Научная статья на тему 'Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей'

Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2013
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / SOCIAL REHABILITATION / VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

Содержится авторское определение понятия «cоциальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей». Раскрыто содержание инновационных изменений в процессе осуществления социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Конюхова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIONS IN SOCIAL REHABILITATION OF STUDENTS IN SPECIAL EDUCATION SCHOOL FOR BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

The article contains the author’s definition of the notion “social rehabilitation of visually impaired children at special (correction) boarding schools for blind and visually impaired children”, the description of innovative changes in the process of implementation of social rehabilitation of children with visual impairments in conditions of special (correctional) boarding school for blind and visually impaired children.

Текст научной работы на тему «Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей»

УДК 376.32+37.018.32

ББК Ч453+452.473 ГСНТИ 14.29.25 Код ВАК 13.00.03

Конюхова Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 415; e-mail: elema_konuhova@list.ru.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная реабилитация; дети с нарушениями зрения; социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальной (коррекционной) школе-интернате для слепых и слабовидящих детей; инновации в социальной реабилитации детей с нарушениями зрения.

АННОТАЦИЯ. Содержится авторское определение понятия «социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей». Раскрыто содержание инновационных изменений в процессе осуществления социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

Konyukhova Elena Yuryevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

USE OF INNOVATIONS IN SOCIAL REHABILITATION OF STUDENTS IN SPECIAL EDUCATION SCHOOL FOR BLIND AND VISUALLY IMPAIRED CHILDREN

KEY WORDS: social rehabilitation; visually impaired children; social rehabilitation of visually impaired children at special (correction) boarding schools for blind and visually impaired children; innovations in social rehabilitation of children with visual impairments.

ABSTRACT. The article contains the author’s definition of the notion “social rehabilitation of visually impaired children at special (correction) boarding schools for blind and visually impaired children”, the description of innovative changes in the process of implementation of social rehabilitation of children with visual impairments in conditions of special (correctional) boarding school for blind and visually impaired children.

При устойчивой тенденции к увеличению численности детей с нарушениями зрения проблема их социальной реабилитации является актуальной. Теоретики и практики социальной реабилитации подвергают глубокому и всестороннему анализу опыт организации и реализации как отдельных мероприятий социальной реабилитации, так и содержательных направлений процесса социальной реабилитации детей со зрительной депривацией.

В отечественной науке существует два противоположных подхода к структуре социальной реабилитации инвалидов по зрению.

Представители одного подхода (В. П. Биран, Л. П. Храпылина, Е. В. Черносвитов и др.) исходят из того, что социальная реабилитация инвалидов является лишь одним из направлений реабилитации. По их мнению, социальная реабилитация входит в структуру реабилитации наряду с такими направлениями, как медицинская реабилитация, педагогическая реабилитация, психологическая реабилитация и др.

Сторонники противоположного подхода (В. З. Кантор, Е. И. Холостова и др.) утверждают, что структура социальной реаби-

литации инвалидов включает все вышеперечисленные направления реабилитации.

Однако вышеупомянутые авторы не толкуют понятие «шциальная реабилитация детей с нарушениями зрения в специальной (коррекционной) школе-интернате для слепых и слабовидящих детей». Под социальной реабилитацией детей с нарушениями зрения в специальной (коррекционной) школе-интернат для слепых и слабовидящих детей, на наш взгляд, следует понимать комплекс педагогических, психологических, социально-экономических мероприятий, а также мероприятий правового характера, направленных на восстановление социального статуса инвалида по зрению, формирование знаний, умений, навыков и развитие качеств личности, необходимых ему для максимальной независимости в обществе зрячих, успешной социальной адаптации и интеграции. При этом мы считаем, что целесообразно рассматривать социальную реабилитацию детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната в двух аспектах: содержательном и динамическом.

