Научная статья на тему 'Включение речевых функций в организацию перцептивных процессов у детей дошкольного возраста'

Включение речевых функций в организацию перцептивных процессов у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
915
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / РЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ДЕЙСТВИЙ / THE PERCEPTION IN THE PRESCHOOL AGE / SPEECH AND LANGUAGE FUNCTION MEANS / SENSORY AND PERCEPTUAL BENCHMARKS / ONTOGENETIC DEVELOPMENT OF PERCEPTUAL OPERATIONS AND ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маланов Сергей Владимирович, Сарафанникова Марина Геннадьевна

В статье анализируются закономерности включения функций речи в организацию перцептивных операций и действий у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Представленные эмпирические данные позволяют верифицировать ряд гипотез: 1) эффективность восприятия у детей дошкольного возраста повышается по мере овладения способами использования языковых средств и формирования сенсорно-перцептивных эталонов, обеспечивающих организацию перцептивных процессов в совместных с другими людьми действиях; 2) в дошкольном возрасте эффективность зрительного обследования отношений между изображениями простых геометрических фигур (форм) повышается при организации перцептивных действий ребенка внешними речевыми указаниями со стороны взрослого, которые в последующем замещаются самостоятельными внешне речевыми, а затем внутренне речевыми приемами организации перцептивных действий; 3) в дошкольном возрасте существуют различия в эффективности зрительного обследования отношений между изображениями геометрических фигур (форм), имеющих одинаковое количество элементов, но характеризующихся: а) «внутренней» структурной организацией; б) «внешней» пространственной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маланов Сергей Владимирович, Сарафанникова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The speech functions of the Organization Perceptual processes in preschool children

The article analyzes the patterns of speech features enable the organization of perceptual operations and activities for children aged 3 to 7 years. Presented empirical data allow to verify a number of hypotheses: 1) the perception of the effectiveness of preschool children increases as ways of mastering the use of language resources and the formation of sensory-perceptual standards to ensure the organization of perceptual processes in joint action with other people; 2) the effectiveness of preschool age the visual examination of relations between the images of simple geometric shapes (forms) increases with the child''s perceptual processes organizations external voice guidance from adults, which are subsequently replaced by an independent foreign speech, and then the internal organization of perceptual speech methods of action; 3) in the preschool years, there are differences in the effectiveness of visual inspection of relations between images of geometric shapes (forms) having the same number of elements, but is characterized by: a) the "internal" structural organization; b) "external" spatial organization.

Текст научной работы на тему «Включение речевых функций в организацию перцептивных процессов у детей дошкольного возраста»

Психологические науки Psichology

УДК 37.015.324

С. В. Маланов

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

М. Г. Сарафанникова

Академия государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Москва

Включение речевых функций в организацию

ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье анализируются закономерности включения функций речи в организацию перцептивных операций и действий у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Представленные эмпирические данные позволяют верифицировать ряд гипотез: 1) эффективность восприятия у детей дошкольного возраста повышается по мере овладения способами использования языковых средств и формирования сенсорно-перцептивных эталонов, обеспечивающих организацию перцептивных процессов в совместных с другими людьми действиях; 2) в дошкольном возрасте эффективность зрительного обследования отношений между изображениями простых геометрических фигур (форм) повышается при организации перцептивных действий ребенка внешними речевыми указаниями со стороны взрослого, которые в последующем замещаются самостоятельными внешне речевыми, а затем внутренне речевыми приемами организации перцептивных действий; 3) в дошкольном возрасте существуют различия в эффективности зрительного обследования отношений между изображениями геометрических фигур (форм), имеющих одинаковое количество элементов, но характеризующихся: а) «внутренней» структурной организацией; б) «внешней» пространственной организацией.

Ключевые слова: восприятие в дошкольном возрасте, речевые функции и языковые средства, сенсорные и перцептивные эталоны, онтогенетическое развитие перцептивных операций и действий.

Проблема развития речевой организации психических функций широко исследуется в современной психологии. При этом существуют значительные расхождения в теоретических позициях разных авторов на роль речи в организации перцептивных функций человека.

