данных, умственных способностей.

Список литературы

1. Абдрахманова В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей // В.Г. Абдрахманова / Вопр. Психологии, 2005. № 2. С. 138-142.

2. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних // Б.Д. Алмазов. Свердловск, 1998. 150 с.

3. АндрееваГ.М. Социальная психология // Г.М. Андреева. М.: АспектПресс, 2002. 363 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Л.И. Божович. М.: МПСИ, 2015. 342 с.

5. Вачкова С.Н. Особенности сетевых форм коммуникации современных школьников // С.Н. Вачкова / Социальная психология и общество, 2014. Том 5. № 4. С. 136-144.

6. Москаленко В.В. Социализация личности // В.В. Москаленко. М.: Высш. шк., 2015. 202 с.

7. МудрикА.В. Социализация человека // А.В. Мудрик. М.: Академия, 2014. 304 с.

8. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Т.Г. Араканова. М.: Высшая школа, 2013. 342 с.

9. Федоров В.В. О мотивации подростков - пользователей социальных сетей // В.В. Федоров, 2015. Т. 6. № 3. С. 98-108.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М. Воронеж, 1995.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Луговская В.А.

Луговская Виктория Александровна - студент, кафедра специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: данная статья рассматривает применение изобразительной деятельности как средства формирования зрительного восприятия учащихся в начальной школе. Рассмотрены трудности и сложности детей с задержкой психического развития в процессе изображения рисунков. Выделены особенности изобразительной работы у исследуемых учеников. Таким образом, изобразительная деятельность рассматривается как коррекционный развивающий и психотерапевтический метод повышения уровня зрительного восприятия школьников. Ключевые слова: задержка психического развития, зрительное восприятие, изобразительная работа, коррекционная деятельность, образ, развитие.

Вопрос зрительного восприятия выступает одним из актуальных проблем в нынешней психологической педагогической науке. Восприятие считается довольно сложным, общим процессом, направленным на понимание окружающей реальности, которая влияет на индивида. Восприятие описывается предметностью, избирательностью, целостностью, апперцепцией. Главной разновидностью восприятия выступает зрительное восприятие, в качестве сложной системной работы, включающей обработку зрительных сведений, поступающих из мира, ее оценивание, толкование, отнесенность к определенному классу.

Обучение умениям изобразительной работы учеников с задержкой психического развития описывается в трудах Т.А. Гузикова, В.С. Кузин, Р.Н.Михайлова, Л.П. Григорьевой и иных авторов.

По мнению В.С. Кузин изобразительная работа, в качестве разновидности продуктивной работы учеников с задержкой психического развития, содействует формированию зрительного восприятия, развитию зрительных эталонов [3].

Изобразительная работа, отмечает Т.А. Гузикова, имеет эмоциональный разгрузочный характер, стимулируя эстетическое и интеллектуальное детское развитие [4].

Полное формирование мелких движений рук на уроке изобразительного искусства протекает под контролем зрения, по этой причине формируя мелкую моторику, развивается внимание, зрительное восприятие.

Р.Н. Михайлова отмечает, что изобразительная работа выступает в качестве мощного средства развития интеллекта. При этом она обладает своими особенностями в сфере психических процессов, которые обеспечивают формирование такой работы, особенности, которые связаны с изобразительным характером работы [5].

Урок тематического рисования представлен в качестве закрепления в графической форме зрительных образов определенных предметов, формирование у них пространственного ориентирования.

Рисование устанавливается восприятием, от качества и характера которого зависит качество рисунка.

Как отмечает Л.А. Неменская, целенаправленное восприятие представлено нужным условием для полного отображения в рисунках явлений, предметов окружающей реальности. Чем качество восприятия выше, тем красочнее суждения. У учеников с задержкой психического развития отмечено запоздание процесса восприятия, слабость синтеза, анализа при распознании пространственных отношений, предметов. Так определяется неполнота, узость, осмысление восприятия действительных объектов, рисунков. Специфика зрительного восприятия у учеников с задержкой психического развития предоставляют картину сужений, которые отражаются в изображениях [6].

У учеников с задержкой психического развития по мнению О.В. Защиринской имеются сложности при надобности выделения некоторых элементов из объекта, воспринимаемого одно целое. Ученики усложнены в дорисовывании единого образа по определенной части, образы предметов в суждении учеников не точные, число образов-суждений у них меньше в сравнении с детьми с нормальным развитием [7].

У учеников с задержкой психического развития имеются сложности в построении единого образа, определении объекта на фоне. Замедленно образуется единый образ. Таким ученикам свойственна единая пассивность восприятия, что выражается в попытке подменять наиболее трудную задачу наиболее простой, в стремлении отделаться быстрее [7].

В изображениях отмечены выраженные пространственные нарушения в размещении объектов на бумажных листах, неверное совмещение некоторых частей объектов друг с другом, отсутствие на рисунках мелких элементов.

