Научная статья на тему 'Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения'

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1923
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СЕНСОРНЫЕ ОПЕРАЦИИ / СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЕ НАРУШЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / SENSORY PATTERNS / SENSORY PERCEPTION / SENSORY OPERATIONS / SENSORY EDUCATION / AUDITORY AND VISUAL COMPLEX DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ершова Валерия Валерьевна

В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы и средства для этого необходимые. Проанализированы условия, реализация которых необходима для успешного решения задач формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of sensory standards for children with complex hearing and vision

The article considers the features of the psychodiagnostic studies of sensory development of children with complex hearing and sight problems; the main tasks and directions of formation of their sensory standards; and methods and means necessary for this purpose. What is analysed, are conditions, the implementation of which is required for the successful solution of tasks of formation of sensory standards for children with complex hearing and sight problems.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения»

го ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «РЕАКОМП». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rehacomp.ru/ (дата обращения: 22.06.16).

4. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 64 с.

5. Московский губернский театр. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m-g-t.ru/ (дата обращения: 22.06.2016).

6. Научно-исследовательский кинофотоинсти-тут (НИКФИ). Официальный сайт [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://nikfi.ru/short-БйпеБЛурЫосопсер^ (дата обращения: 22.06.16).

7. Соловьёв С.А. Позволительная роскошь // Сайт общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых». [Электронный ресурс]. - Режим доступа^йр:// www.vos.org.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=924:2009-12-10-10-59-П&саШ=180:^-1-2005 (дата обращения: 22.06.16).

УДК 159.99 ; 159.922.7

Ершова Валерия Валерьевна

кандидат психологических наук Ставропольский государственный педагогический институт

ershovavalerya@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМ НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ

В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы и средства для этого необходимые. Проанализированы условия, реализация которых необходима для успешного решения задач формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, сенсорные операции, сенсорное воспитание, комплексные нарушения, нарушения слуха и зрения.

Одной из современных тенденцией специального образования в России, является увеличение доли детей со сложными и множественными нарушениями, которые нуждаются в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Эта категория детей очень разнородна по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Это связано тем, что у каждого такого ребенка особым образом могут сочетаться нарушения разных функций, возникшие в разное время и по-разному выраженные.

Достаточно многочисленную и наиболее изученную часть популяции детей с комплексными нарушениями развития составляют дети, имеющие сочетания нарушений зрения и слуха.

Исследованием данной категории детей занимались М.С. Певзнер, Г.П. Бертынь, Т.А. Басилова, В.Н. Чулков и др. Они указывают на их крайнюю неоднородность по физическим и психическим проявлениям.

Согласно исследованиям А.В. Ярмоленко нарушения зрения и слуха не только в значительной мере выключают из чувственного познания, определенной качественно отличной части ощущений и восприятий, но и нарушает системность этих ощущений, системность чувственного познания мира и последующего его обобщения [3].

Одновременное поражение двух важнейших дистантных чувств - зрения и слуха, приводят

к тому, что ребенок, оказавшийся в такой ситуации, может опираться в своем развитии на оставшиеся сохранными сенсорные и интеллектуальные возможности. Все это приводит к качественному и количественному своеобразию в формировании сенсорных эталонов у этой категории детей [5].

Сенсорные эталоны в психологическом словаре, определяются как, выработанные человечеством представления, об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, а именно: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков и т. д. [2].

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, звукового ряда и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Т.А. Басилова отмечает, что при комплексном сенсорном нарушении особое значение в формировании сенсорных эталонов приобретает осязание. Осязательная деятельность руки ребенка стано-

214

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Ершова В.В., 2016

вится доминантной в усвоении эталонов формы, размера, веса, температуры, качества предметов. Вибрационная чувствительность позволяет им усваивать пространственные эталоны и определенные звуковые характеристики. Обонятельное восприятие позволяет детям с комплексным сенсорным дефектом находить на расстоянии человека, определять знаком он или нет, по запаху из окна узнавать погоду на улице, выявлять особенности помещений и находить в них необходимые предметы. Кроме использования полностью сохранных анализаторов в формировании сенсорных эталонов дети с комплексными сенсорными нарушениями пользуются остаточными зрением и слухом [1].

Полученные в ходе теоретического исследования данные позволили нам сделать вывод о том, что несмотря на имеющиеся в литературе незначительные данные об особенностях сенсорного развития детей с комплексным нарушением зрения и слуха, они в основном касаются детей с выраженным нарушением обоих анализатор, а в специальных школах чаще обучаются дети с осложненным дефектом. Кроме того недостаточно описана система формирования сенсорных эталонов при данном нарушении. Данные противоречия позволили нам организовать экспериментальное исследование по данной проблеме.

Исследование проводилось на базе «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 36» г. Ставрополь.

На основании анализа медицинской документации была составлена экспериментальная группа из 6 детей младшего школьного возраста (1-2 класс). Нарушения слуха были представлены сенсонев-ральной тугоухостью 4 степени и глухотой, острота зрения детей была в диапазоне от 0,4 до 0,7.

При проведении диагностики нами исследовались следующие эталоны: формы, размера, веса, температуры, качества материала из которого

сделан предмет, а так же исследовалось обоняние и вибрационная чувствительность.

В соответствии с выбранными параметрами были подобраны методики разработанные И.Ф. Марковской, А.С. Пеминовой, Н.Г. Мерено-вой, А.В. Чередниченко, С.В. Мальковой, И.А. Ми-халенковой.

