Научная статья на тему 'Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2132
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барбышева Наталья Юрьевна

Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от раннего начала ее реализации, соблюдения принципов семейноориентированного и комплексного подхода. В статье рассматривается один из аспектов раннего развития сенсорное развитие для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барбышева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Барбышева Н.Ю.

Барбышева Наталья Юрьевна - педагог-психолог, Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Ручеёк», г. Северодвинск

Аннотация: эффективность коррекционной работы напрямую зависит от раннего начала ее реализации, соблюдения принципов семейноориентированного и комплексного подхода. В статье рассматривается один из аспектов раннего развития - сенсорное развитие - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: ранний возраст, нарушения двигательного развития, сенсорное развитие.

В последние годы, благодаря улучшению качества ухода до родов и после них, увеличению количества недоношенных детей, выживающих после родов [1, с. 49], отмечается рост числа заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Раннее поражение мозга обязательно проявится в дальнейшем в той или иной степени нарушенным развитием. По мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения различных звеньев двигательного анализатора. Для всех детей данной категории характерно нарушение двигательных функции, что, в свою очередь, сказывается на познавательном и речевом развитии. Степень нарушений варьируется в широких пределах и различных сочетаниях [4, с. 2].

Большую часть данной категории представляют дети, родившиеся с признаками поражения центральной нервной системы. В младенческом возрасте они диагностируются как перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Если компенсаторного развития не происходит, нарушения сохраняются, то врачи ребенку в возрасте старше 1 года устанавливают диагноз ДЦП [9, с. 5].

Остановимся более подробно на структуре дефекта при ДЦП:

- наблюдается ограничение или отсутствие возможности совершать произвольные движения;

- происходит нарушение в работе безусловных двигательных рефлексов;

- наблюдается нарушение движений (раскоординированность, насильственные движения, сискенезии);

- характерно нарушение кинестетической чувствительности.

В норме, дети раннего возраста активно познают окружающий мир. Уже в периоде новорожденности их внимание привлекают предметы и люди, и они способны совершать произвольные движения в направлении этих объектов (например, поворот головы). Уже в возрасте 3-6 месяцев начинают формироваться зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи [2, с. 29]. Побудительной силой в развитии ребенка являются объекты, окружающие его. Это могут быть игрушки, звуки, предметы обстановки, животные и, конечно же, люди. Именно окружение является мотивом для совершения движения - переворота, ползания, сидения и ходьбы. Мозг ребенка как губка впитывает новую информацию, он требует все больше и больше пищи для усвоения, поэтому ребенок постоянно находится в движении. И в тоже время движения способствуют развитию интеллекта ребенка.

Период раннего детства является сензитивным для развития сенсорной сферы. Комплексная работа всех систем анализаторов позволяет получать информацию об окружающем мире, свойствах предметов, их назначении. Этот объем информации служит базой, основой для дальнейшего развития мышления. «...Развитие детского восприятия происходит не спонтанно, а под влиянием практики и обучения, в процессе которого ребенок овладевает специальным сенсорным опытом, приобщается к сенсорной культуре, созданной человечеством. Взрослые формируют у ребенка способы ознакомления с окружающим, знакомят его с выработанными человечеством системами музыкальных звуков, речевых фонем, геометрических форм и т. д., а также научают обозначать их с помощью языка. В результате ребенок усваивает известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая ее в синтетических сенсорных образах..." [3].

Соответственно, чем более полно, качественно и систематизировано будет усвоена информация ребенком, тем более широкие возможности открываются перед мыслительными процессами. "...онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей..." [3] Дети с двигательными нарушениями уже в период младенчества, испытывая ограничения передвижения в пространстве, не способны в полной мере задействовать механизмы перцепции и восприятия. Сенсорная сфера не получает достаточного развития. Чем сильнее выражены двигательные ограничения, тем выше сенсорная депривация.

Характеризуя особенности восприятия детей с ДЦП, можно отметить как качественное, так и количественно отставание от возрастных нормативов:

- «притормаживание» зрительных и слуховых реакций в ответ на раздражитель;

- отсутствие двигательного компонента ориентировочной реакции или ее замещение на защитно-оборонительную реакцию;

- нарушение работы мышечного аппарата глаз накладывает отпечаток на зрительное сосредоточение и прослеживание. Оно формируется позже возрастных нормативов и характеризуется ограничением полей зрения и фрагментарностью;

- недостаточность зрительно-тактильной интеграции;

- степень глубины интеллектуального дефекта повышает степень нарушения сенсорно-перцептивной деятельности;

- нарушение слухового восприятия в дальнейшем ведет к задержке речевого развития;

- ограниченность предметно-практической деятельности;

- нарушение пространственно-временного восприятия;

- задержка в формировании схемы тела и нарушение проприоцептивной чувствительности. [9]

Таким образом, уже с первого года жизни для детей с ДЦП характерно нарушение восприятия, что, в свою очередь, приводит к задержке психического развития даже при сохранности других психических процессов.

Отсюда вытекает вывод о необходимости организации коррекционно-развивающей работы по развитию сенсорного восприятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Уже с младенчества необходимо стимулировать развитие слухового, зрительного, тактильного и двигательного анализаторов. Но под стимуляцией важно понимать не некое механическое воздействие на ребенка, а взаимодействие взрослого и ребенка с помощью специально подобранных стимулов [7].

