Научная статья на тему 'Особенности развития полисенсорного восприятия младших школьников с нарушением зрения в процессе обучения математике'

Особенности развития полисенсорного восприятия младших школьников с нарушением зрения в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1811
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / СОХРАННЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ / МОНОСЕНСОРНЫЙ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ / КОМПЕНСАТОРНЫЙ ЭФФЕКТ / СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

На основе контент-анализа научно-педагогической литературы, мнений экспертов, рефлексии собственного научного и педагогического опыта выявлены особенности полисенсорного восприятия младших школьников с нарушением зрения. Обоснована необходимость обучения слабовидящих детей полисенсорному восприятию. Проблема развития полисенсорного восприятия рассматривается как одна из актуальных в системе компенсации нарушенного зрения. Рассмотрены недостатки развития полисенсорного восприятия в процессе обучения математике. Показаны наиболее эффективные условия развития полисенсорного восприятия у младших школьников с нарушением зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития полисенсорного восприятия младших школьников с нарушением зрения в процессе обучения математике»

УДК 376.1:51

Сухонина Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специального фефеетологического) образования. Крымский инженерно-педагогический университет talmia@mail.ru

Особенности развития

ПОАИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Natal’ya S. Sukhonina

candidate of pedagogical Sciences, associate professor. Department of special (defectological) education, Crimean Engineering and pedagogical University talmia@mail.ru

Features of

THE DEVELOPMENT OF MULTI SENSORY PERCEPTION OF YOUNGER STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT IN LEARNING MATHEMATICS

Аннотация. На основе контент-анализа научнопедагогической литературы, мнений экспертов, рефлексии собственного научного и педагогического опыта выявлены особенности полисенсорного восприятия младших школьников с нарушением зрения. Обоснована необходимость обучения слабовидящих детей полисенсорному восприятию. Проблема развития полисенсорного восприятия рассматривается как одна из актуальных в системе компенсации нарушенного зрения. Рассмотрены недостатки развития полисенсорного восприятия в процессе обучения математике. Показаны наиболее эффективные условия развития полисенсорного восприятия у младших школьников с нарушением зрения

Annotation. On the basis of content analysis of scientific pedagogical literature, opinions of experts, reflection of own scientific and pedagogical experience, the peculiarities of multisensory perception of younger students with visual impairment are revealed. The necessity of teaching visually impaired children to multisensory perception is argued. The problem of development of multisensory perception is regarded as one of the important in the system of compensation of impaired vision. The author considers the disadvantages of the development of multisensory perception in learning mathematics, shows the most effective conditions for the development of a multisensory perception in children with visual impairment.

Ключевые слова: сенсорное развитие, полисенсорное восприятие, младшие школьники с нарушением зрения, сохранные органы чувств, моносенсорный способ восприятия, компенсаторный эффект, сенсорные эталоны, математические представления.

Keywords: development of sensory, multisensory, younger students with visual impairment, intact senses, mono-sensory way of perceiving, compensatory effect, touch models, mathematical representation.

Полное или частичное нарушение функций зрительного анализатора приводит к большим осложнениям в сфере чувственного познания и отражается на всем процессе жизнедеятельности человека. Отсутствие полноценного зрения ограничивает возможности непосредственного чувственного восприятия предметов и явлений окружающей среды и тем самым затрудняет формирование представлений как одного из важнейших психических процессов. Тяжелые нарушения зрения обуславливают сенсорный дефицит, что, в свою очередь, приводит к снижению уровня развития чувственного восприятия и познания. Также глубокие нарушения зрения приводят к существенным изменениям в способах, методах и приемах учебно-познавательной деятельности учащихся с пониженным зрением.

Познание окружающей обстановки у человека в процессе развития происходит на основе чув-

ственного восприятия с помощью перцептивных действий.

В связи с этим проблема развития полисенсорного восприятия рассматривается нами как одна из актуальных в системе компенсации нарушенного зрения. Дети с пониженным зрением, которые используют в познавательной деятельности сохранное зрение и осязание, лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, быстрее выделяют конструктивные особенности предметов [2].

Адекватное восприятие окружающего мира у школьников с нарушениями зрения может быть обеспечено за счет понимания ими того, что зрительная информация недостаточна и неточна, и поэтому следует использовать возможности других анализаторов. По мысли Т.А. Дорофеевой [1], если формировать у школьников правильное представление о перцепции разной модально-

328

сти, можно достичь того, что дети будут самостоятельно использовать сохранные анализаторы в процессе познания действительности.

Таким образом, за счет активизации полисенсорных способов восприятия расширяются представления учащихся о предметном мире.

Многочисленные исследования (Н.И. Земцова, А.Г. Литвак, ИТ. Моргулис, Л.И. Солнцева и др.) показали, что при совместной деятельности поврежденного зрения и сохранных органов чувств (осязание, слух, вкус и др.) отмечается сильный компенсаторный эффект в познавательной деятельности учащихся. В связи с этим дефицит зрительных впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира, характерный для детей с пониженным зрением, компенсируется за счет использования чувственных данных других модальностей, что обеспечивает принципиальную возможность полноценного познания объектов, которые изучаются [3].

