Научная статья на тему 'Роль трудового обучения в развити и личности ребенка с нарушением зрения'

Роль трудового обучения в развити и личности ребенка с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФУНКЦИИ ТРУДА / ОБЩЕСТВЕННО-ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LABOUR / LABOUR EDUCATION / LABOUR FUNCTIONS / SOCIAL LABOUR ACTIVITY / ANALYZING PERCEPTION / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колмакова С. Ю.

В статье уделяется внимание изучению роли трудового обучения в развитии личности ребенка с нарушениями зрения, рассмотрено значение трудового обучения и воспитания детей с нарушениями зрения для компенсаторного развития всех психических процессов: формирования сенсорных функций, предметных и пространственных представлений, памяти, воссоздающего воображения, речи, мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колмакова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LABOUR EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF CHILD' S PERSONALITY WITH POOR EYESIGHT

In this article special attention Is paid to the study of the role of labour education In the development of child's personality with poor eyesight. This article deals with the meaning of labour education and upbringing of children with poor eyesight for compensatorial development of all psychiatric processes: formation of sensory functions, objective and space notions, memory, re-creative imagination, speech, thinking.

Текст научной работы на тему «Роль трудового обучения в развити и личности ребенка с нарушением зрения»

С.Ю. КОЛМАКОВА, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета.

Тел. (4862) 43-45-73

РОЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИ И ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В статье уделяется внимание изучению роли трудового обучения в развитии личности ребенка с нарушениями зрения, рассмотрено значение трудового обучения и воспитания детей с нарушениями зрения для компенсаторного развития всех психических процессов: формирования сенсорных функций, предметных и пространственных представлений, памяти, воссоздающего воображения, речи, мышления.

Ключевые слова: труд, трудовое обучение, функции труда, общественно-трудовая деятельность, анализирующее восприятие, познавательная деятельность.

Нарушения зрения, исключая или ограничивая возможности получения зрительных впечатлений об окружающем мире, оказывают существенное влияние на формирование различных психических процессов и личности в целом.

В исследованиях М.И. Земцовой, В.П. Ермакова, И.С. Моргулиса и др. показано огромное значение труда как средства компенсации и коррекции дефектов, обусловленных нарушениями зрения.

Труд является основной формой деятельности человека, направленной на изменение и преобразование природы и самого себя. В труде осуществляется всестороннее развитие умственных и физических способностей человека, становление и развитие его личности.

По мнению К.К. Платонова, труд есть сознательная, целесообразная созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.

Б.Т. Лихачев определяет следующие ведущие функции труда:

1. Утилитарно-практическая функция. Она направлена на создание материальных и духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека.

2. Развивающая функция труда обусловлена тем, что активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональная и волевая сферы.

3. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у детей в ходе трудового процесса общественных качеств и свойств личности, нравственноэстетического отношения к жизни и деятельности.

М.И. Земцова неоднократно подчеркивала, что общественно-трудовая деятельность, сообразующаяся с возможностями и способностями человека, является основным условием формирования и развития процессов компенсации нарушенных функций в организме человека.

В исследованиях ведущих тифлопедагогов (М.И. Земцова, В.П. Ермаков, М.А. Вер-бук и др.) труд рассматривается как деятельность, в которой органически сочетаются восприятие и мышление, практические действия и эмоции. Изготовление определенного продукта труда предполагает выполнение различных по своему содержанию и структуре перцептивных, умственных и практических действий (постановка цели

© С.Ю. Колмакова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

деятельности, восприятие и оценка образцов, материалов и инструментов, планирование предстоящих действий, осуществление практических операций, контроль и регуляция их, оценка результатов труда). В зависимости от конкретного содержания труда эти компоненты трудовой деятельности приобретают различное значение.

Деятельность учащихся в условиях трудового обучения понимается в неразрывном единстве с объективной реальностью. В процессе труда дети активно воздействуют на материальный мир, познают его с помощью сохранных анализаторов.

Под влиянием трудового обучения развивается мелкая моторика, формируются мышление, сознание, моральные качества, интересы, социальные мотивы и потребности детей. М.И. Земцова отмечает, что роль разных психических процессов на разных этапах трудового обучения неодинакова. Первоначальное освоение трудовых операций базируется на полисенсорной основе. Наиболее важное значение при этом приобретают непосредственно чувственные процессы, лежащие в основе развития высших форм познавательной деятельности. По мере накопления опыта, обогащения знаниями и практическими умениями более важное значение начинают приобретать высшие формы познавательной деятельности, в связи с чем изменяется соотношение между простыми, непосредственно чувственными и сложными психическими процессами. Возникают замещения, перестройки и исправления недоразвитых сенсорных функций. Между отдельными нервными процессами образуются сложные динамические системы связей, которые являются физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности.

По мере овладения специальными знаниями и практическими умениями высшие формы психической деятельности начинают приобретать преимущественное значение. В связи с этим некоторые элементарные сенсорные функции, с помощью которых детально и поэтапно регулировался трудовой процесс, постепенно свертываются и вновь включаются в условиях, когда в их участии возникает необходимость. Теоретические основы сенсорного развития в процессе обучения разработаны Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.М. Зимкиной, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия.

