Научная статья на тему 'Взаимосвязь психических процессов как основа для построения мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников'

Взаимосвязь психических процессов как основа для построения мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPEECH CREATIVITY / ABILITY TO MAKE UP FAIRY-TALES / SENIOR PRE-SCHOOLERS / MONITORING / DIAGNOSTIC METHODS / РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТЬ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Ольга Ивановна, Кривоногова Ольга Анатольевна

В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству у ребенка приобретает особую актуальность. В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок речевого творчества ребенка в структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников нами выделяются два взаимообусловленных компонента: ядро и исполнительный компонент. Обоснование взаимосвязи психических процессов в структуре способности к сочинению сказок, уточнение сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников послужили основой для создания диагностических методик, которые позволят осуществить мониторинг данной способности по нескольким критериям одновременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселёва Ольга Ивановна, Кривоногова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION OF PSYCHIC PROCESSES AS A BASIS FOR THE ARRANGEMENT OF MONITORING SENIOR PRE-SCHOOLERS’ ABILITY TO MAKE UP FAIRY-TALES

Due to the changes of the state policy in pre-school education the task to develop ability for making up fairy-tales as one of the forms of children’s abilities for speech creativity has acquired special importance. As a result of finding out psychological and psycho-linguistic pre-conditions for the child’s speech creativity, we single out two interrelated components in senior pre-schoolers’ ability to make up fairy-tales. Explanations of the interconnection of psychic processes in the structure of the ability to make up fairy-tales, specific characterizations of constituent mechanisms of the development of this ability with senior pre-schoolers have supplied a basis for creating diagnostic methods that allow to implement monitoring of this ability by several criteria at one and the same time.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психических процессов как основа для построения мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников»

ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 372.2.01

О. И. Киселёва, О. А. Кривоногова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОНИТОРИНГА СПОСОБНОСТИ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству у ребенка приобретает особую актуальность. В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок речевого творчества ребенка в структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников нами выделяются два взаимообусловленных компонента: ядро и исполнительный компонент. Обоснование взаимосвязи психических процессов в структуре способности к сочинению сказок, уточнение сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников послужили основой для создания диагностических методик, которые позволят осуществить мониторинг данной способности по нескольким критериям одновременно.

Ключевые слова: речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, мониторинг, диагностические методики.

В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству у старших дошкольников приобретает особую актуальность.

В результате установленных психологических и психолингвистических предпосылок речевого творчества ребенка в структуре способности к сочинению сказок у старших дошкольников целесообразно выделить два взаимообусловленных компонента: ядро, в котором отражена совокупность психических познавательных процессов, и исполнительный компонент, в котором представлены умения того или иного вида детской деятельности [1, 2].

Цель данной статьи - описать диагностические методики, которые позволяют осуществить мониторинг способности к сочинению сказок по нескольким критериям одновременно на основе обоснования взаимосвязи психических процессов в структуре данной способности и уточнения сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников.

Принимая положение исследователей о наличии актуальных и потенциальных возможностей субъекта в художественно-творческих сферах, способность к сочинению сказок у старших дошкольников может быть как актуальной, так и потенциальной. Структура актуальной и потенциальной способности к сочинению сказок будет зависеть от качественной характеристики воображения ребенка во взаимосвязи с другими психическими процессами в различных видах детской деятельности. В связи с этим нами выделяются два основных этапа развития способности к сочинению сказок: репродуктивный этап направлен на развитие актуальной способности и творческий этап - на выявление потенциальной способности у старших детей.

Взаимосвязь воссоздающего и творческого воображения с наглядно-образным мышлением и речевой активностью в структуре актуальной и потенциальной способности к сочинению сказок у ребенка выражается в том, какая психическая функция выбрана в качестве исходной.

На репродуктивном этапе развития актуальной способности к сочинению сказок дети овладевают умениями замещения на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом, построения моделей художественного образа и их использования для составления описательных и повествовательных рассказов, направленных на воссоздание известного ребенку сказочного материала. В качестве исходной функции на данном этапе выступает наглядно-образное мышление, а его продукты - наглядные модели - являются средством развития воссоздающего воображения и речевой активности у старших дошкольников.

