ученику выработать собственный способ эмоционального реагирования, основанный на его индивидуальных особенностях.
При этом важно, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретают умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося «личностного смысла учения», поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение.
литература
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 2-е изд., стер. М. : Смысл : Изд. центр «Академия», 2006.
2. Ворохоб Ю.А. Аудиовизуальная культура будущего учителя // Вестн. Моск. ун-та. 2008. №2. С. 57 - 65.
3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ри-вина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психол. наука и образование. 2004. №1. С. 63 - 73.
4. Изард К.Э. Психология эмоций : пер. с англ. СПб. : Питер, 1999.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001.
6. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома : КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1990.
7. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М. : Знание, 1976. С. 64.
8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1986. 160 с.
Emotional stimulating as pedagogical technology
There is considered the emotional stimulating as a pedagogical technology. It has an important role in emotional culture upbringing. The emotional influence upon schoolchildren helps to form the positive attitude to studies and integral personality development.
Key words: emotional stimulating, emotional culture, pedagogical influence, teacher, student, emotional stimulus.
Е.Ю. тАГАсовА (Екатеринбург)
социальная реабилитация детей с нарушением зрения в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах уральского региона
Определены понятие и этапы процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению, охарактеризована ее структура, описано проведение социальной реабилитации детей с нарушением зрения в условиях специальных (коррекционных) школ-интернатов для данной категории детей в Уральском регионе.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с нарушением зрения, социальная реабилитация, специальная (коррекционная) школа-интернат, профессиональная ориентация детей с нарушением зрения.
Идеология реабилитации детей с нарушением зрения на протяжении XX в. получила достаточно содержательное развитие. Пик научно-практического интереса к проблемам реабилитации инвалидов по зрению в отечественной тифлологии пришелся на вторую половину 1970-х и 1980-е гг. В те годы опыт реабилитации слепых и слабовидящих активно изучался и обобщался, что получило отражение в большом количестве публикаций. К числу наиболее значительных относятся работы Б.В. Зимина,
А. Григутиса, С.А. Хрусталева, И.М. Язвиной. Была определена структура реабилитации инвалидов по зрению. Но вместе с тем они не видели различия между социальной реабилитацией инвалидов по зрению и их реабилитацией вообще. В.П. Биран предложил рассматривать социальную реабилитацию как один из элементов структуры реабилитации. позднее принципиально иную позицию высказывал в своих работах В.З. Кантор. Он утверждал, что реабилитация инвалидов является именно социальной и представляет собой специфическое направление социальной политики [4, с. 25]. Основным достоинством его подхода является предложенная им трехмерная модель социальной реабилитации ин-
© Тарасова Е.Ю., 2010
валидов по зрению. Он рассматривал социальную реабилитацию в трех измерениях: морфологическом, видовом и стадийноуровневом.
на наш взгляд, социальная реабилитация инвалидов по зрению представляет собой систему педагогических, психологических и социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление их социального статуса и формирование знаний, умений, навыков, способствующих максимальной независимости и успешной интеграции в общество. социальная реабилитация включает следующие направления: психологопедагогическое (обучение по системе Брайля, общее или дополнительное школьное образование, овладение знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, формирование активной жизненной позиции), социально-трудовое (профессиональные ориентация, подготовка или переподготовка, рациональное трудоустройство), культурно-бытовое (обучение навыкам самообслуживания и ориентировки, эстетическое воспитание, организация быта в соответствии с потребностями инвалида по зрению). социальную реабилитацию следует рассматривать также как искомый результат реабилитационной деятельности, который может достигаться только в результате совокупности действий в рамках всех названных выше направлений, т.к. только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей инвалида по зрению к социальному функционированию.
Социальная реабилитация - процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Условно можно выделить четыре этапа социальной реабилитации: семейный (до 7 лет), школьный (7 - 18 лет), трудовой (до момента выхода на пенсию по возрасту), посттрудовой. В настоящее время в Уральском регионе школа-интернат является основным учреждением, осуществляющим социальную реабилитацию инвалидов по зрению. Это связано с малодоступностью специализированных детских садов для слепых детей и прекращением работы большинства учебно-производственных предприятий ВОС.
Процесс социальной реабилитации детей с дефектом зрения в специальных (коррекционных) школах-интернатах Урала включает три этапа и охватывает весь период обучения в школе. Первый этап - начальная школа, второй - основная (неполная средняя) школа, третий этап - средняя школа. На каждом этапе перед педагогическим коллективом стоят различные цели и задачи, следовательно, меняется и содержание коррекционных занятий.
Начальная школа или школа первой ступени (1 - 4-й классы) призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться. Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития и компенсации нарушенных функций в процессе обучения проводится в сочетании со специальными индивидуальными и малогрупповыми коррекционными занятиями по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), лечебной физкультуре (ЛФК), ритмике, социальнобытовой ориентировке (СБО), ориентировке в пространстве.
Цель СБО в начальной школе - помочь ребенку с нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее. На занятиях по СБО происходит расширение представлений о бытовой и социальной сферах жизни человека, восполняются пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания. Достижение этой цели делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют почувствовать себя независимым [3, с. 90].
