Научная статья на тему 'Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием'

Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1799
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГРАФО-МОТОРНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖАННЫМ ТЕМПОМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL BASIS OF GRAPHIC ACTIVITY / GRAPHIC-MOTOR SKILLS / PECULIARITIES OF THE MENTAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT RATE / DIAGNOSTIC STUDY OF PREREQUISITES OF GRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лонская Диана Владимировна

Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с замедленным темпом психического развития обусловлена несформированностью психологического базиса, необходимого для этого (внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации). По особенностям развития изобразительной деятельности дети с задержкой психического развития представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития в период подготовки к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лонская Диана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR FEATURES OF BASIC MENTAL FUNCTIONS DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH NORMAL AND DELAYED DEVELOPMENT

The formation of graphic activity of preschool children with a slower rate of mental development is complex due to an immature psychological basis required for this (attention, visual-spatial perception, hand-eye coordination). According to the particularities of graphic activity, children with mental retardation can be divided into three groups, each characterized by a different combination of formed and immature psychological functions. The findings suggest the need for a differentiated approach to the correctional and developing work with preschool children with mental retardation in the period of preparation for school.

Текст научной работы на тему «Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием»

Д.В. Лонская

Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием

Сложность формирования изобразительной деятельности у дошкольников с замедленным темпом психического развития обусловлена несформированно-стью психологического базиса, необходимого для этого (внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации). По особенностям развития изобразительной деятельности дети с задержкой психического развития представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития в период подготовки к школе. Ключевые слова: психологический базис изобразительной деятельности, графо-моторные навыки, особенности психического развития детей дошкольного возраста с задержанным темпом психического развития, диагностическое исследование предпосылок изобразительной деятельности.

В настоящее время в массовых детских садах наблюдается много детей с задержанным темпом развития. Причины этого - состояние здоровья, знаки раннего органического поражения, конституционные факторы. Количество таких детей растет, т.к. есть тенденция к невыделению таких детей в особые группы в связи с отсутствием оценочных мероприятий при приеме в детский сад. Однако эти дети в период подготовки к школе испытывают определенные трудности при выполнении нормативных заданий, поскольку их развитие не соответствует показателям нормального. Это отражается, в том числе, и на изобразительной деятельности, сложность формирования которой у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлена несформированностью необходимого психологического базиса: внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и т.д.

Для сравнения особенностей и уровня развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием было проведено исследование детей в коррекционных (№№№ 1645, 908)

и массовом (№ 1623) дошкольных учреждениях г. Москвы в период с сен-i о тября по декабрь 2011 г. Участниками эксперимента стали 33 дошкольни-|§ ка с ЗПР и 16 детей с нормальным развитием в возрасте 6 лет.

Диагностическое исследование состояло из двух блоков: 1 блок -^ изучение психологического базиса изобразительной деятельности (зрительное восприятие, зрительно-моторная координация, пространственное восприятие, конструктивный праксис, уровень саморегуляции, внимания, работоспособности); 2 блок - исследование уровня развития графических навыков (проведение прямых, волнистых и ломаных линий в разных направлениях, рисование неотрывно графических рядов (узоров), методика «Дорисуй», рисунок человека, геометрические фигуры Векслера, нарисуй «целое»).

Диагностические задания отбирались с учетом их возможностей выявлять уровень развития общих интеллектуальных умений, графических навыков, качественное своеобразие психических функций, а также выделить те из них, которые отражают нарушения психического развития.

Модификация выбранных методик заключалась в разработке критериев качественной оценки сформированности графических навыков, предпосылок изобразительной деятельности и создании шкалы их количественных оценок.

Разработка шкалы и описание критериев опирается на принципы психолого-педагогического подхода.

Для оценки результатов выполнения заданий разработана четырехбалльная шкала (от 0 до 3), которая сочетает результаты измерения как уровня сформированности психических функций, необходимых для успешной изобразительной деятельности, так и уровень общих интеллектуальных умений (понимание условий задания и принятие помощи).

Источниками диагностического инструментария послужили научно-практические разработки И.Ю. Левченко [1], Н.Г. Салминой [2], А.В. Семенович [3], Е.А. Стребелевой [4].