В отечественной психологии роль языка и речи в организации психических процессов человека была теоретически проанализирована Л. С. Выготским. Он подчеркивал, что только при участии речи, только в результате сочетания психических процессов с речевыми действиями у человека могут

возникнуть высшие, собственно человеческие формы психических функций. Это имеет отношение и к формированию функций организации произвольно-преднамеренного и осмысленного восприятия. В последующем идеи Л. С. Выготского были конкретизированы и верифицированы в многочисленных исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, А. Д. Логвиненко, Л. А Венгера и других авторов [3; 4; 5; 6; 7; 11; 12]. Основные результаты этих исследований могут быть изложены в форме ответов на ряд теоретически поставленных вопросов.

С. В. Маланов, М. Г. Сарафанникова

77

Какие процессы лежат в основе актуализации перцептивных образов и представлений?

В основе построения перцептивного образа лежит механизм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешних физических воздействий («уподобление состояний органов чувств» физическим свойствам отражаемого объекта). В развитых перцептивных механизмах копирующие (уподобляющиеся объекту) движения свернуты, редуцированы и замещаются внутренними интериоризирован-ными операциями. Воспроизведение таких инте-риоризированных операций в отсутствие объектов образуют процессы представления.

Каковы отношения между сенсорными и перцептивными процессами? Какова роль научения в процессах восприятия?

Процессы восприятия являются системой перцептивных действий и операций, которые формируются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни. «Чувственная ткань» ощущений различных модальностей предстает в качестве материала для перцептивных операций и действий, которые переводят модально структурированный сенсорный поток в предметную структурированность видимого мира.

На протяжении индивидуальной жизни человек овладевает все новыми способами организации «чувственной ткани» в перцептивные образы. При этом в перцептивных действиях и операциях человека в качестве предмета организации выступает «биодинамическая и чувственная ткань», а в качестве операторов (способов организации) -предметные значения [7; 10].

Чем характеризуется восприятие мира человеком в отличие от восприятия мира животными?

Для животных значения предметов ситуативны, неустойчивы и меняются в зависимости от актуальных потребностей и особенностей актуальной биологической ситуации. Человек воспринимает предметный мир не только в координатах пространства и времени, но и в особом квазипространстве (квазиизмерении) - пространстве объективных значений [9; 10]. Человечество фиксирует значения предметов и явлений с помощью устойчивых способов использования орудийных и знаковосимволических средств. Фиксированные с помощью языковых средств предметные значения приобретают форму вербальных значений, которые могут произвольно воспроизводиться в умственном плане в качестве представлений: а) исходно, в процессах взаимодействия и общения

между людьми; б) производно, в индивидуальном образе мира отдельного человека с опорой на внутреннюю речь. На этой основе значения предметов приобретают для человека относительную объективность, устойчивость и независимость от актуальных ситуаций, потребностей и мотивов субъекта.

Как формируются механизмы восприятия (перцептивные действия) человека?

Процессы восприятия (перцептивные действия) представляют собой способы преобразования сенсорных данных, которые возникают в результате включения ребенка в совместное с другими людьми выполнение новых предметно-практических действий и приобретения новых форм поведения. При этом развитие и формирование исходных перцептивных умений и способностей у ребенка предполагает ряд закономерных этапов:

• В практическом действии выделяется система ориентировочно-исследовательских (перцептивных) операций, направленных на ознакомление со свойствами объектов.

• Ознакомительные операции и действия, исходно опирающиеся на развернутый «моторный алфавит» движений органов чувств, начинают опережать действия исполнительные и превращаются в ориентировочные операции и действия.

• Развернутые во времени (сукцессивные) ориентировочные действия и операции, сокращаясь и автоматизируясь, преобразуются в целостные, «одномоментные» (симультанные) способы обследования и ориентировки - формируются «сенсорно-перцептивные эталоны».

• Сенсорно-перцептивные эталоны и способы их применения для опознания и анализа различных объектов фиксируются с помощью языковых средств. В результате их использование людьми, в различных видах человеческой деятельности при решении разнообразных задач, становится произвольно и преднамеренно организуемым.

• Обобщенные симультанные схемы перцептивных операций в последующем образуют функционально-содержательную основу - «моторный алфавит» для формирования и развития умственных действий [2; 7; 8].

Как по мере развития перцептивных механизмов изменяются и совершенствуются способы восприятия?

Сенсорно-перцептивные эталоны, представляющие собой обобщенные способы опознавания и обследования определенной группы объектов, совершенствуются в трех взаимосвязанных направлениях:

78

Психологические науки

• путем переориентировки на новые признаки объектов;

• путем преобразования развернутых во времени (сукцессивных) ориентировочных операций и действий в одномоментно фиксируемые (симультанные) схемы перцептивных признаков, выделяемых на основе перцептивных операций;

• путем образования все более сложных целостных перцептивных структур из выделенных признаков.

