Научная статья на тему 'Методики исследования уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности'

Методики исследования уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3222
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Луговская Виктория Александровна

Представленная статья определяет важность зрительного восприятия в процессе обучения и в жизнедеятельности каждого учащегося. Далее раскрываются методики, направленные на диагностику уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности. Данные методики направлены на изучение цветового восприятия, пространственной ориентировки или дифференциации фигур и ощущение их величины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики исследования уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности»

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Луговская В.А.

Луговская Виктория Александровна - студент, кафедра специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: представленная статья определяет важность зрительного восприятия в процессе обучения и в жизнедеятельности каждого учащегося. Далее раскрываются методики, направленные на диагностику уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности. Данные методики направлены на изучение цветового восприятия, пространственной ориентировки или дифференциации фигур и ощущение их величины. Ключевые слова: зрительное восприятие, задержка психического развития, изобразительная деятельность.

Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.

Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения. Нарушение зрительного восприятия ведет к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов, отставание в формировании пространственного ориентирования, снижают количество и изменяют качество полученной информации, страдает точность и полнота зрительного восприятия.

Именно поэтому при знакомстве с учащимся педагог обязан провести исследование состояния зрительного ребенка. При диагностике используются различные методики, направленные на анализ цветового восприятия, дифференциация формы и величина, а также пространственное восприятия. В данной статье рассматриваются методики, предложенные такими авторами как, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, З.А. Другановой, М. Безруких. Также, были упомянуты в методики М. Безруких тесты Равена и соответственно матрицы для проведения этого опыта.

Раскроем методику, состоящую из четырех заданий, предложенных Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Эксперимент «Какого цвета кружки» состоит из трех этапов и проводится индивидуально с каждым ребенком. На первом этапе исследователь дает набор кружков и ставит коробочки, ребенку необходимо разложить кружочки по коробочкам. На втором этапе испытуемого просят найти цвет в соответствии с названием, озвученным исследователем. На третьем этапе, учащийся получает десять цветных кружков и его просят назвать цвет каждого. Анализ результатов проводится по следующим критериям: высокий результат определяется, когда, ребенок правильно дифференцирует все основные цвета и три или четыре оттенка, средний уровень фиксируется, если названы основные цвета и один или два оттенка, однако низкий уровень, когда фиксируются только основные цвета [4].

Следующая методика «Узнай геометрическую фигуру», для которой необходимы заготовки плоских геометрических фигур. Равным образом эксперимент состоит из нескольких этапов. Первый -экспериментатор, называя геометрическую фигуру, просит ее показать. Второй - когда ребенок самостоятельно называет геометрические фигуры. Высоким результатом считается отличие и называние четырех или пяти плоских и две или три объемные фигуры. Средний результат выражается в различии и названии четырех или пяти плоских фигур и одной или двух объемных. Низкий результат связан с называнием четырех или пять плоских геометрических фигур.

Дальнейшая методика «Собери пирамидку». Для нее понадобиться пирамидка, состоящая из пяти колец одного цвета. Экспериментатор снимает кольца с пирамидки и раскладывает перед учащимся. Затем кольца перемешивают и ребенку следует собрать пирамидку самостоятельно. Результат может быть высоким, тогда пирамидка собрана верно, но допускается одна ошибка. Средний результат, когда собрано четыре кольца. И низкий - три кольца.

В свою очередь применяется методика «Ориентируйся правильно». Учитель подготавливает карточки с изображением пяти игрушек, далее необходим лист бумаги в клетку и простой карандаш. Три этапа представленного эксперимента заключаются в следующем: первое - педагог просит

показать правые конечности, затем, работа с карточками, учитель просит рассказать положение предметов на картинках, последний - ребенка просят нарисовать необходимые предметы на листочке. В этой методики на высокий результат необходимо правильно выполнить первое и второе, и совершить до двух ошибок в третьем. Средний уровень - первые два задания верные, но в третьем три или четыре ошибки, а на низком уровне при правильном выполнении первого и второго, допускается пять и более ошибок в итоге.

Другим вариантом, этих же методик, имеет место изображение необходимых рисунков, а не работа с наглядными пособиями. Задание 1 - это «Нарисуй разноцветные кружки», для него необходимо предоставить ребенку бумагу и фломастеры основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный) и оттенки (розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой). Проверка проводится индивидуально и результат выводится подобно предыдущим методикам, этих же авторов. Задание 2 является прототипом «Нарисуй разноцветные геометрические фигуры», где геометрические фигуры следует изобразить геометрические фигуры, при указании педагога. Это задание также выполняется индивидуально из того же набора цветов, что и предыдущем задании. Следующее задание «Нарисуй пирамидку» Исследователь показывает ребенку, сидящему за столом, картинку пирамидки и просит ее срисовать. Последнее задание - «Ориентируйся правильно» совпадает с предыдущим, т.е. ход проведения, оборудование и оценка результатов соприкасается с перечисленным выше [5].