Некоторые исследователи действия замещения связывают с творческой деятельностью ребенка. Однако В. Т. Кудрявцев полагает, что задачи на замещение не требуют от ребенка продуктивной активности в отличие от творческих решений [3, с. 65]. Действительно, методика использования наглядных моделей и сенсорных эталонов при работе со сказочным материалом, предложенная О. М. Дьяченко, показала, что действия детей по замещению сказочных персонажей геометрическими фигурами стереотипны, а наглядные модели отражают внешнее сходство с сюжетом сказки.

По мнению Л. А. Венгера, дети постепенно переходят от изобразительного принципа замещения к смысловому замещению, но не всегда и не у всех из них это получается даже в старшем дошкольном возрасте. Овладение условно-символическим моделированием у детей начинается только в дошкольном детстве. Л. С. Выготский полагал, что суть детского «символизма» состоит не в построении индивидуальных символов, а в усвоении общественно выработанных знаков. Среди таких знаков, которыми овладевают дошкольники, с точки зрения Л. А. Венгера, являются наглядные модели [4].

Н. Г. Салмина выделяет объекты моделирования - элементы и структуру объекта [5]. Данное положение конкретизируется нами на примере видов художественного образа в художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Понятие «художественный образ» обозначает элемент, часть художественного произведения, а может интерпретироваться как само художественное произведение. Согласно В. Я. Проппу, сказка включает устойчивые элементы - роли и функции [6]. В связи с этим объектами моделирования могут выступать не только сюжет сказки, как это принято в традиционной методике речевого творчества дошкольников, но и внешние, поведенческие и оценочные характеристики персонажей сказок. Опираясь на наглядные модели художественного образа, ребенок описывает героев и пересказывает сказки с сохранением структурных компонентов текстов.

Н. Е. Веракса полагает, что построение существовавшего ранее объекта представляет собой мыслительный процесс [7]. Чем меньше неопределенность ситуации, тем сильнее включается мышление в поиск решения задач. Так, по мысли П. М. Якобсона, период интеллектуальной готовности является первым в схеме творческого процесса субъекта. В данном случае справедливо выражение Л. С. Выготского о том, что детское воображение является не столько самостоятельным творческим актом ребенка, сколько моделирующей деятельностью, связанной с усвоением социального опыта [5].

На творческом этапе развития потенциальной способности к сочинению сказок дети в создании оригинальных продуктов - сказок - опираются на ранее приобретенные умения. Деятельность воображения может быть описана как продуцирование новых сущностных характеристик за счет оперирования элементами прошлого опыта. Из познавательного

средства модели превращаются в поисковое средство. Е. Е. Сапогова считает, что свободное оперирование моделями, их трансформации приводят к появлению оригинальных замыслов на основе творческого воображения [5]. По данным исследований Н. Е. Вераксы, только дети 6-7 лет могут отвлечься от «приданных» схем сюжета [7]. Трансформация детьми отдельных элементов, всей структуры художественного образа приводит к возникновению целостных моделей, а их использование - к сочинению оригинальных сказок с фантастическим описанием персонажей. Тем самым, на творческом этапе развития потенциальной способности к сочинению сказок у ребенка исходной функцией является творческое воображение с опорой на наглядные модели.

К концу дошкольного возраста действия наглядного моделирования интериоризуются и формируются как модельные представления у детей. Внешние средства заменяются словесным обозначением [8, 9]. Речь становится самостоятельным средством и мышления и воображения ребенка.

По мнению Р. С. Немова, в структуру умений входят отдельные операции, направленные на конечный результат деятельности [10]. Относительно актуальной способности к сочинению сказок, в структуру умений, связанных с психическими процессами ребенка, входят логические операции. Они являются основой многих приемов творческого воображения. Творческие приемы агглютинация, литота и гиперболизация не что иное, как когнитивные приемы переработки представлений о мире [11]. Логико-творческие приемы являются сквозными механизмами развития способности к сочинению сказок у ребенка.

Несмотря на многочисленные исследования по вопросам развития речевого творчества детей, задания, предложенные авторами, в основном направлены на диагностику отдельных психических процессов. В отличие от традиционного подхода, на основе обоснования взаимосвязи психических процессов в структуре способности к сочинению сказок, уточнения сквозных механизмов ее развития у старших дошкольников нами были предложены диагностические методики, которые получили другую интерпретацию и направлены на мониторинг данной способности по нескольким критериям одновременно.