При этом «сенсорно-перцептивные эталоны» обеспечивают разные типы функционально-структурной организации ориентировочных операций, которые обеспечивают выделение и организацию различных по сложности предметных признаков в предметно отнесенные образы.

• Простые предметные признаки, выделяемые путем организации исходных сенсорных данных («чувственной ткани», ощущений) в простые предметно отнесенные образы предметов и их свойств.

• Сложные предметные признаки, выделяемые на основе организации простых предметных признаков.

• Интегральные предметные признаки, строящиеся на основе организации сложных признаков, но воспринимаемые как целостные перцептивные структуры [7; 8].

При этом одинаковые перцептивные операции и действия могут включаться в состав разных предметно-практических действий; одинаковые предметно-практические действия могут опираться на разные перцептивные операции и действия.

В соответствии с теоретическими основаниями было проведено два исследования.

Гипотеза первого исследования: эффективность восприятия у детей дошкольного возраста повышается по мере овладения способами использования языковых средств, обеспечивающих организацию перцептивных процессов в совместных с другими людьми действиях. В составе таких совместных действий формируются сенсорно-перцептивные эталоны - умственно актуализируемые формы опережающей ориентировки, обеспечивающие быстрое опознавание предметов, имеющих определенные сочетания сенсорно-перцептивных признаков.

С целью подтверждения/опровержения гипотезы использовалась методика, которая заключалась в следующем: детям надевали на глаза повязку и предлагали тактильно исследовать три фигуры: круг, квадрат и треугольник. При этом в экспериментальной группе испытуемые долж-

ны были рассказывать о том, что они исследуют: сколько углов, сторон, какие они и т. п. Если испытуемый не мог описать фигуру самостоятельно, то это делал экспериментатор. В контрольной группе дети исследовали фигуры молча, без опоры на речевые действия. Вслед за этим повязка снималась, и предлагалось зрительно опознать обследованные фигуры среди 12 фигур (3 обследованных и 9 новых). Исследование проводилось индивидуально с детьми от 3 до 6 лет. В эксперименте участвовали 80 дошкольников: по 10 испытуемых каждого возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Задание считалось выполненным в том случае, если испытуемый указывал именно те фигуры, которые он предварительно исследовал с закрытыми глазами. Обработка данных проводилась на основе подсчета успешно выполненных заданий. Полученные результаты показали, что дети всех возрастов успешно опознают круг, поэтому в последующем была проведена обработка результатов, полученных только при решении задач с треугольником и квадратом. Полученные в исследовании данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика эффективности зрительного опознания обследованных фигур (в % от общего количества предъявленных задач)

Трехлетние дети экспериментальной группы, где перцептивные действия сопровождались речевыми обозначениями, допустили почти в два раза больше ошибок. Дети в контрольной группе успешнее справились с поставленной задачей (рис. 1). Таким образом, в трехлетнем возрасте речь еще не выступает достаточно эффективным средством для организации и фиксирования результатов

С. В. Маланов, М. Г. Сарафанникова

79

перцептивных действий. При вербальной организации перцептивных действий со стороны взрослого ребенок концентрирует внимание не столько на признаках исследуемого объекта, выделение которых обеспечивает последующее верное опознание фигуры, сколько на экспериментаторе, а речевые указания не обеспечивают организацию перцептивных действий ребенка. Речевые действия отвлекают от адекватного и точного восприятия фигуры. Несмотря на то, что некоторые дети давали соответствующие названия фигурам и перцептивным признакам фигур, при зрительном предъявлении они допускали больше ошибок при их опознавании, чем при опознавании фигур, которые исследовались без участия речи.

В 4 года различия в эффективности речевого и неречевого восприятия уменьшается. Но при этом увеличивается и количество ошибок при опознавании фигур как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Полученный факт может быть связан с индивидуальными особенностями перцептивного развития детей, принимавших участие в исследовании. Вместе с тем зарегистрированное снижение результатов может отражать и возрастные особенности формирования сенсорных эталонов. В этом возрасте начальный аналитический этап перцептивного выделения и абстрагирования простей-тттих сенсорных эталонов постепенно замещается этапом формирования более сложных синтетических форм перцептивных эталонов. Восприятие ребенка перестраивается и начинает опираться на более сложные перцептивные признаки.

