Научная статья на тему 'Экспериментальная модель социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения'

Экспериментальная модель социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
684
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN / DE-ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / ADAPTATION PROCESSES / SOCIAL AND EDUCATIONAL REHABILITATION / MODEL OF SOCIAL AND EDUCATIONAL REHABILITATION / BASIC REHABILITATION / MEDICAL REHABILITATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карандаева Татьяна Аркадьевна

Статья посвящена изучению и осуществлению процесса социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната как открытой социальной системы. Дано теоретическое обоснование модели реабилитации и ее составляющих. Моделирование основывается на анализе причин, препятствующих процессам адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Представленная модель социальной работы исходит из понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии с социальной средой, имеющей определенное представление о внешнем мире и о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карандаева Татьяна Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experimental model of social and educational rehabilitation of visually impaired children

The article studies the process of social and educational rehabilitation of children with visual impairments in the conditions of a boarding school as an open social system. The theoretical substantiation of the rehabilitation model and its components is given. The model is based on the analysis of reasons hindering the adaptation and rehabilitation of visually impaired children. The given model of social work proceeds from the understanding of a human being as an integral personality interacting with the social sphere and having certain ideas about external world and about him/herself.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная модель социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения»

УДК 376.352

Карандаева Татьяна Аркадьевна

доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Института педагогики и психологии Марийского государственного университета

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Karandaeva Tatyana Arkadyevna

Assistant Professor, Special Education and Psychology Department, Institute of Education Science and Psychology, Mari State University

THE EXPERIMENTAL MODEL OF SOCIAL AND EDUCATIONAL REHABILITATION OF VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

Аннотация:

Статья посвящена изучению и осуществлению процесса социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната как открытой социальной системы. Дано теоретическое обоснование модели реабилитации и ее составляющих. Моделирование основывается на анализе причин, препятствующих процессам адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Представленная модель социальной работы исходит из понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии с социальной средой, имеющей определенное представление о внешнем мире и о себе.

Ключевые слова:

дети с нарушением зрения, дезадаптация, социальная адаптация, адаптационные процессы, социально-педагогическая реабилитация, модель социально-педагогической реабилитации, элементарная реабилитация, медицинская реабилитация, интеграция.

Summary:

The article studies the process of social and educational rehabilitation of children with visual impairments in the conditions of a boarding school as an open social system. The theoretical substantiation of the rehabilitation model and its components is given. The model is based on the analysis of reasons hindering the adaptation and rehabilitation of visually impaired children. The given model of social work proceeds from the understanding of a human being as an integral personality interacting with the social sphere and having certain ideas about external world and about him/herself.

Keywords:

visually impaired children, de-adaptation, social adaptation, adaptation processes, social and educational rehabilitation, model of social and educational rehabilitation, basic rehabilitation, medical rehabilitation, integration.

Россия, являясь социальным государством, реализует многочисленные программы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Это особенно важно в работе с детьми с нарушением зрения. Как правило, возможности семьи в проведении широких адаптационных мероприятий в отношении таких детей ограничены. Проблема состоит в поисках оптимальной модели социальной помощи и поддержки детей с нарушением зрения на основе интеграции всех возможностей социума и реализации всех резервных возможностей организма и личности. Представляется важным создание для ребенка условий для социализации, интеграции в общество, коммуникации со здоровыми детьми, значительного расширения социального поля общения, что способствует ускорению развития личности ребенка, меняет индивидуальные траектории личностного становления.

Под реабилитацией понимают процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и/или поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости [1].

В разработке модели социально-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения мы опирались на ведущие исследования и идеи Л.С. Выготского [2], В.З. Денискиной, Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова, на исследования в области социальной работы П.П. Блонского, В.Г. Бочаровой [3], В.И. Загвязинского, Н.С. Моровой.

Реабилитация детей с нарушением зрения - система медико-педагогических мер, направленных на включение таких детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей.

Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Адаптационные процессы существенно затруднены для детей с нарушением зрения в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяются особые значимость и специфика социальной и коррекционно-реабилитаци-онной работы с данной категорией детей, которая при благоприятном течении и интеграции общих усилий приводит к состоянию адаптированности как результату, итогу процесса адаптации. Для успешного осуществления процесса социальной адаптации и реабилитации необходимо знать причины, затрудняющие эти процессы и приводящие к дезадаптации [4].

Дезадаптация как возникновение рассогласования, несоответствия, неприятия ребенком окружающей среды часто возникает в результате сенсорной или психической депривации и выражается во внутреннем психологическом дискомфорте и внешнем отклоняющемся поведении. Опыт показывает, что школьная дезадаптация как сложное социально-психологическое явление всегда является производной от нарушения одной или нескольких сторон процесса адаптации (среды, личности, условий их взаимодействия).

В отечественной литературе среди причин, обусловливающих школьную дезадаптацию, В.И. Лубовский (1978), Н.М. Иовчук (1995), С.А. Беличева (1996), Л.М. Шипицына выделяют следующие: медицинские, педагогические, социальные и психологические.

Автор имеет тридцатилетний опыт работы с данной категорией учащихся, который позволяет обозначить ряд причин, приводящих к школьной дезадаптации, деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок.

По своей природе и характеру эти причины делятся на устойчивые и временные.

К устойчивым причинам можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайние проявления нормы и выражающиеся в заметном специфическом своеобразии характера ребенка. Их учет необходим для индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии, профессиональной ориентации. Также устойчивыми причинами могут быть названы различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сфер (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, упрямство, индифферентность интересов, низкая познавательная активность).

