Научная статья на тему 'Особенности психического развития детей раннего возраста с церебральным параличом'

Особенности психического развития детей раннего возраста с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7105
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CEREBRAL PARALYSIS / MENTAL ACTIVITY OF CHILDREN / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна

В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психического развития детей раннего возраста с церебральным параличом»

С.А. Психическое развитие детей в норме и пата-логии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004.

4. Кон И. С. Социологическая психология / под ред. Д.И Фельдштейна. - М.: Московский пси-холого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

5. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспери-

ментальный метод в науке об обществе / пер. с англ. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

7. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.

УДК 159.9:616 П 775

О. Г. ПРИХОДЬКО

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, основную массу которых составляют дети с церебральным параличом. Большое число отечественных исследований посвящено проблеме изучения двигательных расстройств при ДЦП (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова,

Н.М. Махмудова, К. А. Семенова) и речевых нарушений у детей с церебральным параличом (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко и др.). Проблема нарушений психики у детей с двигательной церебральной патологией рассматривается в исследованиях Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюко-вой, Н.С. Симоновой, И.Ю. Левченко и др. Однако до настоящего времени особенности формирования познавательной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП остаются недостаточно изученными.

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки само-

стоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипу-лятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом - минимальные.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушений развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения (К.А. Семенова, Н.М. Махмудова [11]; Е.И. Кириченко [7]).

Многие авторы (Е.М. Мастюкова [9]; Э.С. Калижнюк [6]; Л.А. Данилова [5]; И.Ю. Левченко [8]; Е.И. Кириченко [7] и др.) подчеркивают, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными,

© О.Г. Приходько, 2009

169

сенсорными (патология зрения, слуха, кинестетического восприятия) и речевыми дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности (М.Б. Эй-динова, Е.Н. Правдина-Винарская [12]; Р.Я. Абра-мович-Лехтман [1];Е.И. Кириченко [7];Э.С. Ка-лижнюк [6]; И.Ю. Левченко [8]).

Многие авторы указывают на неравномерный, дисгармоничный характер нарушений психических функций детей с церебральным параличом. Эта особенность связана с «мозаичным» характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП; преимущественно страдают наиболее «молодые» и высокоорганизованные функции, которые формируются на более поздних этапах онтогенеза (Е.О. Кириченко [7]. М.О.Гуревич и Н.И.Озерецкий [4],

О.Г.Приходько [10]) отмечают утрату одних интеллектуальных функций, задержку развития других и сохранность третьих.

Э.С. Калижнюк [6] иЕ.М. Мастюкова [9] указывают на выраженность астенических проявлений у детей с церебральным параличом (повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов), что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

Многие исследователи [6; 8; 9; 10] обращают внимание на сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, что обусловлено следующими причинами:

- Вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка с другими людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения.

- Затруднением познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанным с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии.

Исследования К.А. Семеновой [11], Л.О. Бадаляна [3], Е.М. Мастюковой [9] показывают, что при условии ранней диагностики - не позднее 4-6-месячного возраста ребенка - и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с двигательной церебральной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным.

В течение многих лет (1990-2006 г.г.) на базе поликлиники и стационарного отделения для детей младенческого и раннего возраста детской психоневрологической больницы № 18 г. Москвы, Российского Реабилитационного Центра «Детство» и Мединцентре МИД РФ нами проводилось экспериментальное изучение и обучение 160 детей от рождения до 3 лет с церебральным параличом. Из них 80 детей находились под нашим длительным динамическим наблюдением продолжительностью до 10 лет.

Становление реакций выпрямления и равновесия у детей с двигательной патологией в раннем возрасте было резко задержано и качественно неполноценно. К году только часть детей с церебральным параличом удерживали голову; в основном они не могли самостоятельно сидеть. У многих отмечалось вынужденное положение тела, невозможность поворотов со спины на живот, патологическая опора при попытке поставить их на ноги. Все эти нарушения отрицательно сказывались на развитии познавательной деятельности. К двум годам дети с тяжелой двигательной патологией часто еще плохо удерживали голову, не умели свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии были поворачиваться и менять положение своего тела. Только часть детей могли самостоятельно сидеть, удерживать вертикальное положение стоя (у опоры) и переступать с поддержкой за руки. К трем годам у детей появлялась возможность удерживать голову, некоторые из них овладели навыком самостоятельного сидения и даже удерживали вертикальное положение стоя (у опоры). Но самостоятельная ходьба для большинства детей с двигательной патологией оказывалась недоступной.

