Научная статья на тему 'Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения'

Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2301
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бугоркова А.В.

Статья посвящена изучению и сравнительному анализу особенностей сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с нарушениями звукопроизношения на основе данных литературных источников, а также личного опыта автора. Целью статьи является выявление зависимости между отклонениями в речевом развитии и своеобразием формирования сенсорного опыта дошкольников. В представленных материалах автор подчеркивает актуальность и необходимость ранней диагностики, а также своевременной коррекции отклонений в развитии сенсорной сферы детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensory development in senior1 preschool children with speech sound disorders

The paper is concerned with the study and comparative analysis of the sensory development of children of senior preschool age with a normal speech development vs those with speech sound disorders sounds as based on published data and also the personal experience of the author. The objective of the paper is elucidation of the relationship between the deviation in the speech development and the peculiarity of the development of sensory experience of preschool children. The author emphasizes the importance and need for early diagnosis and also timely correction of the sensory sphere of preschool children.

Текст научной работы на тему «Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения»

Бугоркова А.В. учитель-логопед ГБОУ детский сад № 2390 аспирант

Московская открытая социальная академия

Москва, Россия

Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения

Аннотация: Статья посвящена изучению и сравнительному анализу особенностей сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с нарушениями звукопроизношения на основе данных литературных источников, а также личного опыта автора. Целью статьи является выявление зависимости между отклонениями в речевом развитии и своеобразием формирования сенсорного опыта дошкольников.

В представленных материалах автор подчеркивает актуальность и необходимость ранней диагностики, а также своевременной коррекции отклонений в развитии сенсорной сферы детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольник, нарушения звукопроизношения.

Дошкольное детство - это период, когда активно развиваются все стороны личности ребенка, но наиболее интенсивно идут познавательное и речевое развитие.

В последние годы отмечается стойкая тенденция к увеличению количества речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе [1]. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические изменения в состоянии центральной нервной системы. У старших дошкольников могут отмечаться специфические, вариативно выраженные особенности познавательных процессов, моторной и сенсорной сфер, а также ряд эмоционально-личностных особенностей.

Актуальность и социальная значимость проблемы коррекции всех имеющихся отклонений у детей дошкольного возраста чрезвычайно высоки, т.к. недостатки сенсорного развития детей могут воспрепятствовать дальнейшему успешному освоению школьной программы. Своевременная диагностика позволяет выявить трудности и вовремя преодолеть их.

Сенсорное развитие может осуществляться как спонтанно, в самостоятельной познавательной деятельности детей, так и путем целенаправленной, организованной деятельности или в процессе специальных игровых занятий.

Наиболее целесообразно реализовывать коррекционную составляющую занятий в процессе игры, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста [ ]. Использование игр помогает сделать занятия для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорное развитие в дошкольном периоде - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений [3].

Восприятие, на которое опирались малыши в раннем возрасте, теперь необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей и для более сложных процессов, таких как сравнение, анализ, построение сложных связей и умозаключений.

Л. А. Метиева и Э. Я. Удалова [4] отмечают, что у детей дошкольного возраста возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, а с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении их наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых свойств и отношений предметов.

«Когда мы говорим о сенсорном развитии, - пишет Л.Ф. Обухова [5], - мы имеем ввиду развитие способов и средств ориентации». Дети 6-7 лет уже обладают практически сформированными сенсорными системами. К концу шестого года жизни у ребенка складывается три основных вида восприятия: действия идентификации, действия соотнесения к эталону и моделирующие действия. К концу дошкольного возраста внешние ориентировочные действия полностью интериоризируются, все действия с предметом заменяет движение рассматривающего предмет глаза или ощупывающей руки, выступающих как инструмент восприятия.

Многие авторы, занимавшиеся особенностями развития детей с речевыми нарушениями [6], подчеркивают, что у детей с ФФН развитие зрительного восприятия несколько отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное сравнивание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавании предметов в условиях наложения, зашумления).

При изучении особенностей ориентировки детей с ФФН в пространстве ученые сходятся во мнении, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местоположение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий [ ]. Однако пространственные нарушения у детей характеризуются определенной динамичностью и тенденцией к компенсации.

Нас заинтересовали данные литературных источников об особенностях развития сенсорной системы старших дошкольников с нарушениями речи. Мы сочли необходимым провести эксперимент, целью которого стало изучение, выявление и сравнительный анализ данных об особенностях сенсорного развития детей с ФФН и с нормальной речью.

В исследовании приняли участие 98 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, посещающих ГБОУ детский сад № 2390 города Москвы. Экспериментальная группа состояла из 78 воспитанников с нарушенным звукопроизношением и логопедическим заключением «ФФН». 20 дошкольников с речевым развитием, соответствующим возрастной норме, составили контрольную группу.

Нами применялось тестирование (вербальное и невербальное), количественный и качественный анализ выполнения детьми различных экспериментальных заданий.