Содержательный аспект социальной реабилитации слепых и слабовидящих де-

© Конюхова Е. Ю., 2014

тей в условиях специальной (коррекционной) школы, на наш взгляд, предполагает реализацию реабилитационных мероприятий по трем направлениям:

а) культурно-бытовая реабилитация (обучение навыкам самообслуживания и ориентировки, эстетическое воспитание);

б) психолого-педагогическая реабилитация (обучение чтению и письму по системе Л. Брайля, получение необходимого уровня общего и дополнительного школьного образования, овладение знаниями, умениями и навыками самоконтроля, формирование активной жизненной позиции);

в) социально-трудовая реабилитация (профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство).

В рамках динамического аспекта социальная реабилитация детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы представляет собой процесс, включающий три этапа:

1) начальная школа (1-4 классы);

2) неполная средняя школа (5-10 классы);

3) полная средняя школа (11-12 классы).

Содержательный и динамический аспекты социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах III и IV вида тесно взаимосвязаны. На каждом этапе социальной реабилитации, осуществляемой в школе для слепых и слабовидящих детей, реализуется целая система мероприятий социальной реабилитации, относящихся к ее различным содержательным направлениям.

Конечной целью социальной реабилитации детей со зрительной депривацией является подготовка их к независимой жизни в обществе зрячих людей. Важно отметить, что отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья непрерывно изменяется. Это приводит к изменению требований, предъявляемых к комплексу знаний, умений, навыков, качеств личности, которыми необходимо владеть лицу с нарушениями зрения для независимой жизни в среде нормально видящих людей и успешной социальной интеграции в их среду. В свете этого возникает необходимость инновационных изменений в осуществлении процесса социальной реабилитации учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с нарушениями зрения.

Вопросами разработки и внедрения инноваций в образовании занимались В. Ф. Жиров, Б. М. Игошев, А. П. Кашкаров, К. И. Новосельский, М. Н. Рыскулова, С. В. Сидоров, А. В. Хуторской и др.

В работах Б. М. Игошева отмечается, что инновационные изменения в сфере об-

разования сегодня идут по самым разным направлениям: разработки и применения новых технологий обучения; применения интерактивных методов, приемов, средств освоения новых программ; создания условий для самоопределения личности в процессе обучения и др. (4, с. 12).

Инновационные изменения не могут не проникать и в сферу специального образования.

Рассмотрим инновационные изменения в процессе осуществления социальной реабилитации детей с нарушениями зрения. На наш взгляд, в этом аспекте особую ценность представляет опыт Верхнепыш-минской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей им. С. А. Мартиросяна, где в настоящее время инновации прослеживаются во всех содержательных направлениях социальной реабилитации учащихся.

Прежде всего необходимо остановиться на инновационных изменениях в реализации культурно-бытового направления социальной реабилитации учащихся Верхне-пышминской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Инновационные изменения проявляются в процессе преподавания курса социально-бытовой ориентировки. Социально-бытовая ориентировка является коррекционным курсом, который направлен на формирование умений и навыков, связанных с организацией адекватного поведения в различных социальнобытовых ситуациях. На занятиях по социально-бытовой ориентировке формируются навыки, дающие детям возможность выполнять различные действия с помощью остаточного зрения или без него с привлечением всех сохранных анализаторов, подготавливающие слепых и слабовидящих детей к независимой жизни после школы. Умение организовывать быт имеет большое значение не только для самостоятельного ведения хозяйства, но и для профессиональной деятельности и личной жизни.

Учебным планом курс социальнобытовой ориентировки в школах для слепых и слабовидящих детей предусмотрен с 1 по 10 классы, причем содержание обучения от класса к классу расширяется и дополняется. Программа социально-бытовой ориентировки предусматривает привитие слепым и слабовидящим детям навыков личной гигиены, ухода за своей одеждой и обувью; знакомство их с различными предметами домашнего обихода, их правильным названием, назначением и правилами использования; формирование навыков культуры поведения в быту, в среде зрячих людей; выработку навыков самоконтроля поведе-

ния, внешности, научение навыкам общения с различными людьми в различных ситуациях; развитие умений использования учреждений, служб и организаций, относящихся к сферам торговли, здравоохранения, бытового обслуживания и др. (2, с. 8).

