Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ И ЯВЛЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ И ЯВЛЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ЯВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холобцева К.И.

В статье раскрыты особенности формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности детей с задержкой психического развития, так как они являются важным компонентом умственного развития ребенка и связаны с его социализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING REPRESENTATIONS ON SUBJECTS AND PHENOMENA OF ENVIRONMENTAL REALITY IN CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article reveals the features of the formation of ideas about objects and phenomena surrounding the reality of children with a delay in mental development, as they are an important component of mental development of the child and are associated with its socialization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ И ЯВЛЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37

Холобцева К.И. студент 4 курса государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский Инженерно-Педагогический Университет» факультет психологии и педагогического образования кафедра специального (дефектологического) образования)

Россия, г. Симферополь

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ И ЯВЛЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: В статье раскрыты особенности формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности детей с задержкой психического развития, так как они являются важным компонентом умственного развития ребенка и связаны с его социализацией.

Ключевые слова: задержка психического развития, представления, предмет окружающей действительности, явление окружающей действительности.

Holobtseva K. I.

Fourth year student

State budget educational institution of higher education of the Republic of

Crimea

"Crimean Engineering Pedagogical University" Faculty of Psychology and Teacher Education Department of special (defectology) education)

Russia, Simferopol PECULIARITIES OF FORMING REPRESENTATIONS ON SUBJECTS AND PHENOMENA OF ENVIRONMENTAL REALITY IN CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

Abstract: The article reveals the features of the formation of ideas about objects and phenomena surrounding the reality of children with a delay in mental development, as they are an important component of mental development of the child and are associated with its socialization.

Key words: mental development delay, ideas, the subject of the surrounding reality, the phenomenon of the surrounding reality.

Представления - это образы, возникающие на основе припоминания ранее воспринятых предметов и явлений или продуктивного воображения. В зависимости от происхождения, представления разделяют на представления памяти и воображения. Первые формируются на основе непосредственного

восприятия органами чувств предмета, вторые - без непосредственного восприятия объекта в процессе мыслительной деятельности. Представления человека о предметах и явлениях окружающей действительности складываются в течение всей его жизни [2].

По видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные.

По происхождению выделяют следующие виды представлений: возникающие на основе восприятия, сформированные на основе мышления и представления, сформированные на основе воображения.

По степени обобщенности выделяют два вида представлений: единичные и общие.

По степени волевых усилий выделяют следующие виды представлений: непроизвольные и произвольные.

В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени [4].

Предмет окружающей действительности - это некоторая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое. Предмет имеет название и свойства. К качественным свойствам предмета относятся: цвет, форма, вкус, к количественным - размер, вес, возраст.

Явление окружающей действительности - это постоянные изменения окружающего мира.

Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности происходит в несколько этапов:

- первичное ознакомление с предметами, явлениями, их названием, назначением;

- ознакомление с особенностями предмета или явления, их характерными признаками (свойствами), сравнение предметов;

- деятельность по формированию представлений.

Основные задачи формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности учащихся с задержкой психического развития:

1. Формировать у ребенка целостную картину окружающего мира.

2. Развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух).

3. Ознакомить с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.).

4. Формировать представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, о родственных отношениях.

5. Формировать представления о макросоциальной среде, о деятельности людей, явлениях общественной жизни.

6. Формировать представления о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе.

7. Формировать экологические представления.

Усвоение учащимися систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания учащихся, так как заложенные на их основе первичные представления об окружающей действительности позволяют в дальнейшем обучении формировать правильное мировоззрение, создают необходимые условия для успешного усвоения учебных предметов, имеющих природоведческое содержание, успешной социализации ребенка в обществе.

В ходе ознакомления с окружающей действительностью прежде всего, появляется возможность расширить представления ребенка о том мире, в котором он живет, выделить и сделать предметом его внимания те условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия его деятельности.

Ознакомление с явлениями и объектами окружающей природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение выделять их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов учащихся с задержкой психического развития.

