УДК 371.2 Е.Ю. Тарасова
опыт организации Социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в образовательных учреждениях урала
Рассмотрены основные подходы к социально-трудовой реабилитации школьников-инвалидов по зрению в разные годы XX в. На различных этапах становления специализированных школ слепых и слабовидящих детей проводились разные подходы к их обучению рабочим специальностям. В последнее десятилетие открыты профильные классы для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
Ключевые слова: дети с нарушением зрения, социальная реабилитация, специальное образовательное учреждение, школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, профессиональная ориентация, учебно-производственные предприятия для слепых, социально-трудовая реабилитация, профильные классы, школьные учебные мастерские.
Идеология реабилитации детей с нарушениями зрения на протяжении XX в. прошла содержательный путь развития.
Пик научно-практического интереса к проблемам социальной реабилитации инвалидов по зрению в отечественной тифлологии пришелся на вторую половину XX в. В эти годы публиковались многочисленные материалы по вопросам реабилитации инвалидов по зрению, различным ее направлениям. Весь этот огромный накопленный опыт реабилитации слепых и слабовидящих интенсивно изучался, совершенствовался и обобщался [1].
Социальная реабилитация инвалидов по зрению включает следующие виды: психолого-педагогическую, культурно-бытовую, социально-трудовую реабилитации. Мероприятия социально-трудовой реабилитации играют большую роль в реабилитационном процессе инвалидов по зрению, так как трудовая деятельность для них имеет важное социально-психологическое и моральноэтическое значение, способствует утверждению личности, устранению психологических барьеров, а также улучшению материального положения.
М.И. Земцова в своих работах приводит яркие примеры положительного влияния на личность слепого, включение его в интересный общественно полезный труд. Она пишет, что у них «...укрепляется вера в свои возможности и силы, постепенно сглаживаются и ослабевают болезненные проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакции личности на слепоту, сознание своей работы как социально значимой части общенародного дела расширяет творческие возможности, таящиеся в организме человека, и оказывает решающее влияние на процессы компенсации слепоты» [2, с. 319].
Значительный вклад в разработку вопросов социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения внесли В.П. Ермаков [3], В.З. Кантор [1], А.В. Фе-
ТАРАСОВА Елена Юрьевна - ст. преподаватель Уральского института социального образования (филиал РГСУ в г. Екатеринбурге).
E-mail: [email protected]
октистова [4] и др. В их работах определено содержание мероприятий, реализуемых в рамках социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению.
По мнению В.А. Феоктистовой, социально-трудовая реабилитация включает большой круг проблем: получение общего среднего образования, изучение правовых норм, преодоление психологических конфликтов, общение в смешанных трудовых коллективах, знакомство с деятельностью Общества слепых и перспективами его развития, профессиональное обучение, рациональное трудоустройство, включение в общественную и культурно-просветительскую работу в системе Общества слепых и государственных организаций. При этом она утверждала, что «.в ходе социально-трудовой реабилитации должны быть решены конкретные задачи по восстановлению и развитию сохранных зрительных функций, обеспечению элементарной реабилитации слепых с детства и поздноослепших» [4, с. 14].
В.З. Кантор отмечает, что социально-трудовая реабилитация подразумевает повышение социального статуса инвалида по зрению в профессиональной сфере. По его мнению, «. возвращение инвалида по зрению к той профессии, которой он владел и по которой работал до наступления слепоты или слабовидения, представляет собой аспект или частный случай социально-трудовой реабилитации» [1, с. 27].
Таким образом, исследователи утверждают, что социально-трудовая реабилитация - это целый комплекс мероприятий, направленных не только на развитие у лиц с нарушениями зрения трудовых умений и навыков, но и таких умений и навыков, без которых невозможна полноценная интеграция слепых и слабовидящих в обществе. К их числу относятся: навыки самообслуживания и личной гигиены; самостоятельного передвижения в пространстве и мобильности; речевого и неречевого общения; умения контролировать свое поведение; адаптироваться и взаимодействовать в смешанных трудовых и студенческих коллективах; преодолевать социальную изоляцию; адекватно относится к своему дефекту, к собственным способностям и возможностям и др. Однако в этих работах не уделяется достаточного внимания во-
просам организации и проведения социально-трудовой реабилитации слепых и слабовидящих детей в условиях специализированной школы.
