Прокопенко Наталья Павловна
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье раскрывается содержание понятия "психологическая реабилитация" применительно к слепым и слабовидящим детям, которая получает все большую актуальность в тифлопедагогической и тифлопсихологической науках. Подчеркнута важность психологической реабилитации в отношении слепых и слабовидящих детей в условиях образовательного коррекционного учреждения, дано ее определение. Выделены причины социальной дезадаптации слепых и слабовидящих. Автор прослеживает взаимосвязь между возникающей дезадаптацией и комплексом "внутренних" причин. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-2/58.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 196-198. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 238 с.
2. Литвак А. Г. Сборник по реабилитации слепых. М.: ВОС, 1982. 89 с.
3. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: учеб. пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 163 с.
4. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004. 320 с.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Логос, 1995. 672 с.
6. Феоктисова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих. Л., 1973. 119 с.
STUDYING THE PERSONAL PROBLEMS OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN BY THE EXAMPLE OF THE CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION
Prokopenko Natal'ya Pavlovna, Ph. D. in Philosophy Novocherkassk Engineering-Ameliorative Institute named after A. K. Kortunov (Branch) of the Don State Agrarian University
Nata10081986@yandex. ru
The relevance of this research area is conditioned by a number of personal problems of blind and visually impaired people. The author argues that the severity of visual deficiency determines the mentioned problems of blind and visually impaired children and emphasizes their immediate dependence on the period when visual deficiency occurred. The paper provides the results of studying the personal problems of blind and visually impaired children by the example of the boarding school N 33 of Novocherkassk city.
Key words and phrases: personal problems; blind; visually impaired; self-evaluation; personal and situational anxiety; complexes.
УДК 37
В статье раскрывается содержание понятия «психологическая реабилитация» применительно к слепым и слабовидящим детям, которая получает все большую актуальность в тифлопедагогической и тифлопси-хологической науках. Подчеркнута важность психологической реабилитации в отношении слепых и слабовидящих детей в условиях образовательного коррекционного учреждения, дано ее определение. Выделены причины социальной дезадаптации слепых и слабовидящих. Автор прослеживает взаимосвязь между возникающей дезадаптацией и комплексом «внутренних» причин.
Ключевые слова и фразы: отклонения в развитии; слепые; слабовидящие; психологическая реабилитация; психологическая служба; социальная дезадаптация; реабилитационные мероприятия.
Прокопенко Наталья Павловна, к. филос. н.
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова (филиал)
Донского государственного аграрного университета
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современные исследования показывают, что у людей, имеющих инвалидность по зрению, занижена самооценка, проявляются эмоциональная неуравновешенность, страх перед взаимодействием, повышенная тревожность. У них зачастую наблюдаются такие особенности, как «негативная Я-концепция, замедленное самоопределение, неопределенная идентичность» [6, с. 78]. Дети с отклонением в развитии, взаимодействуя с окружением, ожидают, что их будут воспринимать как нормальных, однако сталкиваются с патернализмом социальных атти-тюдов. Покровительственный характер отношения к таким детям является, по сути своей, социальным насилием, поскольку детям и подросткам предписывается социальная роль «ущербных», «неспособных» вне зависимости от их реальных возможностей [4]. Результатом являются фрустрационная агрессия и возникновение вторичных нарушений. Как следствие, возникает фрустрация потребности в полноценной коммуникации, действие которой усугубляется, если в ситуации взаимодействия подобный ребенок (инвалид по зрению) не получает достаточно поддержки и понимания. Это подчеркивает важность психологической реабилитации в отношении слепых и слабовидящих [2]. С точки зрения специальной педагогики «слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности» [1, с. 279].
Психологическую реабилитацию, осуществляемую в коррекционном образовательном учреждении, мы рассматриваем как комплекс мер, направленный на коррекцию недостатков психического развития и поведения, обусловленных слепотой и слабовидением детей, и на формирование личностных качеств, способствующих их адаптации и индивидуализации на всех этапах развития [5].