В возрасте 5 лет эффективность вербализованного восприятия значительно повышается. Более успешное выполнение заданий детьми экспериментальной группы связано с тем, что аналитическая, вычленяющая функция речи переросла в функцию перцептивно-синтезирующую. В этом возрасте речь, перестраивая процесс восприятия, способствует актуализации целостного и адекватного перцептивного образа, а не расчленяет его. Другими словами, сенсорно-перцептивные эталоны к возрасту 5 лет интериоризируются и приобретают новое качество. В результате организация перцептивных действий начинает осуществляться не только на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций, но и на основе умственных схем, опосредствованных речевыми действиями.

В возрасте 6 лет было зарегистрировано повышение эффективности опознания исследованных фигур в обеих группах. Различия результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах, оказались минимальными. Дети сразу на-

зывали фигуры, чаще всего без описания, и узнавали их среди других. В этом возрасте успешность выполнения заданий в обеих группах начинает обеспечиваться опорой на сенсорно-перцептивные эталоны опознавания форм объектов, которые достаточно прочно усвоены детьми.

Полученные результаты показывают, что в 3-4 года, включаясь в сенсорно-перцептивные процессы, внешние развернутые формы речи способствуют формированию сенсорных эталонов на основе обозначения и выделения определенных признаков объектов. В этот период речевые указания могут затруднять и осложнять непосредственное восприятие, снижая его эффективность. В то же время снижаться эффективность процессов восприятия может и в связи с этапом формирования более сложных перцептивных эталонов, на основе синтеза исходных сенсорных признаков. Поэтому показатели опосредствованного речью восприятия неустойчивы и могут быть ниже, чем показатели неречевого восприятия. В возрасте 5-6 лет эффективность восприятия повышается по мере совершенствования внешне речевой организации перцептивных действий. Речь начинает выполнять синтезирующую функцию и способствовать повышению точности построения перцептивного образа. В результате интериоризации вербализованных форм перцептивных операций формируются относительно устойчивые сенсорно-перцептивные эталоны. На графике этот этап соответствует возрастным изменениям показателей в контрольной и экспериментальной группах, которые в возрасте после 6 лет при выполнении простейших перцептивных действий перестают зависеть от наличия внешних форм речи. Таким образом, после 6 лет дети начинают опознавать простые фигуры на основе автоматизированных перцептивных операций (на основе сенсорно-перцептивных эталонов) без использования внешней речи.

Интерес представляет также форма графических кривых. Динамика представленных на графике результатов напоминает кривые «параллелограмма развития» памяти в работах А. Н. Леонтьева, которые отражают процессы формирования опосредствованных форм запоминания [9-11]. При этом полученные кривые имеют смещение к значительно более ранним возрастным этапам развития. В связи с этим можно отметить, что опосредствованные речью перцептивные операции и действия в качестве относительно сформированных высших психических функций появляются уже к позднему дошкольному возрасту и подчиняются общей закономерности формирования и развития высших

80

Психологические науки

психических функций. Полученные данные послужили основанием для выдвижения дополнительных гипотез о развитии перцептивных действий и операций у детей дошкольного возраста.

Второе исследование было направлено на проверку двух гипотез:

1. В дошкольном возрасте эффективность зрительного обследования отношений между изображениями простых геометрических фигур (форм) повышается при организации перцептивных действий ребенка внешними речевыми указаниями со стороны взрослого, которые в последующем замещаются самостоятельными внешне речевыми, а затем внутренне речевыми приемами организации перцептивных действий.

2. В дошкольном возрасте существуют различия в эффективности зрительного обследования отношений между изображениями геометрических фигур (форм), имеющих одинаковое количество элементов, но характеризующихся: а) «внутренней» структурной организацией; б) «внешней» пространственной организацией.

В качестве предметного материала использовались два типа карточек, на которых были изображены три легко распознаваемые детьми геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник):

а) располагающиеся вертикально друг по отношению к другу в разной последовательности;

б) вписанные («вложенные») в разной последовательности друг в друга.

Процедура эксперимента. Исследование проводилось индивидуально с детьми от 3 до 7 лет и предполагало три разных типа предъявления задач с двумя типами карточек.

При первом типе предъявления детям предлагалось рассмотреть изображения фигур и через некоторое время воспроизвести (устно и изобразить на листе бумаги те же фигуры в той же последовательности).