Преимуществом подхода к социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению В.П. Ермакова является то, что он акцентирует внимание на их трудовой подготовке в условиях специализированной школы. Он утверждает, что трудовое обучение слепых и слабовидящих заключается «.не столько в изыскании доступных для них видов труда и приспособлении их к труду, сколько в повышении уровня политехнической, общетехнической подготовки» [3, с. 5]. Он предлагает применять целостный, системный подход к организации обучения слепых и слабовидящих с учетом общих и специфических закономерностей их развития.
В школах слепых и слабовидящих детей Уральского региона накоплен богатый опыт социально-трудовой реабилитации, представляющий научный и практический интерес для тифлопедагогов. В развитии социальнотрудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в специализированных школах Урала на протяжении XX в. можно выделить четыре этапа.
Первый этап - до 1917 г. На этом этапе воспитанием, обучением и реабилитацией слепых и слабовидящих детей занимались частные лица и благотворительные общества. К началу XX в. территорию Уральского региона составляли Пермская, Уфимская, Вятская и Оренбургская губернии. На этом этапе на Урале существовало только одно образовательное учреждение для слепых детей, открытое Мариинским попечительством о слепых в Перми 30 августа 1890 г., оно называлось училищем для слепых детей.
Училище существовало исключительно на средства от пожертвований частных лиц, церковно-кружечных сборов и на деньги, заработанные самими учащимися. Воспитанниками училища были в основном дети мастеровых и крестьян ближайших губерний. На обучение принимали детей в возрасте от 7 до 11 лет [5].
Период пребывания детей в училище составлял девять лет. За этот период учащиеся получали то же образование, что и учащиеся народных школ. Основной задачей этого образовательного учреждения было формирование навыков, которые позволили бы слепым самостоятельно зарабатывать средства для существования после окончания училища.
Трудовая подготовка воспитанников в Пермском училище проводилась по двум направлениям:
1. Обучение ремеслам. При училище существовало ремесленное отделение, в которое переводились воспитанники по достижении 15 лет. При училище были созданы три мастерские. Девочек обучали ткацкому мастерству, плетению из веревок и соломы, вышиванию, вязанию, шитью (починке белья). Мальчиков учили сапожному, корзинному делу и изготовлению плетеной мебели. Все изделия, изготовленные в мастерских, шли на продажу.
В целях лучшего ознакомления потребителей с товарами, производимыми в училище, их посылали на постоянную кустарную выставку Пермского уездного земства. Училищные мастерские имели свою лавку в Гостином дворе. Деньги, вырученные от продажи, использовались на содержание училища.
2. Подготовка таперов (тапер - пианист, сопровождающий танцы на балах и показах немых кинофильмов). В связи с этим большое значение придавалось преподаванию музыки (игра на рояле, скрипке, гармошке, балалайке). Именно подготовка таперов являлась отличительной особенностью Пермского училища от всех остальных подобных заведений, находившихся в ведении Мариинского попечительства о слепых.
Основным преимуществом организации и проведения социально-трудовой реабилитации детей с нарушением зрения являлось то, что в этом училище формирование у воспитанников навыков будущей трудовой деятельности осуществлялось с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и интересов. Трудовая подготовка осуществлялась одновременно по нескольким профессиям (ремесленники и таперы) что позволило в дальнейшем большинству выпускников этого училища иметь работу и быть материально независимыми. Педагоги отслеживали трудоустройство каждого выпускника, предоставляли инструменты для работы, сырье, оказывали помощь в продаже их изделий через училищную лавку. Часть музыкально одаренных выпускников работали таперами. Некоторые выпускники поступали псаломщиками при церквях [5].
Однако процесс социально-трудовой реабилитации слепых в Пермском училище характеризовался рядом существенных недостатков. К ним относятся отсутствие средств и научно обоснованных программ социальнотрудовой реабилитации и отсутствие квалифицированных педагогов, проводивших реабилитационные мероприятия.