Методика «Составь и опиши портрет персонажа сказки» направлена на мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников. В рамках мониторинга ребенок индивидуально выполняет 8 заданий: первые 4 задания выявляют уровни развития наглядно-образного, логического мышления, воссоздающего воображения и речевой активности, другие 4 задания - творческого воображения, его приемов и речевой активности у детей. Семь заданий ребенок выполняет, используя образные и вербальные средства. В восьмом задании он описывает фантастического персонажа только вербальными средствами. Мониторинг предполагает нарастание степени сложности заданий: изменение количества замещаемых характеристик, качества замещающих средств; построение разных типов моделей описания известных персонажей и оригинальных героев, их словесное описание.

К внешним характеристикам персонажей сказок относятся цвет (окраска), форма и величина. Поведенческие характеристики отражают действия, а оценочные - нравственные, моральные качества героев сказок.

В качестве оборудования используется наборное полотно с кармашками для заместителей характеристик персонажей сказок; панно - паровоз с тремя вагонами - передает модель описания героев сказок. Первый вагон символизирует начало описания, т. е. название (имя), внешние характеристики персонажа. Во второй вагон ребенок располагает заместителей поведенческих и в третий - оценочных характеристик героев художественных произведений.

Инструкция к первому заданию: взрослый показывает ребенку предметную картинку с изображением мышки из сказки «Репка» и сообщает ему, что она хочет отправиться до-

мой на паровозе в свою сказку, но по пути мышка может встретить злого волшебника. Чтобы он не забрал мышку в свое королевство, ее нужно заколдовать так, чтобы волшебник ее не узнал.

Из пяти основных геометрических фигур, цветных клякс (основные цвета и три их оттенка) и трех полосок белого цвета, но разного размера ребенку предлагается выбрать те, которые похожи на мышку. Далее он находит фигуру из набора фигур разной формы, цвета и величины ту, которая была бы серого цвета, круглой формы и маленького размера, а взрослый вкладывает ее в первый вагон паровоза. Затем ребенок выбирает сюжетную картинку с действием персонажа из трех предложенных взрослым по сказкам «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Заместитель поведенческой характеристики мышки взрослым помещается во второй вагон. Аналогично ребенка просят найти предметную картинку - заместитель оценочной характеристики мышки из двух предложенных взрослым (ленивая - трудолюбивая) и поместить ее в третий вагон паровоза. После этого взрослый сообщает ребенку, что поезд двинется в путь, если они вместе опишут мышку. При совместном описании персонажа взрослый обращает внимание ребенка на последовательность составления и сохранения структурных компонентов текста-описания.

Во втором задании ребенок рассматривает 4 сюжетные картинки к сказкам «Кот, петух и лиса», «Лиса-девица и Котофей Иванович», В. Г. Сутеева «Под грибом», «Теремок», выбирает 1-2 картинки, которые подходят для описания поведенческих характеристик лисы из сказки «Кот, петух и лиса». Таким же образом он подбирает 2 предметные картинки - заместители оценочных характеристик лисы из четырех (злой - добрый, хитрый - глупый).

В третьем задании ребенок рассматривает 5 сюжетных карт Проппа с функциями персонажей волшебных сказок и выбирает 2 картинки, которые подходят для описания Золушки. Далее он подбирает 3 схематичные картинки - заместители оценочных характеристик Золушки из шести предложенных взрослым (злой - добрый, ленивый - трудолюбивый, красивый - безобразный). Детям, успешно справившимся с подбором заместителей оценочных характеристик, предлагается выбрать из двух кружков желтого и черного цвета тот, который подходит для описания Золушки.

Четвертое задание аналогично третьему, но карты Проппа имеют схематичный характер для описания действий (функций) Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка». Во 2-4-м заданиях для замещения внешних характеристик ребенок использует геометрические фигуры, самостоятельно составляет модель описания и, опираясь на нее, описывает героев сказок.

В 5-7-м заданиях взрослый просит ребенка придумать фантастического героя, которого нет на белом свете, выбрав из набора геометрических фигур разного цвета и формы любую фигуру. Среди фигур взрослый размещает такие, которые не имеют одного цвета и определенной формы. Аналогично он выбирает любые схематичные карты Проппа и картинки оценочных характеристик персонажей. После этого ребенок на основе составленной им модели-плана описывает фантастического персонажа.