Оценка результатов выполнения заданий проводилась по 3-балльной шкале.

Наиболее показательные отличия в выполнении заданий детьми приведены ниже.

При обследовании цветовосприятия 84% детей дали правильные ответы, 12% воспитанников отвечали неуверенно, не знали некоторых сложных и оттеночных цветов. Только у 4% дошкольников при выполнении данного задания наблюдались значительные трудности, эти дети путались, иногда не зная даже основных цветов.

При обследовании знания основных геометрических форм [ ] 71% детей дали верные ответы. 21% воспитанников не знали названий некоторых сложных фигур. У 8% дошкольников задание вызвало значительные трудности, выполнение сопровождалось многочисленными ошибками. При выполнении этого и предыдущего условий, в группу детей, не справившихся с поставленными задачами, не попал ни один дошкольник с

нормальной речью. Но, поскольку наиболее доступными для дошкольников сенсорными эталонами являются именно геометрические формы и основные цвета спектра, то и доля участников эксперимента, не сумевших справиться с заданием, оказалась незначительной. Т.е. при обследовании уровня усвоения вышеперечисленных сенсорных эталонов ярко выраженного отставания обнаружено не было, то мы сочли полученные результаты недостаточно убедительными и перешли к более сложным заданиям.

При обследовании уровня зрительного восприятия в условиях «зашумления» различия в выполнении задания детьми с ФФН и детьми с нормальной речью оказались более заметны. 53% дошкольников нашли и подсчитали спрятанные изображения предметов правильно и быстро. 31% детей справились с заданием, потратив несколько больше времени на его выполнение. 16% воспитанников с поставленной задачей не справились. В эту подгруппу не попал ни один ребенок с нормальной речью, что подтверждает данные о том, что у детей с нарушениями речи страдает также восприятие, узнавание предметов.

При выполнении задания на ориентировку на листе бумаги были обнаружены наиболее существенные различия результатов двух обследуемых категорий детей. Выполнение слухового диктанта по клеточкам вызывало некоторые трудности и у детей с нормальной речью. В то же время, все воспитанники с нормальной речью с заданием справились достаточно успешно. Различия наблюдались лишь в скорости выполнения. Большинство детей с ФФН обнаружили значительные сложности ориентировки на листе бумаги. Только треть детей с ФФН (35%) уверенно справились с заданием. Остальным 65% дошкольников с нарушенным звукопроизношением понадобилась значительная помощь взрослого (21%), либо эти дети оказались полностью неспособными ориентироваться на листе бумаги и не смогли справиться с задачей(44%).

Подытожив результаты, мы пришли к выводу, что большинство экспериментальных заданий воспитанники с ФФН выполнили хуже, чем дети контрольной группы.

Полученные нами данные подтверждают и дополняют выводы авторов, изучавших особенности дошкольников с ФФН, о своеобразии сенсорного развития детей с речевыми нарушениями.

Результаты проведенного нами исследования в целом подтверждают мнение Л.С. Выготского о том, что речевой дефект накладывает отпечаток на состояние центральной нервной системы дошкольника, вовлекая в патологический процесс другие стороны личности ребенка.

Наши данные свидетельствуют о наличии специфических особенностей сенсорного развития детей с ФФН.

Экспериментальное изучение обнаружило корреляционную зависимость между отклонениями в речевом развитии и отставанием в формировании сенсорного опыта у детей с ФФН: было отмечено, что, чем сильнее выражен речевой дефект, тем более выражено проявлялись недостатки сенсорного развития.

Известно, что дети с речевыми нарушениями зачастую сталкиваются в школе с проблемами чтения, письма. Недоразвитие зрительного восприятия и анализа можно и нужно скорректировать до начала школьного обучения.

В ходе исследования выявлены противоречия между ростом численности детей, имеющих речевые нарушения, и недостаточно полной коррекционной деятельностью, между необходимостью комплексного подхода при коррекции речевых и неречевых отклонений у старших дошкольников.

Работе над этими сторонами может оказываться недостаточное внимание в дошкольном периоде.

Т.к. в задачи работы педагогов-дошкольников входит комплексная коррекция всех имеющихся отклонений развития, то педагогическое воздействие должно быть своевременным и полным.

В процессе коррекционной работы предполагается не только коррекция собственно речевого дефекта, но и когнитивное, и личностное развитие каждого ребенка.

Полученные данные легли в основу предположения о необходимости оптимизации содержания и направленности коррекционной работы с дошкольниками с ФФН в детском саду.

[:] Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999.- 352 с.

[2] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии № 6. - 1966. - С. 62 - 68.

[3] Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Просвещение. 1993. - 364с.

[4] Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - М. : Просвещение, 2009. - С. 7 - 42.

[5] Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

[6] Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. - С. 72 - 88.

[7] Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. — 1993. — № 1.

[ ] Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий. / Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева. - М.: Издательство Гном и Д, 2002. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.