При втором типе предъявления дети должны рассмотреть и рассказать, какие фигуры изображены и как они расположены, и через некоторое время воспроизвести.

При третьем типе предъявления дети воспроизводили изображения после речевого описания фигур и отношений между ними экспериментатором, т. е. после речевого описания изображений взрослым.

Исследование было проведено на 4 выборках дошкольников, по 30 детей в каждой группе. Задание считалось выполненным верно, если были воспроизведены все фигуры в правильных струк-

турных и пространственных отношениях. Результаты воспроизведения детьми взаимного расположения фигур переводились в условные числовые данные:

• 0 баллов - отсутствие воспроизведения;

• 1 балл - воспроизведение 1 фигуры;

• 2 балла - воспроизведены 2 фигуры в неправильной последовательности;

• 3 балла - воспроизведены 2 фигуры в правильной последовательности;

• 4 балла - воспроизведены 3 фигуры, все в неправильной последовательности;

• 5 баллов - воспроизведены 3 фигуры, две из них в неправильной последовательности;

• 6 баллов - воспроизведены 3 фигуры в правильной последовательности.

Результаты исследования приведены в таблице и на рисунке 2.

Воз- раст Тип предъявления изображений

с опорой на речь взрослого с опорой на речь ребенка восприятие молча

структурная организация структурная организация структурная организация

внешняя внутренняя ср. значение внешняя внутренняя ср. значение внешняя внутренняя ср. значение

3-4 года 5,5 5,2 5,4 5,7 5,5 5,6 4,8 4,1 4,5

4-5 лет 5,9 5,4 5,6 5,9 5,7 5,8 5,3 4,9 5,1

5-6 лет 5,9 5,6 5,8 5,85 5,8 5,8 5,9 5,6 5,8

6-7 лет 5,6 5,7 5,6 5,8 5,8 5,8 5,96 5,9 6

ср. знач. 5,7 5,5 5,6 5,8 5,7 5,8 5,5 5,1 5,4

Исходно предполагалось, что в возрасте 3-4 лет наиболее эффективно дети будут воспринимать изображения фигур в том случае, когда их перцептивные процессы организуются речевыми указаниями взрослого. Однако результаты исследования показывают, что в этом возрасте детям легче организовать зрительное восприятие и исследование простых легко опознаваемых изображений, если они опираются на самостоятельную

С. В. Маланов, М. Г. Сарафанникова

81

внешнюю речь. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте дети находятся на том этапе развития перцептивных операций и действий, когда эффективным условием восприятия является собственная внешняя речь ребенка. Первая же фаза по овладению сенсорными эталонами и перцептивными действиями посредством речи взрослого, вероятно, характеризует более ранний возраст 1,5-2,5 года (это предположение требует дополнительного исследования).

В 4-5 лет происходит совершенствование внешней речевой организации перцептивных действий. Результативность восприятия равномерно повышается. При этом эффективность внутренней речевой организации перцептивных операций и действий к 4-5 годам возрастает, но продолжает значительно уступать внешнеречевым формам организации. В связи с тем, что применение соответствующих перцептивных эталонов еще недостаточно автоматизировано, внутренняя речь оказывается малопродуктивным условием восприятия соответствующих пространственных конфигураций до 5-6-летнего возраста.

— - Речь взрослого Речь ребенка

—*— Восприятие молча

Рис. 2. Динамика эффективности зрительного обследования и опознания изображений геометрических конфигураций (в показателях средних значений)

Результаты исследования показывают, что 5-6летние дети находятся на той стадии организации перцептивных операций и действий, когда речь взрослого и речь ребенка, как внешняя, так и внутренняя, являются одинаково эффективным условием для восприятия относительно простых геометрических фигур и их пространственной организации. Это свидетельствует о том, что процесс интериоризации соответствующих перцептивных эталонов подходит к своему завершению.

В возрасте 6-7 лет организация восприятия с опорой на внутреннюю речь становится более эффективной и начинает вытеснять внешнеречевые формы организации. При этом показатели продуктивности перцептивных операций и действий, организованных речью взрослого, значительно снижаются. Речь взрослого начинает мешать точности восприятия и точности последующего воспроизведения изображений. Полученные результаты объясняются тем, что к концу дошкольного возраста интериоризация вербализованных форм организации восприятия и опознания простых геометрических фигур завершается, и самостоятельные внутренние речевые действия обеспечивают более высокий результат.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют в пользу подтверждения гипотезы о том, что в дошкольном возрасте эффективность зрительного восприятия и последующего опознания ребенком относительно простых конфигураций геометрических фигур повышается по мере овладения внешнеречевыми приемами организации перцептивных операций и действий, которые в последующем замещаются внутренними речевыми приемами их организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные на рисунке 3 результаты показывают, что усвоение перцептивных операций и действий, обеспечивающих восприятие и опознание вложенных друг в друга конфигураций геометрических фигур, также соответствует основным закономерностям, характеризующим психологический механизм интериоризации.