Второй этап - 1918-1949 гг. После Октябрьской революции общественное положение слепых в нашей стране коренным образом изменилось. На смену филантропическому характеру воспитания слепых детей пришла система, основанная на принципах советской школы, цель которой - подготовка через школу к общественно-полезной и трудовой деятельности. Слепые наряду с получением общеобразовательной подготовки стали приобщаться к активной производственной, общественно-политической, культурно-про светительской деятельно сти.
На основании Постановления ВЦИК СССР от 3 ноября 1923 г. «О введении в действие Положения об Уральской области» территория Урала включала Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии [6].
Постановлением от 9 августа 1927 г. «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и под-
ростков» Совнарком предлагал Наркомпросу развить сеть учреждений «для всех категорий дефективных детей». В связи с этим мероприятия социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения начинают осуществляться в государственных образовательных учреждениях.
В советский период на Урале школы слепых и слабовидящих детей были созданы: в 1925 г. в Перми (Пермская область), в 1933 г. в Шадринске (Курганская область), в 1933 г. в Троицке (Челябинская область), в 1933 г. в Ялуторовске (Тюменская область), в 1947 г. в поселке Малый Исток (Свердловская область), переведенная в 1961 г. в Верхнюю Пышму.
В эти годы большинству выпускников школ слепых и слабовидящих детей были доступны для трудоустройства лишь слепецкие мастерские, которых к началу 30-х гг. на Урале насчитывалось около 20. В них были организованы следующие производства: пимокатное, корзинотарное, сито-решетное, переплетное, штамповальномеханическое, матрацное, рогожно-кулеткацкое, гре-бельное, веревочное, трикотажное и щеточное. С целью формирования навыков, необходимых для будущей трудовой деятельности, в слепецких мастерских при всех без исключения школах Урала были созданы подобные учебные мастерские.
Работой в мастерских были заняты ученики с 1213-летнего возраста по 2-3 часа в день. Работа совмещалась с учебными занятиями. Профиль мастерских в школах Урала был различным. Так, например, при Пермской школе были столярная, щеточная, трикотажная мастерские, а в Шадринской школе слабовидящих детей в 1940 г. были открыты переплетная и чулочная мастерские. В военные годы эти мастерские были расширены, что позволило воспитанникам школы собрать значительную сумму на производство танков и получить благодарственную телеграмму за подписью И.В. Сталина [7]. В школе слепых и слабовидящих детей в поселке Малый Исток Свердловской области трудовая подготовка учащихся была организована по двум направлениям: изготовление корзин и столярное дело. Изготовленные корзины пользовались большим спросом у жителей ближайших колхозов. В последующие годы при школе была открыта мастерская, в которой как слабовидящие, так и незрячие дети изготавливали мебель. Для этого учителем труда В.А. Туневым были созданы оригинальные приспособления, позволяющие выполнять тотально слепым детям сложные работы по деревообработке, формировать навыки работы рубанком, фуганком, ручной и электрической пилой.
Таким образом, во всех областях Урала были созданы школы слепых и слабовидящих детей, которые входили в единую государственную систему образовательных учреждений. Общим для всех этих школ являлось то, что подготовка учащихся осуществлялась главным образом по рабочим специальностям. При этом в про-
цессе их социально-трудовой реабилитации большое внимание уделялось практике, т. е. учащиеся ежедневно вырабатывали навыки будущей трудовой деятельности. Другим существенным плюсом являлось то, что трудовая подготовка осуществлялась по тем профессиям, по которым в дальнейшем было гарантировано их трудоустройство. Однако существенным недостатком в реализации социально-трудовой реабилитации в условиях этих школ являлось отсутствие единых утвержденных для всех школ программ и планов организации трудового обучения. Кроме того, большинство уральских специализированных школ перешли на полное среднее образование только в 1950-е гг. Поэтому выпускники этих школ не имели возможности поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, что существенно ограничивало их выбор профессиональной деятельности.