Качество и результат коррекционной работы будут напрямую зависеть от того, насколько активно включен ребенок в процесс, может ли он проявить доступную его физическим возможностям самостоятельность, происходит ли коммуникация со взрослым в процессе взаимодействия [5].

I 36 I

Начиная работу по сенсорному развитию ребенка раннего возраста, необходимо опираться на ведущее в данном периоде предметно - ситуативное общение со взрослым. Именно близкий взрослый на протяжении первых лет жизни служит проводником в предметный мир, направляет и формирует активность ребенка. Для развития сенсорных представлений необходима последовательная и систематизированная работа с разными видами восприятия и их взаимодействие. «Авторы многих разработок по «раннему вмешательству» подчеркивают необходимость сенсорной стимуляции детей, отстающих в развитии, и подчеркивают важность того, чтобы ребенок в первый год жизни освоил все богатство ощущений, с тем чтобы заработали всевозможные анализаторные системы, чтобы у ребенка нарабатывались не только зрительные, слуховые, но и тактильные, вкусовые и обонятельные ощущения.» [ 6, с. 172].

Для этого мир ребенка с ограничениями движений должен быть ярким и насыщенным разнообразными впечатлениями и общением. Организация развивающей среды дома - важнейшее условие эффективности работы. Для это необходимо:

1. Светлое, просторное помещение для жизни ребенка. Источники света - не только искусственные, но и естественные. Следует избегать ярких, кричащих цветов в оформлении интерьера, но отдельные насыщенные цветом предметы должны присутствовать. Их расположение и вид должны периодически меняться. То же касается и игрушек: их не должно быть много, но они должны быть разными по цвету, форме, фактуре и звуку. Располагаться должны с учетом двигательных возможностей ребенка. Периодически игрушки меняют.

2. Звуки так же должны сопровождать повседневную жизнь ребенка. Он должен слышать голоса людей, музыку, звуки природы и бытовые шумы. Общение с мамой, чтение потешек, песенки - важнейших компонент развития ребенка раннего возраста. Но это не означает, что вокруг ребенка всегда должно быть шумно и громко, все воздействия необходимо осуществлять, соблюдая меру.

3. Сенсорная стимуляция запахами. Ребенок должен знать, как пахнут вещи, которые его окружают, как пахнут продукты. Все воздействия осуществлять осторожно, учитывая безопасность предъявляемых ароматов и аллергические реакции на них. Если ребенок слабо реагирует, лучше начинать с более резких запахов, после реакции ребенка дать комментарий его ощущению.

4. Тактильная стимуляция предполагает, в первую очередь, игры для ручек и ножек, но можно помогать ребенку получать ощущения от прикосновения разных фактур к различных участкам тела. Для работы в этом направлении используются различные сыпучие материалы (крупы, песок, макароны), природные материалы (камни, соль, шишки, вода), предметы с разной фактурой, игры с красками, тестом, пластилином.

5. Для развития проприоцепции и кинестетики важно обеспечить ребенку свободу передвижения. Малыш должен находиться не только на руках у мамы или в кроватке. С помощью опор для сидения и приспособлений для укладки можно располагать ребенка в разных местах квартиры (посидеть у окна, у ящика комода, спрятаться под столом, полежать на ковре и т.п.) Еще одно направление работы - игры с движениями (игры у мамы на коленях, тактильные игры, качели, гамаки, качалки, батуты и другие приспособления). Это арсенал, который помогает ребенку почувствовать отдельные части своего тела и расположение их в пространстве, стимулирует способность к удержанию равновесия и координацию. [6, 8, 10]

Обобщив полученные данные, можно сделать вывод о необходимости организации своевременной и систематической работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так как дети, испытывая двигательные ограничения, не способны в полной мере самостоятельно осваивать окружающее их пространство, накапливать и перерабатывать сенсорную информацию, что приводит к недоразвитию системы

восприятия и влечет за собой вторичные нарушения, в том числе и задержку психического развития.

Для преодоления барьеров развития необходимо создание особой среды, что предполагает сочетание естественных условий и качественного разнообразия стимулов, подкрепляемое эмоциональным общением с близкими взрослыми. Помощь семье в вопросе организации развивающей среды и контроль над реализацией программы должны обеспечивать специалисты служб ранней помощи.

Список литературы

1. Введение в абилитацию детей / Под ред. Бурлака В.В. Архангельск: Правда Севера. 358 с.

2. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттрмиер С.М., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего школьного возраста с особыми потребностями. С-Пб.: Каро, 2005. 336 с.

3. Запорожец А.В., Лисина М.И. Психологические проблемы развития детского восприятия [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:_http://psycЫib.m/mgppu/ZRv-1966/ZRv-003Шт#$р3/ (дата обращения 22.01.2019).

4. Клочкова Е.В. Церебральный паралич. Материалы для родителей. С-Пб.: СПбИРАВ, 2003. 15 с.

5. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP03196 1^Уо-117.Цт/ (дата обращения: 23.01.2019).

6. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. М.: Теревинф, 2008. 400 с.

7. Нет «необучаемых» детей. Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е.В. Кожевниковой и Е.В. Клочковой. С-Пб.: Каро, 2007. 352 с.

8. Нэнси Р. Финни. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие. М.: Теревинф, 2014. 333 с.

9. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа первом году жизни. М.: Экзамен, 2004. 96 с.

10. Циммер Р. Компетентный малыш. М.: Теревинф, 2013. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.