УДК 376.42
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ПАПОЙ: СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2019 Е. С. Исмайлова1, С. А. Шишкова2
1 учитель-логопед МБДОУ№15 г. Курска e-mail: palagina. lena2011 @ yandex. ru
2учител ь -логопед МБДО У №15г. Курска
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Наблюдается, к сожалению, такая тенденция, что развитием, воспитанием детей занимаются в основном мамы, а папы находятся в стороне и не принимают активного участия в этом очень важном и интересном процессе. Поэтому целью исследования стала попытка организации и систематизации методических приемов сенсомоторного развития детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста с активным привлечением отцов.
Ключевые слова: сенсомоторное развитие, дошкольный возраст, речевые нарушения, игра.
Для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями игровые приемы являются фундаментом сенсомоторного развития. Е.И. Селиверстов отмечал, что игра -ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и является одной из характерных закономерностей детского развития [Селиверстов 1981]. Исследователи (В.А. Горбачева, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что развитие новых качеств в игре у ребенка реализуется намного прочнее и быстрее, нежели при использовании только дидактических методов воспитания [Эльконин 1999].
Важнейшая роль в успешном воспитании ребенка отводится семье. В каждой семье, как отмечает известный отечественный психолог А.В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Она формируется эмпирическим путем: постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя часто не лишена серьезных ошибок [Куликова 2002].
Наблюдается, к сожалению, такая тенденция, что развитием, воспитанием детей занимаются в основном мамы, а папы находятся в стороне и не принимают активного участия в этом очень важном и интересном процессе. Поэтому, на наш взгляд, очень важно, чтобы и папы занимались развитием своих собственных детей.
И мы решили вначале провести исследование на базе МБДОУ № 15 в рамках диагностики, в ходе которой выявились особенности формирования сенсомоторных процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В исследовании приняли участие 25 детей дошкольного возраста (6-7 лет) с речевыми нарушениями.
При обследовании сенсомоторной сферы дошкольников мы использовали методику Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Схема обследования уровня сформированности сенсомоторных процессов у детей», в которую входили следующие задания: оценка состояния общей и мелкой моторики (оценка динамического равновесия, статистического равновесия, оценка ручной моторики, тесты зрительно-моторной координации, оценка тактильных ощущений), оценка владения сенсорными эталонами (тесты цветоразличения, различение формы, восприятие величины, оценка
Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
слухового, зрительного, пространственного восприятия и восприятия времени) [Метиева, Удалова 2009].
Выполнение детьми дошкольного возраста одного из заданий оценивается по трем критериям. Дошкольник, который выполнил задание правильно и самостоятельно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки, получает оценку «хорошо». Если у ребенка возникают небольшие трудности и он самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий, то выполненное задания оценивается как «удовлетворительно». Если же задание выполняется с ошибками при оказании помощи или ребенок не справляется с заданием, испытывает значительные трудности в объяснении своих действий, то это задание оценивается «неудовлетворительно».
Осветим лишь некоторые диагностические срезы сенсорного и моторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Анализ результатов выполнения первого задания, который предполагает оценку статистического равновесия у старших дошкольников с нарушениями речи, позволил нам выделить 10 детей (40% от общего количества участников констатирующего эксперимента), которые выполнили задание правильно и самостоятельно, сохраняя равновесие в течение более 8 с в позе «аист», стоя на одной ноге, другую ногу сгибали в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки держали на поясе, при этом не было дрожания конечностей. За выполнение этого задания дошкольники получили оценку «хорошо»; 14 детей (56%) получили оценку «удовлетворительно», потому что сохраняли равновесие в течение 6-8 секунд в позе «аист», нами отмечено у них небольшое дрожание конечностей. И лишь один ребенок не справился с этим заданием, он не мог удержать равновесие более 2 секунд.
Второй диагностический срез был направлен на оценку динамического равновесия старших дошкольников с нарушениями речи. Анализируя полученные результаты, мы отметили, что только 2 ребенка (8%) получили оценку «хорошо». Детям нужно было преодолеть 5 м прыжками на одной ноге, продвигая коробок спичек перед собой носком ноги. При этом ни у кого из них нами не были зафиксированы отклонения направления движения больше 50 см; 22 ребенка (88%) получили оценку «удовлетворительно», потому что касались другой ногой пола, и у некоторых детей было зафиксировано незначительное отклонение направления движения более чем на 50 см. Один ребенок получил оценку «неудовлетворительно», потому что не смог справиться с заданием.
Полученные нами данные говорят о том, что уровень сенсомоторного развития у большинства детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи отстает от нормы.
Таким образом, анализ результатов, которые получены на начальном этапе диагностического исследования, позволил нам, во-первых, определить уровень сенсомоторного развития каждого конкретного ребенка с речевыми нарушениями; во-вторых, определить те параметры в его структуре, которые требуют коррекции; в-третьих, разработать игровые приемы коррекционной работы в совместной деятельности детей и отцов.
Используя игровые приемы в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, мы установили следующие требования: наличие интереса (ориентировочного, познавательного) у детей к предложенной игре; проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте); опора на имеющийся опыт; создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове.
Опираясь на имеющийся опыт, мы разработали игры, которые помогут папам
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Исмайлова Е. СШишкова С. А. Играем вместе с папой: сенсомоторное развитие
детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
организовать совместное интересное и полезное времяпровождение с детьми, приведем примеры данных игр.
«Веселые гаечки»
Цель: развитие общей и мелкой моторики рук, а также координации движений.
Ход игры: перед ребенком лежат гаечки, ему предлагается с помощью карандаша построить башню из 5 предметов, вначале правой рукой, потом левой.
«Интересная математика»
Цель: развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, соотнесение цифры с количеством точек.
Ход игры: ребенку предлагается лист бумаги, на котором с левой стороны написаны цифры, а с правой находится пустое место, задача ребенка состоит в том, чтобы с правой стороны нарисовать пальчиком, предварительно опущенным в краску, столько точек, сколько указано цифрой с левой стороны.
В заключение отметим то, что игра - это средство воздействия на ребенка, а также часть в общей системе воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, а если она будет реализована в интересной форме для ребенка и в кругу семьи, то коррекционное воздействие будет намного эффективнее и успешнее.
Библиографический список
Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 232 с.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009. 160 с.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсадов. М.: Просвещение, 1981. 152 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.