Ритмика и ЛФК решают задачи пространственной ориентировки и развития двигательных способностей. Схема занятия по ритмике в школах-интернатах состоит из четырех элементов: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмикогимнастические упражнения; танцевальные движения (танцы); игры (сюжетноролевые, пальчиковые и др.) (Там же, с. 81). Занятия по ЛФК используются для предупреждения, ослабления и ликвидации имеющихся отклонений и нарушений в физическом развитии и двигательной подготовленности слепых и слабови-
дящих детей. Кроме того, они способствуют развитию пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений.
В начальной школе у детей формируют навыки использования трости, их знакомят с различными группами ориентиров, учат ориентироваться в здании школы и на школьном участке. Педагоги учитывают состав воспитанников, их возможности в плане обучения, воспитания и социализации. Наряду с учащимися, имеющими нормальный интеллект, в группах обучаются дети с функциональными нарушениями познавательной деятельности, педагогически запущенные (не посещавшие детский сад, пришедшие из массовой школы), а также со снижением интеллекта органического генеза. Сложность и неоднородность контингента учащихся в школах-интернатах Урала вызывают необходимость организации индивидуальных, групповых (8 - 9 человек), подгрупповых (2 - 3 человека) и совместных (30 - 40 человек) занятий по пространственной ориентировке. Такая работа позволяет индивидуально формировать и совершенствовать навыки ориентирования; вырабатывать умения ходить группой (это обязательно в различных походах и поездках в театр, на концерт); приучать детей к взаимовыручке, заботе и оказанию помощи друг другу; вырабатывать умение ходить с сопровождающим. Еще один важный аспект - это работа с родителями детей с нарушением зрения. На занятиях тифлопедагог объясняет родителям, насколько важно давать детям свободу и самостоятельность, учит их помогать детям при передвижении, рассказывает, как правильно знакомить их с новыми помещениями, улицами, транспортными средствами.
Уже в начальных классах школ-интернатов для детей с нарушением зрения проводится профориентационная работа. Детей на уроках и во внеурочное время знакомят с профессиями, доступными для инвалидов данной категории. Для этого используются художественная литература, теле- и радиопередачи, информационные листки и плакаты, проводятся экскурсии на предприятия и в учреждения, организуются встречи со взрослыми инвалидами по зрению, которые смогли добиться успеха в какой-либо сфере профессио-
нальной деятельности. Во время экскурсий на предприятия и в учреждения детям не только рассказывают о профессиях, но и дают возможность тактильно ознакомиться с различными инструментами и станками. По окончании первого этапа социальной реабилитации в школе дети владеют способами и приемами наглядно-образного и теоретического мышления; навыками и умениями чтения и письма, счета, понимания изображений; навыками самообслуживания, мобильности, ориентировки, которые необходимы детям данного возраста для самостоятельной жизни в школе и семье.
Школа второй ступени (5 - 10-й классы) закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования и полноценного включения в жизнь общества. На этом этапе обучения в школах для слепых и слабовидящих решаются задачи по развитию коррекционнокомпенсаторных процессов у школьников на более высоком уровне (переключа-емость, вариативность в структуре поли-сенсорного восприятия и др.), формированию приемов и способов самокоррекции, социально-психологической регуляции и адаптации. В учебных планах сохраняются часы для занятий по СБО и ориентировке в пространстве, содержание которых изменяется с учетом умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе реабилитационного процесса.
цель СБО на этом этапе - овладение знаниями и умениями, которые потребуются детям после окончания школы и облегчат социально-психологическую адаптацию в обществе. Содержание занятий по социально-бытовой ориентировке включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище», «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» и др. Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены, охраны зрения, осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья. Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола. Расширению навыков самообслуживания способствуют
тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают в себя повседневный уход за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются в темах «Семья» и «Культура поведения». Дети обучаются правилам поведения за столом, в музее, библиотеке, кинотеатре, клубе и других общественных местах. Эффективное усвоение этих навыков обеспечивается наличием в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей гостиной, кухни, столовой, гигиенической комнаты, т.е. комплекса помещений, оснащенных реальными предметами быта. Школьников знакомят со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями, организациями), формируют навыки общения со здоровыми людьми. При этом используют специальные методы обучения - объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.
В средней школе занятия по пространственной ориентировке направлены на совершенствование навыков, приобретенных детьми в начальной школе. На этом этапе педагоги знакомят детей с улицами, перекрестками, транспортом. Кроме того, ведется и индивидуальная работа с детьми, которые пришли в школу-интернат из массовой школы и не владеют даже элементарными навыками ориентировки. Наиболее эффективной формой работы в средней школе являются бинарные занятия, которые совместно проводят педагоги по пространственной ориентировке и СБО. Такие занятия проводятся в магазинах, транспорте и различных учреждениях и позволяют сформировать у детей навыки общения с работниками (продавцами, кондукторами и др.), поведения в общественных местах, приобретения каких-либо товаров.