Практически у всех детей выявлялись нару-

шения двигательных функций кистей и пальцев рук. У большинства отмечалось патологическое состояние кистей рук, характеризующееся плотным сжатием кулаков, приведением большого пальца к ладони и невозможностью или затруднением его участия при захвате игрушки. У некоторых детей кисти рук были вялые, паретичные. В тяжелых случаях хватание и манипуляции с предметами оказались недоступны детям даже к концу раннего возраста. Часть детей с трудом захватывали предметы, могли удержать их, но не осуществляли манипуляции. Только некоторые дети захватывали предметы, удерживали их, могли произвольно отпустить, осуществляли с ними простые манипуляции, но свободно манипулировать предметами не могли.

В раннем возрасте у большинства детей с церебральным параличом отмечалось нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют познавательную деятельность детей.

У многих детей была выявлена патология зрительного анализатора: сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, частичная атрофия зрительных нервов, ограничение полей зрения, миопия. Патология зрительного анализатора усугублялась двигательными нарушениями: у некоторых детей было выражено влияние патологических тонических рефлексов на мышцы глаз. Двигательная недостаточность мешала формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводили к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. У большинства детей отмечались различные нарушения зрительного восприятия: трудности фиксации взора, отсутствие или фрагментарность прослеживания движущегося оптического объекта, недостаточность зрительных дифференцированных реакций, произвольного переключения взора с предмета на предмет и др.

Нарушения слухового восприятия проявлялись в виде кратковременности слухового сосредоточения и слуховой ориентировочно-поиско-вой реакции, недостаточности локализации звука в пространстве и дифференцированных слуховых реакций, неустойчивости акустической

установки на речь. У многих детей отмечалась повышенная чувствительность к зрительным и слуховым раздражителям в виде вздрагивания, мигания, плача. Нередко имела место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора.

У большинства детей были снижены познавательная активность и мотивация к деятельности. Часть детей не имела выраженных двигательных нарушений, тем не менее, они не использовали имеющиеся двигательные возможности для познания окружающего. Их деятельность была неустойчивой. В то же время другие дети, не имеющие двигательной возможности манипулировать предметами, а иногда и захватывать их, движениями глаз, головы, слабым движением руки и туловища по направлению к игрушке, выразительной мимикой в сочетании с голосовыми реакциями показывали свой выраженный интерес к ним.

Только некоторые дети с ДЦП, не имеющие тяжелой двигательной патологии функций рук, на 2-3 году жизни осуществляли предметные действия, то есть использовали предметы по их функциональному назначению. Они открывали и закрывали крышкой коробку или кастрюлю; вставляли один кубик-вкладыш в другой, катили и бросали мяч; открывали и закрывали части матрешки; снимали и надевали кольца пирамидки; стучали молотком; били по барабану; дули в дудочку; пили из чашки, ели ложкой. Большинство детей осуществляли специфические манипуляции. Учитывая физические свойства предметов, они действовали с игрушками по-разному: размахивали погремушками, чтобы они гремели; сжимали и разжимали звучащие резиновые игрушки; раскачивали игрушки, подвешенные на веревочках. Часть детей с низким уровнем познавательного развития осуществляла только неспецифические манипуляции. Со всеми предметами, игрушками они действовали стереотипно, одинаково: постукивали ими, размахивали, перекладывали из одной руки в другую, тянули в рот, сосали, бросали. Мы выделили группу детей, которые не могли осуществлять предметных действий из-за двигательной патологии кистей и пальцев рук. Но они знали функциональное назначение предметов, игрушек и пытались осуществить предметные действия, несмотря на трудности их выполнения.

При исследовании понимания обращенной речи и запаса знаний об окружающем мы встре-

тились с существенными трудностями. Развитие импрессивной речи и запаса знаний об окружающем в значительной степени зависели от того объема информации об окружающих предметах, игрушках, их свойствах, которые ребенок получил от родителей или других взрослых. Дети не знали многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имели представление лишь о том, что было в их практике. У детей было затруднено познание окружающего мира в процессе предметно-практичес-кой деятельности, связанное с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. В силу этого уровень понимания обращенной речи и запас знаний об окружающем у детей были различными: от крайне низкого, ограниченного до приближающегося к возрастной норме.