Инновационные изменения в процессе преподавания курса социально-бытовой ориентировки связаны прежде всего с наличием определенной материальной базы в Верхнепышминской школе. В школе для преподавания данного учебного курса создана типовая однокомнатная квартира, оснащенная мебелью, современной бытовой техникой и реальными предметами домашнего обихода. Такие условия позволяют не только сформировать в процессе преподавания курса социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями зрения теоретические знания, но и выработать на практике навыки уборки квартиры, приготовления пищи, использования средств бытовой химии, обращения с современной сложной бытовой техникой и др.

Формирование этих навыков на занятиях по социально-бытовой ориентировке имеет, на наш взгляд, особое значение для учащихся школ-интернатов, которые большую часть времени проводят в отрыве от дома, из-за чего лишены возможности приобретать умения и навыки, необходимые для организации быта, в процессе выполнения ежедневных домашних дел.

Наличие таких условий для проведения занятий по социально-бытовой ориентировке требует от педагогов Верхнепыш-минской школы для слепых и слабовидящих детей как внесения корректив в уже существующие учебные программы, так и разработки собственных программ.

Инновационные изменения проявляются в Верхнепышминской школе-интернате III и IV вида и в осуществлении психо-лого-педагогического направления социальной реабилитации учащихся. Изменения в этом содержательном направлении проявляются в организованной систематической работе с родителями детей с нарушениями зрения. Ключевым моментом этой работы является то, что работа ведется и с родителями учащихся школы, и с родителями дошкольников со зрительной депривацией. Это имеет особое значение, прежде всего потому, что в настоящее время актуальной тифлопедагогической проблемой является ранняя педагогическая помощь детям с нарушениями зрения: каждого ребенка следует готовить к последующей самостоятельной жизни уже с раннего детства, и в этом неоспорима определяющая роль семьи. Многое в воспитании зависит от усилий и знаний самих родителей, так

как именно в первые три года активно формируется адаптация ребенка к окружающей среде, и только родители могут оказать воздействие на этот процесс.

Однако, по мнению О. Л. Алексеева, «современная российская семья слабо ориентирована на равноправное партнерство в воспитании и социализации ребенка с отклонениями в развитии» (1, с. 6). В результате необходимо целенаправленное тифлопедагогическое просвещение родителей ребенка с нарушениями зрения, организация постоянной консультативной помощи специалистов членам семьи, обучение приемам коррекционного воздействия, приемлемым и эффективным именно в отношении конкретного ребенка. Главное в работе с родителями - формирование у них адекватного восприятия своего ребенка, предотвращение гиперопеки. Задачей родителей является создание у детей с патологией зрения активной жизненной позиции в преодолении трудностей вхождения в мир зрячих: чем выше требования, предъявляемые родителями к детям, тем больших успехов можно будет достичь при их подготовке к самостоятельной жизни.

Конечно, многое из этого можно осуществить в рамках дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения, но в Свердловской области, к сожалению, слишком мало детских дошкольных учреждений для детей с глубокими нарушениями зрения, а для детей ясельного возраста их вообще нет.

Взаимодействие с родителями детей с нарушениями зрения организуется при помощи Свердловской областной общественной организации родителей незрячих и слабовидящих детей «Окно в мир» (СООО «Окно в мир»). Информирование родителей слепых и слабовидящих детей осуществляется педагогами школы в форме круглых столов, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций, тематика которых определяется активистами СООО «Окно в мир». Наибольший интерес у родителей детей со зрительной депривацией вызывают следующие темы: формирование у незрячих детей навыков пространственной ориентировки и навыков самообслуживания, развитие невербальных средств коммуникации, подготовка дошкольников с нарушениями зрения к обучению и проживанию в школе-интернате и др.