Третий этап - 1950-1990 гг. В результате перекраивания границ и переименования территорий в Уральский регион вошли: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области. После вступления в силу в 1953 г. постановления Совмина РСФСР № 42 «О мероприятиях по улучшению культурно-бытового обслуживания слепых» школы слепых и слабовидящих перешли на полное среднее образование [8]. В 1947 г. на VI съезде Всероссийского общества слепых (ВОС) было принято решение организовать в каждой области, крае и АССР учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых (УПП ВОС). В эти годы на смену кустарным ремесленным мастерским пришли электротехнические, светотехнические и металлообрабатывающие предприятия. Поэтому в специальных школах для детей с нарушениями зрения социально-трудовая реабилитация осуществлялась по двум направлениям: подготовка к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения для получения профессий интеллектуального труда и начальная профессиональная подготовка, позволяющая выпускникам трудоустраиваться после окончания школы. Отличительной особенностью данного этапа было то, что в реализации мероприятий социальнотрудовой реабилитации учащихся этих школ активное участие принимали сотрудники Свердловской тифлотех-нической лаборатории НИИ дефектологии АПН СССР Сотрудники лаборатории, начиная с 1950-х гг., разрабатывали специальные программы и средства социальнотрудовой реабилитации.
В программе начальной профессиональной подготовки в школах слепых и слабовидящих детей предусматривалось открытие профильных классов: массажный и производственный. В массажном классе, открытом в 1970 г. в Верхнепышминской школе-интернате, осуществлялась начальная профессиональная подготовка учащихся по специальности «Медицинская сестра по массажу». Программа обучения в этом классе, разработанная Н.Н. Макеевой, включала изучение 3-х курсов: «Массаж», «Ана-
томия», «Терапия». Наряду с теоретической подготовкой они проходили практику по массажу в клиниках Екатеринбурга. По окончании двухлетнего обучения в массажном классе выпускники сдавали экзамены и получали свидетельство специального образца. Данное образование было приравнено к среднему медицинскому. В эту школу для освоения профессии массажиста приезжали учиться дети из всех регионов СССР. За период с 1972 по 1990 гг. данную профессию получили более 500 выпускников. В 1970-е гг. в Шадринской и Верхнепышминской школах начали подготовку квалифицированных рабочих по механической обработке металла и пластмасс, по картонажному производству. По окончании двухлетнего обучения по этим специальностям выпускники сдавали квалификационные экзамены, получали соответствующие разряды и могли трудоустроиться на УПП ВОС. Школьная подготовка обеспечивала быстрый рост квалификации выпускников. Следует отметить, что на этом этапе во всех без исключения школах Урала осуществлялась подготовка учащихся к работе на УПП ВОС. С этой целью в школах были созданы учебные мастерские, в которых учащиеся во внеурочное время приобретали навыки, необходимые для работы на УПП ВОС. Часть занятий проводилась непосредственно в мастерских УПП ВОС.
Профильные классы в этих школах были созданы для подготовки выпускников к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Так в Верхнепышминской школе в 1970-е гг. были открыты два класса: математический и гуманитарный. Математический класс был создан сотрудником Уральского государственного университета им. А.М. Горького (УрГУ) М.А. Вербуком. Преподавателями в этом классе работали педагоги школы и преподаватели УрГУ В математическом классе осуществлялась допрофессиональная подготовка по специальности «Программист-оператор ЭВМ». Старшеклассники занимались углубленным изучением математики и информатики, знакомились с программированием, сначала работали на микрокалькуляторах, затем на первых ЭВМ «Урал» и «Проминь». В содружестве с сотрудниками УрГУ старшеклассники стали работать над специальными программами и приставками, которые давали возможность незрячим людям самостоятельно работать на ЭВМ. По окончании обучения (два года) выпускникам математического класса выдавали свидетельство оператора ЭВМ. Многие выпускники этого класса поступали на физико-математические факультеты различных вузов страны. Учащиеся гуманитарного класса углубленно изучали литературу, историю, русский язык, занимаясь в университете юных филологов при УрГУ Большинство из них поступали на филологические факультеты УрГУ и Свердловского государственного педагогического института.
Интересен опыт организации социально-трудовой реабилитации учащихся в Уфимской школе для детей
с нарушениями зрения, где в 1970 г. был создан филиал детской музыкальной школы имени Н. Сабитова. Здесь учащиеся обучались по классу фортепиано и баяна. После окончания школы часть выпускников поступала в музыкальные училища и институты искусств Башкортостана и России.