• Речь взрослого Речь ребенка

- — Восприятие молча

Рис. 3. Динамика эффективности зрительного обследования и опознания вложенных друг в друга конфигураций геометрических фигур (в показателях средних значений)

82

Психологические науки

В раннем дошкольном возрасте (3-4 года) детям легче удается воспринимать и воспроизводить изображения с внутренней структурной организацией, если при этом происходит самостоятельная вербализация изображения. Менее эффективной оказывается ориентировка в отношениях «внутри -снаружи», осуществляемая с опорой на речевые указания взрослых. При восприятии молча (без использования внешней речи) зарегистрированы наиболее низкие результаты. В дальнейшем, по мере интериоризации вербальных форм организации восприятия внутренней структуры изображений, необходимость во внешнеречевых средствах исчезает. В 6-7 лет продуктивность восприятия и опознания внутренней структуры объектов с опорой на внутреннюю речь начинает превосходить продуктивность восприятия и опознания, опирающуюся на внешнюю речь.

Подобные результаты были получены и при выполнении заданий на восприятие и опознание пространственно организованных конфигураций вертикально расположенных геометрических фигур (рис. 4).

9 Речь взрослого •••*•• Речь ребенка

—9— Восприятие молча

Рис. 4. Динамика эффективности зрительного обследования и опознания пространственно организованных конфигураций геометрических фигур (в показателях средних значений)

Дети от 3 до 5 лет воспринимают и опознают изображения лучше при самостоятельной внешне речевой вербализации, а также и при опоре на речевые указания взрослого. А после 5 лет более продуктивным становится восприятие и опознание с опорой на внутреннюю речь (при восприятии молча). Таким образом, процесс перехода речевых действий, обеспечивающих восприятие простых вертикально ориентированных геометрических фигур, из внешней формы во внутреннеречевую

форму продолжает совершенствоваться до 5-6 лет, а в 6-7 лет становится относительно завершенным.

Сравнивая динамику развития восприятия изображений геометрических фигур с различной структурной организацией, можно заметить, что в раннем дошкольном возрасте (3-4 года) условием продуктивного восприятия для обеих структур являются внешние речевые действия ребенка. В 4-5 лет для обследования вложенных друг в друга конфигураций геометрических фигур условия остаются те же, а для пространственно организованных конфигураций геометрических фигур - наряду с внешними речевыми действиями ребенка - эффективным условием восприятия становятся еще и речевые указания взрослого. В возрасте 5-6 лет также выявляются различия. Изображения вложенных друг в друга конфигураций геометрических фигур дети воспринимают более эффективно с опорой на внешнюю речь, а изображения пространственно организованных конфигураций - при опоре на самостоятельную внутреннюю речь. Таким образом, в возрасте 5-6 лет ориентировка детей в пространственных отношениях «выше - ниже» переводится в умственный план, в то время как ориентировка в отношениях «внутри - снаружи» еще требует внешних речевых опор и интериоризируется на 1 год позднее - к 6-7 годам.

Вторая гипотеза также нашла эмпирическое подтверждение (рис. 5). Выявились различия в эффективности зрительного обследования изображений геометрических фигур (форм), имеющих одинаковое количество элементов, но характеризующихся: а) «внутренней» структурной организацией; б) «внешней» пространственной организацией.

Рис. 5. Динамика эффективности зрительного обследования двух типов пространственно организованных конфигураций геометрических фигур независимо от типа их обследования (в показателях средних значений)

С. В. Маланов, М. Г. Сарафанникова

83

В младшем дошкольном возрасте дети более эффективно организуют перцептивные действия, обеспечивающие ориентировку в пространственных отношениях между легко опознаваемыми изображениями (вертикально ориентированные геометрические фигуры) по сравнению с перцептивными действиями, обеспечивающими ориентировку во внутренней структурной организации легко опознаваемых изображений (вложенные геометрические фигуры). К 5-6 годам разрыв в продуктивности сокращается и остается незначительным на протяжении дошкольного возраста.