Формирование сенсорных функций у детей с глубокими нарушениями зрения, как и у нормально видящих, происходит под влиянием социальных условий жизни и методов трудового обучения.

В условиях трудовой и наглядно-практической деятельности у детей с нарушениями зрения раз-

вивается анализирующее восприятие. В процессе деятельности при выделении различных признаков обрабатываемых изделий у детей формируются представления о динамически изменяющихся предметах и их деталях. При изучении различных материалов дети познают их свойства и в соответствии с этим определяют способы обработки, используя при этом различные орудия труда.

В свете современных научных исследований сенсорное воспитание детей может осуществляться только в условиях целенаправленного обучения и воспитания, в тесной связи с общим образованием и воспитанием. В процессе практической деятельности по мере ознакомления с материалами, инструментами, выполнения различных приемов работы с бумагой, картоном и другими материалами, в связи с расширением разнообразных познавательных задач у детей с нарушениями зрения развиваются сохранные анализаторы. Причем, как отмечает М.И. Земцова, формирование функций осязания, слуха и других видов восприятия имеет системный характер и осуществляется в тесном взаимодействии друг с другом и со всеми психическими процессами.

По мере накопления сенсорного опыта, ознакомления со средствами и орудиями труда, технологиями изготовления изделий у детей происходит развитие познавательной деятельности. И.С. Моргулис отмечает, что в контексте трудового процесса заключены разнообразные возможности для развития и совершенствования различных сторон познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. Наглядно-практическая деятельность детей с нарушениями зрения по своему содержанию и структуре создает особо благоприятные условия для формирования и усовершенствования познавательных действий детей. Этому способствует, с одной стороны, предметный характер трудовых действий, с другой — создающаяся в трудовом процессе взаимосвязь между практическими и познавательными действиями и их взаимообусловленность.

В условиях трудового обучения формируются представления о форме и величине предметов, которые служат эталонными образцами при сравнении различных форм изучаемых объектов.

Трудовое обучение способствует также формированию у детей творческого воссоздающего воображения. В процессе моделирования, конструирования, изготовления изделий из бумаги, картона, выполнения изображений дети обогащают память новыми образами, расширяют круг предметных и пространственных представлений,

более полно и глубоко отражают в сознании реальные предметы, процессы и явления действительности. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов творческое воображение активно развивается в связи с моделированием, конструированием, строительными работами, лепкой, изготовлением изделий из бумаги, выполнением различных рисунков и аппликаций. Развитие творческого воображения имеет важное значение для формирования мыслительной деятельности ребенка с нарушением зрения, что расширяет познавательные возможности детей.

В процессе труда используются разные формы речевого общения. Трудовая деятельность способствует обогащению речи различными терминами, обозначающими объекты, орудия, средства, продукты труда. В процессе практического оперирования при выполнении и рассматривании различных изделий, как отмечает М.И. Земцова, речь у учащихся обогащается конкретным содержанием, уточняется значение слов. Оперируя в процессе труда различными материалами, инструментами, дети учатся правильно соотносить конкретные образы предметов с их названием, владеть приемами планирования процесса выполнения трудовых заданий.

В связи с недостатками сенсорного развития у детей с глубокими нарушениями зрения, особенно в первые годы обучения в школе, возникают трудности в обобщении. Это связано с тем, что учащиеся не представляют многих предметов и действий, о которых они формируют понятие. Трудовое обучение, обогащенное интеллектуальным содержанием и направленное на активизацию высших форм познавательной деятель-

ности и на гармоническое развитие личности в целом, является важным средством в формировании понятий, базирующихся на сенсорном и практическом опыте.

По мере усвоения знаний в процессе трудового обучения у учащихся совершенствуются способы восприятия и действия, накапливаются представления, развиваются умственные способности. Их понятия становятся обогащенными конкретным содержанием, что способствует предупреждению формализма в усвоении знаний и всестороннему развитиюличности.

Необходимо также отметить, что труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Таким образом, значение трудового обучения и воспитания в развитии детей с нарушениями зрения велико и имеет существенное значение для развития всех психических процессов: формирования сенсорных функций, предметных и пространственных представлений, памяти, воображения, речи, мышления. Труд помогает преодолеть формализм в овладении знаниями и устранить отрицательные последствия нарушенного зрения, а также предупредить вторичные отклонения в развитии детей.

Трудовое обучение для детей с нарушениями зрения служит важным средством компенсации и коррекции, восстановления нарушенных и недоразвитых функций и основой их подготовки к жизни и полезному труду в обществе.

S.U. KOLMAKOVA

THE ROLE OF LABOUR EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF CHILD’ S PERSONALITY WITH

POOR EYESIGHT

In this article special attention Is paid to the study of the role of labour education In the development of child’ s personality with poor eyesight. This article deals with the meaning of labour education and upbringing of children with poor eyesight for compensatorial development of all psychiatric processes: formation of sensory functions, objective and space notions, memory, re-creative imagination, speech, thinking.

Key words: labour, labour education, labour functions, social labour activity, analyzing perception, cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.