Работа с родителями детей с нарушениями зрения не ограничивается проведением консультаций. Педагоги школы разрабатывают методические материалы для родителей, в которых в доступной форме содержатся рекомендации по реабилитации незрячих и слабовидящих детей. При со-

вместном участии педагогов и СООО «Окно в мир» были разработаны и изданы методические материалы для родителей незрячих и слабовидящих детей, посвященные вопросам формирования у слепых детей навыков пространственной ориентировки: «Ориентировка и мобильность слепых при помощи тактильной трости» и «Дорогу осилит идущий». Кроме того, сотрудники разработали методическое пособие для родителей слепых и слабовидящих детей «Вопросы и ответы», в котором дали в доступной форме ответы на вопросы родителей детей со зрительной депривацией, собранные и обобщенные активистами СООО «Окно в мир».

Инновационные изменения проявляются и в социально-трудовом направлении социальной реабилитации учащихся Верх-непышминской школы для детей со зрительной депривацией. В этом содержательном направлении успешно реализуется инновационный социально-молодежный проект «Деловой город» для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данный проект является инклюзивным, т. е. в нем могут принимать участие как здоровые молодые люди, так и люди с ограниченными возможностями здоровья. Реализуется этот проект при совместном участии педагогов Верхнепышминской школы и автономной некоммерческой организации «Белая трость». Период его реализации составляет один учебный год, в течение которого старшеклассников, участвующих в проекте, на круглых столах и мастер-классах специально приглашенные профессионалы в различных сферах экономики знакомят

ЛИТЕРАТУРА

с основами предпринимательства, формируют у них какие-либо практические навыки. На финальном этапе реализации проекта создается модель городской бизнес-сферы. Молодые люди получают возможность создать собственные коммерческие организации, предоставляющие различные услуги. Учащиеся могут попробовать себя в роли руководителей этих организаций, сотрудников и клиентов. На наш взгляд, данный проект позволяет сформировать комплекс знаний, умений, навыков, качеств личности, требующихся выпускникам школы-интерната для слепых и слабовидящих детей для успешной самореализации на современном рынке труда: социальную активность, креативность, навыки взаимодействия с нормально видящими людьми, знания основ ведения бизнеса, навыки прикладных видов деятельности.

В заключение можно констатировать, что специальной (коррекционной) школе-интернату III и IV вида принадлежит ведущая роль среди всех других образовательных организаций в осуществлении социальной реабилитации детей со зрительной депривацией. В свете этого именно в школе инновационные изменения должны происходить наиболее часто и затрагивать все без исключения содержательные направления социальной реабилитации учащихся. Кроме того, нельзя не обратить внимания на тот факт, что инновационные изменения, проявляющиеся сегодня в реализации социальной реабилитации детей с нарушениями зрения, стали возможны во многом благодаря сотрудничеству школы с социальными партнерами, принадлежащими негосударственному сектору.

1. Алексеев О. Л. Некоторые теоретические аспекты дошкольной тифлопедагогики // Психолого-

медико-педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушениями зрения. Проблемы преемствен-

ности в специальном образовании : сб. науч. тр. / под. ред. О. Л. Алексеева, З. П. Малеевой. Челябинск,

2002. Ч . 2.

2. Биран В. П. Инвалидность при патологии органов зрения и реабилитация слабовидящих и сле-

пых. Минск : Беларусь, 1979.

3. Денискина В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением

зрения. Уфа : Фил. МГОПУ им. Шолохова, 2004.

4. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных пе-

дагогов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. М., 2008.

5. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб. : КАРО,

6. Храпылина Л. П. Реабилитация инвалидов. М. : Экзамен, 2001.

7. Холостова Е. И. Социальная реабилитация : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Дашков и К, 2006.

8. Черносвитов Е. В. Социальная медицина : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Вла-дос, 2000.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.