Научная статья на тему 'Развитие творческого воображения детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности'

Развитие творческого воображения детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2478
404
Поделиться
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ВООБРАЖЕНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шуненкова Татьяна Александровна, Филиппова Светлана Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические вопросы развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития: особенности и влияние творческого воображения на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка. Представленные эмпирические данные отражают роль изобразительной деятельности в развитии творчества дошкольников с задержкой психического развития.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Шуненкова Татьяна Александровна, Филиппова Светлана Анатольевна,

DEVELOPMENT OF CREA TIVEIMAGINA TION OF CHILDREN WITH THE DELA Y OF MENTAL DEVELOPMENT IN GRAPHIC ACTIVITY

The article presents theoretical and experimental data characterized the potential of graphic activity in development of creative imagination of children with a delay of mental development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого воображения детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности»

УДК 159.9.973

Т.А. Шуненкова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») С.А. Филиппова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4782) 35-56-68, e-mail: wega-04@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются теоретические вопросы развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития: особенности и влияние творческого воображения на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка. Представленные эмпирические данные отражают роль изобразительной деятельности в развитии творчества дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: творчество, воображение, задержка психического развития

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения. Позднее появляются теоретические разработки в области изучения взаимосвязи воображения с другими познавательными процессами. За период с середины XX в. и по настоящее время в исследованиях А.В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, А.Я. Пономарева, В.Н. Пушкина нашли отражение вопросы природы творчества как познавательного психического процесса, его особенностей и свойств. Б.М. Теплову, Д.Б. Богоявленскому, А.В. Запорожцу, В.А. Крутецкому, А.В. Петровскому принадлежат разработки принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей.

В современном мире складываются особые требования к личности, предполагающие формирование таких качеств как открытость новому опыту, умение находить нестандартные решения в складывающихся ситуациях, творческое отношение к действительности. В этой связи в образовательной среде актуализировались вопросы, связанные с формированием и развитием творчества учащихся, основой которого с психологической точки зрения является творческое воображение. В современных исследованиях воображение рассматривается не только как отдельный познавательный психический процесс, но и как всеобщее свойство сознания. Творческое воображение изучается как двусторонний процесс: с одной стороны, формирующий разнообразные явления человеческой культуры, а с другой - предполагающий приобщение к ним человека в процессе его жизни.

Творческое воображение тесным образом связано с различными сферами психического развития ребенка: познавательной деятельностью, собственной активностью ребенка во взаимодействием с предметным миром и социальным окружением. Творческий процесс активизирует развитие не только когнитивной, но эмоционально-нравственной сферы личности, способствует развитию социальной компетентности.

В качестве средств развития творческого воображения дошкольников в психолого-педагогической литературе выделяются игра (Л.А. Венгер; В.А. Кудрявцев), конструирование (Т.С. Комарова, З.В. Лиштван), литературный материал (В.А. Краснов, О. Ушакова). Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения отражена в работах Н.П. Сакулиной, Е.Л. Флериной, Т.С Комаровой. Они

отмечают, что в работе над изображением ребенок получает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать [5].

Проблема развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития в литературе освещена недостаточно широко, однако, можно предположить, что систематическое использование изобразительной деятельности в качестве средства развития творчества детей будет оказывать комплексное положительное воздействие на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка.

С целью изучения роли изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было проведено теоретическое и опытно-экспериментальное исследование данной проблемы.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что развитие творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития будет осуществляться более эффективно, если:

- обогатить содержание подгрупповых занятий заданиями и упражнениями по рисованию, направленными на поэтапное развитие творческого воображения с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников с ЗПР;

- постепенно усложнять материал за счет перестраивания инструкции, предъявляемой ребенку;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формировать операционные навыки, необходимые для создания образов воображения.

Изучение и анализ исследований позволяют сделать выводы об особенностях воображения дошкольников с задержкой психического развития:

- дети с ЗПР испытывают значительные трудности при овладении механизмами творческого воображения, качественно отличается процесс овладения средствами опосредования воображения (вербальными, модельными и символическими);

- наиболее ярко выражена незрелость, и своеобразие развития воображения, проявляющиеся в игровой деятельности (М.А. Егоровой, Л.В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, Е.С. Слепович, У.В. Ульенковой);

- знаково-символические средства в замещении используются стереотипно, скорее как замена, отмечаются слабость и кратковременность ситуационного замещения (Е.С. Слепович);

- преобладание у дошкольников с задержкой психического развития такого свойства воображения как репродуктивность создает трудности в усвоении программного материала в дошкольном учреждении, тормозит развитие личностных качеств, затрудняет подготовку к школе и дальнейшее обучение.

Процесс становления творческого воображения стал предметом изучения в исследованиях О.В. Боровик, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой и др., посвященных анализу специфики развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Они отмечают необходимость одновременного формирования структурных и операциональных компонентов воображения, специальное создание материальной базы для деятельности творческого воображения посредством обогащения чувственно-эмоционального опыта детей, расширения запаса их представлений об объектах и явлениях окружающей действительности [6].