Особое место при ознакомлении с окружающим уделяется формированию у детей с нарушениями интеллекта представлений о социальных явлениях. Для этого с самого начала необходимо сформировать у учащихся представление о себе, далее большое внимание уделяется формированию представлений о своей семье. В дальнейшем формируют у детей представление о людях, близких по ежедневному общению, их учат согласовывать свои действия с действиями своих сверстников в совместной деятельности. Сформированные представления о социальных явлениях обеспечивают ребенку психологическую готовность для вхождения в новый коллектив.

В процессе ознакомления с окружающим формируются представления о взаимозависимости всех явлений в природе и обществе: взаимозависимости объектов и явлений в неживой и живой природе, взаимосвязи неживой и живой природы, природы, и жизнедеятельности человека.

Формирование данных представлений у детей с задержкой психического развития развивается медленнее, чем у сверстников, которые развиваются по возрастным нормам.

У данной категории детей к началу школьного обучения представления о предметах и явлениях окружающей действительности,

элементарные математические и языковые обобщения, необходимые для дальнейшего школьного обучения сформированы недостаточно [1].

Дети с задержкой психического развития имеют неточные представления даже о тех явлениях, которые им приходилось наблюдать в своей повседневной жизни. Они не могут правильно рассказать о составе своей семьи и о профессиях взрослых. Их знания о профессиях поверхностны и часто ошибочны. Дети часто не в состоянии ответить на вопросы, которые касаются их самих. Они плохо ориентируются в названии, назначении, расположении общественных и бытовых предприятий. Учащиеся с задержкой психического развития часто смешивают и путают понятия время года и месяц, не умеют рассказать об отличительных признаках времен года. При рассматривании картин с изображением разных времен года, дети с ЗПР почти безошибочно определяют зиму и лето, но при этом опираются лишь на несколько отличительных признаков. Ученики с задержкой психического развития часто путают осень и весну, так как эти сезоны имеют ряд схожих явлений. Учащиеся с задержкой психического развития затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Это проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. У данной категории детей наблюдается большое количество ошибочных ответов при назывании изображений предметов, что касается только определенных групп. Не зная наименования предмета, дети с ЗПР часто дают его фрагментарное описание. В некоторых случаях дети с ЗПР, правильно называя изображенных животных, не могут рассказать о тех признаках, по которым они их узнали. Они часто расширяют значение слов, не имея отчетливых представлений о существенных признаках предметов.

Уже в первый год обучения школьники встречаются с заданиями, когда нужно описать отдельные предметы или рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Чтобы составить полный, последовательный рассказ, ребенок должен отчетливо представлять себе объект, его существенные свойства. Эти задания вызывают большие трудности у детей с задержкой психического развития.

При описании объекта дети осуществляют анализ в основном в трех направлениях: называют цвет, размер деталей и дают эмоциональную оценку. В некоторых случаях дети указывают один - два оценочных признака, а затем перечисляют детали анализируемого объекта.

Многие дети с задержкой психического развития не дифференцируют основные и промежуточные цвета. Им трудно определить форму предмета, его величину, материал, из которого он изготовлен. Они затрудняются дать сравнительную характеристику величин двух предметов даже в том случае, когда правильно указывают размер каждого в отдельности [3].

Ошибка, характерная для детей с задержкой психического развития -перенесение признака, который принадлежит части предмета, на весь предмет, что говорит о несформированности операции анализа.

При сравнении двух предметов дети с задержкой психического развития часто рассказывают только об одном из них, выделяя хорошо знакомые и его яркие признаки, а затем переходят к описанию второго предмета. Называя отличительные признаки объектов, дети с ЗПР часто не могут рассказать в чем их сходство или наоборот, выделив у сравниваемых объектов общие признаки, не определяют их различий.

Использованные источники:

1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. / В.М. Астапов. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

3. Шевченко, С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Пособие для учителя. / С.Г. Шевченко. -М.: Просвещение, 1990, с. 9 - 13.

4. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. / З. М. Дунаева. - М.: Советский спорт, 2006 г. - 144с.

5. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.

УДК 37

Холобцева К.И. студент 4 курса

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Республики Крым «Крымский Инженерно-Педагогический Университет» факультет психологии и педагогического образования кафедра специального (дефектологического) образования)

Россия, г. Симферополь ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: в данной статье рассмотрено значение и влияние уроков изобразительного искусства на детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, изобразительное искусство, изобразительная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.