Научная статья на тему 'Научные идеи И. С. Моргулиса о роли трудового обучения в коррекционновоспитательном процессе школ для слепых и слабовидящих учащихся'

Научные идеи И. С. Моргулиса о роли трудового обучения в коррекционновоспитательном процессе школ для слепых и слабовидящих учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯШИЕ ДЕТИ / КОМПЕНСАЦИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВА-ТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барко Вадим Вадимович

В статье раскрываются научно-педагогические подходы к организации и осуществлению системы корекционно-воспитательной работы в школах слепых, обоснованные выдающимся украинским тифлопедагогом И.С. Моргулисом. Предложенная ученым педагогическая система основывается на реализации компенсаторных возможностей психики слепого ребенка, особый акцент делается на совершенствовании методов и средств трудового обучения и воспитания как важного направления корекционной работы. И.С. Моргулис показал, что учебно-познавательная деятельность слепых детей является наиболее значимой сферой психики, нормализация которой зависит от уровня развития учебно-познавательной деятельности, благодаря трудовому обучению познавательные действия незрячих становятся планомерными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барко Вадим Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные идеи И. С. Моргулиса о роли трудового обучения в коррекционновоспитательном процессе школ для слепых и слабовидящих учащихся»

УДК: 376.36:81' 23

Барко Вадим Вадимович

воспитатель школы-интерната №5 для слепых и слабовидящих детей г. Киева, соискатель кафедры тифлопедагогики Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова barkoua@ukr. net Vadim V. Barko

the tutor of boarding school No. 5 for blind and

visually impaired children of Kiev,

the competitor of chair of tiflopedagogics

of National pedagogical university of M.P. Dragomanov

[email protected]

Научные идеи И.С. Моргулиса о роли трудового обучения в коррекционно-воспитательном процессе школ для слепых и слабовидящих учащихся

Scientifiv ideas of I.S. Morgulis concerning role of labour education in correctional work of schools for blind and visually impaired children

Аннотация. В статье раскрываются научно-педагогические подходы к организации и осуществлению системы корекционно-воспитательной работы в школах слепых, обоснованные выдающимся украинским тифлопедагогом И.С. Моргулисом. Предложенная ученым педагогическая система основывается на реализации компенсаторных возможностей психики слепого ребенка, особый акцент делается на совершенствовании методов и средств трудового обучения и воспитания как важного направления корекционнойработы. И.С. Моргу-лис показал, что учебно-познавательная деятельность слепых детей является наиболее значимой сферой психики, нормализация которой зависит от уровня развития учебно-познавательной деятельности, благодаря трудовому обучению познавательные действия незрячих становятся планомерными.

Ключевые слова: трудовое обучение и воспитание, коррекционная работа, слепые и слабовидяшие дети, компенсация, учебно-познавательные действия.

Summery. The article is devoted to consideration of scientifically-pedagogical approaches to organization of the system of correctional work in schools for blind children, worked out by Ukrainian pedagogue I.S. Morgulis. It is shown that the pedagogical system is based on realization of scray possibilities of psyche of blind children, the special accent is made on the improvement of methods and facilities of labour education as an important way of correctional work with blind children. Labour activity of blind schoolboys provided the substantial increase of level of of blind children. This activity of blind children is the most meaningful sphere ofpsyche,

on the basis of what an important conclusion is done: normalization of psyche of blind children depends on the level of development of educational-cognitive activity, and also from the specially organized pedagogical terms, due to labour education the cognitive actions of blind children gradually acquire systematic and polysensative character.

Key words: career and labour education, correctional work, blind children and children with visual deficiency, compensation, educational-cognitive actions.

Выдающийся украинский тифлопедагог, доктор педагогических наук, профессор Илья Семенович Моргулис (1928 - 2011) - в своих научных трудах обосновал и разработал систему корекционно-воспитательной работы в школах слепых, основывающуюся на реализации компенсаторных возможностей психики ребенка. При этом ученый убедительно показал, что чрезвычайно важной задачей корекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми является совершенствование подходов к организации их трудового обучения и воспитания [1-8]. Идеи И.С. Моргулиса весьма актуальны для сегодняшней школы в условиях широкого внедрения принципов инклюзивного образования, однако сегодня отсутствуют научные исследования и публикации, посвященные анализу и обобщению педагогических взглядов выдающегося украинского дефек-толога.