Следует отметить, что во всех этих школах Урала на данном этапе осуществлялась подготовка учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Для этого в школах организовывались дополнительные занятия и кружки (литературный, исторический и др.), позволявшие учащимся получить глубокие знания, необходимые для успешной сдачи вступительных экзаменов в различные образовательные учреждения.
На данном этапе в специализированных школах Урала начали осуществлять допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку как по рабочим специальностям, так и по профессиям интеллектуального труда. При этом существенным недостатком в организации социально-трудовой реабилитации было слабое формирование у воспитанников умений и навыков, необходимых для успешной интеграции и адаптации в среде зрячих.
Четвертый этап - 1990-е гг. На этом этапе изменение содержания мероприятий социально-трудовой реабилитации, осуществляемых в школах слепых и слабовидящих детей, связано с несколькими обстоятельствами: изменение контингента учащихся (увеличилась доля слабовидящих) [2]; сокращение рабочих мест на УПП ВОС; усиление конкуренции на рынке труда; необходимость лицензирования некоторых видов трудовой деятельности и, как следствие, повышение требований, предъявляемых к уровню подготовленности специалиста [9]. Эти обстоятельства привели к тому, что в 1990-е гг. социально-трудовая реабилитация слепых и слабовидящих детей, осуществляемая в условиях специальной (коррекционной) школы, ограничивалась лишь допро-фессиональной подготовкой в профильных классах, количество которых в эти годы существенно сократилось. В профильных классах на этом этапе осуществлялась подготовка учащихся к поступлению только в те высшие и средние специальные учебные заведения, с которыми у администрации школ были заключены договоры. Так, например, с целью подготовки учащихся к поступлению в медицинские колледжи для получения среднего медицинского образования по специальности «Медицинская сестра по массажу» в Уфимской школе для детей с нарушениями зрения в 1993 г. был открыт массажный класс. Такой класс с 1970 г. существовал в Верхнепышминской школе. В 1990-х гг., когда возникла необходимость в лицензировании данного вида деятельности, перед школой встала задача обеспечить своим выпускникам поступление в медицинский колледж для получения среднего медицинского образования. По этой причине в 1998 г. между администрацией этой школы и Свердловским об-
ластным медицинским колледжем был заключен договор, по которому у учащихся массажного класса появилась возможность освоить в школе программу первого курса медицинского колледжа и по результатам выпускных экзаменов быть зачисленными на второй курс колледжа. В Шадринской школе слабовидящих детей перечень профессий, по которым осуществлялась допрофессиональ-ная подготовка учащихся, был шире. В этой школе также осуществлялась подготовка учащихся к поступлению в медицинский колледж, но, кроме того, у администрации этой школы в 1991 г. был заключен договор с кооперативным техникумом, на основании которого ученики 11-12 классов параллельно с изучением общеобразовательных предметов осваивали дисциплины, преподаваемые в техникуме. По окончании школы выпускникам выдавался диплом продавца-коммерсанта непродовольственных товаров [9].