На третьем этапе подготовка детей с нарушением зрения к будущей трудовой деятельности в школах для слепых и слабовидящих Урала ведется по двум направлениям: обучение на уроках труда швейному, вязальному делу, резьбе по дереву, лозо-плетению, работе с металлом; организация работы в школьных мастерских, в которых учащиеся изготавливают картонную тару, керамические изделия, щетки. При успешном прохождении этого этапа социальной
реабилитации дети владеют навыками ориентировки по городу, умеют использовать различные ориентиры, имеют представления о различных магазинах и учреждениях, могут себя обслуживать при минимальной помощи окружающих, адекватно оценивают собственные склонности, способности и возможности трудоустройства для выбора того профильного класса, в котором они бы могли и хотели продолжить обучение.
Средняя школа - школа третьей ступени (11 - 12-й классы) - обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и формирование начальных профессиональных и допрофессиональных знаний и навыков. На этом этапе во всех школах для детей с нарушением зрения Уральского региона организована допро-фессиональная подготовка учащихся, которая необходима для их полноценной интеграции в общество, получения достойной работы и построения успешной карьеры и жизни. Для начальной профессиональной и допрофессиональной подготовки на базе школ созданы профильные классы (массажный, гуманитарный, математический). Преподавание в профильных классах ведут педагоги из медицинских колледжей и вузов, с которыми у администраций школ заключены договора. По окончании профильного класса, осуществляющего начальную профессиональную подготовку по специальности «Медицинская сестра по массажу», у выпускников появляется возможность быть зачисленными по результатам экзаменов на второй курс медицинского колледжа. Обучение в профильных классах, ведущих допрофессиональную подготовку по другим направлениям, позволяет учащимся получить глубокие знания по учебным дисциплинам, необходимые на вступительных экзаменах в вузы.
На этом этапе занятия по пространственной ориентировке проводятся индивидуально с учетом ранее сформированных навыков и потребностей учащихся. Эти занятия направлены на то, чтобы будущий выпускник научился ориентироваться в здании и на территории того образовательного учреждения, в которое он планирует поступать после окончания школы, самостоятельно добираться до дома, студенческого общежития, необходимых ему магазинов и организаций.
По окончании социальной реабилитации в условиях специальных (коррекционных) школ-интернатов Уральского региона выпускник адекватно воспринимает окружающий мир и имеет представление о том, какое место в этом мире он мог и хотел бы занимать; представляет свои возможности и способен максимально реализовать их; умеет поддерживать необходимый уровень психического и физического здоровья; имеет достаточно развитую эмоциональную сферу и духовные ценности; имея знания на уровне государственных стандартов по общеобразовательным предметам, обучаясь в профильном классе, получает начальное профессиональное образование и возможность учиться дальше.
литература
1. Биран В.П. Инвалидность при патологии органов зрения и реабилитация слабовидящих и слепых. Минск : Беларусь, 1979.
2. Зимин Б.В. К труду и жизни. М. : ВОС, 1983.
3. История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы) / под ред. О.Л. Алексеева. Екатеринбург : Изд-во «Чароит», 2003.
4. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих /
В.З. Кантор. СПб. : Каро, 2004.
5. Хрусталев С.А., Гильд С.А., Боброва л.И. Методика и практика социальнопсихологической реабилитации незрячих : учеб. пособие. М. : ВоС, 1986.
6. Язвина И.М. Совершенствование управления системой социальной реабилитации: учеб. пособие. М. : ВоС, 1985.
Social rehabilitation for children with eye illness in special boarding schools in Urals
There are defined the notion and the stages of the process of social rehabilitation for the visually impaired children. It structure is characterized.
Also there is described the social rehabilitation for children with eye illness in special boarding schools in Ural region.
Key words: handicapped children, visually impaired children, social rehabilitation, special boarding school, professional orientation for visually impaired children.
с.в. шик
(Красноярск)
становление самопонимания как средства социальнопедагогической профилактики аддиктивного поведения у старших подростков
Представлены разработанные факторы и этапы становления самопонимания старших подростков как защиты от аддиктивного поведения. Описываются апробированные социально-педагогические условия, направленные на становление самопонимания, обеспечивающие профилактику аддиктивного поведения.
Ключевые слова: тановление самопонимания, аддиктивное поведение, социально-педагогическая профилактика, старшие подростки.
Одной из важнейших социальнопедагогических проблем является проблема профилактики аддиктивного поведения* у старших подростков. В последние годы общество встревожено огромными, эпидемическими масштабами распространения аддиктивного поведения на фоне низкой эффективности сугубо медицинских или репрессивных мер. Аддиктивное поведение сопровождается нарушением самопонимания и ведет к серьезным социальным последствиям: человек «выпадает» из социума, происходят деградация личности, деформация ее ценностных ориентаций и нравственных установок, не реализуется заложенный потенциал.
Доминирующие в социально-педагогической науке представления о ведущей роли информационного подхода в предупреждении аддикций, благоприятной социальной среды при недостаточном внимании к внутреннему миру и собственной активности подростка не в полной мере отвечают вызовам XXI в. Современный под-
* Аддикция (англ. аddiktion) буквально определяется как пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности.
© Шик С.В., 2010