Необходимость обучения слабовидящих детей полисенсорному восприятию обусловлена их отставанием в развитии памяти и мышления ввиду ограниченного зрительного опыта. Учащиеся младшего школьного возраста с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящих сверстников, имеют трудности в описании внешних признаков и функций органов чувств, недостаточно осознают возможности осязательного, обонятельного, вкусового анализаторов в процессе пополнения депривированной зрительной информации. При спонтанном развитии у детей с нарушениями зрения преобладает моносенсорный способ восприятия, не сформированы системы сенсорных эталонов для анализа, синтеза и систематизации признаков предметов и явлений окружающего мира. От понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушениях зрения существенно зависит содержание и методика сенсорного воспитания, которая позволяет преодолевать зрительную недостаточность.

Стандартная методика сенсорного воспитания не уделяет достаточно внимания пониманию детьми зависимости получения полисенсорной информации от целенаправленной работы всех анализаторов. Основное внимание следует уделять пониманию детьми средств и способов перцептивной деятельности, которые используются как основа функционирования органов чувств.

С целью выявления причин недостаточного уровня развития полисенсорного восприятия слабовидящих младших школьников на уроках математики нами был изучен опыт учителей младших классов школ для детей с пониженным зрением. Мы посетили 52 урока математики в 1 классе и 46 уроков в подготовительном (в общем - 98 уроков). Также был проанализирован и обобщен опыт 19 учителей специальных школ.

Изучение содержания работы педагогов показало, что развитие полисенсорного восприятия осуществляется, но в недостаточном объеме. Одним

из недостатков развития полисенсорной перцепции является отсутствие надлежащей системы, которая бы предполагала определенную этапность в развитии чувственного восприятия. В школьной практике имеет место бессистемность развития полисенсорной перцепции, что снижает активизацию познавательных процессов. На уроках мало включаются в работу чувствительности других модальностей: слух, осязание, кинестетические ощущения. Совсем не используются вкусовая и обонятельная перцепция. Демонстрация учителями наглядных пособий проводится с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями зрения, но в большинстве случаев ориентируется на зрительный анализатор.

Было выявлено, что на практике зрительная загруженность преобладает над другими видами чувствительности. В большинстве случаев во время объяснения нового материала используются зрительно-слуховой вид восприятия учащихся. Это приводит к быстрой утомляемости, торможению процессов формирования четких и конкретных представлений о предмете изучения.

У всех учащихся с нарушением зрения был выявлен недостаточный исходный уровень развития полисенсорного восприятия в основном из-за неумения пользоваться сохранными анализаторами (остаточным зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом). Об этом свидетельствует попытка слабовидящих детей во время выполнения тестовых заданий пользоваться преимущественно зрительным анализатором, в несколько меньшей степени - слухом и иногда осязанием. В значительной степени затруднено выполнение практических действий с опорой на слух, вкус и ощупь. Это вызывает несовершенство процессов обследования объектов, неточность выполнения перцептивных действий, а, следовательно, фрагментарность их математических представлений. При таких условиях не происходит настоящая компенсация поврежденного зрения.

У всех детей был отмечен низкий уровень представлений о сенсорных эталонах (форма, размер, величина, фактура, вес), несовершенство ориентировки в пространстве, недостаточный уровень сформированности математических представлений в целом (их неконкретность, схематичность, ограниченность деталей).

Итак, характерными для слабовидящих школьников особенностями полисенорного восприятия являются:

- несовершенство на этом этапе возрастного развития слабовидящих детей многих важных для восприятия объектов мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения и др.);

- злоупотребление сохранным зрением и недооценка других анализаторов (слуха, осязания, обоняния, вкуса) при обследовании объектов;

- несовершенство кинестетического праксиса;

- отсутствие потребности в использовании осязания и вкуса;

329

- не образуются сложные слухо-осязательнодвигательные функциональные системы, которые являются физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи, воображения, логической памяти, произвольного внимания), необходимых для освоения математического материала.

Полученные результаты исследования позволили нам определить наиболее эффективные условия развития полисенсорного восприятия у младших школьников с нарушением зрения на уроках математики:

- учет психофизических особенностей, уровня сформированное™ сенсорно-перцептивной деятельности и предыдущего математического опыта младших школьников с пониженным зрением;

- организация индивидуального и дифференцированного подходов с учетом познавательных

Литература:

1. Дорофеева ТА. Формирование представлений о сенсорных возможностях у младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом» // Дефектология 2002. № 6. С.47-50.

2. Синьова СП. Тифлопедагопка. Теор1я вихо-вання cninnx та слабозорих д1тей К., 2009. 212 с.

3. Mopaynic I.C. Кер1вництво п1знавальною д1яльнютю cninnx та слабозорих д1тей у процес1 навчання. К., 1974. 48 с.

возможностей в усвоении сенсорных эталонов и арифметического материала;

- внедрение в предметно-практическую деятельность на пропедевтическом этапе изучения математики игры, рисования, дидактических вербальных заданий;

- включение в процесс усвоения математического материала комплекса ощущений различной модальности;

- использование системы дидактических упражнений по развитию сенсорно-перцептивной деятельности учащихся, связанных с темой и комплексной целью урока;

- использование на каждом уроке математики коррекционно-развивающих дидактических материалов, направленных на всестороннее развитие чувственного восприятия младших школьников со сниженным зрением.

Literature:

1. Dorofeeva T.A. Formation of representations about sensory opportunities for children with impaired vision within the correctional program «To child about itself» // Defectology. № 6. P. 47-50.

2. Sin’ova E.P. Тифлопедагопка. Теор1я вихо-вання cninnx та слабозорих д1тей. K., 2009. 212 p.

3. Morgulis I.S. Кер1вництво п1знавальною д1яль-нютю cninnx та слабозорих д1тей у процес1 навчання. K., 1974. 48 р.

330

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.