В эти годы администрации специальных школ заключали договоры не только со средними специальными учебными заведениями, но и с высшими учебными заведениями. Например, администрация Верхнепыш-минской школы-интерната слепых и слабовидящих в 1997 г. заключила договор с Уральским государственным профессионально-педагогическим университетом (Ур-ГППУ) об открытии класса по профилю «Социальная работа». По данному профилю было сделано два выпуска в количестве 25 человек [9]. Согласно этому договору преподаватели УрГППУ вели в этом профильном классе дополнительные занятия, а школьные выпускные экзамены одновременно были и вступительными в УрГППУ
Однако не все школы для слепых и слабовидящих детей Урала имели договоры с высшими и средними специальными учебными заведениями. Несмотря на это, подготовка выпускников к поступлению в высшие или средние специальные учебные заведения осуществлялась во всех без исключения специализированных школах Урала. С этой целью в школьные программы были включены факультативы, на которых учащиеся имели возможность получать глубокие знания, необходимые для успешной сдачи вступительных экзаменов в различные образовательные учреждения. Кроме того, создавались творческие коллективы для развития способностей музыкально одаренных детей. Так, в Оренбургской школе слепых и слабовидящих детей, открытой в 1994 г. для осуществления допрофессиональной подготовки учащихся был создан театрально-игровой коллектив «Классная компания». Целью этого коллектива было выявление индивидуальных способностей ребенка и развитие его творческого потенциала, осуществление индивидуальной профильной подготовки для успешного поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. К концу 1990-х гг. на базе Центра эстетического воспитания Оренбурга с целью совершенствования у детей навыков работы с музыкальным оборудованием была создана профессиональная студия звукозаписи со
стандартным и тифлооборудованием. Создание этой студии позволило одновременно вести обучение нескольких групп музыкально одаренных незрячих и слабовидящих детей. В студии ребята получали начальные профессиональные навыки звукооператоров, режиссеров, вокалистов, аранжировщиков. Кроме того, в этой школе школьники обучались искусству игры на фортепиано, скрипке, баяне, занимались сольфеджио, хоровым пением. Все это позволило многим выпускникам школы стать студентами творческих учебных заведений.
Обобщая вышесказанное, отметим, что положительным моментом в организации социально-трудовой реабилитации учащихся школ слепых и слабовидящих детей в Уральском регионе являлось появление возможности заключения договоров с высшими и средними специальными учебными заведениями, на основании которых выпускникам было гарантировано поступление в эти образовательные учреждения для получения профессий интеллектуального труда. Хотя это не исключало того существенного недостатка, что педагоги школ, осуществляя подготовку к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения, не вели целенаправленную работу по формированию у слепых и слабовидящих детей качеств, умений и навыков, необходимых им для адаптации в студенческих и трудовых коллективах, состоящих из нормально видящих людей, и полноценной социальной интеграции. Другим существенным недостатком реализации социально-трудовой реабилитации детей с нарушениями зрения в рассматриваемый период стало то, что школы Урала практически утратили возможность осуществлять подготовку и трудоустройство на УПП ВОС для той категории учащихся, которые не имели возможности продолжить образование в силу индивидуальных особенностей или социального статуса.
Л и т е р а т у р а
1. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб.: КАРО, 2004. - 240 с.
2. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты: в процессе познавательной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1956. - 419 с.
3. Ермаков В.П. Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников: учеб.-метод. пособие. - М.: ВОС, 1987. - 79 с.
4. Феоктистова В.А. Цели, содержание и пути социальнотрудовой реабилитации слепых // Сборник по реабилитации слепых / Под ред. А.Г. Литвака. - М.: ВОС, 1982. - С.11-19.
5. Пермской школе слабовидящих детей 100 лет: информационный лист. - Пермь: ВОС Пермское областное правление, 1990. - 5 с.
6. Свердловскстату - 90 лет: из века минувшего в век настоящий / Под ред. Е.А. Кутиной. - Екатеринбург: Свердловск-стат, 2009. - 100 с.
7. Гаев И.М. Право быть человеком. - Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2002. - 120 с.
8. Федеральное законодательство РФ [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http: // www.bestpravo.ru (дата обращения 9.12.2009.).
9. История и современность: обучение и воспитание детей с нарушением зрения (из опыта работы) / Под ред. О.Л. Алексеева. - Екатеринбург: Издательство «Чароит», 2003. - 96 с.
10. Коркунов В.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе: учеб. пособие. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 235 с.
E.Yu. Tarasova
The experience of organization of social and labor rehabilitation of children with visual impairment in the educational institutions in ural
The author introduces the main approaches to social and labor rehabilitation of disabled students with visual impairments at different times of the XX century. The various approaches to the training of blind and visually impaired students for working specialties were suggested on different stages of formation of the specialized schools. The last decade the preparatory profile classes for entering vocational school and higher institutions have been opened.
Key words: children with visual impairments, social rehabilitation, special educational institutions, boarding school for blind and visually impaired children, professional orientation, educational and manufacturing enterprises for blind people, social and labor rehabilitation, profile classes, school workshops.