Разнообразные расстройства эмоциональноволевой сферы у одних детей проявлялись в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенно-сти, у других, наоборот, в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочеталась с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не мог остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочеталась с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста. Эти эмоциональные проявления усиливались в новой для ребенка обстановке и при утомлении. У некоторых детей можно было наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

Комплексное изучение детей раннего возраста с церебральным параличом позволило сформулировать следующие выводы:

Дети с ДЦП от 1 года до 3 лет представляют собой крайне неоднородную группу по уровню психического, речевого развития и по степени проявления двигательных расстройств. При этом отмечаются многовариантные сочетания нарушений различных функциональных систем.

У большинства детей с церебральным параличом отмечается задержка темпов и качественные отклонения в развитии познавательной деятельности. Степень выраженности задержки психического развития различна, жестко не связана с тяжестью поражения двигательной сферы и лишь в некоторых случаях соответствует тяжести двигательной патологии.

В раннем возрасте нарушения познавательной деятельности у детей с двигательной церебральной патологией имеют специфические особенности: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений -повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с двигательной церебральной патологией могут широко варьировать. Часто обнаруживается диспропорция в развитии отдельных функций. Так, уровень развития эмоциональной И познавательной сферы может намного опережать уровень двигательного и речевого развития.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательной деятельности

Сложная структура нарушений развития свидетельствует о необходимости проведения комплексной коррекционной работы, предусматривающей параллельное воздействие на двигательную сферу, психику и речь. Коррекционно-развивающая работа проводилась в процессе целенаправленного общего развития ребенка, а также коррекции нарушений развития.

Основными направлениями коррекционнопедагогической работы по развитию познавательной деятельности в раннем возрасте являлись:

- Формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру.

- Развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи (на доступном уровне).

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия).

- Формирование предметной деятельности (использования предметов по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность).

- Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым).

- Формирование навыков самообслуживания.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Для каждого ребенка была составлена индивидуальная комплексная программа, включающая перспективный план работы и конкретные коррекционные задачи на ближайшее время. Все занятия носили комбинированный характер, состояли из нескольких частей, каждая из которых была посвящена решению определенной задачи и предусматривала новый вид деятельности. Одновременно решались развивающие и коррекционные задачи. Постепенно содержание занятий расширялось и усложнялось.

Ранняя диагностика нарушений познавательного развития, а также организация комплексного длительного поэтапного коррекционно-педагогического воздействия позволили значительно компенсировать нарушения у большинства детей с ДЦП, а в некоторых случаях устранить их. В процессе работы была выявлена неравномерная динамика преодоления нарушенных функций. Под влиянием коррекционной работы двигательное развитие наиболее активно происходило на 2-м году жизни. Становление же познавательной и речевой деятельности на 2-м году идет крайне медленно. Результаты стимуляции познавательного и речевого развития наиболее заметны к концу 3-го года жизни, когда наблюдается значительный скачок в развитии психики и речи.

Библиографический список

1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами.-М., 1962.-С. 109-139.

2. Архипова Е. Ф. Методические рекомендации по проведению логопедических занятий с детьми раннего возраста, страдающими детским церебральным параличом.-М., 1984.-20 с.

3. БадалянЛ.О., ЖурбаЛ.Т., ТимонинаО.В.

Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье, 1988.-328 с.

4. Гуревич М. О., Озерецкий Н И. Невропатология детского возраста.-М.-Л.: Учпедгиз, 1935.

5. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.-М.: Медицина, 1977.-96 с.

6. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения: Методические рекомендации / сост. Э.С. Ка-лижнюк.-М., 1982.-28 с.

7. Кириченко Е.И. Пограничные состояния интеллектуальной недостаточности у детей с церебральными параличами и задачи социальной реабилитации // Тезисы II конференции, посвященной медицинской реабилитации больных ДЦП. - М., 1978. - С. 275-277.

8. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. -М., 1991. -С. 21-44.

9. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. — 192 с.

10. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.

11. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей / под ред. Н.М. Маджидова. - Ташкент: Медицина, 1979.-490 с.

12. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.