Методика «Построй и расскажи сказку» направлена на мониторинг способности к сочинению сказок у детей. В рамках мониторинга ребенок индивидуально выполняет 12 заданий: первые 8 заданий выявляют уровни развития наглядно-образного, логического мышления, воссоздающего воображения и речевой активности, другие 4 задания - творческого воображения, его приемов и речевой активности у детей. Одиннадцать заданий ребенок выполняет, используя образные и вербальные средства. В 12-м задании он рассказывает свою сказку только вербальными средствами. Мониторинг предполагает нарастание степени сложности выполнения заданий: построение разных типов моделей сказочных

сюжетов с постепенным переходом от одного к другому (сериационный ряд, предметно-схематическая и двигательная, предметная (схематическая) и временно-пространственная модели) и их использование - разыгрывание и пересказ сказок; построение моделей сказочных сюжетов по собственному замыслу и на их основе сочинение сказок.

Инструкция к первому заданию: взрослый сообщает ребенку, что мышка приехала в сказку «Репка», увидела, что волшебник превратил всех героев в геометрические фигуры и перепутал все эпизоды сказки. Ребенок находит заместители внешних характеристик (изобразительное замещение) для каждого героя, расставляет их по порядку как в сказке и пересказывает сказку. Второе задание аналогично первому, но мышка приезжает в сказку «Теремок».

Инструкция к третьему заданию: взрослый показывает ребенку предметные картинки героев к сказке «Кот, петух и лиса» и объясняет ему, что сейчас начнется спектакль, на который собирается приехать злой волшебник. Ребенку предлагается заколдовать персонажей, т. е. подобрать к ним заместители - геометрические фигуры - для того, чтобы волшебник их не узнал. После этого взрослый показывает ребенку декорации к сказке - предметные и сюжетные картинки. Ребенок рассматривает декорации и объясняет, что они обозначают, а затем расставляет их на фланелеграфе как в сказке и рассказывает сказку. Четвертое задание аналогично третьему, но спектакль разыгрывается по сказке «Лиса, заяц и петух».

Инструкция к пятому заданию: взрослый показывает ребенку паровоз, который собирается отправиться путешествовать в сказку «Золушка», но он двинется в путь тогда, когда в нем будут расставлены все картинки по порядку как в сказке: в первый вагон ставится первая картинка - это начало сказки, в последний вагон - последняя картинка, обозначающая конец сказки. Между первым и последним вагонами располагаются остальные картинки, передающие основную часть сказки. Ребенок рассматривает сюжетные карты Проппа по сказке «Золушка», расставляет их в панно-паровоз и пересказывает сказку. Шестое задание аналогично пятому, но ребенок восстанавливает последовательность событий сказки «Красная Шапочка».

Инструкция к седьмому заданию: ребенку предлагается отправиться в путешествие по сказке «Царевна-лягушка». Он раскладывает схематичные карты Проппа в панно-паровоз и пересказывает сказку. Восьмое задание аналогично седьмому, но ребенок восстанавливает последовательность событий сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

Инструкция к 9-11-му заданиям: перед ребенком размещаются различные геометрические фигуры, в том числе неопределенного цвета и формы, декорации, схематичные карты Проппа и дается задание расставить их в панно-паровоз и рассказать свою сказку.

Результативность проведенного мониторинга способности к сочинению сказок может быть оценена по показателям психических процессов.

Показатели мониторинга уровней развития наглядно-образного мышления (учтены показатели Л. А. Венгера и др. в нашей интерпретации [12]):

1. «Способность к замещению» внешних, оценочных и поведенческих характеристик героев сказок. Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл, если испытывает затруднение в подборе заместителей даже с помощью взрослого (базовый уровень). Ребенок получает 2 балла, если подбирает заместители к персонажам, когда взрослый обращает его внимание на признаки, ему присущие (функциональный уровень), 3 балла - самостоятельно подбирает заместители к персонажам сказок по заданным характеристикам и объясняет свой выбор (продвинутый уровень).

2. «Построение моделей-планов описания персонажей сказок» (данный показатель был включен нами). Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже ба-

зового), 1 балл, если строит модель с помощью взрослого, который проговаривает последовательность размещения заместителей характеристик героев сказок (базовый уровень). Ребенок получает 2 балла, если строит модель с частичной помощью взрослого (функциональный уровень) и 3 балла - самостоятельно и правильно строит модель (продвинутый уровень).