Для успешного овладения изобразительной деятельностью необходимо не только хорошее представление об изображаемых предметах и их свойствах (что базируется на развитии навыков восприятия), но и сформированные графические навыки, которые, в свою очередь, опираются на мелкую моторику руки. Графические навыки являются основой изобразительной деятельности, и успешное овладение ими - необходимое условия (предпосылка) для обучения письму. Но уровень развития графических навыков в полной мере зависит от уровня развития высших психических функций (ВПФ). Поэтому изобразительную деятельность можно рассматривать не только как эффективное средство

развития графических навыков и предпосылку для успешного овладе- к ния школьными навыками, но и как эффективное средство коррекции | о и развития ВПФ. | §

Используемую нами четырехбалльную шкалу можно условно разде- с ^ лить на три диапазона, отражающих как уровень развития сформирован-ности психических функций, так и уровень развития изобразительной деятельности.

1 уровень (средние количественные значения качественных показателей в диапазоне от 0 до 1,5 баллов по итогам выполнения всех заданий) - это низкий уровень развития изучаемых функций, отражающий качественное своеобразие развития изобразительной деятельности. Уже с начала выполнения задания наблюдается пресыщение деятельностью. Уровень произвольного внимания низкий и неустойчивый. Помощь малоэффективна. Манипулятивная функция рук значительно ограничена: наблюдается неправильная посадка при письме, неловкость пальцевой моторики, нарушение координации движений. С трудом регулируют силу нажима на карандаш. При штриховке объекта выходят за края контура изображенного предмета. Форма, строение и пропорции изображений часто не соблюдаются. Основный тип изображения - каракули или схемы. Не могут самостоятельно придумать ни одного образа. Нарушена зрительно-пространственная координация, что проявляется в неправильном воссоздании узора или серии вертикальных и горизонтальных линий по образцу, даже с организующей помощью психолога. С трудом воссоздают целостный образ по разрезанной картинке, путем перебора вариантов и случайного сложения частей изображения. Зрительное восприятие нарушено: из трех наложенных контуров предметов участники эксперимента узнают только два и часто с ошибками.

2 уровень (среднее значение итоговой оценки в диапазоне от 1,6 до 2,2 баллов) - средний уровень развития, отражающий диапазон отклонения от нормального развития. Дети не всегда могут самостоятельно выполнить задания. Им часто требуется как стимулирующая, организующая, так и наглядно-действенная помощь, которую они эффективно используют. Работоспособность имеет мерцательный или истощающийся характер с середины или к концу выполнения задания. Наблюдается неловкость пальцевой моторики. Не всегда удается закончить движение в нужной точке и выполнить штриховку, не выходя за края изображения. Форма, строение и пропорции изображения передаются с некоторыми искажениями. Созданные образы в рисунке - стереотипны, не отличаются разнообразием. Тип изображения - графические пиктограммы. Разрезанные картинки собирает самостоятельно, путем зрительного

к к соотнесения и целенаправленных проб. Зрительное восприятие развито,

í о однако могут допускаться некоторые ошибки при распознавании нало-

| § женных друг на друга изображений. При этом ошибки исправляются

си ^

£ самостоятельно.

^ 3 уровень (среднее значение в диапазоне от 2,3 до 3,0 баллов) - высо-

кий уровень, отражающий диапазон нормального возрастного развития. Высокий уровень произвольного внимания, работоспособности, саморегуляции. Иногда требуется стимулирующая помощь. Регулируют силу нажима на карандаш и амплитуду движения. Прекращает движение в нужной точке, аккуратная штриховка, не выходящая за края изображения. Пространственные свойства предметов (форма, пропорции, величина) передаются точно. Рисунок занимает центральное положение на листе. Быстро и самостоятельно придумывают большое количество образов. Тип изображения - художественные образы. Разрезанные картинки собирают самостоятельно и быстро, путем зрительного соотнесения. Зрительное восприятие развито хорошо, быстро и самостоятельно без ошибок узнают наложенные друг на друга изображения.

Результаты диагностики показывают, что по уровню развития графических навыков и психологических предпосылок к изобразительной деятельности 3 уровень не продемонстрировали ни дети с ЗПР, ни дети из массового детсада.

Анализ полученных результатов сравнительного изучения психологического базиса дошкольников с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников показал следующее.