Илья Семенович стал первым в Украине доктором наук в области корек-цшной педагогики, в 1974 году он создал в Киеве первую лабораторию тифлопедагогики, которую возглавлял на протяжении 17 лет. Сотрудниками лаборатории в разные годы были Т.А. Гроза, С.А. Покутнева, Т.П. Свиридюк, Е.П. Синева, Н.С. Царик, И.П. Чигринова и другие исследователи, которые за время ее существования издали деятки учебников, научно-методических и практических пособий, опубликовали сотни научных статей, которыми широко пользовались педагоги специальных школ, преподаватели и студенты педагогических учебных заведений, ученые и аспиранты страны. Начало 50-х годов прошлого столетия охарактеризовалось появлением в отечественной тифлопедагогике теоретической концепции о развертывании дифференцированной системы специального воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, которая основывалась на исследованиях многих отечественных ученых. В этот период значительно активизировалась поисковая и научно-исследовательская работа в области тифлопедагогики и тифлопсихологии; разрабатывались новые организационные принципы функционирования и структура учебных заведений для слепых и слабозорих детей, создавались новые учебные планы и программы.

Изучение практики работы школы слепых, проведенное ученым в 50-х и 60-х годах ХХ века, позволило выделить, наряду с позитивным опытом, некоторые типичные недостатки. При этом внимание исследователя обращалось на те аспекты опыта, которые определяют компенсаторно-корекционную направленность обучения в школе слепых. Глубокий анализ педагогической теории и практики тех лет позволил И.С. Моргулису установить, что много методических просчетов тифлопедагогов обьяснялись неправильной постановкой акцентов на целях обучения слепых детей. Например, некоторые педагоги считали

главной задачей вооружение учащихся знаниями, формирование у них конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. «Нетрудно заметить - писал Илья Семенович - что постановка такой задачи, невзирая на ее, в принципе, правильность, ориентирует учителя на конечные результаты учебного процесса и упускает пути и средства их достижения» [2, с.30]. Уже тогда ученый пришел к выводу о том, что основной целью школы должно быть обучение детей умению учиться, самостоятельно приобретать знания [3, 4]. И.С. Моргулис был убежден в том, что, исходя из требований современной жизни, школа призвана обеспечить подготовку учащихся к активной деятельности в условиях разных сфер общественного бытия, которые динамически развиваются, формировать у них способности к усвоению новой информации и продуктивного применения полученного образования в практической общественно полезной деятельности. «Для слепых детей - писал И.С. Моргулис - развитие которых происходит в условиях сенсорной недостаточности, эта задача приобретает особое значение в силу того, что только в школе может быть обеспечено специальное руководство развитием их учебно-познавательных действий, формирование и совершенствование способов и приемов познавательной и практической деятельности» [5, с. 42]. По его мнению, в школе слепых развитие у учащихся познавательных действий должно стать ведущей целью специального обучения; по мнению ученого, существенно повышается значимость начального этапа обучения слепых детей как средства и условия ранней компенсации и коррекции дефектов, обусловленных зрительной недостаточностью; профилактики вторичных отклонений в психофизическом развитии [6].

Осуществленный педагогом анализ практики работы школы 50-х - 60-х годов ХХ века показал, что ориентирование учителя лишь на конечную цель обучения предопределяет существенные просчеты в содержании педагогического руководства учебным процессом; в соответствии с концепцией, сложившейся в педагогической психологии и педагогике, объект деятельности рассматривался как важнейший фактор структуризации учебно-познавательных действий учащихся [7]. Анализ педагогической практики позволил ученому установить, что в учебном процессе не в полной мере обеспечивается достаточная стимуляция полисенсорного восприятия, преимущественно используются методы жесткой регламентации учебно-познавательных действий. Такая жесткая регламентация возводит руководство к своеобразной диктовке инструкции, которая не содействует развитию у учащихся самостоятельности [6, 7].