3. «Построение двигательной модели сказочных сюжетов». Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл, если испытывает трудности при размещении декораций и заместителей на фланелеграфе в соответствии с событиями сказки даже с помощью взрослого (базовый уровень). Ребенок получает 2 балла, если размещает заместители и декорации на фланелеграфе, кода взрослый проговаривает последовательность событий сказки (функциональный уровень), 3 балла - ребенок самостоятельно и правильно размещает заместители и декорации на фланелеграфе в соответствии с событиями сказки (продвинутый уровень).

4. «Построение временно-пространственной модели сказочных сюжетов». Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл, если строит модель с помощью взрослого, который проговаривает последовательность событий сказки (базовый уровень), 2 балла, если он строит модель с частичной помощью взрослого (функциональный уровень), 3 балла - самостоятельно и правильно строит модель сказки (продвинутый уровень).

Показатели мониторинга уровней развития логического мышления: (учтены показатели и уровни овладения операциями анализа, синтеза и сериации у детей 5-7 лет по А. М. Щетининой, Л. А. Венгеру, О. М. Дьяченко в нашей интерпретации [12, 13]):

1. «Операции анализа и синтеза» - выделение внешних характеристик персонажей и их слияние в одной геометрической фигуре. Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл, если самостоятельно выполняет некоторые шаги алгоритма, выделяет в персонаже отдельные характеристики, остальные операции анализа и синтез совершает с помощью взрослого (базовый уровень). Ребенок получает 2 балла, если самостоятельно выполняет шаги алгоритма, может выделить в персонаже все его основные характеристики, но затрудняется обобщить его признаки, т. е. выбрать соответствующую геометрическую фигуру (функциональный уровень), 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет операции анализа и синтеза (продвинутый уровень).

2. «Операция сериации» - выстраивание сериационного ряда из заместителей персонажей сказки по величине. Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл, если неправильно выстраивает сериационный ряд и не может ответить на вопрос о выраженности признака (базовый уровень). Ребенок получает 2 балла, если правильно выполняет операцию сериации, но не отвечает на вопрос о выраженности признака (функциональный уровень), 3 балла - ребенок правильно выполняет операцию сериации, отвечает на вопрос о выраженности одного (общего для всех) признака (продвинутый уровень).

Показатели мониторинга уровней развития воссоздающего и творческого воображения (учтены показатели О. М. Дьяченко, Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной в нашей интерпретации [14, 15]):

1. «Степень соответствия воссозданных персонажей и сюжета сказки образам произведений» в детализации и структурности.

2. «Детализация» - наличие деталей в описании персонажей. Ребенок получает 0 баллов за отказ выполнить задание (уровень ниже базового), 1 балл - за описание внешности героя сказки (базовый уровень). За использование двух характеристик в описании

персонажа ребенку начисляются 2 балла (функциональный уровень), а за наличие внешних, поведенческих и оценочных характеристик в описании персонажа сказки - 3 балла (продвинутый уровень).

3. «Структурность» - наличие сюжета и количество персонажей сказки. Ребенок получает 1 балл, если в его рассказе присутствует одно действие или однообразные действия персонажа (базовый уровень), 2 балла - за частичный пересказ (функциональный уровень), 3 балла - полный пересказ знакомой сказки (продвинутый уровень).

4. «Оригинальность» - степень новизны, самостоятельности, отступление от знакомых образов произведений (мультфильмов, сказок) в детализации и структурности.

5. «Детализация» - модификации в описании персонажей сказки. Ребенок получает 1 балл за описание персонажа с незначительными оригинальными деталями во внешности (базовый уровень), 2 балла - за описание персонажа со значительными оригинальными деталями во внешности, т. е. использует гиперболизацию, литоту (функциональный уровень) и 3 балла - за использование агглютинации в описании персонажей: внешности, оценочных или поведенческих характеристик (продвинутый уровень).

6. «Структурность» - модификации в изложении сюжета сказки. Ребенок получает 1 балл за изложение знакомого сюжета сказки, но с заменой персонажа (базовый уровень), 2 балла - за изложение оригинального сюжета, но с известным персонажем сказки (функциональный уровень), 3 балла - за изложения, в которых наблюдается смешение сюжетов и героев из разных сказок, фильмов, реальных событий (продвинутый уровень).

Показатели мониторинга уровней развития речевой активности (учтены показатели О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной в нашей интерпретации [16]):

1. «Выразительные средства речи» - использование разных частей речи, средств языковой выразительности, устойчивых оборотов сказки. Ребенок получает 1 балл за использование однообразной лексики, одного устойчивого оборота сказки (базовый уровень), 2 балла - разных частей речи, одного устойчивого оборота сказки и одного средства языковой выразительности (функциональный уровень), 3 балла - разных частей речи, двух и более устойчивых оборотов сказки, средств языковой выразительности (продвинутый уровень).