Возможно, полученные результаты связаны с тем, что в дошкольном возрасте дети чаще включаются в такие формы взаимодействий, где им необходима ориентировка в пространственных отношениях «выше - ниже», чем ориентировка в отношениях «снаружи-внутри». Поэтому интерио-ризация таких перцептивных операций и действий происходит примерно на год раньше, чем инте-риоризация перцептивных операций и действий, обеспечивающих выделение внутренней структуры объектов.

Представленные факты иллюстрируют развитие перцептивных операций и действий в дошкольном детстве, а также косвенно подтверждают положения теории интериоризации в развитии высших психических функций человека. Полученные эмпирические данные позволяют проследить динамику функционального включения языковых средств в организацию перцептивных процессов у детей в возрасте от 3 до 7 лет.

До 2-3 лет совершенствуются доречевые перцептивные операции в составе манипулятивных действий ребенка. При этом речевые указания взрослых, направленные на организацию перцептивных операций и действий ребенка, первоначально могут снижать продуктивность обследования и опознания объектов. К 3 годам ребенок овладевает умениями подчинять свои перцептивные действия, выполняемые с легко опознаваемыми объектами, речевым указаниям взрослого. На такой основе совершенствуются умения самостоятельно организовывать перцептивные операция и действия, опираясь на собственные внешнеречевые указания. К 6-7 годам при организации перцептивных действий ребенок начинает опираться на внутреннюю речь.

Ш

1. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. М., 1969.

3. Венгер Л. А. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.

4. Величковский Б. М, Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1973.

5. Восприятие и деятельность / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 320 с.

6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Психическое развитие ребенка. М., 1986. Т. 1.

7. Зинченко В. П. Образ и деятельность. М.; Воронеж, 1997. 608 с.

8. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Минск: Харвест, 2003. 896 с.

9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.

10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

11. Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы. М.: Смысл, 2003. 439 с.

12. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.

1. Vekker L. M. Psihika i real'nost': edinaja teorija psihicheskih processov, M.: Smysl, 1998.

2. Venger L. A. Vosprijatie i obuchenie. Doshkol'nyj vozrast, M., 1969.

3. Venger L. A. Vosprijatie. Mehanizmy i modeli, M., 1974.

4. Velichkovskij B. M, Zinchenko V P., Lurija A. R. Psihologija vosprijatija, M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1973.

5. Vosprijatie i dejatel'nost', pod red. A. N. Leont'eva, M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1976, 320 p.

6. Zaporozhec A. V. Izbrannye psihologicheskie trudy, Psihicheskoe razvitie rebenka, M., 1986. T. 1.

7. Zinchenko V. P. Obraz i dejatel'nost', M.; Voronezh, 1997. 608 p.

8. Itel'son L. B. Lekcii po obshhej psihologii, Minsk: Harvest, 2003, 896 s.

9. Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki, M.: Mysl', 1965.

10. Leont'ev A. N. Lekcii po obshhej psihologii, M., 2000.

11. Leont'ev A. N. Stanovlenie psihologii dejatel'nosti: Rannie raboty, M.: Smysl, 2003, 439 p.

12. Logvinenko A. D. Psihologija vosprijatija, M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1987.

84

Психологические науки

S. V. Malanov

Mari State University, Yoshkar-Ola

M. G. Sarafannikova

Academy of the State Fire Service of the Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Moscow

The speech functions of the Organization Perceptual processes

in preschool children

The article analyzes the patterns of speech features enable the organization of perceptual operations and activities for children aged 3 to 7 years. Presented empirical data allow to verify a number of hypotheses: 1) the perception of the effectiveness of preschool children increases as ways of mastering the use of language resources and the formation of sensory-perceptual standards to ensure the organization of perceptual processes in joint action with other people; 2) the effectiveness of preschool age the visual examination of relations between the images of simple geometric shapes (forms) increases with the child's perceptual processes organizations external voice guidance from adults, which are subsequently replaced by an independent foreign speech, and then the internal organization of perceptual speech methods of action; 3) in the preschool years, there are differences in the effectiveness of visual inspection of relations between images of geometric shapes (forms) having the same number of elements, but is characterized by: a) the "internal" structural organization; b) "external" spatial organization.

Keywords: the perception in the preschool age, speech and language function means sensory and perceptual benchmarks ontogenetic development of perceptual operations and actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.