В эксперименте принимали участие 5 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития соматогенного генеза.

Диагностическое обследование проводилось с использованием методик: «Нарисуй картинку» (П. Торренс); «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева); «Линейка чудодейка» (Л.В. Мищенкова); «Колокольчик» (Л.В. Мищенкова); «Загадочный танграм» (Л.В. Мищенкова); «Что на что похоже» (В. Синельников, В. Кудрявцев). В качестве критериев, позволяющих охарактеризовать особенности развития творческого воображение детей экспериментальной группы, определялись: способность к комбинированию образов знакомых элементов; оригинальность способов действий; новизна в создании продукта самостоятельного действия.

Обработка данных констатирующего этапа показала следующие характерные особенности развития творческого воображения детей экспериментальной группы:

- образы, создаваемые детьми в рисунках стереотипны, маловыразительны, детали рисунков не проработаны;

- в рисунках детей очень слабо прослеживается оригинальность и необычность;

- дети проявляют большее творчество в создании композиции из простых геометрических фигур, испытывают затруднения в синтезе образа из элементов;

- дети испытывают сложности с отступлением от шаблона, продуцированием новых элементов в рисунке, затрудняются воспроизвести скрытые стороны объекта.

Количественная обработка данных позволила сделать вывод, что развитие творческого воображения детей экспериментальной группы на данном этапе исследования находится на среднем и ниже среднего уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты констатирующего обследования явно указывают на необходимость проведения работы по развитию творческого воображения детей экспериментальной группы. В качестве задач формирующего этапа эксперимента были выделены:

¡.Формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения.

2.Развитие и автоматизация умений выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

3. Обучение созданию выразительных, оригинальных образов, умению видеть характерные и скрытые свойства предметов с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, делению на смысловые части.

Работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в изобразительной деятельности строилась в соответствии с принципами коррекционно-развивающего воздействия: единства коррекции и развития, от простого к сложному, наглядности, использования игровой деятельности.

Формирующий эксперимент состоял из 3-х взаимосвязанных этапов: пропедевтического, основного, заключительного.

На пропедевтическом этапе проводилось обучение построению знакомых предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировалось умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке («Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует» и др.).

На основном этапе дети учились анализировать объекты и ситуации. Основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях - это один из важных компонентов развития воображения, для формирования которого использовались задания на дорисовывание («Дорисуем рассказ», «Геометрические фигуры в предметах», «Дорисуй картинку»).

На основном этапе продолжалась работа по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению уже имеющегося у него запаса знаний об окружающем. Составляя композиции, ребенок не просто устанавливал причинно-следственные связи, но и включался в активный процесс создания полного сюжета, самостоятельно придумывал и фантазировал. У детей укреплялся интерес к занятиям, активизировалась речь, развивалась способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения, создавались предпосылки самостоятельной творческой деятельности.

На заключительном этапе целью работы становится развитие самостоятельного изобразительного творчества детей. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре. Проводились такие задания, как «Опорные слова», «Иллюстрации к сказке», «История о ...».

Об эффективности проделанной работы позволяют судить данные контрольного этапа эксперимента.

Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования позволил сделать вывод о динамике в развитии творческого воображения детей, о чем свидетельствуют следующие характеристики:

- проявляются элементы творческой фантазии в создаваемых образах, в рисунках появляется характерность, красочность, выразительность;

- проявляется сложность в композиции, наличие дополнительных деталей, их проработанность;

- появляется оригинальность в комбинировании при создании образов из простых геометрических фигур, развивается умение синтезировать общее из частей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- появляется новизна и оригинальность в самостоятельном творчестве, способность абстрагироваться от шаблона, представить невидимые элементы предмета.

Количественный анализ результатов контрольного эксперимента позволил сделать вывод, что дети демонстрируют средний и выше среднего уровень развития творческого воображения. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов показал, что у всех детей экспериментальной группы обнаружен положительный, из них у двоих детей, - выраженный положительный сдвиг в развитии творческого воображения. Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют говорить об эффективности проведенной работы.

Диагностический инструментарий и апробированная формирующая программа могут использоваться в коррекционно-развивающей деятельности психологов, как специальных дошкольных образовательных учреждений, так и коррекционных групп для детей с задержкой психического развития.

Литература

1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ЦГЛ «Рон»», 2000. 112 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 275 с.

3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 152 с.

4. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1. С. 8-16.

5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 134 с.

6. Улъенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 180 с.

T.A. Shynenkova, S.A. Filippova

DEVELOPMENT OF CREA TIVEIMAGINA TION OF CHILDREN WITH THE DELA Y OF MENTAL DEVELOPMENT IN GRAPHIC ACTIVITY

The article presents theoretical and experimental data characterized the potential of graphic activity in development of creative imagination of children with a delay of mental development.

Keywords: creativity, imagination, delay of mental development.