Такие показатели, как уровень зрительно-моторной координации, целостность восприятия (мыслительные операции анализа и синтеза), уровень развития продуктивного воображения и графических навыков у дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем соответствующие показатели у детей из массового сада. Особо нужно отметить общее недоразвитие мелкой моторики.

Самые низкие показатели дошкольники с ЗПР показали при выполнении следующих упражнений: «Нарисуй целое», «Рисунок человека», «Наложение контуров трех предметов», «Узор» и «Геометрические фигуры Векслера». Анализ столь низких результатов позволяет сделать выводы о несформированности зрительного гнозиса, пространственного восприятия, графических навыков и предметного рисунка.

Показатели по уровню развития зрительно-пространственного восприятия и предметного рисунка («Нарисуй целое», «Рисунок человека») оказались одинаково низкими для обеих групп испытуемых. Это значительно ниже показателей возрастной нормы (нормативам) предыдущих

лет, что требует дополнительного психолого-педагогического внимания к к коррекции этих функций. | о

По результатам оценки уровня саморегуляции, работоспособности | § и произвольного внимания дети с ЗПР значительно уступают своим свер- с ^ стникам из массового детского сада. Примерно 50% дошкольников с ЗПР нуждаются в дополнительной помощи стимулирующего и разъяснительного характера, а 30% детей с ЗПР - в помощи наглядно-действенного характера. Около 20% детей с ЗПР выполняют задания со значительными ошибками, вообще не используя предлагаемой помощи.

У детей с ЗПР речь редко сопровождала выполнение задания, если и были высказывания, то никак не связанные с процессом выполнения задания.

По особенностям развития изобразительной деятельности дети с ЗПР представляют собой три группы, каждая из которых характеризуется различным сочетанием сформированных и несформированных психологических функций.

Первая группа (18%) - дети с низким уровнем сформированности психологического базиса. Эти дети не понимают инструкцию к заданию с первого раза, им требуется дополнительная помощь. В некоторых случаях выполнение задания оказывается недоступным даже с наглядно-действенной помощью. Они быстро истощаются и с трудом удерживают даже кратковременное внимание. Дети этой группы демонстрируют крайне низкий уровень развития графических навыков, предметного рисунка и воображения. Основным типом изображения являются каракули или схемы. Форма, строение и пропорции изображений часто не соблюдаются. Дети этой группы с трудом воссоздают целостный образ по разрезанной картинке, а также неправильно воспроизводят узор или серию линий по образцу. Из трех наложенных контуров предметов дети узнают только два и часто с ошибками. Все это говорит о значительных нарушениях зрительно-пространственного восприятия, низком уровне развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации и изобразительной деятельности.

Вторая группа (56%) - дети со средним уровнем сформированности психологического базиса. Эти дети выполняют задания с направляющей помощью. Они демонстрируют истощающийся уровень работоспособности, нестойкое проявление концентрации внимания и сосредоточения, а также невысокий уровень саморегуляции и критичности своей деятельности. У детей этой группы недостаточно сформированы зрительный гнозис и целостность восприятия, что проявляется в некоторых искажениях формы, строения и пропорций изображений. Уровень развития

к к графических навыков невысокий, что проявляется в неточной передаче I о контуров изображения, неумении закончить движения в нужной точке. | § Наблюдается неловкость пальцевой моторики, трудности с регуляцией Ц с силы нажима на карандаш. Созданные образы в рисунке - стереотипны ^ и не отличаются разнообразием.

Третья группа (24%) - дети с высоким уровнем развития психических функций. Эти дети самостоятельно справляются со всеми предложенными заданиями, имеют высокий уровень произвольного внимания, работоспособности, саморегуляции. Хорошо развито зрительное восприятие. Разрезанные картинки собирают самостоятельно и быстро, что указывает на достаточно сформированный уровень зрительно-пространственного восприятия. Пространственные свойства предметов (форма, пропорции, величина) передаются точно. Эти дети быстро и самостоятельно придумывают большое количество образов.

Полученные данные убедительно доказывают необходимость кор-рекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР в период подготовки к школе. Эффективность работы определяется созданием психокоррекционной программы, направленной на формирование психологического базиса и развитие графо-моторных навыков, при этом работа психолога и дефектолога должна носить дифференцированный характер в зависимости от того, к какой из выделенных групп относится ребенок.

Библиографический список

1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2008.

2. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М., 2006.

3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.

4. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.