Илья Семенович исходил из того, что особенности психического развития и познавательной деятельности слепых детей определенным образом видоизменяют пути реализации содержания образования и вносят дополнительные специфические задачи в общие целевые установки системы специального обучения. Это касается формирования у слепых детей компенсаторных процессов и коррекции отклонений в развитии. Таким образом, Илья Семенович уже в начале 60-х годов пришел к выводу о том, что специально организованное обучение, базирующееся на общеобразовательной основе и учитывающее психофизические особенности учащихся, позволяет в комплексе решать задачи всестороннего развития слепых детей. «В процессе обучения, по мере овладения зна-

ниями и практическими умениями, учащиеся овладевают более совершенными способами познавательной деятельности, которые позволяют им воспринимать предметы и явления во взаимосвязи и взаимодействии, причинной обусловленности, в движении и развитии, значительно расширяющими познавательные возможности слепых и облегчает их ориентировку в окружающем мире», - подчеркивал И.С. Моргулис [8, с. 27]. Акцентируя внимание на вопросах направленности компенсаторно-коррекционных действий, И.С. Моргулис также исходил из того факта, что в обучении слепых детей нередко имеет место односторонний подход к определению предмета влияния. Это проявляется в подавляющем ориентировании методик обучения на прямое воздействие на дефект, то есть на заполнение пробелов в развитии учеников, обусловленных зрительной недостаточностью. В связи с этим в коррекционно-воспитательном процессе ученый отмечал чрезмерную децентрализацию педагогических средств воздействия на решение многих частных и несущественных задач, не имеющих решающего значения для формирования у учащихся способов компенсации слепоты. Такой подход, по мнению Ильи Семеновича, смещает акцент с ведущей роли обучения на приспособление к дефекту, что противоречит важнейшей методологической позиции советской дефектологии.

Не случайно именно труду ученый отводил ведущую роль в развитии учебно-познавательной деятельности слепых детей и формированию их личности в целом. Значение трудового обучения и воспитания, по мнению ученого, определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, ребенок с патологией зрения, как правило, занимает в семье особое положение. Зрительная недостаточность и часто общая соматическая слабость, необходимость лечения создают вокруг него атмосферу исключительности, и, как следствие, - чрезмерной опеки. Такое отношение формирует у ребенка потребительские склонности, разочарование в своих силах и возможностях, беспомощность в самообслуживании, практическую неумелость. Во-вторых, дети с патологией зрения в будущем могут рассчитывать на получение профессий интеллектуального характера. Однако многие слепые и слабовидящие также связывают свою судьбу с производством. Эта жизненная перспектива ставит перед учебными заведениями специальную задачу: максимально развить у детей практические умения и навыки, формировать любовь к ручному труду. Важным является комплексный подход к трудовому воспитанию. Сущность его заключается в том, чтобы обеспечить решение в трудовой деятельности взаимоувязанных задач трудового и сенсорного воспитания. Это достигается путем подбора трудовых заданий, которые имеют познавательное значение. В-третьих, трудовая деятельность детей с дефектами зрения имеет определенные особенности. Главное заключается в том, что слепые и слабовидящие дети испытывают трудности в осуществлении самоконтороля и саморегуляции движений. В содержание трудовой деятельности входят исполнительные и сенсорные действия. Последние связаны с оценкой правильности исполнительных действий, коррекцией их в соответствии с замыслом. В тех случаях, когда зрение очень ослаблено, сенсорные функции осуществляет рука, она сочетает исполнительные и сенсорные действия. Это своеобразие трудовой деятельности должно не только учитываться методикой

трудового воспитания, но и приниматься к сведению при определении трудовой подготовки слепых и слабовидящих. Необходимо включать в трудовой процесс задания на мышечную оценку форм, размеров предметов, определение качества произведенной работы, использование простых измерительных действий с помощью руки [3]. Таким образом, Илья Семенович подходит к важному в теоретическом и прикладном аспекте выводу о компенсационно-коррекционной направленности трудового воспитания для детей с дефектами зрения.