Р.Н. Михайлова подметила особенности изобразительной работы у учеников [5]:

- отсутствует интерес к итогам работы;

- слабая ассоциация между личными графическими построениями, действительными явлениями, предметами;

- сложность узнавания в личных графических образах действительных предметов, их стремительное забывание;

- графические штампы;

- схематичность и статичность изображений по содержанию, форме;

- отсутствует преднамеренный цветовой выбор;

- скудность решения цвета;

- недостаточное развитие композиционных построений сюжетов;

- не высокий уровень становления познавательных процессов.

В ходе изобразительной работы на уроке рисования у учеников регулярно формируется верное восприятие размера, формы, положения, цвета в предметном пространстве окружающей реальности. Учеников обучают искать схожесть, отличие между нарисованными объектами.

В ходе занятий рисованием протекает активное скопление, улучшение суждений об явлениях и предметах, формируется наблюдательность, воображение, зрительная память, художественный вкус.

Таким образом, изобразительная работа находится в тесном взаимодействии с единым формированием детей, так как в ходе изображения принимает участие не некоторая функция, а в целом, личность. Под воздействием проводимого обучения изобразительной работы улучшается познавательный процесс: дифференцировано восприятие, обогащены суждения, формируется наблюдательность, произвольное внимание. Изобразительная работа способствует улучшению

эмоциональной волевой, двигательной моторной области. Также содействует обогащению, речевому развитию.

Рассмотрение изобразительной работы позволяет определять присущие черты для учеников с задержкой психического развития. Основное различие от нормально развивающихся учеников -наиболее низкий уровень графической работы, замедленный темп становления. Ученики не могут сами в полной мере понять намеченные перед ними задачи. Лишь с помощью педагога дети могут выполнить начальный этап рисунка, согласно инструкции. По этой причине достаточно существенно начинать коррекционную развивающуюся деятельность, обучение учеников на ранней стадии становления.

В ходе изобразительной работы считают М.В. Водинская, М.С. Шапиро формируются положительные условия для установления склонности отличать размер, форму, пространственные соотношения, цвет зрительно воспринимаемых объектов. На уроке рисования ученики детально анализируют, исследуют особенности действительных предметов, понимают их строение, цвет, форму, иные свойства, исполняют разные мыслительные операции. Графические упражнения предоставляют возможность выявить, насколько сами ученики дифференцируют геометрические фигуры различной формы, ищут фигуры одной формы, при этом их величина, окраска разная, соотносит объекты изображения с определенной геометрической формой [8].

На уроке осуществляется проверка, могут ли ученики, используя одну устную инструкцию, рисовать предметы различного размера, могут ли ученики сравнивать по размеру два-три предмета, передавать размеры в рисунках. Проводится проверка способности детей отличать, именовать главные цвета, выбирать предметы по цвету, отвечает ли окрас нарисованных предметов их действительному цвету, соблюден ли цветовой порядок в рисунках декоративного характера.

Изобразительная работа формирует положительные условия для специфичных особенностей учеников в плане ориентирования в пространстве, умений расположить объекты на плоскости бумажных листов [7].

Коррекционные развивающие и психотерапевтические возможности искусства обусловлены оказанием детям с проблемами, почти неограниченных возможностей для самореализации, самовыражения, в ходе творчества, в продуктах, познанием, утверждением «Я». Формирование детьми продуктов художественной работы упрощает коммуникационный процесс, определения отношений с существенными взрослыми людьми, ровесниками на различных стадиях личностного развития. Интерес к итогам творчества детей со стороны окружающих их людей, принятие ими продуктов художественной работы усиливает самостоятельную оценку, принятие детьми. Это способствует решению существенных задач - приспособление детей с помощью искусства, художественной работы в социуме.

Таким образом, использование изобразительной работы в коррекционной деятельности для становления зрительного восприятия с учениками младших классов предоставляет возможность получить позитивные итоги: формируются положительные условия для становления общения замкнутых учеников; воздействие на понимание детьми переживаний.

Список литературы

1. Григорьева Л.П. Развитие зрительного восприятия / Л.П. Григорьева. М.: «Школа-Пресс», 2011. 160 с.

2. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / Л.П. Григорьева // Дефектология, 2010. № 2. С. 92-96.

3. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах» / В.С. Кузин. Волгоград: Учитель, 2008.

4. Методика преподавания ИЗО в специальной (коррекционной) школе. Рабочая программа / Т.А. Гузикова, 2015. 19 с.

5. Михайлова Р.Н. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР / Р.Н. Михайлова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-dietiei-s-zpr.html/ (дата обращения: 17.05.2019).

6. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство» / Л.А. Неменская. М.: Просвещение, 2016. 60 с.

7. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии /составитель: О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2009. 432 с.

8. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро. 3-е изд. М.: Теревинф, 2015. 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.