ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Киселева М.Н.
Киселева Марина Николаевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 11 города Ейска муниципального образования
Ейский район, г. Ейск
Аннотация: в статье рассматриваются психофизиологические особенности усвоения детьми сенсорных эталонов на каждом этапе дошкольного возраста. Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, признаки, свойства предметов.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир.
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ
В дошкольном детстве происходит переход от применения предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны -выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Без специально организованного сенсорного восприятия дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета), так как эти формы встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.
Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета и примерно к четырем-пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.
С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление только об отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношениях по величине между тремя предметами.
От усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок пяти-шестилетнего возраста переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. При помощи специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению осей или сторон, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Кроме общих
эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях
- длине, ширине, высоте.
Совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомятся с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. В процессе речевого общения дошкольники усваивают образцы, соответствующие системе звуков родного языка, в процессе музыкальной деятельности - образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д.
Усвоение сенсорных эталонов - только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой
- это совершенствование действий восприятия.
У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Только к семи годам (и то не у всех детей) можно наблюдать вполне систематическое планомерное рассматривание предмета. Такие дети уже не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь только зрительным восприятием. У детей шести лет глаз движется почти исключительно по контуру фигуры.
В процессе осязательного ознакомления с фигурами, дети шести лет более или менее полно ощупывают контур фигуры кончиками пальцев.
На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.
Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (яблоко круглое, как мяч).
При необходимости определить форму предмета старшие дошкольники, если им дают в качестве образцов простейшие геометрические фигуры, прибегают к прикладыванию их к предмету и таким путем устанавливают сходство и различие.
Когда ребенку нужно определить цвет предмета, он также на первых порах пытается использовать реальный образец (карандаш, цветную палочку и т.д.).
Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму, ребенок действует путем проб и ошибок. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок замечает ошибки, несоответствия, учится их исправлять. Так формируется умение расчленять на составные части сложную форму предметов, устанавливать, как эти части расположены, связаны между собой. Моделирование превращается в способ анализа формы предмета.
Г.А. Урунтаева говорила: «Обучение действиям восприятия, так же как ознакомление с сенсорными эталонами, проводят в связи с обучением детей продуктивным видам деятельности. Особое значение приобретает сенсорное воспитание для развития слухового восприятия. Существенное значение при этом имеют и движения рук, ног, всего корпуса, которые помогают ребенку уловить ритм музыкальных произведений или стихов» [3].
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Только к концу
15
дошкольного возраста (да и то не у всех детей) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем ориентировка в пространстве. Усваивая представления о времени суток, дети, прежде всего, ориентируются, опять-таки, на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Во второй половине дошкольного детства ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает правильно их употреблять.
ВОСПРИЯТИЕ РИСУНКА
По мнению Л.А. Венгер, восприятие рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям: во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; во-вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; наконец, совершенствуется интерпретация рисунка, то есть понимание его содержания [2].
Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных с помощью взрослых, а не на непосредственном восприятии перспективных отношений. Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом деле он большой. Того уровня, на котором рисунок воспринимается правильно без всяких дополнительных рассуждений, в дошкольном возрасте достичь еще невозможно.
Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета - его сложности, известности ребенку, доступности его пониманию. Дети обычно активно относятся к рисункам, пытаются осмыслить, что на них изображено. Это проявляется в рассуждениях по поводу нарисованного. Младший дошкольник не может охватить и осмыслить композицию, включающую много фигур, предметов. Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов, рассказов по картинкам, которые дают взрослые, в результате обучения детей рассматриванию и объяснению рисунков.
Сенсорное развитие происходит с учетом возрастных особенностей детей и с возрастом сенсорное развитие усложняется. Так, детям от 3 до 4 лет нужно создавать условия для ознакомления с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных инструментов, звучание родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Детей средней группы от 4 до 5 лет продолжают работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обаяние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
16
Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес) ; подбирать предметы по одному-двум качествам (цвет, размер, материал).
Детей от 5 до 6 лет учить воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
Знакомят детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый. Серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть.
Знакомят детей с различными геометрическими фигурами, учат использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, включая движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.
У детей подготовительной группы от 6 до 7 лет нужно совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Развивают умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учат выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развивают умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра.
Обогащают представление о цветах и оттенках.
Учат называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный).
Закрепляют знание эталонов (форма, цвет, материал и др.).
Итог, подводя итог сказанному, хочется отметить, что сенсорное развитие в дошкольном возрасте позволяет ребенку более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Надо помнить, что сенсорное развитие происходит через продуктивную деятельность.
Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте огромно. Это отмечали великие психологи и педагоги своего времени. Они занимались исследованиями в данной области, проводили эксперименты, разрабатывали теорию развития сенсорного воспитания, которая имеет долгий путь.
Список литературы
1. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под. ред А.В.
Запорожца, Я.З. Неверовича. М.: «Просвещение», 1965. 221 с.
2. Венгер Л.А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания». М.: Педагогика, 1986. 191 с.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии». М.:
«Просвещение», 1995. 180 с.
4. «Сенсорное воспитание дошкольников» Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой,
М.: 1963. 157 с.