Во многих научных трудах ученый разрабатывал вопрос организации трудового обучения учащихся школ для слепых и слабовидящих детей. Илья Семенович выдвинул важные для теории и практики тифлопедагогики идеи, а именно: трудовое обучение может рассматриваться как средство компенсации и коррекции дефектов психофизического развития слепых детей; организация трудового обучения должна основываться на комплексном использовании всех органов чувств ребенка [2, 3, 4]. Илья Семенович отмечал, что, оценивая дидактичное значение разных видов учебной деятельности с точки зрения их компе-нсационно-корекционного влияния на развитие детей с дефектами зрения, следует особенно подчеркнуть роль уроков труда. Трудовая деятельность создает благоприятные условия для развития восприятия, пространственных представлений, мышления и практических действий, то есть тех процессов, которые формируют личность слепого ребенка. В трудовой деятельности создается ситуация, в которой учащийся осознает необходимость познавательных действий для качественного выполнения практических. Это активизирует внимание детей к разным признакам и свойствам предметов, стимулирует развитие восприятия. Трудовая деятельность создает благоприятные условия для успешного развития органов чувств ребенка, успешно формируется умственная деятельность, обогащается, развивается и конкретизируется речь учащихся [3, с. 20]. Помимо этого, трудовое обучение, обеспечивая подготовку слепых детей к практической, общественно полезной деятельности, в то же время способствует коррекции вторичных отклонений в развитии ребенка, предопределенных зрительной депривацией. Что касается содержания трудового обучения, Илья Семенович решает этот вопрос, исходя из имеющихся реалий. Он писал о том, что успешная подготовка учащихся к участию в общественном производстве зависит от того, насколько правильно учитывает школа потребности предприятий системы общества слепых в рабочих определенной профессии [4, с. 50].

Особое внимание, по мнению ученого, следует уделять обеспечению са-нитарно-педагогических условий труда. Для этого на основе офтальмологического обследования учащихся целесообразно разделить на 4 основных группы: 1 группа - учащиеся с непрогрессирующими стационарным патологическим процессом при статичном состоянии зрительных функций; 2 группа - учащиеся, у которых возможно некоторое улучшение зрительных функций под воздействием лечения; 3 группа - дети с прогрессирующими заболеваниями глаз или патологическим процессом, при котором зрение может снижаться; 4 группа -учащиеся с прогрессирующим заболеванием глаз, при котором ухудшение зрения может случиться как следствие работы на близком расстоянии. Такое рас-

пределение, подчеркивал И.С. Моргулис, позволяет учителю труда осуществлять индивидуальный подход. Учитель должен точно знать: сколько времен и как может работать каждый ученик; как регулировать работу, чтобы не вызывать чрезмерную зрительную и общую усталость; какими очками постоянно пользуется ученик [6, с. 20]. Илья Семенович полагал, что содержание трудового обучения должно обеспечить всестороннюю подготовку учащихся к работе в условиях современного производства. Для этого детям необходимо овладеть навыками обработки разных материалов с помощью инструментов и станков, учиться выполнять измерительные операции и работать по специальным картам, графическим средствам. Основной формой приучения дошкольников к труду является самообслуживание. Эта форма, по мнению ученого, имеет то преимущество, что она особо четко вызвана жизненной необходимостью - важным фактором стимуляции трудовой активности детей. Кроме самообслуживания, трудовые навыки и умения воспитываются в игровой и в других формах деятельности. Важным является также комплексный подход к трудовому воспитанию, сущность которого заключается в том, чтобы обеспечить решение в трудовой деятельности взаимоувязанных задач трудового и сенсорного воспитания. Это достигается путем подбора трудовых заданий, которые имеют познавательное значение [7, с. 33].