Кроме предполагаемого методиками оборудования использовались карточки с названиями эталонов, карточки с наглядным изображением эталонов, наглядная инструкция в виде таблички с текстом, который был адаптирован для слабовидящих детей. Инструкция предъявлялась в устной и дактильной форме.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Исходя из данных представленных в рисунке видно, что дети имеют в основном средние показатели. На наиболее высоком уровне у детей находится сформированность эталонов размера и формы. Хорошие результаты получены при исследовании веса и температуры. Обонятельное восприятие и вибрационная чувствительность развиты на среднем уровне. Наиболее низкие показатели получены при исследовании материала из которых сделаны предметы.

Дети с удовольствием включались в работу, старались выполнить задания. Методики по определению температуры объекта, определять по запаху предметы, вызвали у детей наибольший интерес. При выполнении методик дети обращались за помощью. В закрытом выборе, когда предоставлялись таблички, дети практически не ошибались. Таблички с наглядными изображениями эталонов практически не использовались.

Результаты по одной и той же методике в экспериментальной группе достаточно разнились, что объясняется индивидуальными различиями и наличием дошкольной подготовки.

3

2

1

□ высокий

□ средний

□ низкий

JT

s

сГ

Г

V

Рисунок 1. Показатели сформированное™ сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением зрения и слуха

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 3

6

5

4

0

215

Имеющиеся особенности сформированности сенсорных эталонов у данной категории детей позволяют говорить о необходимости создания и детальной разработке дифференцированного подхода при формировании у них сенсорных эталонов. Что очень важно для полноценного и успешного усвоения ими образовательной программы в начальной школе.

С.А. Козлова определяет сенсорное воспитание как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих других видов деятельности [4].

У детей с комплексным сенсорным нарушением, выключены оба ведущих анализатора. Это обедняет чувственное познание мира. Сенсорное воспитание у этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка и остаточных возможностей пораженных анализаторов.

Разработанная и реализованная нами программа состоит из 30 специально организованных занятий, проводимых в дополнительное время и рекомендаций для сурдопедагогов отражающих специфику работы при сложном сенсорном дефекте.

Основными и наиболее важными задачами при формировании сенсорных эталонов у детей с комплексными нарушениями нами определены:

- формирование системы обследовательских перцептивных действий;

- формирование системы сенсорных эталонов, а также, обобщенных представлений о свойствах, качествах, отношениях, предметах;

- развитие умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности;

- развитие поисковых способов ориентировки;

- формирование правильной ориентировки в окружающем предметном мире.

В процессе работы по формированию сенсорных эталонов нами использовались следующие методы:

- наглядные: ознакомление с иллюстрациями, картинами, игрушками, муляжами и другими компонентами сенсорной культуры;

- практические: исследование, опыты, игры, продуктивная деятельность.

Работа по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения и слуха, опиралась на сохранные сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование.

На занятиях по формированию сенсорных эталонов, работа психолога направлена на формирование представлений о цвете, форме, величине, весе, температуре, запахе и вибрации с последующим использованием при анализе свойств и качеств предмета, а также формирование навыков использования сенсорных операций в системе исследовательских действий.

Еще одним из важнейших направлений работы было формирование умения целенаправленного обследования объектов:

- восприятие целостного облика предмета;

- мысленное деление на основные части и выявление их признаков;

- пространственное соотнесение частей друг с другом;

- вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

Третьим направлением работы нами выделено

обучение действиям с предметами. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Следовательно, при ознакомлении ребёнка с предметами и явлениями важно максимальное соответствие их величин, форм и других признаков с реальными пропорциями. В конструировании наиболее успешно формируются сенсорные способности. Именно здесь, сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Эффективность формирования сенсорных эталонов у детей с комплексными нарушениями слуха и зрения будет зависеть от следующих условий:

- от введения системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения сенсорного восприятия детей со сложным нарушением, использующей специально разработанные технологии, учитывающие структуру дефекта;

- от реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированных подходов в организации психолого-педагогической помощи;

- от соблюдения правильной зрительной и слуховой нагрузки;

- от предоставления возможности частого переключения с одного вида деятельности на другой, с чередованием зрительно-двигательной, слуховой, тактильной нагрузок, способствующих поддержанию работоспособности;

- от занимательного характера занятий и упражнений, эмоционального и психологического комфорта ребенка.

После проведенной работы в конце учебного года нами было проведено повторное исследование сформированности сенсорных эталонов. Результа-

216

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

ты исследования показали улучшение ряда особенностей восприятия сенсорных эталонов, а именно:

- повышение уровня ощупывающих движений;

- улучшение дифференциации качества дидактических материалов;

- высокий уровень кинестетического восприятия температурных качеств предмета;

- хорошие показатели при тактильном восприятии форм и размера предметов.

Таким образом, на основе имеющихся данных можно заключить, что сенсорное воспитание детей с комплексными нарушениями должно быть направлено на всемерное и всестороннее использование всех сохранных и остаточных возможностей пораженных анализаторов ребенка.

В сенсорном воспитании ребенка со сложными нарушениями зрения и слуха, наряду с созданием адекватной и комфортной сенсорной среды важно заботиться и о деятельном характере включения ребенка в занятие.

Библиографический список

1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложными нарушением развития. - М.: Просвещение, 2008. - 111 с.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры у ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 118 с.

3. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л.А. Го-ловчиц. - М.: Изд-во «ЛОГОМАГ», 2015. - 120 с.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Диагностика осязательного восприятия дошкольников с комплексными нарушениями // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. II. - М., 2011. - С. 33-35.

5. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми и множественными нарушениями // Дефектология. - 1998. - № 2. -С. 82-84.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.