Определим методику анализа зрительного восприятия, предложенную З.А. Другановой. Первое задание называется «Чего не хватает на этих рисунках», заключается в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Последующее, второе задание - «Какие предметы спрятаны в рисунках?», когда ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается 1 минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Нужно обратить особое внимание, если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще раз. Общее число четырнадцать предметов [1].

Дельнейшее, третье задание - «Чем залатать коврик?». База исследования - это матрицы Равена, позволяющие определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена [3]. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Заключительное, четвертое задание - «Тропинки», для него нужно использовать тестовый лист и фломастер. Детям предъявляется тестовый лист с заданием и задается (а) вопрос. Ребенок должен рассмотреть рисунок, опознать изображения, назвать их. Если ребенок не находит или не называет какое-нибудь изображение, педагог обращает внимание ребенка вопросом: После того как ребенок узнает и опишет изображения, (б) он должен «пройти» фломастером по двум тестовым линиям. Проведение эксперимента следует инструкции: Посмотри на картинку! Что здесь нарисовано? Посмотри внимательно! Что изображено внизу (вверху, слева, справа и т.д.)? Если пастушок пойдет по одной тропинке, то придет к овечке, а если по другой - придет к свинье. Тропинки очень запутанные. Они идут через болото, и сходить с тропинки нельзя. Возьми фломастер и проведи пастушка по тропинке. Результаты выполнения пункта (а) фиксируются педагогом в протоколе, но в баллах не оцениваются.

В задании (а) отмечаются нахождение и ненахождение всех фигурок и правильность их опознания, а в задании (б) отмечается прослеживание или не прослеживание обеих линий до конца. Дополнительно отмечаются характер прослеживания линии, соскальзывание с одной линии и переход на другую, сдвиги фломастера с линии, остановки [3].

108

Также, имеет место методика М. Безруких. Его методика состоит из трех заданий. Задание номер один - «Нарисовать линию», когда испытуемому предоставляется картинка, на которой нарисованы две вертикальные линии (их необходимо показать). Затем нужно найти середину первой линии, а затем - второй. Потом ребенка просят нарисовать прямую линию от середины первой полоски до середины второй. Важно не отрывать карандаш от бумаги.

Задание номер два - «Найти и обвести рисунок», заключается в том, что на картинке нарисованы геометрические фигуры, учащимся нужно найти необходимую и обвести ее. Нужные фигуры говорит учитель и по ходу фиксирует нарушения.

Третье задание называется «Найди и зачеркни три фигуры». Представленное задание заключатся в поиске подобных фигур, для этого дается картинка, на которой нарисованы три фигуры, расположенные в определенном порядке. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть картинку и найти подобную группу среди фигур и зачеркнуть.

Обязательным критерием проведения эксперимента является необходимость проводить индивидуально, а не в групповом порядке. В основном представленные методики оцениваются в баллах. По окончанию, результаты фиксируются и делаются выводы об уровне зрительного восприятия. Впоследствии получения результатов составляется комплекс коррекционных упражнений, которые будут направленны на корректировку зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития. Затем можно провести повторный анализ зрительного восприятия и проверить появился ли прогресс после ряда упражнений.

Методики исследования уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития по средствам изобразительной деятельности подбираются в соответствии с уровнем адаптации испытуемого. Также, экспериментатор выбирает более удобную для себя методику.

Таким образом, существуют ряд методик необходимых для осуществления анализа зрительного восприятия. Предложенные средства диагностики направлены на диагностирование основных направлений зрительного восприятии, т.е. цветовое восприятие (свет, цвет, тона, яркость, насыщенность), восприятие, позволяющее определить удаленность предметов и расположение предметов, их форма и размер объектов и предметов, окружающей действительности и наглядных пособий. В свою очередь, все методики схожи, только одни направленные на работу с фломастерами либо карандашами, а другие на работы с наглядными предметами. Именно поэтому, каждый исследователь выбирает наиболее рациональную методику диагностики уровня зрительного восприятия у детей с задержкой психологического развития в соответствии со сформированными особенностями на момент проведения исследования.

Список литературы

1. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. М.: Школа-Пресс, 2001.

2. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 84 с.

3. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.

4. Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

5. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. М.: Просвещение: Владос,1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.