13.00.00 Педагогические науки
197
Психологическая реабилитация в школе-интернате осуществляется психологической службой, основными задачами которой являются: диагностика трудностей социальной адаптации, выявление причин дезадап-тивного поведения ребенка; создание индивидуальных программ развития ребенка, реализация этих программ и, при необходимости, своевременная их коррекция; оказание своевременной высококвалифицированной психологической помощи ребенку, имеющему зрительный дефект; коррекция нарушений поведения и учебной деятельности; комплексная психологическая диагностика; разработка индивидуальной реабили-тационно-развивающей программы; психологическое консультирование педагогов по проблемам реабили-тационно-развивающего обучения слепых и слабовидящих детей; профилактика возможных эмоционально-личностных нарушений в развитии детей [3].
Первоначальной задачей психологической реабилитации в школе-интернате является оказание помощи ребенку, чтобы он смог адаптироваться, приспособиться к условиям школы-интерната. Как правило, специфика контингента коррекционного образовательного учреждения обусловлена двумя категориями учеников: первоклассниками и подростками (среднее и старшее звено). Это, в свою очередь, будет определять направленность психологической реабилитации.
Для вновь прибывших учеников наступает наиболее существенный и критический период в их жизни, так как изменяется привычный для ребенка стереотип поведения, а также возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа-интернат с первых же дней пребывания ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных сил. На ребенка оказывают влияние факторы, к числу которых следует отнести: классный коллектив; новое окружение (педагоги, воспитатели, одноклассники); изменения в общении и т.д.
Преимущественно в школу-интернат поступают дети, у которых круг общения был ограничен в силу того, что в первую очередь родители занимаются лечением, отодвигая на второй план психическое и физическое развитие ребенка.
Как показывает практика, у малышей, поступающих в первый класс школы-интерната, очень низкий кругозор, низкий интеллектуальный уровень, не сформированы игровые навыки. Для выявления этих проблем педагогом-психологом школы могут использоваться следующие методики, тесты и программы: опросник ориентационного теста школьной зрелости Я. Йераска; тест «Кратковременная память и умозаключение»; тест «Словарь»; тест «Мотивация учения и адаптация ребенка в школе»; тест «Запомни фразы. Оценка смысловой памяти»; тест «Да и Нет» [6].
Подростки в основном поступают в школу-интернат из семей, где они были на домашнем обучении, результатом чего становится отсутствие навыков общения со сверстниками.
С целью предотвращения негативных факторов во время адаптационного периода ребенка с дефектом зрения педагогом-психологом школы-интерната реализуется программа «Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр». Целью этой программы является использование в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. В процесс занятий специально направляются активность ребенка, которая способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение и т.д., в наиболее естественной для него форме - игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимоотношения, партнерства.
Для подростков разработаны и внедрены следующие факультативные программы: «В поисках своего призвания», целью которой является не только оказание помощи подростку в плане профессионального самоопределения, но и формирование положительной «Я - концепции»; курс «Этика и психология семейной жизни» для учащихся одиннадцатых классов.
В адаптационный период необходимо также учитывать особенности развития слепого и слабовидящего ребенка:
1. Отставание незрячего и слабовидящего ребенка в развитии по сравнению со зрячим как в физическом, так и в умственном отношении. Несовпадение развития зрячих детей и детей с дефектом зрения обусловлено тем, что незрячему приходится вырабатывать свои способы познания окружающего мира.
2. Неравномерность темпов развития слепых и слабовидящих детей.
3. Диспропорциональность. Она вызвана отсутствием приемов и способов компенсации и проявляется в том, что функции и стороны личности, которые страдают в меньшей степени (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие - более медленно (движение, овладение пространством) [7].
Адаптация детей к школе-интернату далеко не у всех протекает безболезненно. У некоторых детей она не наступает совсем, и в этом случае приходится говорить о социально-психологической дезадаптации ребенка к этому учреждению, которая в большинстве случаев ведет к негативным последствиям по отношению к самому ребенку. Основными причинами социальной дезадаптации слепых и слабовидящих детей к школе-интернату являются:
1. «Внутренние» причины (отсутствие школьной зрелости; неудовлетворительное состояние здоровья; недостаточный уровень интеллектуального развития; недостаточный опыт общения; социальная незрелость).
2. «Внешние» причины (несоответствие возможностей ребенка содержанию обучения и методике преподавания; стиль отношений педагога с детьми и родителями; личность педагога) [Там же].