2. «Характер построения предложений». Ребенок получает 1 балл, если в его рассказе присутствуют преимущественно назывные или простые предложения (базовый уровень), 2 балла - распространенные предложения (функциональный уровень) и 3 балла - сложные предложения (продвинутый уровень).

3. «Способы связи между предложениями»: авторами методики предусмотрена формально-сочинительная связь (через союзы а, и, наречие потом, местоимение они), нами включены прямая речь, диалоги и реплики персонажей. Ребенок получает 1 балл, если демонстрирует неумение связывать между собой предложения (базовый уровень), 2 балла -использует формально-сочинительную связь между предложениями (функциональный уровень) и 3 балла - использует разнообразные способы связи между предложениями и включает прямую речь, диалоги и реплики героев (продвинутый уровень).

4. «Композиция» - наличие трех структурных компонентов в сюжете сказки. Ребенок получает 1 балл, если в сказке отсутствуют начало и конец (базовый уровень), 2 балла -имеются две структурные части сказки (функциональный уровень) и 3 балла - присутствуют все три части сюжета в логической последовательности (продвинутый уровень).

Предложенный мониторинг способности к речевому творчеству детей еще раз подтверждает идею о взаимообусловленности психических процессов в ее структуре, поэтому в нашем исследовании отражается связь художественного восприятия с мышлением, воображением и речевой активностью ребенка [1, 2].

Дифференцированная оценка по всем показателям психических процессов позволяет достичь целостного представления о способности детей к сочинению сказок и является важным условием для индивидуализации обучения старших дошкольников воссозданию и сочинению оригинального художественного произведения - сказки.

Список литературы

1. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 80-86.

2. Кривоногова О. А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.

3. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психол. журн. 2001. № 6. С 64-76.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: колл. монография / под ред. Л. А. Вен-гера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.

5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. 264 с.

6. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.

7. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. 144 с.

8. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 43-50.

9. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пос-е для студентов средн. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2001. 336 с.

10. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.

11. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.

12. Развитие+: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Ч. 2. Старший дошкольный возраст / под ред. А. И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера „Развитие"», 2012. 279 с.

13. Щетинина А. М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. М.: ТЦ «Сфера», 2011. 128 с.

14. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 43-47.

15. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пос-е для студентов пед. ин-тов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: ВЛАДОС, 1995. 291 с.

16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.

Киселёва О. И., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: kiselev.olga@yandex.ru

Кривоногова О. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: koa1979@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 26.02.2016.

O. I. Kiselyeva, O. A. Krivonogova

INTERCONNECTION OF PSYCHIC PROCESSES AS A BASIS FOR THE ARRANGEMENT OF MONITORING SENIOR PRE-SCHOOLERS' ABILITY TO MAKE UP FAIRY-TALES

Due to the changes of the state policy in pre-school education the task to develop ability for making up fairy-tales as one of the forms of children's abilities for speech creativity has acquired special importance. As a result of finding out psychological and psycho-linguistic pre-conditions for the child's speech creativity, we single out two interrelated components in senior pre-schoolers' ability to make up fairy-tales. Explanations of the interconnection of psychic processes in the structure of the ability to make up fairy-tales, specific characterizations of constituent mechanisms of the development of this ability with senior pre-schoolers have supplied a basis for creating diagnostic methods that allow to implement monitoring of this ability by several criteria at one and the same time.

Key words: speech creativity, ability to make up fairy-tales, senior pre-schoolers, monitoring, diagnostic methods.

References

1. Kiselyeva 0. I., Krivonogova 0. A. Realizatsiya adaptivnoy obrazovatel'noy deyatel'nosti po formirovaniyu rechevogo tvorchestva starshikh doshkol'nikov s uchyetom osobennostey ikh razvitiya [The realization of the adaptive educational activity for the speech creation forming of the preschool age children taking into account the features of their development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 1 (153), pp. 80-86 (in Russian).

2. Krivonogova 0. A. Sochineniye skazok kak forma individualizatsii raboty so starshimi doshkol'nikami po razvitiyu sposobnosti k rechevomy tvorchestvu [Making up fairy-tales as a form of individual work with senior pre-schoolers when developing their ability for speech creativity]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Contemporary Issues of Science and Education, 2015, no. 4 (in Russian).