Анализ результатов экспериментального обучения слепых школьников позволил ученому придти к выводу о том, что благодаря имплицитно представленной в труде органической взаимосвязи сенсорных, интеллектуальных и практических компонентов и предметно-деятельностному характеру их проявления в процессе трудового обучения продуктивно реализуется системное педагогическое воздействие на учащихся. Это создает благоприятные возможности для осознания школьниками необходимости выполнения указанных действий, усвоения более совершенных способов познавательной и практической деятельности без опоры на зрение. Исследования И.С. Моргулиса убедительно свидетельствуют о том, что благодаря трудовому обучению познавательные действия слепых детей постепенно приобретают планомерный и полисенсорный характер, способствующий успешному формированию образов предметов труда и усилению их регулирующего влияния на практическую деятельность в целом.

Литература:

1. Акимушкин, В.М. Трудовая реабилитация инвалидов по зрению. / В.М. Акимушкин, И.С. Моргулис. - Киев: Радянська школа, 1983. - 139 с.

2. Акимушкин, В.М. Основы тифлологии /В.М. Акимушкин, И.С. Моргулис. - Киев: Рад. школа, 1980. - 61 с.

3. Моргулгс I. С. Розвиток конструктивно-техмчних умгнь у учмв мо-лодших клаав школи слтих /1.С. Моргулгс // Питання дефектологИ - Вип. 2. -К.: Рад. школа, 1976.- С. 211-216.

4. Моргулис, И. С. Методические рекомендации по организации коррек-ционно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения / И.С. Моргулис, Т.П. Свиридюк, С.А. Покутнева. - К., 1977. -69 с.

5. Моргулис, И. С. Развитие познавательной деятельности учащихся с глубокими нарушениями зрения в процессе обучения / И.С. Моргулис // Дефектология. -1979. - №3. - С. 55 - 59.

6. Моргулис, И. С. Теоретические основы коррекционно- воспитательного процесса в младших классах школы слепых: дис... д-ра пед. наук : 13.00.03 /Моргулис Илья Семенович - М., 1984. - 402 с.

7. Справочник по тифлологии // Под ред. Акимушкина В.М., Моргулиса И.С. - К.: Знание, 1988. - 97 с.

8. Моргулис ,И. С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых /И.С. Моргулис - К., 1991.-73 с.

9. Моргулис, И. С. Специальная педагогика // УСЭ. - К., 1983. - Т. 10. -

453 с.

Bibliography

1. Akimushkin, V.M. Labour rehabilitation of invalids on sight. / V.M. Akimushkin, I.S. Morgulis. - Kiev: Radyans'ka SHKOLA, 1983. - 139р.

2. Akimushkin, V.M. fundamentals of tipologii / V.M. Akimushkin, I.S. Morgulis. - Kiev: Glad. school, 1980. - 61 р.

3. Moguls I. S. development of structurally-Technik UMN the pupils could have molodchik class the school sleh /S Moguls // Pytanya defektolog. - VIP. 2. - K.: Glad. school, 1976.-Р. 211 to 216.

4. Morgulis, I. S. Methodical recommendations on organization of the correctional-educational process in pre-school institutions for children with disorders of view / I.S. Morgulis, ETC. Sviridyuk, S. A. Pokutnev. - K., 1977. - 69р.

5. Morgulis, I. S. Development of cognitive activity of students with severe visual impairments in learning /I.S. Morgulis //Defectology. - 1979. - №3. - Р. 55 -59.

6. Morgulis, I. S. Theoretical foundations of the correctional - educational process in elementary grades of school for the blind: dis... Dr. PED. Sciences : 13.00.03 /Morgulis Ilia - M, 1984. - 402р.

7. Handbook of tipologii // ed Akimushkin V.M., Morgulis I.S. - K.: Knowledge, 1988. - 97р.

8. Morgulis ,I. C. Organization of the correctional-educational process in the school of the blind / I.S. Morgulis - K., 1991.-73 C.

9. Morgulis, I. C. Special pedagogy // use. - K., 1983. - So 10. - 453 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.