К временным неустойчивым причинам и формам дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические, половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка, характеризуемых качественно новыми образованиями и требующих перестройки характера отношений взрослых, родителей, педагогов, воспитателей с ребенком, а также изменения всей системы мер и воздействий, социальной ситуации развития. К временным неустойчивым причинам относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов или в отставании психосексуального развития. Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения и психологической поддержки, социально-психологической реабилитации [5].

Социально-психологическая реабилитация предусматривает совокупность социально-педагогических и психолого-педагогических коррекционных мероприятий, направленных не только на устранение причин дезадаптации, но и на преодоление и исправление отклонений в развитии ребенка, развитие позитивных качеств личности, обретение ею самостоятельности, включенность ребенка в данный процесс.

Практика показывает, что потеря зрения, как и любой другой физический или психический недостаток, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма, но этого недостаточно для восстановления нормальной жизнедеятельности ребенка без помощи окружающих, поскольку компенсация дефектов зрения - явление биосоциальное. Для преодоления социальной запущенности таких детей необходим специально организованный социально-педагогический процесс ресоциализации - процесс восстановления социального статуса утраченных либо несформированных социальных навыков за счет включения детей в новые, позитивно-ориентированные виды деятельности и отношения [6].

Организация процесса реабилитации детей с нарушением зрения должна опираться на прогрессивное мировоззрение и методологические принципы науки о человеке, при этом не следует ограничиваться решением только материальных, экономических проблем. Последние являются лишь предпосылкой для духовной, интеллектуальной жизни, самореализации. Мы знаем немало примеров, когда лица с нарушением зрения достигали определенных высот в познании, в трудовой, культурной и общественной деятельности.

Модель реабилитации детей с нарушением зрения включает элементарную, медицинскую, школьную и социальную реабилитацию (рис. 1). Система реабилитации основана на реализации жизненных сущностных сил человека.

Элементарная реабилитация детей с нарушением зрения заключается в преодолении душевной депрессии и боязни пространства, развитии мобильности и навыков ориентировки в пространстве. Она предусматривает обучение навыкам самообслуживания и личной гигиены, развитие речи и тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, сенсорной сферы, обучение чтению и письму по системе Брайля.

Медицинская реабилитация - система лечебных и оздоровительных, профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на сохранение остаточного зрения, устранение вторичных дефектов, улучшение общего состояния здоровья детей.

Социально-педагогическая реабилитация представляет собой комплексную систему медико-психологических и социально-педагогических мер, призванных оказывать содействие развитию ребенка и реализации его жизненных сил, включению ребенка с нарушением зрения в социальную среду, приобщению к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей [7].

Мы рассматриваем модель в пространстве. Полусфера - общество зрячих людей (рис. 1). В зависимости от характера протекания различных сторон процесса реабилитации ребенок поднимается на более высокий уровень пирамиды. Нахождение этой точки (положение ребенка) на оси пирамиды свидетельствует о том, что все подсистемы активно воздействуют на него, его развитие идет гармонично. У него есть возможность по прошествии определенного времени достичь полноценной интеграции в обществе зрячих. Ось пирамиды - временной параметр системы. Время - существенный фактор, характеризующий качественные изменения состояния системы - степень реабилитированности ребенка [8].

Построение модели реабилитации детей с нарушением зрения позволило:

- выявить неиспользованные резервы социума для осуществления процессов реабилитации;

- определить новые социальные связи, активизирующие эти процессы;

- выявить причины, обусловливающие школьную дезадаптацию, и наметить пути реабилитации;

- обосновать важность ранней работы с семьей для осуществления процесса абилитации в сензитивные периоды развития ребенка со зрительной патологией, подготовки к школьному обучению;

- определить участников реализации модели.

Таким образом, представленная модель исходит из понимания человека с нарушением зрения как целостной личности, находящейся во взаимодействии с социальной средой, из признания факта формирования и реализации жизненных сил в процессе жизнедеятельности человека, имеющего определенное представление о мире и о себе.

Ведущей идеей исследования выступила интеграция усилий всех социальных служб и институтов социализации для более плодотворного осуществления процессов реабилитации и интеграции. При этом социально-педагогическая реабилитация рассматривается как процесс и результат, показывающий степень включенности личности с нарушением зрения в окружающий социум в условиях целенаправленного комплексного воздействия.

1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г.).

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / сост. Т.М. Лифанова. М., 1995. 580 с.

3. Бочарова В.Г. Современная социально-педагогическая парадигма преодоления дезадаптации детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. С. 32-35.

4. Карандаева Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения. М., 1998.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. СПб., 2006. 61 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).

7. Карандаева Т.А. Указ. соч.

8. Там же.

Рисунок 1 - Модель реабилитации детей с нарушением зрения

Ссылки:

References:

1. Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities (adopted by the UN General Assembly of 20.12.1993) 1993.

2. Vygotsky, LS 1995, Problems of Defectology, Moscow, 580 p.

3. Bocharova, VG 1996, 'Modern socio-pedagogical paradigm overcoming maladjustment of children and adolescents', Social maladjustment: behavioral disorders in children and adolescents, Moscow, p. 32-35.

4. Karandaeva, TA 1998, Socio-pedagogical rehabilitation of children with visual impairment, Moscow.

5. Belicheva, SA 1994, Basics of preventive psychology, Moscow.

6. Litvak, AG 2006, Psychology of Blind and Visually Impaired, St. Petersburg, 61 p., "Correctional Pedagogy" series.

7. Karandaeva, TA 1998, Socio-pedagogical rehabilitation of children with visual impairment, Moscow.

8. Karandaeva, TA 1998, Socio-pedagogical rehabilitation of children with visual impairment, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.