3. Kudryavtsev V. T. Voobrazheniye rebyonka: priroda i razvitiye [Imagination of the child: nature and development]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2001, no. 6, pp. 64-76 (in Russian).

4. Razvitiye poznovatel'nykh sposobnostey v protsesse doshkol'nogo vospitaniya: kollektivnaya monograpiya / pod red. L. A. Vengera [Development of cognitive abilities in pre-school education: collective monograph. Ed. by L. A. Venger]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 224 p. (in Russian).

5. Sapogova Ye. Ye. Rebyonok i znak. Psikhologicheskiy analiz znakovo-simvolicheskoy deyatel'nosty doshkol'nika [The child and the sign. Psychological analysis of symbol and sign activity of pre-schoolers]. Tula, Priokskoye kn. izd-vo Publ., 1993. 264 p. (in Russian).

6. Propp V. Ya. Morfologiya volshebnoy skazky [Morphology of the fairy-tale]. Moscow, Labirint Publ., 2001. 192 p. (in Russian).

7. Veraksa N. E. Individual'nye osobennostipoznavatel'nogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta /pod red. O. M. Dyachenko [Individual peculiarities of intellectual development of pre-schoolers. Ed. by O. M. Dyachenko]. Moscow, PERSE Publ., 2003. 144 p. (in Russian).

8. Venger L. A. Ovladeniye oposredovannym resheniem poznovate'nykh zadach i razvitiye kognitivnykh sposobnostey rebyonka [Acquiring ability to solve cognitive tasks indirectly and developing cognitive abilities of the child]. Voprosy psikhologii - Issues of Psychology, 1983, no. 2, pp. 43-50 (in Russian).

9. Uruntaeva G. A. Doshkol'naya psikhologiya: uchebnoye posobiye dlya studentov srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Psychology of pre-schoolers: a manual for students of secondary pedagogical educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 336 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nemov R. S. Psikhologiya: uchebnik dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy: v 3 kn. Kn. 2: Psikhologiya obrazovaniya [Psychology: a manual for students of pedagogical institutions of higher education: in 3 issues. Issue 2: Psychology of education]. Moscow, VLADOS Publ., 1997. 608 p. (in Russian).

11. Rubenshteyn S. L. O myshl'enii i putyakh ego issledovaniya [About mind and ways of investigating it]. Moscow, Akademiya nauk SSSR Publ., 1959. 354 p. (in Russian).

12. Razvitiye+: Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Ch. 2: Starshiy doshkol'nyy vozrast / pod red. A. I. Bulychyevoy [Development +: Sample of the main educational program of pre-schoolers' education. Part 2: Senoir pre-schoolers. Ed. by A. I. Bulychyova]. Moscow, NOU "UTs im L. А. Vengera "Razvitiye"" Publ., 2012. 279 p. (in Russian).

13. Shchetinina A. M. Uchim doshlol'nikov dumat': igry, zanyatiya, diagnostika [How to teach pre-schoolers to think: games, activities, diagnosis]. Moscow, Sfera Publ., 2011. 128 p. (in Russian).

14. Dyachenko O. M. Vozmozhnosti razvitiya umstvennykh sposobnostey doshlol'nikov v protsesse oznakomleniya so skazkoy [Opportunities for developing cognitive abilities of pre-schoolers in the activity of learning fairy-tales]. Doshkol'noye vospitaniye -Pre-school Education, 1993, no. 11, pp. 43-47 (in Russian).

15. Uryntaeva G. A., Afon'kina Yu. A. Praktikum po detskoy psikhologii: posobiye dlya studentov pedagogicheskikh institutov, uchashchikhsya pedagogicheskikh uchilishch i kolledzhey, vospitateley detskogo sada [Practical guide-book in psychology of pre-schoolers: a manual for students of pedagogical institutes, students of pedagogical schools and colleges, staff of kindergartens]. Moscow, VLADOS Publ., 1995. 291 p. (in Russian).

16. Ushakova O. S., Strunina E. M. Metodika razvitiya detskoy rechi doshkol'nogo vozrasta [Methods of developing pre-schoolers' speech]. Moscow, VLADOS Publ., 2004. 288 p. (in Russian).

Kiselyeva O. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: kiselev.olga@yandex.ru

Krivonogova O. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: koa1979@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.