Выделив основные причины дезадаптации детей с дефектом зрения к школе-интернату, можно сделать вывод о том, что в школу для слепых преимущественно поступают дети с уже сформировавшимся комплексом «внутренних» причин. Больше 50% первоклассников приходят с отсутствием «школьной зрелости», недостаточным уровнем интеллектуального развития, социально незрелыми, с бедным опытом общения
с окружающими детьми, неудовлетворительным состоянием здоровья. Такие дети больше всего имеют шанс попасть в списки дезадаптированных.
Коллективом школы-интерната разработана программа по исключению «внешних» причин дезадаптации: на каждого учащегося составляется индивидуальная программа обучения, целью которой является соответствие содержания обучения возможностям ребенка; в школе неприемлема учебно-дисциплинированная модель обучения. В своей деятельности педагоги не подгоняют развитие личности, а предупреждают возникновение возможных препятствий личностного развития ребенка, создают максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения и обучения с детьми способностей каждого.
В целом, психологическое сопровождение в процессе адаптации и социализации слепых и слабовидящих школьников осуществляется поэтапно с целью активизации процессов самопознания учащихся, создания оптимальных условий для адаптации и социализации детей с дефектом зрения. Основными этапами психологического сопровождения являются:
1. Начальное звено (1 класс).
Основная цель - развитие собственной активности ребенка в коллективной игре с использованием программы «Развитие интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр».
2. Среднее звено (5-6 класс).
Основная цель - развить у детей представления о человеческой психике и о себе, вызвать интерес к самопознанию. Используется программа «Азбука психологии».
3. Старшее звено (10 класс).
Основная цель - повышение у старшеклассников уровня психологической компенсации за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия. Используется профориентационный курс «В поисках своего познания».
4. Старшее звено (11-12 классы).
Основная цель - пробуждение потребности в самосовершенствовании, выработке адекватной самооценки, формирование нравственной мировоззренческой позиции. Применяется курс «Этика и психология семейной жизни».
Компонентом психологической реабилитации слепых и слабовидящих детей являются реабилитационные мероприятия, направленные на развитие и устранение недостатков в познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере, в межличностных отношениях, особенностях темперамента, характера и способностях ребенка [2]. В ходе психологической реабилитации на каждого ребенка необходимо составлять карту психолого-медико-социальной помощи, психологический паспорт, карту реабилитационной работы.
Таким образом, психологическую реабилитацию слепых и слабовидящих детей следует рассматривать как начальный элемент общей системы реабилитации, представляющий собой в широком смысле комплекс мер воспитательного и обучающего характера, направленных на овладение умениями, знаниями и навыками самоконтроля и осознанного поведения детей с нарушением зрения. Психологическая реабилитация направлена на устранение недостатков в психическом и физическом развитии ребенка, обеспечение его успешной адаптации к школе-интернату, предотвращение и устранение личностных проблем ребенка.
Список литературы
1. Аксенова Л. И., Архипов Б. А. и др. Специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / под ред. Н. Н. Назаровой. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 373 с.
2. Комплексная реабилитация детей с нарушениями зрения: методические рекомендации / под ред. А. М. Курбатова. СПб., 1999. 56 с.
3. Литвак А. Г. Общие проблемы реабилитации инвалидов по зрению // Проблемы социальной реабилитации слепых: материалы международного симпозиума. М.: ВОС, 1990. С. 92-96.
4. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. 155 с.
5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Солнцевой. М.: Наш вестник, 2004. 131 с.
6. Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии / под ред. Г. В. Никулиной. СПб., 1997. 108 с.
7. Феоктисова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. Л., 1973. 102 с.
THEORETICAL UNDERSTANDING OF PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF THE BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION
Prokopenko Natal'ya Pavlovna, Ph. D. in Philosophy Novocherkassk Engineering Ameliorative Institute named after A. K. Kortunov (Branch) of the Don State Agrarian University
Nata10081986@yandex. ru
The article reveals the content of the notion "psychological rehabilitation" in relation to the blind and visually impaired children, which is getting more topicality in Tiflopedagogics and Tiflopsychology. The significance of psychological rehabilitation in relation to the blind and visually impaired children in the conditions of the educational correctional institution is highlighted. Its definition is given. The causes of social disadaptation of the blind and visually impaired children are emphasized. The author traces the interconnection between the occurring disadaptation and the complex of "internal" causes.
Key words and phrases: abnormalities; the blind; the visually impaired; psychological rehabilitation; psychological service; social disadaptation; rehabilitation activities.